ВОПРОС О ВОСПИТАНИИ ЧЕЛОВЕКА В БОГОСЛОВИИ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.66.069
Выпуск: № 12 (66), 2017
Опубликована:
2017/12/18
PDF

Сайгушев Н.Я.1, Гневэк О.В.2, Веденеева О.А.3

1ORCID: 0000-0003-1644-8996, доктор педагогических наук, 2ORCID: 0000-0002-4511-5085, доктор педагогических наук, 3ORCID: 0000-0002-0816-8217, кандидат педагогических наук,

1,2,3ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»

ВОПРОС О ВОСПИТАНИИ ЧЕЛОВЕКА В БОГОСЛОВИИ

Аннотация

В статье рассматривается насколько проблемы спасения, восстановления, домостроительства (икономии) вписываются в круг вопросов педагогического плана. С учетом этого обстоятельства представляется необходимым проведение сопоставительного анализа того, каким образом вопрос восстановления решался представителями западного и восточного богословия. Идея необходимости усиления христианского «воспитания» личности все больше и больше овладевает умами, хотя при этом на рубеже Х1Х-ХХ веков собственно понятие «христианского» воспитания размывалось путем переноса акцентов и перетолкования базовых определений.

Ключевые слова: воспитание, восстановление, богословие.

Saygushev N.YA.1, Gnevek O.V.2, Vedeneeva O.A.3

1ORCID: 0000-0003-1644-8996, PhD in Pedagogy, 2ORCID: 0000-0002-4511-5085, PhD in Pedagogy, 3ORCID: 0000-0002-0816-8217, PhD in Pedagogy,

1,2,3FSBEI of HE Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov

EDUCATIONAL ISSUES IN THEOLOGICAL STUDIES

Abstract

The article examines how much the problems of salvation, restoration, and housekeeping (economy) fitted into the range of pedagogical issues. Due to this circumstance, it seems necessary to make a comparative analysis of how the issue of reconstruction was solved by representatives of Western and Eastern theology. The idea of the need to strengthen the Christian "upbringing" of the individual had more and more strong hold on the minds, although at the end of the twentieth century the notion of "Christian" education itself was blurred by shifting the emphasis and reinterpretation of the basic definitions.

Keywords: upbringing, restoration, theology.

Становление русской духовности на протяжении тысячелетия было неразрывно связанным с христианским вероучением. Это в одинаковой степени касается всех сторон бытия русского народа, будь то уклад крестьянской общины, городской быт или жизнь дворянских гнезд. В то же время вряд ли можно с уверенностью утверждать, что идеалы христианства находили абсолютно адекватное воплощение в различных сферах общественного сознания и прежде всего в тех, которые были непосредственно связаны с духовными исканиями просвещенной части русского общества. Последняя последовательно попадала под влияние тех направлений европейской мысли, которые формировались в рамках иных направлений христианства-католицизма и различных ветвей протестантизма. С учетом этого обстоятельства представляется необходимым проведение сопоставительного анализа того, каким образом вопрос восстановления решался представителями западного и восточного богословия. Подобный подход, по нашему мнению, позволит с достаточной степенью объективности выявить степень влияния православной и неправославной традиции на становление русской педагогической мысли в исследуемый в  период.

Как известно, коренное отличие христианства - Завета любви - от предшествующей религии Закона состояло не только в том, что новозаветное откровение выдвинуло идеи о возможности загробного воздаяния, искуплении первородного греха, а также общечеловеческой направленности Благой Вести, принесенной Христом. Не менее важную роль в данном случае играла непосредственно связанная с названными идея спасения, восходящая к ветхозаветной мудрости.

Кроме того, идея спасения играла важную роль и в ветхозаветном эсхатологизме, который, утверждая осуществление царства божия, определял итоговую реализацию последнего «положительно, как спасение и жизнь, как обновление, касающееся духовной природы человека и самой внешней природы» [10].

Новозаветное понимание проблемы вносило в традицию свои коррективы поскольку, как справедливо отмечал известный русский исследователь церковной истории П.П. Васильев, «греховность всех людей, как потомков Адама, и неспособность их собственными силами загладить грех, примириться с Богом и совершить свое спасение, а вместе с этим и необходимость божественной благодати для спасения были с первых времен общепринятыми истинами в христианской церкви» [10].

В посланиях апостола Павла о спасении говорится следующее: «Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения, потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним» [8]. Представленный в данных стихах догмат об искуплении одновременно говорит и о неразрывной связи искупления со спасением.

Расхождения в понимании приведенных идей обнаруживаются не только в двух генетически родственных традициях, составляющих основу священной книги христиан, но и в различных истолкованиях «спасения» как отцами и учителями христианской церкви, так и их последователями и противниками. Больше того — в ходе развития и становления христианского мировоззрения, которые проходили в противостоянии с идеями родственных и враждебных систем, именно тезис о спасении нередко становился и главной разменной монетой, и камнем преткновения, что можно видеть в соответствующих оригинальных рассуждениях и в экзегезе.

Ириней Лионский в полемике с многочисленными противниками христианского вероучения защищал тезис о том, что «Бог дарует спасение целому человеку, состоящему из тела и души» и, ссылаясь на апостола Павла, который «объяснил человека спасенного, как совершенного и духовного», утверждал: «<…> Совершенны те, которые имеют и Духа Божия в себе пребывающего и души и тела свои сохраняют беспорочными, храня веру Божию, т.-е. в Бога, и соблюдая правду в отношении к ближнему» [3]. Как можно видеть, несмотря на то, что высшее существо дарует своему творению спасение, этот дар нельзя считать таковым в «чистом» виде, поскольку для его получения человек обязан выполнять вполне определенные предписания, требующие от него немалых усилий.

Несмотря на весьма упрощенное изложение классической христианской мысли, здесь все же присутствует основное - триединство души, тела и духа в качестве идеала человеческого развития, а также показывается путь к обретению этого единства, через добродетели, которые, как известно, приобретаются верующим в процессе религиозного самовоспитания и самосовершенствования. Достаточно простая, на первый взгляд, схема обретения спасения на самом деле скрывает в себе множество сложностей, обнаруживающихся в процессе ее реализации.

В то же время следует отметить, что христианская идея спасения не ограничивается целью достижения личного бессмертия, взятого в качестве некой отдельной данности. В четвероевангелии неоднократно указывается, что центральной задачей Иисуса является искупление первородного греха, а это в свою очередь означает восстановление человеческой природы [6].

Объяснение подобной репрессивной направленности воспитательного воздействия на первочеловеков, а потом и на их потомство, достаточно очевидно: центральной задачей ветхозаветного абсолюта является искоренение зла и как следствие этого искоренения возвращение человека к исходному состоянию свободы от зла.

Устранение повреждений плоти по существу означает восстановление первичного совершенства человека. Эта идея в различных формах присутствует у всех видных христианских мыслителей. Смерть в качестве ущербного «приобретения» человеческой природы представляет собой не просто одно из наказаний, сопутствовавших изгнанию прародителей из рая. Она одновременно есть то, что отрывает человека от его первичного, целостного, практически идеального состояния. А значит спасение и божественное домостроительство могут рассматриваться и как восстановление человека.

Из приведенной цитаты следует не только то, что божество не желает лишать человека свободного волеизъявления, но и то, что божественное домостроительство предполагает если и не сотворчество, то, по крайней мере соучастие Творца и его творения.

На основании сказанного у нас появляется возможность понять, насколько проблемы спасения, восстановления, домостроительства (икономии) вписываются в круг вопросов педагогического плана. Ранее мы уже показывали, что в трудах основателей христианской церкви присутствуют практические рекомендации по достижению определенных состояний, ведущих в свою очередь к спасению. Отмечали мы также и наличие достаточно выверенных методических элементов. Приводя сказанное к общему знаменателю, мы считаем возможным высказать предположение, что вопрос о восстановлении человека в христианской доктрине теснейшим образом связан с вопросом о воспитании человека.

Список литературы / References

  1. Абеляр П. История моих бедствий /П. Абеляр. - М.: Республика, 1992.
  2. Кимайкин С.И. Педагогические искания рубежа Х1Х-ХХ веков и икономическая проблематика: по­собие в помощь изучающим историю педагогики /СИ. Кимайкин. - Магнитогорск : МаГУ, 2011. - 100 с.
  3. Лионский И. Творения /И. Лионский. - М.: Паломник, 1996
  4. Лосский В.Н. Мистическое богословие /В.Н. Лосский. - Киев: Путь к истине, 1994.
  5. Православная Библия и библиотека христианской литературы. - М.: ЭТС, 2004.
  6. Ранние Отцы церкви. Антология. - Брюссель: Жизнь с Богом, 1988.
  7. Толковая Библия. - Спб., 1912. - Т.10.
  8. Толковая Библия. - Спб., 1913. - Т.11.
  9. Философская энциклопедия. - М.: Изд-во «Большая Советская Энциклопедия», 1960-1970. -Т. 1.
  10. Энциклопедический словарь. В 86 т. Репр. воспр. изд. «Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И. А. Ефрона». - СПб.: Фирма «ПОЛРАДИС», АООТ «Иван Фёдоров», 1993-2003.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Abelyar P. Istoriya moih bedstvij [History of my disasters]/P. Abelyar. - M.: Respublika, 1992. [in Russian]
  2. Kimajkin S.I. Pedagogicheskie iskaniya rubezha H1H-HKH vekov i ikonomicheskaya problematika: posobie v pomoshch' izuchayushchim istoriyu pedagogiki [Pedagogical searches of the turn of the Х1Х-ХХ centuries and economic problems: assistance in studying the history of pedagogy]/S.I. Kimajkin. - Magnitogorsk : MaGU, 2011. - 100 s. [in Russian]
  3. Lionskij I. Tvoreniya [Creations]/I. Lionskij. - M.: Palomnik, 1996. [in Russian]
  4. Losskij V.N. Misticheskoe bogoslovie [Mystical theology]/V.N. Losskij. - Kiev: Put' k istine, 1994. [in Russian]
  5. Pravoslavnaya Bibliya i biblioteka hristianskoj literatury [The Orthodox Bible and the library of Christian literature]. - M.: EHTS, 2004. [in Russian]
  6. Rannie Otcy cerkvi. Antologiya [The early Fathers of the Church. Anthology]. - Bryussel': ZHizn' s Bogom, 1988. [in Russian]
  7. Tolkovaya Bibliya [Explanatory Bible]. - Spb., 1912. - T.10. [in Russian]
  8. Tolkovaya Bibliya [Explanatory Bible]. - Spb., 1913. - T.11. [in Russian]
  9. Filosofskaya ehnciklopediya [Philosophical Encyclopedia]. - M.: Izd-vo «Bol'shaya Sovetskaya EHnciklopediya», 1960-1970. -T. 1. [in Russian]
  10. EHnciklopedicheskij slovar'. V 86 t. Repr. vospr. izd. «EHnciklopedicheskij slovar' F. A. Brokgauza i I. A. Efrona» [Collegiate Dictionary. In 86 tons. Repr. reproduction. ed. "The Encyclopaedic Dictionary of FA Brockhaus and IA Efron."]. - SPb.: Firma «POLRADIS», AOOT «Ivan Fyodorov», 1993-2003. [in Russian]