КРЕАТИВНО-ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ КАК ФЕНОМЕН ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ
КРЕАТИВНО-ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ КАК ФЕНОМЕН ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ
Научная статья
Калимуллина О.А.1, Крылова В.Н.2, *
1 Поволжский государственный Университет физической культуры, спорта и туризма, Казань, Россия;
2 Волгоградский государственный институт искусств и культуры, Волгоград, Россия
* Корреспондирующий автор (v.krilowa2017[at]yandex.ru)
АннотацияВ статье предпринята попытка осмысления креативно-интеграционного проекта как нового феномена праздничной культуры. К изучению театрализованных и праздничных проектов в культуре обращались культурологи, философы, педагоги, историки, психологи, этнографы и другие специалисты. Однако, динамика праздничных форм культуры, новые требования к выпускникам творческих вузов выявили необходимость детального рассмотрения еще одной формы - креативно-интеграционного проекта как феномена культуры; как зрелища на сценической площадке воплощающее различные формы документального и художественного материала, сочетание различных творческих традиций народного театра и современных празднеств, с усилением роли импровизации; как метода обучения, с учетом интересов и потребностей студентов. Эта идея нашла отражение в ряде постановок Волгоградского государственного института искусств и культуре.
Ключевые слова: креативно-интеграционный проект, праздник, праздничная культура.
CREATIVE INTEGRATION PROJECT AS A PHENOMENON OF FESTIVE CULTURE
Research article
Kalimullina O.A.1, Krylova V.N.2, *
1 Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan, Russia;
2 Volgograd Institute of Arts and Culture, Volgograd, Russia
* Corresponding author (v.krilowa2017[at]yandex.ru)
AbstractThe article attempts to comprehend the creative integration project as a new phenomenon of festive culture. Culturologists, philosophers, educators, historians, psychologists, ethnographers and other specialists have turned to the study of theatrical and festive projects in culture. However, the dynamics of festive cultural forms, new requirements for graduates of art schools indicate the need for a detailed examination of another form of creative integration project as a cultural phenomenon; as a spectacle on the stage floor embodying various forms of documentary and artistic material, a combination of various creative traditions of popular theatre and modern festivals, on strengthening the role of improvisation; as a method of training, taking into account the interests and needs of students. This idea was reflected in a number of productions of the Volgograd State Institute of Arts and Culture.
Keywords: creative integration project, holiday, festive culture.
Введение
Современное общество можно определить, как сложное, нестабильное и неоднозначное. Как отмечает российский исследователь и общественный деятель Иосиф Дискин: «Жизнь в России становиться объективно лучше, многообразнее, динамичнее, а ощущения счастья, исполненности, развития нет» [3]. Это актуализирует вопрос о проектировании различных процессов культуры и общества.
Основная проблема изучения праздничной культуры заключается в дисбалансе традиционных и инновационных зрелищных форм, что вызвано изменением праздничного календаря, появлением новых праздников, которые с трудом приживаются в общественном сознании россиян. Такая ситуация приводит к неэффективным результатам воплощения современных проектов праздничной культуры. Поэтому возникает необходимость в уточнении феномена «креативно-интеграционного проекта», как важного связующего звена между прежними и новыми формами праздничной событийности в стране, регионе, социуме, творческом вузе.
Проектирование безусловно является инновационной и творческой деятельностью, способствующей преобразованию культуры. Проект, как составная часть проектирования, является средством сохранения или воссоздания социальных явлений и культурных феноменов, соответствующих (как количественно, так и качественно, содержательно) сложившимся нормам, а также активизации совместной деятельности людей по поддержанию культурной среды в динамичном состоянии [9].
Обсуждение Обозначим несколько аспектов рассматриваемой проблемы.В педагогическом аспекте «метод проектов» был разработан в начале XX века основателем прагматизма Дж. Дьюи и изучен в работах американских педагогов У.Х.Килпатрика, Э.Коллинза и других с целью рассмотрения обучения как целесообразной деятельности личности студента с учетом ее интересов, что позволяло учебным заведениям право свободного выбора занятий. В своей работе Карл Фрей выделяет определенное количество качеств, присущих проектному методу (инициатива из жизни; способность договариваться друг с другом в процессе обучения; развитие личной инициативы, умение довести до сознания других людей; самоорганизация; способность обмениваться информацией о процессе работы; обсуждения, дискуссии и т.д. [14]. В России в 1905 году попытка использования проектного метода предпринималась С.Т. Шацким, но не получила дальнейшего развития. В середине XX века проблемы в области проектирования социально-культурной и культурно-досуговой деятельности неоднократно поднимались в работах таких ученых как: В.И. Андреев, А.Д. Жарков, Л.С. Жаркова, А.А. Жаркова, А.А. Захаренко, И.А. Зимняя, И.П. Иванов, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.М. Таланчук и др., где описывалась структура, формы, методы, рассматривались вопросы руководства воспитательными системами, которые обеспечивают эффективность педагогических процессов [4], [5], [6].
В сфере социально-культурной деятельности как ответвления педагогической деятельности, - проектирование проектов, программ, шоу является важным инновационным сегментом этой деятельности. Эти вопросы рассматривались в трудах Г. М. Бирженюка, В. И. Курбатова, О. В. Курбатовой, А. В. Лукова, А. П. Маркова, Д.В. Шамсутдиновой [9] и др.
Отдельные теоретические аспекты социокультурного проектирования праздников рассмотрены в трудах Г.Л. Тульчинского «Менеджмент специальных событий в сфере культуры» [13], Т.Г. Кисилевой, Ю.Д. Красильникова «Социально‐культурная деятельность» [7], Г.А. Авенесова «Культурно ‐ досуговая деятельность» [1]. Авторы анализируют наиболее общие тенденции в управлении праздничной культуры, раскрывают отдельные вопросы подготовки и проведения массовых мероприятий. О.Я. Гойхман в труде «Организация и проведение мероприятий» раскрыл теоретические основы и предложил практические рекомендации по проведению праздников [2].
Выделим еще один аспект - сценарно-постановочное проектирование, которое предполагает процесс создания прототипа того или иного представления (праздника, концерта, общественно-политической акции), прообраза некоего праздничного объекта как событийного зрелища организаторов и зрителей. [12, С. 108]. Сценарно-постановочное проектирование опирается на ряд принципов режиссуры: «идеи», «сверхзадачи», «сквозного действия», «событийного ряда», а также создание оригинального замысла, отбор документального и художественного материала, написание сценария по законам драматургии, изготовление декоративно-художественного оформления, подготовка технического оснащения для высококачественного музыкального, светового, звукового оформления, а также организация репетиционного процесса и воплощение проекта на сцене.
Таким образом, проект – это некий образ, воплощенный в форму, конечный результат. Если говорить о феномене проекта в культуре в целом, можно выделить три аспекта его изучения: социокультурный, педагогический, режиссёрско-постановочный. Все три аспекта выявляют множественные смыслы данного феномена.
Проектов существует огромное количество и выделяются они по разным основаниям: по видам деятельности, по масштабам охвата людей. В нашем конкретном случае обратимся к более детальному изучению «креативно-интеграционного проекта». Термин «креативность»/ «креативный» в переводе с английского означает «творческий». Концептуальные основы о природе творчества как создании чего-либо нового рассмотрены в работах Ю.К. Бабанского, Ю.Б. Борева, Дж. Гилфорда, О.М. Дьяченко, Т.И. Ильина, М.С. Кагана, В.М. Пивоева и др. Термин «интеграция»/ «интеграционный» - означает процесс объединения различных составляющих. Следовательно, креативно-интеграционный проект — это творческих процесс применения социокультурных технологий, педагогических методик, режиссерско-постановочных средств, используемых в театрализованных представлениях и праздниках.
Креативно-интеграционные проекты уходят в историю праздничной культуры. Издавна праздники раскрывали и давали выход истинным устремлениям людей. Так, культура древних славян занимает особое место в этом процессе. Отчасти преобразованная православием, но сохранившая свою глубинную сущность, она во многом обусловила православную христианскую традицию, под влиянием которой сформировались основные элементы празднично календаря. В советский период государство внесло существенные изменения в праздничную культуру: возникли новые праздничные традиции, обычаи, появилась новая система обрядов, ритуалов, церемониалов. В постсоветском пространстве одновременно с реформированием экономики осуществлялось формирование новых праздничных традиций календаря. В настоящее время, по справедливому мнению, С.Б. Макарьян и Э.В. Молодняковой: в праздничной культуре «традиция превалирует над инновацией, поскольку в празднике отражаются не только мифологическое сознание народа, древний культ и ритуал, но и характер общественного уклада, семейно-бытовых отношений, мораль, психология» [8, С. 8].
Возникает вопрос: каким образом связать прежние, традиционные и новые формы праздничной культуры? Конечно же через креативно-интеграционный проект, который является наиболее гибкой и подвижной формой культуры. Опираясь на исследования феномена современного праздника В.Н. Поповой [11, С. 20] и ряда других исследователей выделим в праздничной культуре России начала XXI столетия три основных типа креативно-интеграционных театрализованных проекта, классифицируемых на основании особенностей воспроизведения в их структуре отношения общества к памяти о событиях прошлого, а также характеристик влияния того или иного праздника на процесс преобразования самоидентификации социума.: креативно-интеграционного театрализованного проекта-реконструкции, креативно-интеграционного театрализованного проекта-вытеснения, а также креативно-интеграционного театрализованного проекта-закрепления.
Сущность креативно-интеграционного театрализованного проекта-реконструкции состоит в представлении событий истории страны в контексте настоящего. Креативно-интеграционные театрализованные проекты-реконструкции выражают, в большинстве своем, события политической истории и показывают важнейшее влияние на процесс самоидентификации общества, позволяя гражданам современной России ответить на вопрос «Кто мы?». К данной категории мы можем отнести такие элементы современного праздничного календаря как День Победы (рассматриваемый в данном отношении в качестве важнейшего связующего звена между советским периодом истории нашей страны и современностью), а День Весны и Труда и День Октябрьской революции (сохранившиеся со времен Советского союза и выражающие принципы его государственности), а также День России и День Конституции (отражающие события новейшей политической истории нашей страны).
Второй тип проектов, обозначен термином «креативно-интеграционного театрализованного проекта-вытеснение», состоит в том, что данное торжественное событие имеет в качестве основной (хоть и не единственной) цели своего проникновения в праздничный календарь вытеснение из культурной памяти народа и общественного сознания в целом определенных фрагментов прошлого либо традиций, воспринимающихся в качестве чуждых. Данная цель достигается путем замены одного праздничного события на другое, обладающее иной символической значимостью [11, С. 20]. Наиболее яркими примерами могут стать День народного единства, а также День семьи, любви и верности (замещающие, соответственно День Октябрьской революции и День Святого Валентина).
Наконец, еще одним важнейшим элементом российской праздничной культуры начала XXI столетия является группа проектов, условно обозначаемых термином «креативно-интеграционный театрализованный проект-закрепление». Основной функцией их, как это очевидно из названия категории, является закрепление, утверждение уже существующего на определенный момент миропорядка. Данная цель достигается путем дополнительного артикулирования центральных элементов ценностной сферы общества, акцентировании особого внимания на определенных идеалах и образцах, рассматриваемых в качестве общественно значимых [11, С. 20]. В качестве наиболее ярких примеров креативно-интеграционных театрализованных проектов-закреплений мы можем привести Международный женский день, а также абсолютное большинство профессиональных праздников.
Все типы креативно-интеграционных театрализованных проектов находятся в постоянном взаимодействии, позволяя праздникам осуществлять переходы между типами, отражающие процесс социально-исторического развития общества. На основании выше сказанного, мы можем говорить о том, что исследование проблемы сущностных характеристик креативно-интеграционных проектов праздничной культуры современной России включает в себя не только сравнительный анализ старых и новых праздников, но процесс последовательного преобразования и адаптации к российским условиям новых праздников.
Наиболее удобной формой воплощения креативно-интеграционных проектов является педагогическая деятельность в вузовском пространстве, которая позволяет воплощать вместе со студентами режиссерские проекты как в учебной, так и внеучебной деятельности. В процессе изучения феномена креативно-интеграционных проектов в праздничной культуре, автор лично принимал активное участие в подготовке и проведении цикла праздничных программ. Это: героико-патриотическое воспитание, работа с детьми и подростками, организация праздничного досуга, где можно участвовать семьями, в специальных программах для всех слоев населения (вот некоторые из них, «Родина моя – Россия» театрализованный проект, посвященный Дню России; торжественная церемония открытия памятной стелы в честь присвоения городу Калач-на-Дону Почетного звания «Город воинской Славы» Российской Федерации; «Жар-птица» - театрализованный проект - региональный фестиваль славянской культуры). Все праздничные программы по своему содержанию всегда отвечали развитию патриотизма и попадали как под проекты-реконструкции, так и под проекты-закрепления.
Креативно-интеграционных проекты со студентами несут серьезную смысловую нагрузку, позволяя приобщить последних к базовым историко-культурным ценностям. В сознании всех народов нашей страны живы такие традиционные ценности как патриотизм, гордость за Отчизну, гражданственность. Кроме того, эти проекты призваны выполнять функцию, отвечающую за сохранение генетической исторической памяти.
ЗаключениеКреативно-интеграционный проект – это феномен культуры, позволяющий обеспечивать преемственность и связь между различными поколениями, между традиционными и современными формами праздничной культуры; это еще и это творческих процесс применения социокультурных технологий, педагогических методик, режиссерско-постановочных средств, используемых в театрализованных представлениях и праздниках.
Развитие современного-праздничного календаря привело к выявлению современной типологии креативно-интеграционных проектов, среди которых мы выделяем проект-реконструкцию, проект-вытеснение, проект-закрепление.
Педагогическая деятельность является тем пространством, где можно со студентами осуществить постановку тех или иных креативно-интеграционных проектов. Студенты в процессе креативно-интеграционных проектов учатся понимать и отстаивать свои интересы. В тоже время, наблюдая ход творческого процесса, принимая участие на всех этапах постановки, постигая информацию по сценарно-режиссёрским основам они учатся определять для себя доминирующие виды деятельности, ставить и достигать цели, представлять и оценивать результаты практической деятельности. В процессе работы над креативно-интеграционным они приобретают способность критически осмыслить свою работу и в итоге менять свое поведение, которое находит отражение в личностных качествах, таких как ответственность, целостность, профессионализм.
Постановка современных креативно-интеграционных проектов позволяет не только обеспечить культурную преемственность между поколениями российского общества, но и несет просветительскую и образовательную миссию, а сами проекты становятся элементом общероссийской культурной традиции, воплощая в себе нравственные идеалы и ценности, духовные достижения российского общества, сохранившиеся в государственных и традиционных праздниках нашей страны.
Конфликт интересов Не указан. | Conflict of Interest None declared. |
Список литературы / References
- Авенесова Г.А. Культурно‐досуговая деятельность: Теория и практика организации: Учебное пособие / Г.А.Аванесова. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 236 с.
- Гойхман О.Я. Организация и проведение мероприятий: Учебное пособие / О.Я.Гойхман. – М.: ИНФА – М, 2010. – 120 с.
- Дискин И.Е. Консервативная модернизация / Иосиф Дискин. – М.: Политическая энциклопедия, 2021. – 342 с.
- Жарков, А.Д. Теоретико-методологические основы социально-культурной деятельности. Монография / А.Д.Жарков. - М.: МГУКИ, 2013.- 453с.
- Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности / А. Д. Жарков. – М.: МГУКИ, 2007. – 480 с.
- Жаркова, А.А. Методические основы парадигмального подхода к развитию личности: монография / А.А.Жаркова. - М., 2009.-163с.
- Киселева Т.Г. Социально‐культурная деятельность: учеб. для студентов вузов / Т.Г. Киселева, Ю.Д.Красильников. ‐ М. : МГУКИ, 2004. ‐ 539 с.
- Макарьян, С.Б. Праздники в Японии / С.Б. Макарьян, Э.В. Молоднякова. – М.: Наука, 1990. – 248 с.
- Марков А.П. Основы социокультурного проектирования: Учебное пособие /А.П.Марков, Г.М.Бирженюк. ‐ Санкт‐Петербург, 1997. – 175 с.
- Менеджмент специальных событий в сфере культуры: Учебное пособие / Г.Л. Тульчинский, С.В. Герасимов, Т.Е. Лохина. – СПб.: Из‐во Планета Музыки; Из‐во «Лань», 2010. – 384 с.
- Попова, В.Н. Праздник как форма культурной памяти: Государственные праздники России ХХ – начала XXI вв.: 24.00.01 «Теория и история культуры»: диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии / Попова Виктория Николаевна: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина – Екатеринбург, 2011. – 200 с. -
- Плотников А.В. Сценарно-постановочное проектирование праздничных событий / А.В. Плотников // Вопросы устойчивого развития общества. – 2021. - № 8. – С.108-115.
- Тульчинский Г.Л. Маркетинг в сфере культуры / Г.Л. Тульчинский. – СПб: Лань, 2009. – 496 с.
- Фрей К. Проектный метод / К.Фрей.- Берлин: Бельц, 1997.-349 с.
Список литературы на английском языке / References in English
- Avenesova G.A. Kul'turno‐dosugovaja dejatel'nost': Teorija i praktika organizacii: Uchebnoe posobie [Cultural and Leisure Activities: Theory and Practice of Organization: Textbook] / G.A. Avanesova // – M.: Aspekt Press, 2006. – p. 236 [in Russian]
- Gojhman O.Ja. Organizacija i provedenie meroprijatij: Uchebnoe posobie [Organization and Conduct of Events: Textbook] / O.Ja.Gojhman // – M.: INFA – M, 2010. – p. 120 [in Russian]
- Diskin I.E. Konservativnaja modernizacija [Conservative Modernization] / Iosif Diskin // – M.: Politicheskaja jenciklopedija, 2021. – p. 342 [in Russian]
- Zharkov, A.D. Teoretiko-metodologicheskie osnovy social'no-kul'turnoj dejatel'nosti. Monografija [Theoretical and Methodological Foundations of Socio-Cultural Activity. Monograph] / A.D.Zharkov // - M.: MGUKI, 2013.- p. 453 [in Russian]
- Zharkov, A.D. Teorija i tehnologija kul'turno-dosugovoj dejatel'nosti [Theory and Technology of Cultural and Leisure Activities] / A. D. Zharkov // – M.: MGUKI, 2007. – p. 480 [in Russian]
- Zharkova, A.A. Metodicheskie osnovy paradigmal'nogo podhoda k razvitiju lichnosti: monografija [Methodological Foundations of a Paradigmatic Approach to Personality Development: Monograph] / A.A.Zharkova // - M., 2009.- p. 163 [in Russian]
- Kiseleva T.G. Social'no‐kul'turnaja dejatel'nost': ucheb. dlja studentov vuzov [Socio-Cultural Activity: Studies. For University Students] / T.G. Kiseleva, Ju.D.Krasil'nikov // ‐ M. : MGUKI, 2004. ‐ p. 539 [in Russian]
- Makar'jan, S.B. Prazdniki v Japonii [Holidays in Japan] / S.B. Makar'jan, Je.V. Molodnjakova // – M.: Nauka, 1990. – 248 [in Russian]
- Markov A.P. Osnovy sociokul'turnogo proektirovanija: Uchebnoe posobie [Fundamentals of Socio-Cultural Design: A Textbook] / A.P.Markov, G.M.Birzhenjuk // ‐ Sankt‐Peterburg, 1997. – p. 175 [in Russian]
- Menedzhment special'nyh sobytij v sfere kul'tury: Uchebnoe posobie [Management of Special Events in the Field of Culture: A Textbook] / G.L. Tul'chinskij, S.V. Gerasimov, T.E. Lohina // – SPb.: Planeta Muzyki; «Lan'», 2010. – p. 384 [in Russian]
- Popova, V.N. Prazdnik kak forma kul'turnoj pamjati: Gosudarstvennye prazdniki Rossii HH – nachala XXI vv.: 24.00.01 «Teorija i istorija kul'tury»: dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni kandidata kul'turologii [Holiday as a Form of Cultural Memory: State Holidays of Russia of the XX - Early XXI Centuries: 24.00.01 “Theory and History of Culture”: Dissertation for the Degree of Candidate of Cultural Studies] / Popova Viktorija Nikolaevna // Ural'skij federal'nyj universitet imeni pervogo Prezidenta Rossii B.N. El'cina – Ekaterinburg, 2011. – p. 200 - [in Russian]
- Plotnikov A.V. Scenarno-postanovochnoe proektirovanie prazdnichnyh sobytij [Scenario-Staged Design of Festive Events] / A.V. Plotnikov // Voprosy ustojchivogo razvitija obshhestva [Issues of Sustainable Development of Society]. – 2021. - № 8. – pp. 108-115. [in Russian]
- Tul'chinskij G.L. Marketing v sfere kul'tury [Marketing in the Sphere of Culture] / G.L. Tul'chinskij. – SPb: Lan', 2009. – p. 496 [in Russian]
- Frej K. Proektnyj metod [Project Method] / K.Frej // - Berlin: Bel'c, 1997.- p. 349 [in Russian]