ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ НАРОДА САХА

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.116.2.090
Выпуск: № 2 (116), 2022
Опубликована:
2022/02/17
PDF

ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ НАРОДА САХА

Научная статья

Туласынова Н.Ю.1, *, Акимова А.Н.2

1 ORCID: 0000-0002-6740-5534;

1, 2 Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, Якутск, Россия

* Корреспондирующий автор (whityt[at]mail.ru)

Аннотация

 В статье представлен процесс формирования представлений о традиционном декоративно-прикладном искусстве детей дошкольного возраста Республики Саха (Якутия). Цель исследования: теоретически обосновать и проверить на практике влияние организации занятий по творческой работе на формирование представлений о традиционном декоративно - прикладном творчестве у детей дошкольного возраста. Задачи исследования: рассмотреть особенности и виды традиционного декоративно-прикладного искусства; разработать и провести занятия у детей дошкольного возраста; выявить динамику по формированию представлений о традиционном декоративно - прикладном искусстве у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, народное искусство, бисероплетение, плетение из конского волоса, керамика, традиционное шитье, лоскутное шитье, методика Соломенниковой.

INTRODUCING PRESCHOOLERS TO THE DECORATIVE AND APPLIED ARTS OF THE SAKHA PEOPLE

Research article

Tulasynova N.Yu.1, *, Akimova A.N.2

1ORCID: 0000-0002-6740-5534;

1, 2 M. K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

* Corresponding author (whityt[at]mail.ru)

Abstract

 The article presents the process of forming ideas about the traditional decorative and applied art of preschool children of the Republic of Sakha (Yakutia). The purpose of the study is to theoretically substantiate and test in practice the influence of the organization of creative work classes on the formation of ideas about traditional decorative and applied creativity in preschool children. The objective of the research are to consider the features and types of traditional decorative and applied art; to develop and conduct classes for preschool children; to identify the dynamics of the formation of ideas about traditional decorative and applied art in preschool children.

Keywords: decorative and applied art, folk art, beading, horsehair weaving, ceramics, traditional sewing, patchwork sewing, Solomennikova's technique.

В Республике Саха (Якутия) интерес к народной культуре является чрезвычайно актуальным, развитие общества невозможно без знания традиций, культуры и обычаев народов, проживающих на огромной территории республики. Посредством работы с берестой, конским волосом, глиной воспитатели формируют понятие о традиционном декоративно - прикладном искусстве, которое сегодня выполняет воспитательную функцию в деятельности дошкольного учреждения.

Декоративно-прикладное искусство – это особый мир художественного творчества. Теоретическую основу исследования составляют работы Е.В. Борисовой [2], Л.А. Венгер [3], Н.С. Вершининой [4], В.Г. Дмитриевой [5], С. Шухардиной [6], С.В. Никифоровой, И.В. Покатиловой [7], В.Л. Серошевского [9].

Для нашего исследования интерес вызывает определение Никифоровой С.В. и Покатиловой И.В. о том, что «сегодня народное искусство рассматривается как сложная художественная система, обладающая специфическими законами строения и развития. Основу народного искусства составляют природно-географический фактор и местные культурные традиции» [7, С. 150].

Обратимся к видам народного искусства, используемым в исследовании.

Традиционное шитье - один из основных видов искусства предков народа Cаха. Шитьем занималась каждая женщина в Якутии, это было необходимым умением для выживания. «Актуальным в народном искусстве Якутии начала XXI века является традиционное лоскутное шитье – тканевая мозаика из сукна. Якутские мастерицы виртуозно освоили это ремесло, внося традиционную технологию кантирования (кыбытыы/кыбытыык тигии). Искусствоведы отмечают, что это одна из уникальных технологий якутского национального шитья. Между тем современное лоскутное шитье обретает формы декоративно-прикладного искусства» [7, С. 200].

Традиционная вышивка – одежду украшали вышивкой из нитки. Местные мастерицы украшали вышивкой одежду с ног до головы. «Многообразна и динамична традиционная якутская вышивка. Она щедро украшала комплекты конского убранства, атрибуты кочевой жизни: предметные сумы, различные виды мужской и женской одежды и др. В вышивке искусные мастерицы использовали древнетюркский шов – тамбур, гладь сухожильными нитками или конским волосом, позднее цветными нитками-мулине, а также часто применяли вышивку бисером и металлическими бляшками» [7, С. 138].

Бисероплетение – использовали для украшения женской одежды и аксессуаров, получались разноцветные красивые узоры и орнаменты. В настоящее время в Республике Саха (Якутия) бисероплетение является наиболее популярным рукоделием, украшения из бисера все чаще появляются для декорирования современной национальной и сценической одежды народа Саха, отдельное современное направление - изготовление аксессуаров из бисера.

Плетение из конского волоса - по традиции в верованиях якутов в обрядах в основном используют белый конский волос и веревки. Конский волос является уникальным природным поделочным материалом, который с давних пор широко употребляется в быту. Плетение из конского волоса – увлекательная и интересная работа, которая развивает творческое мышление, упорядочивает внутренний мир, расширяет интерес к прикладному искусству народов [8, С. 114]. Сегодняшний интерес к изготовлению изделий связан с широкими возможностями для проявления творчества, доступностью и экологической чистотой материала.

Керамика. «Горшечное производство распространено в Якутии значительно в большей степени, чем производство кирпичей, которое они позаимствовали целиком у русских» [9, С. 363]. Сегодня керамика – это изготовление сосудов, а также роспись национальных орнаментов и изображений национальных предметов обихода на фарфоре. Различают 7 видов сосудов (пиаловидные; яйцевидные; усеченно-яйцевидные; горшковидные; бочонковидные; баночные; мисковидные); 6 типов орнамента, 4 способа нанесения узора (прижатие, тиснение, прокалывание, врезание) и 25 названий разных узоров.

Процесс приобщения учащихся к декоративно – прикладному искусству осуществляется с учетом психофизиологических особенностей детей на разных этапах их художественного развития.

Опытно – экспериментальная работа по формированию представлений о традиционном декоративно-прикладном искусстве у детей проводилась на базе: МБДОУ «ЦРР - детский сад «Кораблик» п. Белая Гора Абыйского улуса. В исследовании приняли участие 12 воспитанников старшей группы. Опытно – экспериментальная работа включала констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

Итоги диагностики с использованием методики О.А. Соломенниковой [10] показали, что у детей в экспериментальной группе разные уровни представлений о традиционном декоративно-прикладном искусстве. В целом преобладает количество детей среднего уровня– 50%, но стоит отметить, что с высоким уровнем всего – 1 ребенок, что составляет 8 %. Таким образом, мы считаем, что в данной группе необходимо провести формирующую работу.

На формирующем этапе, с целью формирования представлений о традиционном декоративно-прикладном искусстве, мы провели занятия по темам согласно таблице 1.

Таблица 1 – Занятия по формированию представлений о традиционном декоративно – прикладном искусстве

Направление Тема Задачи Оборудование
Традиционное шитье Знакомство с промыслом народного шитья с применением бисера. Изучение материала бисер. 1. Сформировать умение работать с бисером. 2. Развить мелкую моторику рук. 3. Воспитать коммуникативные навыки, дружеские отношения между детьми. Слайдовый материал с иллюстрациями, леска, бисер, ножницы.
Изготовление браслетов из бисера. 1. Сформировать знания и умения воспитанников по изготовлению браслетов из бисера Бисер, нитки, леска, ножницы.
Национальная керамика Познакомить детей с якутской посудой из глины. 1. Сформировать представления о якутской посуде. 2. Развить художественно-творческие способности обучающихся, образное и ассоциативное мышление, зрительно-образную память. 3. Развить умения описывать изготовленный продукт. 4. Воспитать уважение к культуре своей родины. 5. Развить чувство красоты и эстетического вкуса. Слайдовый материал с иллюстрациями, глина.
Создание тарелки из глины своими руками 1. Развить мелкую моторику рук. 2. Сформировать представления о посуде и создать художественный образ. 3. Развить умения описать изготовленный продукт. 4. Развить чувство красоты и эстетического вкуса. Глина, фартук.
Плетение из конского волоса Ознакомление детей с конским хвостом и волосом как сырьем для поделок. 1. Познакомить детей с отличием структуры конского хвоста и волоса 2. Вовлечь детей в изготовление заготовок к поделкам. Слайдовый материал с иллюстрациями, конский волос
Изготовление браслетов из конского волоса. 1.Развить у детей познавательный интерес, творческие способности. 2. Приобщить детей к художественно- эстетическому процессу. 2. Создать условия для эмоционального удовлетворения от результата продуктивной деятельности. Конский волос, ножницы.

Задачи воспитателя - создать условия для проявления интереса детей к народному декоративно-прикладному искусству, развить познавательный интерес и творческую инициативу, расширить представление детей о взаимоотношениях человека с народным искусством.

Итак, при ознакомлении дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством проведены следующие продуктивные виды деятельности:

  1. Традиционное шитье. Выкладывание мозаичных рисунков для изготовления традиционного чепрака. Рисунки могут быть декоративными, насыщенными по цвету, но могут быть и сближенными по тону. Следует при этом умело подбирать соотношения цветов в плитках. Так, используя в выкладывании мозаики желтые цвета, к ним можно рекомендовать фиолетовые или голубые плитки.
  2. Бисероплетение. В процессе обучения плетению из бисера у детей развивается мелкая моторика кисти и, соответственно, развивается мышление, речь, повышается концентрация внимания, формируются такие качества как усидчивость и терпеливость. Дети познакомились с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они изготовили путём нанизывания бисера на проволоку (леску). Создание поделок требует большой работы мысли и воображения. В бисероплетении детям легче сравнивать фигуры по величине. Дети довольно быстро усвоили понятия вверху, внизу, посередине, друг за другом, рядом, но испытывали трудности в определении левой и правой стороны, часто заменяя одно понятие другим.
  3. Расписывание керамики (орнаментная роспись). Здесь дети познакомились с народной посудой, например, с чорооном.

Возникновение первых ярких, красочных ассоциаций и представлений, обогащающих художественное начало в творчестве детей, развивающих их воображение и фантазию, декоративные, живописные пластические и графические качества в рисунках, лепке, практическое знакомство с фактурными свойствами глины и тканей, с техникой кистевой росписи, несет в себе роспись керамического чороона.

  1. Работа с конским волосом. Первичные умения плетения из данного материала из трех прядей. Искусство плетения из конского волоса имеет большое значение в сохранении преемственности и развития традиционного уникального ремесла. Дети познакомились с работами народного мастера Макаровой Т.И., восхитились красотой работ. Изделия из конского волоса очень понравились детям, они нарядны, красивы и необычны, дети сделали сувениры и подарки.

Таким образом, на данном этапе, нами проведены занятия, с использованием материалов для традиционного декоративно-прикладного искусства. Декоративно-прикладное искусство якутского народа является предметом национальной гордости. Самобытен, неповторим и бесценен вклад в сокровищницу российской культуры. В народном искусстве сочетаются правила, навыки, приемы, образы, мотивы, темы, коллективный опыт и природное начало. Это позволяет детям соприкоснуться с особым складом мышления наших предков и современников, освоения детьми окружающего мира происходит через созидательно-творческую деятельность.

После проведения формирующего этапа, на контрольном этапе мы исследовали уровень развития формирования представлений о традиционном декоративно-прикладном искусстве на основе методики О.А. Соломенниковой. Итоги контрольного этапа в сравнении с констатирующим этапом, представлены на рисунке 1.

1

Рис. 1 – Показатели уровня сформированности представлений о традиционном декоративно-прикладном искусстве

Итоги исследования показали, что у детей повысился уровень представлений о традиционном декоративно-прикладном искусстве. Стоит отметить, что в условиях эксперимента, нами было заострено внимание на знание названий изделий декоративно-прикладного искусства, материалов из которых они изготовлены, национальных узоров и орнаментов и т.д.

Результаты диагностики убедительно свидетельствуют о важности в процессе проведения занятий области художественно-эстетического образования у детей 5-6 лет, использования наглядного материала народного промысла якутов.

На контрольном этапе заметно сократилось количество детей с низким уровнем представлений о традиционном декоративно-прикладном творчестве из 42% к 16%. Вырос высокий уровень – с 8 на 24%.

Традиционное декоративно-прикладное искусство - первый шаг на пути ознакомления и приобщения детей к народной культуре и богатым традициям народа Саха. Являясь одним из направлений деятельности дошкольного учреждения, несомненно, выполняет важную роль в воспитании будущего многонациональной республики.

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.

Список литературы / References

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) [Электронный ресурс]. – URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (дата обращения: 05.03.2021).
  2. Борисова Е.В. Развиваем творческие способности / Е.В. Борисова // Дошкольное воспитание. – 2016. -№ 2. – С. 5-7.
  3. Венгер Л.А. Проблемы формирования представлений о творчестве в дошкольном возрасте / Л.А. Венгер – М. : Знание, 2018. – 185 с.
  4. Вершинина Н.С. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр / Н. Вершинина, О. Горбова // Дошкольное воспитание. – 2016. - № 6. – C. 24-28.
  5. Дмитриева В.Г. Учим детей декоративному развитию / В.Г. Дмитриева, Т.C. Королева // Ребенок в детском саду. – 2015. - № 3. - C. 57 -60.
  6. Шухардина С. Организация занятий по декоративно-прикладному искусству со студентами / С. Шахурдина // Ребенок в детском саду. – 2017. - № 10. – C. 91.
  7. Никифорова С.В. Мир саха: народное искусство / С.В. Никифорова, И.В. Покатилова. – Якутск : Бичик, 2014. – 240 c.
  8. Кокоткина О. Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством / О. Кокоткина, О. Сухинина // Дошкольное воспитание. – 2017. - № 2. – С. 35 -37.
  9. Серошевский В.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования / В.Л. Серошевский. – Москва, 1993. –736 с.
  10. Соломенникова О. Ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством / О. Соломенникова // Дошкольное воспитание. – 2017. - № 9. – С. 42-44.

Список литературы на английском языке/ References in English

  1. Federal’nyi gosudarstvennyi obrazovatel’nyi standart nachal’nogo obshchego obrazovanija (FGOS NOO) [Federal state educational standard of primary secondary education (FSES PSE)] [Electronic resource]. – URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (accessed: 05.03.2021).[in Russian]
  2. Borisova E.V. Razvivaem tvorcheskie sposobnosti [Developing creative skills] / E.V. Borisova // Doshkol’noe vospitanie [Preschool education ]. – 2016. - № 2. – P. 5-7. [in Russian]
  3. Venger L.A. Problemy formirovanija predstavleniy o tvorchestve v doshkol’nom vozraste [The issues of creativity ideas forming at preschool age] / L.A. Venger – M. : Znanie, 2018. – 158 p. [in Russian]
  4. Vershinina N.S. Znakomstvo s osobennostyami dekorativno-prikladnogo iskusstva v processe didakticheskich igr [The introduction to peculiarities of applied and decorative art in the process of didactic games] / N.S. Vershinina, O.P. Gorbova // Doshkol’noe vospitanie [Preschool education]. – 2016. - № 6. – P. 24-28. [in Russian]
  5. Dmitrieva V.G. Uchim detei dekorativnomu razvitiju [Teaching children to decorative development] / V.G. Dmitrieva, T.S. Koroleva // Rebenok v detskom sadu [A child in kindergarten]. – 2015. - № 3. - P. 57 -60. [in Russian]
  6. Shuhardina S. Organizacija zanyatii po dekorativno-prikladnomu iskusstvu so studentami [The organization of lessons on applied and decorative art among students] / S. Shuhardina // Rebenok v detskom sadu [A child in kindergarten]. – 2017. - № 10. – P. 91. [in Russian]
  7. Nikiforova S.V. Mir Sakha: narodnoe iskusstvo [The Sakha world: folk art] / S.V. Nikiforova, I.V. Pokatilova. – Yakutsk : Bichik, 2014. – 240 p. [in Russian]
  8. Kokotkina O. Formirovanie lichnosti rebenka v prosesse oznakomlenija s iskusstvom [The formation of child's personality in the process of Art introduction] / O. Kokotkina, O. Sukhinina // Doshkol’noe vospitanie [Preschool education]. – 2017. - № 2. – P. 35-37. [in Russian]
  9. Seroshevskyi V.L. Yakuty. Opyt etnograficheskogo issledovanija [The Sakha. The experience of ethnographic research] / V.L. Seroshevskyi. – Moskva, 1973. – 736 p. [in Russian]
  10. Solomennikova O. Oznakomlenie detei s narodnym dekorativno-prikladnym iskusstvom [The introduction to applied and decorative folk art among children] / O. Solomennikova // Doshkol’noe vospitanie [Preschool education]. – 2017. -№9. – P. 42-44. [inRussian]