АСПЕКТЫ И ВОПРОСЫ УЧЕТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО СВЕТА В КУЛЬТОВОЙ АРХИТЕКТУРЕ
АСПЕКТЫ И ВОПРОСЫ УЧЕТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО СВЕТА В КУЛЬТОВОЙ АРХИТЕКТУРЕ
Аннотация
Цель статьи – исследование аспектов и вопросов учета использования естественного света в культовой архитектуре. Задачи проведенного в статье исследования включают анализ роли естественного света в пространстве зданий культовой культуры, а также изучение значения света в сакральном пространстве храмовых строений. Показано, что достижения современной архитектуры не убавили, а наоборот, расширили функции света в формировании пространства и архитектоники культовых зданий. Архитектурное пространство предлагает новые решения, тектоника здания – новые формы в соответствии с тенденциями в архитектуре и идеях дизайна. Основываясь на анализе формирования легкой среды в пространстве современных культовых зданий, была предпринята попытка предсказать направление, природу и особенности функционирования света в архитектуре определенных типов общественных зданий. Показано, что в мировой практике храмостроения можно выделить три основных направления работы со светом и пространством.
1. Введение
Архитектура начинается в момент, когда появляется свет. Естественный свет, оставаясь сравнительно неизменным, во все эпохи определял характер восприятия архитектуры, подчеркивал благодаря светотени и цвету тектонику зданий, воздействовал на восприятие формы, и являлся одновременно определяющим фактором создания эмоций, связанных с восприятием.
Вопросы использования природного света всегда актуальны в архитектуре. Особую значимость они приобретают в ретроспективном смысле, поскольку их изучение позволяет постичь многое из достигнутого в области использования естественного света в прошлом и касается истории архитектуры – она важна для понимания современной и будущей архитектуры, значение света в которой трудно переоценить. Умелым использованием света можно сосредоточить внимание на элементах и деталях здания, подчеркивая их значимость, обострить контуры формы, выявить фактуру материала, и наоборот, – визуально «разрушить» архитектонику здания, ухудшить восприятие интерьера из-за резких светотеневых контрастов в поле зрения. Важна не только интенсивность света, но и способ, которым естественный свет проникает в пространство строения [1, С. 2]. Характер проникновения света и доминантный вектор создают желаемое восприятие и необходимую атмосферу в соответствии с назначением помещения. В исследованиях Э. М. Думновой [1, С. 6] отмечается, что ведущая философия архитектурных решений в современном социокультурном пространстве зданий обеспечивает гармоничное использование преимуществ световых решений. Л.В. Карасева и Ю.Л. Лузина [2] достаточно системно исследуют направления использования естественной освещенности помещений в уплотненной городской застройке. А. М. Лидов фокусирует свои научные исследования на особенностях учета световых решений в рамках создание сакральных пространств [6]. Как убеждают исследователи феномена света в современной архитектуре [8, С. 124], [9, С. 15], наряду с новым языком форм и материалов современной архитектуры изменилось и понимание значения света как во внутреннем пространстве здания, так и в его архитектурном образе, одновременно в восприятии элементов здания.
Цель статьи – исследовать аспекты и вопросы учета использования естественного света в культовой архитектуре.
2. Методы и принципы исследования
Методологическим принципом исследования послужил системный подход к изучению процессов использования естественного света в пространстве зданий культуры и в сакральном пространстве храмовых строений. Использованы методы обобщения, систематизации и структурного анализа использования естественного света в культовой архитектуре.
3. Основные результаты
Особенности световой среды в современных зданиях культуры
Интенсивное развитие технологий освещения и новых конструктивных решений, использование современных материалов и т.п. увеличивают область применения естественного и искусственного света. Среди общественных домов следует обратить внимание на тенденции организации световой среды в современных зданиях культуры, которые всегда были особыми объектами экспериментирования со светом, а также на монументальные и камеральные сакральные здания, принципы формирования световой среды которых не изменялись на протяжении веков [3, С. 61]. В жилых, производственных, учебных и офисных помещениях естественный и искусственный свет выполняет, прежде всего, употребительную функцию: доступ к отдельным помещениям и распределение в пространстве интерьера определяются точным расчетом в зависимости от назначения помещения. Исключительно из утилитарных потребностей естественный свет в зданиях культуры не необходим, а иногда даже нежелателен, например, в театральных зданиях, музеях, галереях, объектах, предназначенных для перформативного искусства и т.д., где его утилитарная роль минимальна, а желаемый комфорт визуального восприятия достигается средствами искусственного освещения.
Своеобразными прообразами современных общественных зданий стали объекты, реализуемые еще в середине прошлого века: музей Гугенгайма в Нью-Йорке (1959), часовня в Роншане (Франция, 1955), оперный театр в Сиднее (1959–1979), Национальная галерея Берли 1968) и т.д.
В нью-йоркском музее Гугенгайма основной мотив драматургии интерьера здания архитектор Ф. Л. Райт формирует вокруг столба света, который пронизывает все пространство вестибюля сверху вниз, проникая внутрь сквозь овальный проем в кровле (см. рис. 1).
Естественный свет становится важным формообразующим элементом структуры. Войдя в музей, невольно направляемся по направлению к свету, что является своеобразным гидом его внутреннего пространства. Данный дизайнерский мотив, основанный на доминировании природного света, неоднократно применяли создатели музейных пространств на протяжении десятилетий. Такой мотив использовал, в частности, Марио Ботта в проекте музея современного искусства в Сан-Франциско (1995). Домом-иконой, существенно повлиявшим на архитектуру современных зданий культуры и повлекшим отказ от многих стереотипов, стал музей Гугенгайма в Бильбао (1997) (см. рис. 2). В этом здании нет прямого угла, все поверхности и конструктивные элементы мягко изгибаются, а внутренние поверхности помещений плавно перетекают друг в друга. Ф. Гэри во многих реализуемых проектах использует мягкие изгибы в стальных конструкциях, связывая их с нетипичным расположением окон и световых фонарей и объясняя это тем, что беспорядочность изгибов предназначена для улавливания света. Извне примечательное здание реагирует на незначительные изменения дневного освещения, что перманентно влияет на изменение его визуального восприятия.
Рисунок 1 - Особенности световой среды: нью-йоркский музей Гугенгайма
Рисунок 2 - Особенности световой среды: музей Гугенгайма в Бильбао
Рисунок 3 - Новая национальная галерея Берлина
Рисунок 4 - Новая национальная галерея Берлина
Рисунок 5 - Концертный центр «Харпа» в г. Рейкьявике
Рисунок 6 - Концертный центр «Харпа» в г. Рейкьявике
Рисунок 7 - Пример использования технологии 3D video mapping в архитектуре: проекция картин Винсента ван Гога на стеновые поверхности
Рисунок 8 - Пример использования технологии 3D video mapping в архитектуре: проекция иконографического изображения на фасад храма
Архитектоника традиционного христианского храма основывается на его символико-световой структуре, которая благодаря неизменности религиозной сущности ее составных элементов оставалась сравнительно неизменной на протяжении становления и развития сакральной архитектуры. В ней одновременно сочетаются значение света как сущностного носителя этой структуры и фактора материализации богословских символов и архетипов в архитектоническое выражение формы, которые могли изменяться в зависимости от изменений идейно-художественных ориентиров, поиска и разработки собственных региональных средств выразительности [7, C. 100]. Примером может служить выдающийся памятник прошлого – храм Софии Константинопольской (см. рис. 9 и рис.10).
Рисунок 9 - Храм Софии Константинопольской
Рисунок 10 - Храм Софии Константинопольской
Сегодня в мировой практике храмостроения можно выделить три основных направления работы со светом и пространством (см. табл. 1).
Таблица 1 - Основные направления работы со светом и пространством в храмостроении
Направление | Особенности | Представители |
Первое характеризуется степенью вмешательства природного света во внутреннее пространство, отделенностью от окружающей среды, интровертностью, углубленностью в свой внутренний мир. | Во многих современных монументальных и минималистских храмах, внутреннее пространство которых лишено архитектурных деталей, вызывающих часто чувство пустоты, единственным творцом сакральности является естественный свет. Другое значение света декларировали художники недалекого прошлого, для которых пространство архитектуры является соотношением абстрактных понятий. | К данной группе следует отнести проекты П. Цумтора. В небольшой часовне Брата Клауса пасмурное внутреннее пространство освещено естественным светом, который льется вниз из овального отверстия на вершине здания. Пространство часовни визуально отделено от окружающей среды и только свет и тень привлекают внимание посетителя. Сходные мотивы освещения сакральных пространств можем наблюдать в произведениях японского архитектора Тадао Андо, например, в «Храме света» [9, C. 215]. |
Представители второй группы впускают свет дозированно, освещая обычно основные пространства и фрагменты сакрального пространства. | Во многих современных монументальных и минималистских храмах, внутреннее пространство которых лишено архитектурных деталей, вызывающих часто чувство пустоты, единственным творцом сакральности является естественный свет. Другое значение света декларировали художники недалекого прошлого, для которых пространство архитектуры является соотношением абстрактных понятий. | Авангардный мир искусства, начиная от принципов Ле Корбюзье, трактует свет по-новому. Ле Корбюзье в часовне Notre Dame du Haut в Роншан и церкви Saint Pierre в Фирмине, Франция (1960–2006) предпочитал полутемные пространства, он не был сторонником чрезмерного освещения сакральных интерьеров. Свет, являющийся символом присутствия Бога, проникает в пространство построек сквозь небольшие проемы в стенах. Светом акцентируют отдельные просторы и элементы часовни. В сиянии божественного света возникает статуя Богоматери на алтарной стене. Существенно «затемненными» могут быть и большие храмы, например собор Богородицы в Навигес. |
В третью группу входят здания, полностью раскрывающиеся наружу в окружающую среду, объединяя в одно целое внутреннее и внешнее пространства. | Свет в таких храмах является универсальным средством идентификации функции архитектурного пространства, фактором, обеспечивающим атмосферу концентрации внимания и медитации, подходящей для созерцания и молитвы. Архитектурный образ здания извне формируется как «хорошо продуманная безупречная игра объемов в свете» [10, C. 25]. | Постепенное освещение сакральных объектов достигло апогея в ряде современных приходских храмов и часовен для верующих разных конфессий [8, C. 115]. В таких храмах, как Хрустальный собор Филиппа Джонсона, прозрачные стены смело впускают внутрь окружающий мир. Свет, исполняющий пространство нефа, обретает новое мистическое выражение и открытость для всех, независимо от веры [6]. |
В сакральном пространстве будущих храмов существенно возрастет значение электрического света. Использование современных методов электрического освещения, 3D video mapping технологий, световых инсталляций в пространстве храма может показаться невероятным, особенно в православных церквях. Однако один из известнейших российских исследователей сакрального искусства А А. М. Лидов отмечает, что ближайшая традиция церковного искусства кажется исчерпанной, она перестает удовлетворять потребности современного человека; будущее сакрального искусства и архитектуры храма – в создании иконного образа с помощью современных мультимедийных инсталляций [6]. Посетитель храма должен почувствовать себя в пространстве не вполне земном и не совсем небесном, в пространстве посреднике. Храм существует ради этого. Чтобы воспроизвести такое пространство, должны применяться все средства: и обряд, и архитектура, и изображение, и световая драматургия [8, C. 84]. В будущем, как и сегодня, световые явления не только будут проявлять архитектурную форму, но и придавать эмоциональную глубину архитектурному пространству. Свет в среде храма останется традиционным и основным творцом его сакрального пространства, архитектоники и мистического настроения, оставаясь едва ли не последним понятным носителем метафизического и богословского содержания.
4. Заключение
Достижения современной архитектуры не убавили, а наоборот, расширили функции света в формировании пространства и архитектоники общественных зданий. В рамках с исследования были выявлены особенности световой среды в современных зданиях культуры. Архитектурное пространство предлагает новые решения, тектоника здания - новые формы в соответствии с тенденциями в архитектуре и идеях дизайна. Также были изучены особенности световой среды в современных культовых храмовых зданиях. Создание пространства светом можно сегодня реализовать также благодаря современным материалам и развитым технологическим решениям, усиливающим созерцание, метафорический, символический и сакральный характер пространства. Основываясь на анализе формирования легкой среды в пространстве современных культурных культовых зданий, была предпринята попытка предсказать направление, природу и особенности функционирования света в архитектуре определенных типов культовых зданий. Было установлено, что значительная часть современных реализуемых сакральных объектов своей архитектоникой и степенью вмешательства природного света во внутреннее пространство свидетельствует об их существенной отделенности от окружающей среды, декларируя интровертность, углубленность в свой внутренний мир. Другие – впускают свет дозировано, освещая обычно основные пространства и фрагменты сакрального пространства. В третью группу входят здания, полностью раскрывающиеся наружу в окружающую среду, объединяя в одно целое внутреннее и внешнее пространства.