КОНЦЕПЦИЯ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И МУЗЕЯ
КОНЦЕПЦИЯ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И МУЗЕЯ
Научная статья
Бакиева Д.А. *
ORCID: 0000-0002-0151-5837,
Государственный музей истории религии, Санкт - Петербург, Россия
* Корреспондирующий автор (dianabakieva[at]gmail.com)
АннтоацияВ статье рассматривается концепция открытого образования, влекущая за собой структурные изменения системы образования. Рассматривается вопрос инкультурации как фундаментальный в условиях смены образовательных тенденций. Раскрывается теория внеаудиторного образования, включающая музей в процесс образования личности. В контексте внеаудиторного образования рассматривается вопрос преодоления школоцентристской модели образования и переход к иным внеаудиторным способам развития и образования, которые фокусируют взгляд на музее как особом пространстве общения, воспитания и социализации.
Ключевые слова: концепция открытого образования; внеаудиторное образование; музей; музейная педагогика; образование в музее.
CONCEPT OF OPEN EDUCATION: INTERACTION OF EDUCATIONAL SYSTEM AND MUSEUM
Research article
Bakieva D.A. *
ORCID: 0000-0002-0151-5837,
State Museum of the History of Religion, Saint-Petersburg, Russia
* Corresponding author (dianabakieva[at]gmail.com)
AbstractThe article considers the concept of open education, which entails structural changes in the educational system. The issue of inculturation is considered as fundamental under the conditions of a change in educational trends. The author reveals the theory of extracurricular education, which includes a museum in the process of personality formation. The issue of overcoming the school-centric model of education and the transition to other extra-curricular methods of development and education that focus on the museum as a special space for communication, upbringing, and socialization are considered in the context of extracurricular education.
Keywords: open educational concept; extracurricular education; museum, museum pedagogy; education in a museum.В Законе РФ «Об образовании» определена одна из самых актуальных задач современного общества - создание благоприятных условий для формирования полноценной, здоровой личности, ориентированной на общечеловеческие, культурно-исторические, художественно-эстетические, духовные ценности. Однако современные тенденции образования, среди которых информатизация, глобализация, гуманитаризация, влияющие на восприятие информации человеком, обуславливают поиски новых форм и методов работы. Таковой является инновационная система получения знаний, направленная на раннее планирование обучения, выбор мест, тем, темпа приобретения навыков – концепция «открытого образования».
Данная концепция предполагает взаимодействие субъекта образования как с системой образования в целом, так и с его основными элементами, что позволяет регулировать запросы общества к данной системе в условиях «неопределенного будущего». В этой ситуации открытое образование не является только лишь вариантом отображения, воспроизведения и сопряжение культуры, но становится одним из возможных видов работы над формированием индивида в общем культурном поле на этапе развития информационного общества.
Ключевым свойством концепции открытого образования является переход из парадигмы «образование на всю жизнь» к парадигме «образование в течение жизни», что коренным образом смещает угол внимания к образовательной деятельности многочисленных социальных и культурных институций.
Происходит эта трансформация в связи с рядом взаимообусловленных явлений, среди которых необходимо отметить информатизацию образования, влияющую на общую трансформацию системы образования; возрастающие познавательные потребности, влекущие за собой необходимость получения качественного образования и, что видится важным, разного знания, отвечающего запросам общества. Из взаимодействия указанных факторов рождается необходимость развития нетрадиционных форм образовательного процесса в целом и познавательной деятельности личности в частности. Изменение образовательной теории повлекло за собой объективизацию проблемы сообразности системы образования основополагающим положениям развития личности.
Из вышесказанного следует, что в системе образования выкристаллизовалась проблема содержания образования, соотношения образовательных технологий новым познавательным потребностям социума, связи образования с культурой как базисом развития общества.
Однако здесь нельзя оставить без внимания некоторые важные для понимания проблемы противоречия, которые структурно смещают угол исследования: на сегодняшний день в научном сообществе существуют обширные педагогические технологии и методики, связанные с изучением культуры и присвоением культурного наследия, которые не имеют необходимого дидактического компонента, позволяющего продуктивно использовать накопленный опыт. Связано это с отсутствием сопряжения между постижением культуры как комплексного кластера, системы и имеющимися сегодня ценностными установками образования.
Еще одно ключевое противоречие заключается в огромном культуровоспроизводительном потенциале различных институций, будь то музей, театр или храм, и в минимальной востребованности их личностносозидающего потенциала. Связано это с разными акцентами просветительско-образовательной деятельности каждого отдельного социального института и отсутствием сопряжения оных с содержанием, функциями и уровнями образования.
Нельзя не вспомнить о вопросе вариативности (иначе ее называют «многовариантность») образования, которая является одной из ключевых тенденций развития системы образования и связана с развитием «открытого образования». Вариативный подход предполагает создание в рамках образовательной системы условий для выбора и предоставление каждому субъекту шанса на успех. Обусловленная необходимостью развития тенденции вариативности, система образования ищет пути выхода «за рамки» устоявшегося строя.
На основе заявленных противоречий все более устойчивые позиции в образовании занимает социокультурный подход — важнейший подход, суть которого заключается в стремлении к изучению социума, объединенного культурой, связанной с деятельностью человека. Одним из факторов повышения эффективности социального воспитания является культура.
Связано это с тем, что последовательное освоение личностью подсистем культуры производит качественные изменения в человеке. Подобная работа именуется социокультурным развитием человека, влекущая за собой качественное изменение картины мира личности, соответственно – изменение личностных ценностей. По мнению В.И. Плотникова, человек, способный самостоятельно использовать все основные группы культурных средств во всех ключевых формах их сосуществования, выходит на уровень свободной индивидуальности — предельно уникальный способ бытия личности, в основании которого лежит стремление выстраивать отношения с миром …» [2. C. 4-29].
Культура XXI века, по мнению М.С. Кагана, переживает интенсивный процесс изменения, подтверждаемый характерными чертами, среди которых:
- переход от иерархии ценностей к их рядоположенности, координации и взаимной дополнительности;
- дополнение традиционной книжно-письменной ориентации культуры новой компьютеризированной ориентацией;
- предельное напряжение в противоречии между индивидуализмом, стремящимся к максимальному выражению, и тенденцией к утверждению индивидуальных форм культуры;
- разрушение традиционных отношений между художественной и внехудожественной сферами и формирование между ними новых связей.
В качестве одного из механизмов, призванного удовлетворять эти общественные и индивидуальные потребности, утвердился социокультурный институт музея, определяющий сохранение и воспроизведение мировых и государственных ценностей культуры, обеспечение преемственности культурно-исторического становления. Следует отметить, что сотрудничество музея и школы является давним, однако, благодаря гуманитарной парадигме образования, обновлению содержания и форм педагогической деятельности музея актуальным становится новый уровень их взаимоотношений – координация и интеграция в области теории, методологии и практики образования. С течением времени именно эта институция играет все бОльшую роль в общественной и духовной жизни, в информационно – коммуникационных процессах, в образовании, просвещении и воспитании людей.
Согласно этой теории, музей и школа должны сформировать новый способ совместной работы, где первый станет значимым ресурсом освоения культуры, базовым ресурсом формирования гуманистической парадигмы школы, но никак не иллюстративным материалом, как это было в веке XX. Музей, непосредственно влияя на изменение современной образовательной модели, вместе с храмом, библиотекой, школой и университетом составляет институциональную структуру, определяющую поступательную динамику и устойчивость функционирования и эволюции культуры.
Музей, по определению ICOM, это «действующая на постоянной основе некоммерческая организация, которая служит обществу, заботится об общественном развитии, является открытой для публики и с целью познания, обучения и развлечения собирает, хранит, изучает, демонстрирует и популяризирует материальное и нематериальное наследие человечества и среды его обитания». Однако на сегодняшний день появился целый ряд новых определений музея, что в значительной степени объясняется сложностью феномена. Основные виды деятельности музея (социокультурная, научно – просветительская, образовательная) понимаются уже гораздо шире, в связи с чем музей начал интегрироваться в систему образования, укрепляя связи с различными дошкольными и школьными образовательными учреждениями. Следует уточнить, что музей, не являясь образовательным учреждением, выполняет все образовательные функции: развитие, воспитание и образование ребенка.
Сегодня специфика музейного учреждения позволяет не только работать с разными возрастными и социальными группами, но и обуславливает многообразие способов воздействия на аудиторию, когда процесс обретения знаний стимулируется чувственным восприятием и эмоциональными переживаниями, порожденными приобщением индивида к реальным свидетелям истории, к раритетам отечественной и мировой культуры. Отечественные музеи давно обосновали и доказали готовность решать задачи духовного становления людей благодаря огромному кульутросозидающему потенциалу. Однако реализация заявленного плана работы останавливается отсутствием продуманной компиляции деятельности музея и системы образования.
Целью исследования видится смена образовательных задач музея: в системе воспитательной работы миссия музея – стать активно действующим звеном в деле формирования личности. Социально-значимая деятельность музея раскрывает потенциал и детей, и взрослых, придавая образовательному и воспитательному процессу совершенно новые качества. Обучающий аспект заключается в осмыслении социально-культурной и педагогической деятельности, преобразующей памятник в понятный социуму предмет, дополняя «культурный» багаж общества. Видится важной трансформация образа музейной коллекции из «вещей в себе» в «вещи для нас», ее распредмечивание. Совместная образовательная деятельность и педагогическая практика школы, театра, музея или храма становится динамичной и плюралистичной, выдвигающей на первый план личность. Преодоление школоцентристской модели образования, по мнению исследователей, возможно лишь при планомерном и длительном контакте основного образовательного учреждения с различными социокультурными институциями.
На первый план подобных перемен выходит личность, переживаемая особый этап развития общества: актуализацию требований. Здесь личности необходимо освоить помимо собственных профильных навыков и умений, культуру как важный аспект обновления содержания и формы работы системы образования в целом. «Человек становится базовым элементом культуры, генератором знаний, производителем «прорывных» идей, определяющих новый облик культуры. Необходимость вступать в коммуникацию, преобразовывать информационные потоки, синтезировать новые смыслы выдвигает на первый план такие качества личности как интеллект, креативность, творчество, способность мыслить свободно, нелинейно и неординарно» [4. C. 56-62].
В парадигме сопряжения музея и системы образования устойчивое место заняла теория внеаудиторного образования Л.М. Ванюшкиной. Основанная на исследованиях ученых рубежа XIX-XX в., автор предлагает собственное понимание данного термина. Под внеаудиторным образованием понимается усвоение и выработка индивидуальных жизненных стратегий, позволяющих личности действовать в неопределенных ситуациях (внеаудиторное образование не предполагает трансляцию законченной картины мира), используя комплекс специфических методов освоения окружающего мира (подражание, неформальное общения, наставничество и т.д.) с момента выбора объекта познания до включения его в самые разные культурные контексты.
По мнению Ванюшкиной, внеаудиторное образование обладает специфическими сущностными характеристиками:
- оно осуществляется через систему различных социокультурных институтов, которые обеспечивают целостное постижение окружающего мира и культуры;
- приобщение к культуре происходит вне пространства школы и логически выстраивается иначе: от проблемной ситуации, предмета, некого объекта – к обобщению постигаемой информации, поиску решений, становлению собственного видения и умозаключения;
- следовательно, образование подобного рода имеет деятельностный характер и опирается на индуктивные методы исследования;
- образовательный процесс происходит в свободной форме, где отсутствует ролевая регламентация субъектов образовательного процесса;
- основным методом постижения культурного наследия, формирования ценностных установок является диалог.
Сегодня в теории внеаудиторного образования рассматривается вопрос синонимичности понятия «внешкольное образование», который решен отрицательным образом. Ряд авторов ХХ века, среди которых В.П. Вахтеров и Е.Н. Медынский, отмечали тесную взаимосвязь внешкольного и школьного образования, отдавая себе отчет, что возможности даже самой организованной и продуманной школьной системы ограничены и не могут быть достаточными для приобщения личности к культуре и ее полноценного образования. В условиях ограниченности школьного образования временными, структурными, пространственными и другими рамками, именно внешкольное образование способно развить умение критически мыслить, обобщать явления окружающей жизни, самостоятельно делать выводы. Однако эти исследователи проводили четкую иерархию, где школьное образование является приоритетным, а внешкольное- компенсаторным. Л.М. Ванюшкина вынесла во главу угла теории внеаудиторного образования постулат о равноценности обоих типов образования, где, однако и внешкольное и школьное образование становятся ступенями в достижении основной цели – приобщении к культурному наследию, обеспечивая ее реализацию различными формами, приемами и способами.
Преодолению указанных противоречий и должно содействовать развитие концепции открытого образования. Педагогическая наука XXI века трактует образование как незавершенный и непрерывный процесс освоения всего культурного наследия. В этих условиях ценностью образования становится способность к самостоятельному суждению, самореализации, а учебный процесс должен помочь личность стать субъектом культуры (Е.В. Бондаревская). Данная идея созвучна концепции В.А. Сластенина, характеризующая педагогическую деятельность как метадеятельность, где объектом становится не сам учебный материал и не ученик, а другая деятельность – организация системы как совокупности факторов, условий и закономерных фаз становления и развития школьника [6. C. 3].
Современные теоретические представления объясняют необходимость перехода от получения готового знания к приобретению знания собственной познавательной деятельности человека. Видится целью современного образования – «научение жить в условиях неопределенности и не быть парализованным нерешительностью» [1], что возможно лишь через накопление опыта ориентирования в различных пластах культуры.
В рамках изучения парадокса между возможностью воздействия музея с его уникальными свойствами на процесс социокультурного образования и имеющимся на сегодняшний день уровнем использования этого потенциала и возникла необходимость исследования пути развития межинституциональных связей в рамках концепции открытого образования.
Конфликт интересов Не указан. | Conflict of Interest None declared. |
Список литературы / References
- Именнова Л. С. Музей в социокультурной системе общества: миссия, тенденции, перспективы: дис. – ФГОУВПО" Московский государственный университет культуры и искусств" / Именнова Л. С., 2012.
- Плотников В. И. Дух и его культурно-исторические модификации / В. И. Плотников // Духовность и культура. Духовность мироотношения : материалы всерос. конф. — Екатеринбург, 1994. — С. 4-29.
- Бакиева Д.А. Дидактические и методологические основы проектирования новой модели взаимодействия школы и музея / Бакиева Д.А. // «Искусство и образование». – М., 2019. - № 1(117)19.- С.224-231.
- Коробкова Е.Н. Другой взгляд на открытое образование: социокультурный контекст / Коробкова Е.Н. // Сетевой электронный научный журнал "Педагогика искусства". – 2019.- №3.- С. 56-62.
- Ванюшкина Л.М. Внеаудиторное образование – путь в новое образовательное пространство. Монография / Ванюшкина Л.М. – СПб., 2003.
- Сластенин В.А. О современных подходах к подготовке учителя / В.А. Сластенин // Технология психолого-педагогической подготовки учителя к воспитательной деятельности. – Барнаул, 1996.
- Сameron D. A viewpoint: the Museum as a Communication System and Implications for Museum Education / Сameron D. A - Curator, 1968, No1, pp. 33-40.
- Захарченко М.В. Образование и культура: принципы рефлексивного анализа / Захарченко М.В. // Культурно-исторические основания создания и развития образовательной среды (материалы IV региональной научно-практической конференции). – Изд. СПбГУПМ, СПб., 2002. С. 26-40.
- Колесникова И. А. Открытое образование: перспективы, вызовы, риски / Колесникова И. А. //Высшее образование в России. – 2009. – №. 7. – С. 12-23.
- Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика / Столяров Б. А. //Высшая школа. – 2004.
Список литературы на английском языке / References in English
- Imennova L. S. Muzey v sotsiokul'turnoy sisteme obshchestva: missiya, tendentsii, perspektivy [Museum in sociocultural system of society: mission, trends, prospects] / / Imennova L. S.: PhD thesis. – FSEIHPE "Moscow State University of Culture and Arts", 2012. [in Russian]
- Plotnikov, V. I. Dukh i yego kul'turno-istoricheskiye modifikatsii [Spirit and its cultural and historical modifications] / V. I. Plotnikov // Dukhovnost' i kul'tura. Dukhovnost' mirootnosheniya : materialy vseros. konf [Spirituality and culture. Spirituality of the world: materials vseros. conf.] – Yekaterinburg, 1994. – P. 4-29. [in Russian]
- Bakiev D.A. Didakticheskiye i metodologicheskiye osnovy proyektirovaniya novoy modeli vzaimodeystviya shkoly i muzeya [Didactic and methodological foundations of designing new model of interaction between school and museum] / Bakiev D.A. // Iskusstvo i obrazovaniye [Art and education] - M., 2019 .-- No. 1 (117) 19.- P.224-231. [in Russian]
- Korobkova E.N. Drugoy vzglyad na otkrytoye obrazovaniye: sotsiokul'turnyy kontekst [Another look at open education: sociocultural context] / Korobkova E.N. // Setevoy elektronnyy nauchnyy zhurnal "Pedagogika iskusstva" [Networked electronic scientific journal "Pedagogy of Art"]. – 2019. – No. 3. – P. 56-62. [in Russian]
- Vanyushkina L.M. Vneauditornoye obrazovaniye – put' v novoye obrazovatel'noye prostranstvo. Monografiya [Extracurricular education – way to a new educational space. Monograph] / Vanyushkina L.M. – SPb., 2003. [in Russian]
- Slastenin V.A. O sovremennykh podkhodakh k podgotovke uchitelya [About modern approaches to teacher training] / V.A. Slastenin // Tekhnologiya psikhologo-pedagogicheskoy podgotovki uchitelya k vospitatel'noy deyatel'nosti [Technology of psychological and pedagogical preparation of a teacher for educational activities]. – Barnaul, 1996. [in Russian]
- Сameron D. A viewpoint: the Museum as a Communication System and Implications for Museum Education / Сameron D. A - Curator, 1968, No1, pp. 33-40.
- Zakharchenko M.V. Obrazovaniye i kul'tura: printsipy refleksivnogo analiza [Education and culture: principles of reflexive analysis] / Zakharchenko M.V. // Kul'turno-istoricheskiye osnovaniya sozdaniya i razvitiya obrazovatel'noy sredy (materialy IV regional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii) [Cultural and historical foundations of the creation and development of the educational environment (materials of the IV regional scientific and practical conference).] – SPbGUPM, St. Petersburg, 2002. – P. 26-40. [in Russian]
- Kolesnikova I. A. Otkrytoye obrazovaniye: perspektivy, vyzovy, riski [Open education: prospects, challenges, risks] / Kolesnikova I. A. // Vyssheye obrazovaniye v Rossii [Higher education in Russia]. – 2009. – No. 7. – P. 12-23. [in Russian]
- Stolyarov B. A. Muzeynaya pedagogika. Istoriya, teoriya, praktika [Museum pedagogy. History, theory, practice] / B. A. Stolyarov // Higher School. – 2004. [in Russian]