К ВОПРОСУ О СПОСОБЕ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ В ТВОРЧЕСКОМ ПОРТРЕТЕ УЧИТЕЛЯ
Керенская С. А.
Аспирант, Кузбасская государственная педагогическая академия
К ВОПРОСУ О СПОСОБЕ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ В ТВОРЧЕСКОМ ПОРТРЕТЕ УЧИТЕЛЯ
Аннотация
В статье рассматривается один из основных отличительных признаков педагогического жанра творческого портрета учителя – поликодовый способ передачи информации как главный жанровый родо-видовой показатель и источник объективной оценки деятельности педагога.
Ключевые слова: творческий портрет учителя, профессиональный жанр педагогической речи, поликодовый способ передачи информации, поликодовый текст.
Kerenskaya S. A.
Postgraduate student, Kuzbass State Pedagogical Academy
TO THE QUESTION OF A METHOD TO TRANSMIT INFORMATION FOR CREATIVE PORTRAIT OF A TEACHER
Abstract
The article presents one of the basic difference of the pedagogical genre of a creative portrait of a teacher which is itself the polycode method to transmit information as the main genre generic difference, a source of unprejudiced measuring of teacher’s practice.
Keywords: a creative portrait of a teacher, professional genre of a pedagogical speech, polycode method to transmit information, polycode text.
Как известно, автор позитивно оценочного сообщения об учителе обращается к поликодовому высказыванию для того, чтобы обеспечить слушателю / читателю «наиболее благоприятные условия для понимания текста» [1, с. 192]. Однако невозможно «похвалить» педагога за его работу, убедить адресата сообщения об учителе в том, что он творческий, выдающийся, любимый, если в монологе не содержится подтверждение этому не только во включенных в состав творческого портрета учителя фрагментов ученических текстов, но, в первую очередь, поликодовом компоненте.
Автор творческого портрета учителя может использовать в качестве источников поликодовых элементов средства аудиальной, визуальной, аудиовизуальной семиотических систем. Вслед за С. В. Войтешонок [2, с. 10-11], в зависимости от характера поликодового компонента монолога о педагоге мы выделяем вербально-визуальные, вербально-аудиальные и комплексные монологи об учителе.
Анализ лучших образцов таких высказываний о педагогах показал, что аудио-, фото- и видеоматериалы, как правило, не занимают значительного места в тексте, более развернутым является его вербальный компонент. В этой семиотически разнородной системе видео- или фоторепортажу отводится второстепенная, но значимая аргументативная роль.
Рассказывая об учителе и «связывая» это сообщение с помощью конструкций «посмотрим, как представлен <…>», «видеофрагмент свидетельствует о <…>» и т.п. с аудио-, видеофактом, фотографией или их серией, которые показывают учителя в профессиональной деятельности, адресанту необходимо включать поликодовый компонент, демонстрирующий мастерство педагога, из содержания которого адресату станет понятно, как педагог общается с классом, слушает ученика, организует систему заданий и т.д.
Однако в случае включения в монолог об учителе видеофрагмента конфликтной ситуации на уроке достигается коммуникативная задача представить позитивный образец поведения педагога даже в условиях нарушения дисциплины, «столкновения» мнений и др. Как правило, учитель выбирает мягкую форму замечания, причем не за счет «противостояния» педагога и ученика, а целого класса и учащегося. Например[1], «<…> Она никогда не кричит на детей. “Дисциплинирующие” восклицания и вопросы звучат достаточно громко, но их никак нельзя назвать криком. <…> Если же все-таки находятся нарушители порядка, то <…> звучит напоминание: “Так! Ти-хо!.. Ты мешаешь классу!” <…>»
Как видим, на этой жанровой фотографии, однозначно иллюстрирующей ситуацию, представлен деятельностный характер работы, которая связана, в данном случае, с необходимостью сделать дисциплинирующее замечание одному из учеников.
Как показывает анализ высказываний о педагогах, в основе поликодового компонента, входящего в творческий портрет учителя, может лежать объяснительная, экскурсионная, обобщающая речь педагога, учебный диалог и др., поэтому данный видеофрагмент обладает категориальными признаками текста, а значит, может существовать как один из жанров педагогической речи.
Таким образом, с точки зрения способа передачи информации творческий портрет учителя является поликодовым высказыванием, связь семиотически разнородной информации в котором может быть представлена вербально-аудиально, вербально-визуально или смешанно. При этом аудио-, фото- или видеорепортаж с урока, включенный в высказывание о педагоге, свидетельствует о его мастерстве. Поэтому видеофрагменты, изображающие коммуникативное и профессиональное выгорание, частью названного жанра являться не могут, поскольку в них отсутствует предмет речи, необходимый для включения в творческий портрет учителя: неординарная, яркая личность и созидающее творчество педагога.
[1] Пример, приведенный в данной статье, был взят из творческого портрета учителя, созданного студентом-филологом в ходе прохождения педагогической практики в образовательном учреждении г. Новокузнецка. К тексту прилагался видеофрагмент урока.
Список литературы
Валгина Н. С. Теория текста : учебное пособие. – М. : Логос, 2004. – 280 с.
Войтешонок С. В. Обучение студентов-филологов приемам подготовки и использованию сопроводительного монолога в профессиональной деятельности : автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. – Ярославль, 2011. – 25 с.