Трансформация личности индивида в процессе ресоциализации

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.60797/IRJ.2025.152.45
Выпуск: № 2 (152), 2025
Предложена:
14.11.2024
Принята:
03.02.2025
Опубликована:
17.02.2025
61
0
XML
PDF

Аннотация

Процесс формирования и развития личности индивида, ее фундаментальных аспектов существования – идентичности и Я-концепции, происходит на протяжении всей жизни. В процессе социализации и инкультурации индивид неоднократно сталкивается с внешними вызовами, которые препятствуют личностному росту и развитию и могут привести к внутриличностным конфликтам и кризисам. В таких случаях для преодоления трудностей и адаптации к новым реалиям индивиду необходимо обратиться к процессу ресоциализации, который представляет собой опыт преобразования и трансформации личности, независимо от ее изначальных характеристик. В статье рассматривается трансформация личности индивида в рамках добровольной и принудительной ресоциализации. Отдельное внимание уделяется ресоциализируемой личности, находящейся в инокультурной среде. Проводится анализ изменения личностной аксиосферы, базовых ценностей, установок, поведенческих моделей и ориентаций, изменения представлений о себе и своей роли в обществе, приобретения новой идентификации. Трансформация ресоциализируемой личности, какой бы она ни была, затрагивает множество интересных метафизических вопросов, включая смысл жизни, сущность сознания и самосознания, а также взаимосвязь между внешним миром и внутренним миром индивида.

1. Введение

Проблема устойчивости индивида в постоянно меняющихся условиях мира сложна как решение задачи присутствия и сохранения его как сущности, индивидуальности и личности. Однако истинную ее сложность определяет то, что индивид существует только в движении, в непрерывном процессе саморазвития и самоизменения. Он также постоянно находится в точке несовпадения с собой, когда переживает период внутреннего конфликта, то есть период несоответствия между своими текущими действиями, мыслями, чувствами и внутренними ценностями, убеждениями и идеалами. Внутренний конфликт существует всегда, возникая в любой момент жизни, его интенсивность и сложность зависят от сложности внутреннего мира, рассогласованности внутренней структуры, глубины личностного смысла, внешних и других факторов. В разрешение проблемы внутриличностного диссонанса важную роль играет процесс ресоциализации, особенно, если в качестве катализатора противоречия выступают события, связанные со значительными жизненными переменами.

Основу исследования ресоциализации заложили такие мыслители, как: Д.Б. Кеннеди и А. Кербер

, Н. Смелзер
, П. Бергер и Т. Лукман
, Э. Гидденс
и другие. Термин ресоциализация преимущественно встречается в работах, рассматривающих проблемы осужденных
,
,
, и употребляется в значении изменения ранее социализированной личности, через разрушение ранее принятых ценностей и моделей поведения личности с последующим усвоением ценностей, радикально отличающихся от предыдущих
. Что касается особенности ресоциализации как одного из процессов общей социализации, которая реализуется в нормальной социальной ситуации, то на сегодняшний день она не получила широкой освещенности в исследованиях.

Общее определение ресоциализации как процесса вторичного вхождения индивида в социокультурную среду в результате личностного кризиса, дефекта социализации или смены социокультурного окружения

, сформулировали Д.Б. Кеннеди и А. Кербер. Среди отечественных авторов можно выделить А.И. Ковалеву и Н.А. Перинскую, которые дали интегративное определение ресоциализации как процесса освоения индивидом социальных норм и культурных ценностей, не освоенных или недостаточно освоенных ранее, или обновленных на новом этапе общественного развития. Они также отметили, что в процессе ресоциализации индивид обретает новую социальную идентичность или закрепляет достигнутую ранее в новых социальных условиях реконструированной реальности
.

Несмотря на то, в каком направлении развивается исследование по данной теме, в научной литературе выделяют два типа ресоциализации: добровольную, инициатором которой выступает сам индивид; принудительную, которая происходит против воли индивида и под давлением со стороны общества. Каждый тип ресоциализации включает несколько этапов, которые сопровождаются кризисом идентичности – периодом, когда индивид начинает интенсивно анализировать и переосмысливать важные составляющие своей личности в ответ на жизненные изменения.

Исследование ресоциализации в основном является областью социологии, психологии или педагогики. Однако для более глубокого понимания этой проблемы необходимо обратиться к ее философскому осмыслению, поскольку основная цель ресоциализации – это выход за рамки привычного образа себя для переосмысления своих ценностей, приоритетов и жизненных целей, для изменения, реконструкции и формирования новой социальной и культурной идентичности, а также для создания основы целостного подлинного «Я».

2. Методы и принципы исследования

В современном обществе человек стал все чаще уделять особое внимание смыслу и ценности собственного существования. На протяжении всей жизни он сталкивается с различными событиями и кризисами, которые стимулируют процесс ресоциализации. Особой философской проблемой данного процесса являются сопутствующие ему трансформации личности. Для полного и глубокого понимания данной проблемы необходимо обратиться к системному и интегральному подходам, которые рассматривают ее как сложную, многоуровневую и динамическую систему.

Исследование процесса трансформации личности ресоциализируемого, необходимо начинать с рассмотрения ее исходных компонентов, а именно с общих представлений о личности индивида и ее идентичности. Понимание человеческой личности, исследуя ее с разных сторон и акцентируя внимание на значимости самопознания, духовного роста и взаимодействия с окружающим миром, значительно обогатили такие философы, как: Сократ, Платон, Аристотель, Августин, Г.В. Лейбниц, Г.С. Холл, Э. Шпрангер, Э. Торндайк, Э. Мунье, К.Л. Бюлер, Б.Ф. Скиннер, Ж. Пиаже, Э. Эриксон, Дж.А. Келли, А. Маслоу, К. Роджерс, Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов и другие. Связующим звеном между непосредственным переживанием себя и более широкими представлениями о собственной личности служит идентичность, которая как отдельная тема в философском познании впервые была исследована в трудах Дж. Локка, Д. Юма, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, Дж. Мида, У. Джеймса, Э. Эриксона, К.Г. Юнга и других.

Ресоциализация индивида может происходить в различных социокультурных средах, в том числе и в инокультурной среде. Обращение к системному и интегральному подходам позволяет исследовать процессы аккультурации, бикультурализма и билингвизма, которые влияют на трансформацию личности индивида и его идентичности при ресоциализации в отличной от своей «родной» социальной и культурной среды.

3. Основные результаты

Формирование индивидом личности, идентичности и представления о себе происходит в процессе социализации и инкультурации и продолжается на протяжении всей жизни. Однако на жизненном пути происходят различные события, которые вызывают внутренние противоречия, несогласованность и конфликты, что, в свою очередь, ведет к необходимости ресоциализации, то есть к переоценке своего «Я». Для понимания изменения ресоциализируемой личности индивида необходимо рассмотреть понятия личности и идентичности. Значительный вклад в понимание данных аспектов человеческой природы и развития внесли З. Фрейд, Э. Фромм, К. Ясперс, М. Бубер, Э. Эриксон и другие. В настоящее время их работы считаются классическими трудами по осмыслению различных аспектов личности и ее идентичности. Их теории затрагивают три отношения, которые образуют постоянное ядро идентичности: отношения между человеком и природой; отношения между человеком и обществом; отношения между человеком и его сознанием.

З. Фрейд внес значительный вклад в понимание человеческой природы и развития через свою теорию психоанализа. Он утверждал, что личность состоит из трех частей: Ид (бессознательное), Эго (сознательное) и Супер-Эго (моральные нормы и ценности). Э. Фромм развивал гуманистическую психологию, фокусируясь на социальных и культурных аспектах человеческой природы. Он ввел понятие «экзистенциальных дихотомий» – неразрешимых противоречий, с которыми сталкивается человек в своей жизни. К. Ясперс внес вклад в философскую антропологию, исследуя вопросы смысла и экзистенции. Он утверждал, что человек способен к самосознанию и самоопределению через экзистенциальный опыт. М. Бубер развивал философию диалога, утверждая, что истинное бытие человека проявляется через отношения с другими. Он разделил мир на два уровня в зависимости от отношения людей к жизни: один – «мир, который нужно использовать», а другой – «мир встреч» (мир, который нужно встретить). Он также использовал формулу «Я-Оно» для обозначения первых и формулу «Я-Ты» для обозначения вторых. Э. Эриксон разработал теорию психосоциального развития, которая расширила концепцию З. Фрейда, включив в нее социальные и культурные аспекты. Он выделил восемь стадий развития личности, каждая из которых характеризуется определенным кризисом и задачей. Он также ввел понятие «кризис идентичности», чтобы отметить моменты изменений в личности, которые происходят на протяжении всей жизни человека. Работы этих мыслителей продолжают оказывать влияние на современные исследования формирования и изменения «Я» в области психологии, социологии и философии.

Личность отражает отношение индивида с окружающим миром, поскольку возникает в процессе межличностного диалога, ведущегося между «Я» и «Ты», другим человеком или Богом, и отражает его внутренний мир, в который включены индивидуальные характеристики, его убеждения, ценности, характер, мотивации и способы поведения. Личность можно представить как единство непосредственного переживания, объединение чувств, эмоций, мыслей и желаний, которые формируют основу для понимания себя и окружающего мира. Она также является источником всех интенциональных актов, то есть всех действий, направленных на достижение цели, и является центром осуществляемых ею многообразных актов, в конкретном сцеплении которых реализуется бытие. Что касается идентичности, то она обозначает бессознательное соответствие между субъектом и объектом, собой и другими, а личностная идентичность – это представление человека о том, кем он является на самом деле, включая субъективное ощущение постоянства и непрерывности в различных контекстах и во времени.

Некоторые философские взгляды предполагают, что личность – это такая сущность, которая может считать себя сохраняющейся с течением времени, поэтому и ядро личности, которое составляет Я-концепция, также сопротивляется изменениям. В других философских теориях мыслители  концептуализируют идентичность в терминах устойчивости и постоянства. Однако вследствие существенного расширения границ современного общества, под влиянием важных «больших» жизненных изменений, либо путем накопления «мелких» изменений, а также в результате самопознания, рефлексии и критического осмысления собственного опыта происходит изменение личности индивида и его идентичности. Поэтому личность и идентичность не статичны, они подвижны и открыты для формирования и изменения.

Трансформация индивида, его личности и идентичности затрагивает все сферы бытия. Главные изменения происходят в его внутреннем мире, в его сознании и самосознании. Меняются правила жизни, форма и направленность процесса социализации, происходит переосмысление этических норм. Изменяется личная аксиосфера, которая, по мнению И.М. Суворовой и Л.И. Кабановой, представляет собой изменчивую сложноструктурированную систему взаимосвязанных ценностей, представленных в виде суждений, образов, идей и норм, разнообразных проявлений ценностного сознания, мотивирующих практическую и духовную деятельность человека

. Аксиосфера – это совокупность индивидуальных ценностей, убеждений и принципов, которые определяют поведение, выбор и решение индивида в жизни, а также играют важную роль в формировании мировоззрения, формируют суть того, кто мы есть. Изменения аспектов аксиосферы потенциально могут преобразить индивида, превратить его в «другого» человека. Окончательная трансформация индивида, по мнению Э. Томпсона, происходит на стадии умирания, именно смерть заставляет индивида принять перспективу своей жизни в целом, которая позволяет ему пересмотреть, какой из его предыдущих опытов действительно был преобразующим
.

Изменения личности в процессе ресоциализации происходят во время кризиса идентичности, то есть кризиса «Я». Иногда кризис протекает «мягко», когда индивид начинает испытывать недовольство тем, что его желания и потребности не соответствуют действительности. В этом случае он самостоятельно и добровольно принимает решение о необходимости ресоциализации, то есть изменения модели поведения, социальных установок, пересмотра своих взглядов на жизнь, своего отношения с окружающими, приоритетов, целей и ценности. После этого индивид формирует новые убеждения и принципы, а также развивает новые или корректирует уже существующие навыки и компетенции. Следует подчеркнуть, что такие изменения происходят постепенно и осознанно, индивид всегда сохраняет контроль над ситуацией, что позволяет ему прийти к более гармоничному и позитивному разрешению кризиса и формированию новой идентичности. Также, по мнению большинства современных исследователей, индивид неоднократно и добровольно проходит ресоциализацию на протяжении всей жизни, поскольку постоянно ищет новые способы самовыражения, стремится к укреплению уверенности в себе, саморазвитию, самопознанию, повышению самооценки, улучшению качества жизни и достижению гармонии с собой и окружающим миром. Добровольная ресоциализация обычно является результатом получения нового образования, участия в программах личностного развития и роста, накопленного опыта, включения в информационно-компьютерную среду, а также в результате изменения жизненных обстоятельств или желания изменить образ жизни и адаптироваться к новым условиям.

Однако в жизни индивида бывают и переломные моменты, когда он переживает серьезные жизненные перемены. Такие события нарушают социализацию и приводят к десоциализации личности. Десоциализация, по мнению Т.А. Рубанцовой и Е.А. Крутько, – это процесс, в ходе которого человек под влиянием ряда факторов оказывается вынужден подвергнуть имеющиеся у него ценностные ориентации, роли, нормы поведения изменениям

. Десоциализация заставляет индивида, добровольно или против своей воли, отказаться от старых паттернов и впустить в жизнь все новое. Переживания негативной валентности в процессе десоциализации оказывает значительное влияние на духовный мир личности, деформирует жизненные позиции, принципы, идеалы, убеждения и такие духовные ориентиры, как: мораль, идеалы и ценности, которые определяют его поведение и мировоззрение. Индивид, участвуя в данном процессе, оказывается в точке бифуркации, где по одной траектории он может перейти к устойчивой форме десоциализации, которая приведет к еще большему разрушению «Я», к маргинализации или ассоциализации личность, сначала к снижению самооценки и потери социальной идентичности, а затем к самоотчуждению личности. Такие изменения зачастую бывают необратимыми и могут кардинально и быстро трансформировать личность, восприятие индивидом себя, а именно того, кто он есть, и окружающего мира. Однако индивид может пойти по другой траектории, добровольной или принудительной ресоциализации, которая направлена на разделение индивидом своего прошлого «Я» от настоящего, и на реинтеграцию его в общество за счет реконструкции личности, процесса ее восстановления или воссоздания, и/или ее трансформации, то есть процесса изменения личности, который обычно направлен на избавления от стигматизированной идентичности и изменение себя, своего «Я». Стоит также отметить, что некоторые индивиды, независимо от того, были ли изменения в процессе ресоциализации положительными или отрицателями, пытаются изо всех сил избавиться от своей прошлой идентичности, которая больше не имеет отношения к их жизни и принять себя новыми. Однако чтобы не застрять и по-настоящему двигаться вперед в своей жизни, индивид должен признать и принять нынешнюю идентичность, свое прошлое «Я» и все, что между ними.

Ресоциализация может происходить в различных социокультурных средах. Для того чтобы понять как индивид ресоциализируется в инокультурной среде, необходимо проанализировать процесс аккультурации, поскольку он показывает существование индивида одновременно в двух культурах и включает в себя значительные изменения внутриличностных аспектов.

Использование концепции аккультурации появилось еще в 1880-ом году, но самая ранняя классическая формулировка термина принадлежит Р. Редфилду, Р. Линтону и М.Дж. Херсковицу. По их мнению, аккультурация охватывает те явления, которые возникают, когда группы людей, имеющие разные культуры, вступают в постоянный непосредственный контакт, с последующими изменениями в исходных культурных моделях одной или обеих групп

. По мнению Дж. Берри, аккультурация представляет собой процесс, посредством которого люди адаптируются к жизни в новой культурной среде
. В процессе аккультурации индивид приспосабливает социальные и культурные ценности, идеи, верования и поведенческие модели своей культуры происхождения к ценностям другой культуры. Аккультурация зависит от многих факторов, она видоизменяется и может проявляться в виде бикультурализма, билингвизма (двуязычия) и других модусов.

Бикультурализм описывает статус человека, идентифицируемого себя с двумя культурами, интернализирующего или содержащего в себе идентичность и/или поведение обеих культур. Бикультурализм, по мнению Ю.Е. Гарсия, охватывает множество ситуаций, в которых человек является частью двух систем ценностей, обычаев, поведения и/или языков

. С точки зрения Ю.Г. Волкова, В.И. Курбатова и Р.Д. Хунагова, бикультурализм выражает состояние наличия или наследования двух или более культур
. Двуязычие, по мнению К. Алиевой, – это ментальный механизм, позволяющий воспроизводить и проводить речевые исследования, принадлежащие к двум языковым системам, на постоянной основе
. М.Г. Даниелян полагает, что билингвизм – это сложное и многогранное явление, которое подразумевает владение двумя языковыми системами в равной степени
. Главным принципом аккультурации в иной культуре и обществе – это сосуществование своего «Я» в двух культурных формах. Другими словами, участвуя в данных процессах, индивид, не разрывая связь с прошлым, поскольку прошлое есть часть его «Я», стыкует разные культуры, разные мироощущения, тем самым конструирует уникальную идентичность, в которой согласуются ценности, взгляды, обычаи, язык и привычки одновременно двух культур.

Ресоциализация в инокультурной среде – это своего рода преобразующий опыт, который полностью пронизывает жизнь индивида и влияет на его физические, биологические, политические, экономические, культурные и социальные изменения. Л.А. Пол отмечает, что переживания индивидом такого опыта могут радикально поменять его как в эпистемологическом, так и в личном плане

. Когда индивид преображается эпистемологически, он приобретает новое знание о том, на что похож этот опыт, которого он не мог бы получить без этого опыта, это знание меняет его понимание мира и самого себя. Личностные изменения относятся к преобразованию своего материального, социального и духовного «Я».

4. Заключение

На протяжении всей своей жизни индивид постоянно работает над формированием и развитием своей личности, ее важных составляющих, которые, в свою очередь, формируют его самоощущение и самовосприятие. Проходя через различные этапы жизни, он сталкивается с множеством проблем, которые приводят к возникновению внутренних противоречий, к появлению мотивационных, нравственных, ролевых, адаптационных и других конфликтов во внутреннем мире. Эти проблемы стимулируют необходимость прохождения процесса ресоциализации. Опыт в процессе ресоциализации является трансформирующим, поскольку он приводит к изменению и/или реконструкции личности индивида, его идентичности, а также к переосмыслению своего «Я» и своего мировоззрения. При одних условиях процесса ресоциализации и личных потребностей, индивид может сам менять свою жизнь, переосмысливать собственные возможности и достижения, основные предпочтения, а также менять вид деятельности, свои основные планы на будущее и способ передвижения по миру, подстраиваться под новую культуру и общество, сохраняя при этом ценности своей личности, своего общества и культуры. В других случаях у индивида происходит кризис идентичности, когда он утрачивает интереса к жизни, перестает видеть в ней смысл и теряет мотивацию к действию. Таким людям требуется помощь в принудительной ресоциализации для изменения личностных качеств, норм поведения, правил жизни, ценностей и своих основных убеждений. Личностные трансформации, какими бы они не были, потенциально необратимы. Важные решения, которые принимает индивид в процессе ресоциализации, влияют на его существование в мире и могут значительно трансформировать его будущее «Я», так что он выходит из ситуации совсем «другим» человеком.

Метрика статьи

Просмотров:61
Скачиваний:0
Просмотры
Всего:
Просмотров:61