САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ: ОРГАНИЗАЦИЯ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.102.12.116
Выпуск: № 12 (102), 2020
Опубликована:
2020/12/17
PDF

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ: ОРГАНИЗАЦИЯ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Научная статья

Денисенко Ю.В.*

Алтайский государственный институт культуры, Барнаул, Россия

* Корреспондирующий автор (denisenckojulya[at]yandex.ru)

Аннотация

Образовательный процесс в вузе направлен на достижение высокого уровня подготовки и образованности обучаемых. Развитие мышления человека может успешно проходить только в процессе самостоятельной деятельности. Такой вид деятельности доставляет обучающемуся радость и самоудовлетворение и тем самым устраняет пассивность с его стороны в овладении новыми знаниями. Самостоятельная работа (СР) обучающихся — это организационно и методически направляемая преподавателем учебная, научно-исследовательская и общественно-значимая деятельность студентов, направленная на развитие компетенций, осуществляемая самостоятельно, за рамками их аудиторной учебной работы. Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности.

Ключевые слова: самостоятельная работа обучающихся, самообразование, учебный процесс, история музыки, формы контроля.

INDIVIDUAL STUDENT WORK AT A UNIVERSITY: ORGANIZATION AND FORMS OF CONTROL

Research article

Denisenko Yu.V.*

Altai State Institute of Culture, Barnaul, Russia

* Corresponding author (denisenckojulya[at]yandex.ru)

Abstract

The educational process at a university is aimed at achieving a high level of student training and education. The cognitive development of a person can only be successful in the process of individual activity. This type of activity gives the student joy and self-satisfaction and thus eliminates any passivity on their part in acquiring new knowledge. Individual work of students is an educationally, scientifically and socially significant activity of students directed by the teacher in an organizational and methodical way. It aims at the development of competencies, and carried out individually and outside of the work in classrooms. The individual work of students is organized and conducted with the aim of developing competencies, which are understood as the ability to apply knowledge, skills and personal qualities for successful practical activities.

Keywords: individual work of students, self-education, educational process, music history, forms of control.

Введение

Одной из актуальных современных проблем высшей школы является эффективная организация самостоятельной работы обучающихся. Различные аспекты самостоятельной работы представлены в научных работах таких педагогов и психологов, как А. Алханов [3], И.А. Зимняя [1], А.Н. Леонтьев [6], А.К. Маркова [7], В. Портных [4], Н. Росина [5] и др.

По определению И.А. Зимней, самостоятельная работа представляет собой высший специфический вид учебной деятельности, направленный на самостоятельное приобретение обучающимися знаний и получение учебно-познавательного продукта на репродуктивном или творческом уровне. Целью использования в учебном процессе вуза различных форм самостоятельной работы является создание предпосылок для самообразования будущих специалистов. В свою очередь, овладение студентом различными способами самообразования рассматривается как необходимое условие повышения качества профессиональной подготовки студентов [1].

Для будущего музыканта-педагога качество полученного образования выражается в возможности реализации своего личностного потенциала в музыкально-педагогической деятельности. Самостоятельная работа активизирует у обучающихся такие личностные качества, как самоорганизованность, самоконтроль, ответственность, в ней проявляются мотивация, целенаправленность, способность к саморефлексии. Она дает возможность обучающемуся проявить свои творческие и интеллектуальные способности, определить область своего профессионального интереса.

Основная часть

Совокупность содержания, методов и форм изучения музыкально-педагогических дисциплин обучающимися направления подготовки «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство» направлено на развитие креативности, профессионально значимых личностных качеств обучающихся, а также создание необходимых педагогических условий для реализации новых возможностей и перспективных сторон будущей музыкально-педагогической деятельности.

Управлению самостоятельной работой обучающихся (СРО) следует уделить особое внимание. Управлять процессом необходимо через различные формы контроля и обучения. Именно при контроле выполнения конкретных поэтапных заданий обучающийся полнее сможет осмыслить задание и полученную информацию, а преподаватель определить степень усвоения и понимания темы обучающимся. Обязательные регулярные консультации, на которых студент должен предъявлять результаты работы по выполнению определенного этапа, позволят преподавателю оказать необходимую помощь или, если нужно, указать на недостатки и достоинства проделанной работы, поправить и направить обучающегося. Осуществлять контроль и управление процессом самостоятельной работы можно на лекционных, семинарских, практических, лабораторных занятиях проводя их в форме собеседования, устного опроса, контрольных работ, тестов, диспутов, дискуссий, фронтальных опросов.

Важен и контакт преподавателя и обучающегося, особенно это нужно при заочной форме обучения, когда студент и преподаватель удалены друг от друга. В современном мире оперативная связь между преподавателем и студентом может осуществляться не только традиционными классическими методами (консультации, обращение студента к преподавателю на семинарских, практических, лабораторных занятиях и т.д.). В настоящее время преподавателю часто приходится общаться со студентами дистанционно. Опыт показывает, что эта форма оперативного общения принимается студентами в целом позитивно.

Конечно, такая форма общения создает дополнительную нагрузку для преподавателя (необходимо регулярно просматривать электронную почту; давать детальный ответ на вопрос студента; активнее следить за развитием конкретной темы; накапливать новый актуальный материл). Все это требует времени, но положительные результаты очевидны. Самостоятельная работа может быть эффективной только тогда, когда она будет для обучающегося привлекательной и сможет активизировать его профессиональные интересы.

Использованию разнообразных форм и методов СР способствует наличие учебно-методического обеспечения по учебным дисциплинам в комплекс которого входят методические указания по СРО, а также групповые и индивидуальные консультации по вопросам организации СРО, которые систематически проводятся преподавателями кафедры.

Самостоятельная работа может составлять фрагмент или основную часть аудиторного занятия под контролем преподавателя, либо осуществляться вне его рамок. Для проведения СР применяются: собеседование, проверка индивидуальных заданий, семинарские занятия, коллоквиумы, конференции, деловые игры, зачет по теме, разделу; тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита курсовых проектов и работ, устные и письменные экзамены, анкетирование; письменная работа по теме занятия.

Рассмотрим некоторые из них, на примере отдельной дисциплины: История музыки (зарубежной, отечественной) – основная профилирующая общенаучная дисциплина в цикле предметов профессиональной музыкальной подготовки обучающихся всех направлений музыкального факультета. Важным звеном учебного процесса в курсе истории музыки (зарубежной, отечественной) выступает контроль знаний, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В первую очередь он выполняет оценочную функцию, так как его основная цель – определение соответствия сформированного объема знаний обучающихся требованиям программы, а также уровня владения обучающимися соответствующих предметному содержанию умений и навыков. Другая важнейшая функция контроля – коммуникативная, обеспечивающая «обратную связь» между преподавателями и обучающимися, выступающая этапом учебного процесса, когда педагог получает информацию об эффективности обучения студентов.

В системе контроля знаний по предмету «История музыки (зарубежной, отечественной)» можно условно выделить три компонента: устные, письменные и комбинированные формы контроля. Устный контроль раскрывается в таких формах, как текущий опрос, защита реферата, доклад; комбинированный – в семинарских занятиях, зачетах, экзаменах, поскольку они могут включать в себя не только устный ответ, но и защиту реферата, письменной контрольной работы, написание теста, музыкальная викторина. Письменные формы контроля представляются в курсе истории музыки наиболее целесообразной формой как текущего, так и итогового контроля. Их многообразие позволяет охватить все содержательные стороны предмета, осуществить фронтальный контроль на лекционных занятиях в короткие сроки, способствовать глубокому постижению музыкальных явлений.

Проверка письменных заданий позволяет педагогу разносторонне оценить уровень специальной и общей музыкальной подготовки обучающегося, глубину освоения предыдущего материала курса истории музыки, а также знаний в других областях музыкальной науки – гармонии, анализа музыкальных форм, полифонии. Педагог может гибко варьировать формы письменных контрольных заданий в зависимости от задач курса, а также возможностей и потребностей обучающихся.

Обратимся к основным формам письменного контроля:

  1. Традиционной формой текущего и итогового контроля является написание реферата. Это письменная работа, в которой та или иная тема курса раскрывается путем краткого изложения содержания заявленной в реферате темы на основе проработки учебного пособия, музыковедческого исследования, монографии или статьи. Написание реферата способствует более глубокому изучению поставленного вопроса, знакомству и формированию навыков работы со специальной литературой по предмету – учебниками, монографиями, авторефератами диссертаций, статьями, посвященными вопросам истории музыки, формирует умение отобрать в обширном материале главное, структурировать его и логически выстроить работу.
  2. Одной из форм замены традиционного опроса является самостоятельная письменная работа, которая предполагает изложение студентом развернутого ответа на открытый проблемный вопрос, содержащий определенное противоречие, при разрешении которого студент должен определиться в своей точке зрения на суть вопроса, изложить ее с убедительными аргументами. Например: «Могла ли повлиять эпоха «Sturm und Drang» на поздние симфонии В.А. Моцарта?» Объем предполагаемого ответа оговаривается в задании: он может быть кратким (в пределах двух-трех страниц) или подробным (в пределах 4-6 страниц), в зависимости от того, выделен этот вопрос или он является частью характеристики симфонического творчества композитора.
  3. Тест – вид письменного контроля знаний, предлагающий несколько вариантов ответа на заданный вопрос. Вопросы теста могут касаться художественно-стилевых понятий, историко-хронологических, внемузыкальных (обстоятельства создания, посвящения, литературная и изобразительная программа музыкального произведения) и интрамузыкальные характеристики произведения (жанр, количество частей, тип музыкальной формы, тональный план и т.п.). Они могут быть связаны с образно-семантическими аспектами трактовки содержания музыкального произведения.

На истории музыки мы используем несколько разновидностей теста:

- классический вербальный тест. Он включает 20-21 закрытый вопрос, подразумевающий только один правильный ответ из трех или четырех возможных вариантов;

- тесты на дополнение. В этих тестах задания оформляются с пропущенными словами или символами;

- тест с альтернативной формой ответа. Студенты выбирают одно из перечисленных решений: «да - нет», «верно - неверно»;

- тест идентификация. В таких заданиях студентам необходимо соотнести и графически объединить пару явлений или понятий;

- кратковременная письменная работа тестового типа. В ней содержатся открытые вопросы, на которые обучающие дают собственные краткие ответы.

  1. Эссе – творческая форма контрольной письменной работы. Это очерк небольшого объема, в котором в художественной форме отражаются личные впечатления и рассуждения автора по поводу какого-либо явления или факта музыкального искусства, как правило, не претендующие на исчерпывающую трактовку темы.
  2. Музыкальная викторина – специфическая форма контроля, сочетающая вербальную форму записи музыкальной информации, полученной на основе слуховых представлений прослушанных фрагментов музыки. Для успешного написания музыкальной викторины студентам необходимо хорошо знать музыку всего произведения. Викторина требует самостоятельного детального изучения музыки, поскольку целостное прослушивание на лекционных и семинарских занятиях невозможно в силу ограниченности времени. Викторина может проводиться по творчеству того или иного композитора, по музыкальным жанрам и стилям, либо интегрировать изученный музыкальный материал за целый семестр. В профессиональной подготовке студентов музыкального факультета музыкальная викторина является эффективной формой контроля индивидуального освоения музыкального материала по многим дисциплинам образовательной программы.
  3. Составление хронологических таблиц – одна из письменных форм контроля самостоятельной работы студентов. В хронологической таблице освещается развитие различных музыкальных жанров на определенном этапе истории музыки.
  4. Таблицы-схемы посвящены произведениям, наиболее значимым по содержанию, более подробный музыкальный анализ которых выносится на семинарские занятия. Таблица-схема наглядна, содержит емкую и полную информацию о его образно-художественном содержании, драматургии, формообразующих средствах музыкальной выразительности и т.п.

Особые требования следует предъявлять к содержанию и форме заданий:

- задания направлены на формирование компетенций и имеют проблемный характер;

- задания дифференцированного и вариативного характера;

- задания по выбору студентов;

- задания с интегративной основой (внутрипредметного и межпредметного содержания), необходимой для интеграции отдельных компонентов компетенций в опыт и формирование широких общих и предметных компетенций.

При изучении ряда музыкальных дисциплин (гармонии, полифонии, сольфеджио, музыкальной формы) для более глубокого изучения программного материала и активизации самостоятельной деятельности используется такая внеаудиторная форма, как домашнее задание. Содержание домашних заданий включает самостоятельное изучение дополнительной научной психолого-педагогической и методической литературы в соответствии с программным содержанием дисциплины, решения заданий и задач, инициирующих личностное, творческое начало студента. Поэтому, любое музыкальное задание направлено на раскрытие индивидуальности и интересов каждого обучающегося.

Активизировать самостоятельную моделирующую деятельность возможно через организацию деловой игры, в ходе которой воссоздаются предполагаемые обстоятельства учебного процесса. В условиях игровой ситуации студенты выполняют различные ролевые функции, наполняя их своим собственным содержанием, что дает возможность будущим педагогам-музыкантам проявить свои творческие способности. Деловая игра сопровождается самостоятельным анализом разного рода вопросов, возникающих в тех или иных моделирующих ситуациях учебно-воспитательного процесса в ДОУ, начальной школе или основной школе.

В процессе изучения музыкальных дисциплин одной из форм контроля СРО является контрольная работа. В ней студенты должны не только грамотно освятить тему, но и критически ее проанализировать и осмыслить. Темы контрольных работ весьма разнообразны и затрагивают вопросы исполнительства, музыкальной психологии и педагогики, общественной деятельности крупнейших композиторов и мастеров искусства разных эпох. В контрольных работах студентам нужно раскрыть отличительные особенности исполнительского стиля (инструментального или вокально-хорового), проанализировать интерпретации конкретного музыканта-исполнителя либо композитора. В контрольных работах затрагиваются вопросы развития художественных направлений и жанров музыкального искусства, где должны быть выявлены условия и закономерности их возникновения и дальнейшего развития.

В процессе обучения широко практикуются интерактивные формы, раскрывающие результаты СРО. Так, студенты, готовя на семинар или практическое занятие выступление с сообщением или докладом, должны не просто пересказать самостоятельно проработанный материал, но и выступить оппонентами к выступлениям своих сокурсников, используя научные и теоретические источники, высказать собственные суждения по проблемным вопросам. Такая форма контроля позволяет более многогранно и глубоко рассмотреть содержание дисциплины, способствует развитию у студентов исследовательского подхода к явлениям и понятиям, формирует творческий потенциал, культуру общения, учит самостоятельности и критичности мышления.

Контроль является важным фактором в процессе обучения. Различные формы контроля СРО способствуют более полно и объективно оценить знания обучающихся, уровень усвоения того или иного материала, развитию профессиональных качеств. Оценка успеваемости позволяет не только установить уровень успешности обучения, но и помогает определить необходимые изменения, которые следует внести в методику работы преподавателя.

Заключение

Использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры), могут вызвать стремление состязательности, что само по себе является сильным мотивационным фактором самосовершенствования студента. Поэтому лишение обучаемого «...права самоконтроля может тормозить ход его дальнейшей самостоятельной работы» [2].

Итогом самостоятельной теоретической и практической деятельности становится формирование личностной позиции студента по различным вопросам будущей профессиональной деятельности. Однако эта деятельность невозможна без организующей роли преподавателя.

Следовательно, это побуждает искать и вводить в процесс образования инновационные личностно-ориентированные методы и технологии обучения и воспитания, в значительной степени помогающие индивидуализировать учебный процесс, сделать его более продуктивным и интересным для обучающихся.

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.
 

Список литературы / References

  1. Зимняя, И. А.Педагогическая психология : учебник для вузов / И. А. Зимняя. – М. : Издательская корпорация «Логос», 2000. – С. 248-262.
  2. Заика, Е. В. Психологические вопросы организации самостоятельной работы студентов в вузе / Е. В. Заика // Практична психология та социальна робота. – 2002. – № 5. – С.13-19.
  3. Алханов, А. Самостоятельная работа студентов / А. Алханов // Высшее образование в России. – 2005. – № 11. – С. 86-89.
  4. Портных, В. О воспитании самостоятельности студентов / В. Портных // Высшее образование в России. – 2006. – № 7. – С. 155-157.
  5. Росина, Н. Организация СРС в контексте инновационного образования / Н. Росина // Высшее образование в России. – 2006. – № 7. – С. 109-114.
  6. Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / А.Н. Леонтьев. – М. : Смысл, 2009. – 422 с.
  7. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М. : Знание, 1996. – 308 с.
  8. Гришин, В.Н. Организация самостоятельной работы студентов в процессе группового взаимодействия / В.Н. Гришин. – Елец, 2000. – 18 с.
  9. Куклина, Е.Н. Организация самостоятельной работы студента : учебное пособие для вузов / Е.Н. Куклина, М.А. Мазниченко, И.А. Мушкина. – М. : Юрайт, 2019. – 235 с.
  10. Абасов, З. Проектирование и организация самостоятельной работы студентов / З. Абасов // Высшее образование в России. – 2007. - № 10. – С. 81-84.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Winter, I. A. Pedagogicheskaja psihologija [Pedagogical psychology] : textbook for universities / I. A. Zimnyaya. - M.: publishing Corporation "Logos", 2000. - P. 248-262. [in Russian]
  2. Zaika, E. V. Psihologicheskie voprosy organizacii samostojatel'noj raboty studentov v vuze [Psychological issues of organization of independent work of students in high school] / E. V. Zaika // Praktichna psihologija ta social'na robota [Practical psychology and social robot]. - 2002. - no. 5. - P. 13-19. [in Russian]
  3. Alkhanov, A. Samostojatel'naja rabota studentov [Independent work of students] / A. Alkhanov // Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2005, no. 11, Pp. 86-89. [in Russian]
  4. Portnoy, V. O vospitanii samostojatel'nosti studentov [On educating students ' independence] / V. Portnoy // Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2006, no. 7, Pp. 155-157. [in Russian]
  5. Rosina, N. Organizacija SRS v kontekste innovacionnogo obrazovanija [Organization of SRS in the context of innovative education] / N. Rosina // Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2006, no. 7, Pp. 109-114. [in Russian]
  6. Leontiev, A. N. Psihologicheskie osnovy razvitija rebenka i obuchenija [Psychological foundations of child development and learning] / A. N. Leontiev, Moscow: Smysl, 2009, 422 p. [in Russian]
  7. Markova, A. K. Psihologija professionalizma [Psychology of professionalism] / A. K. Markova. - M.: Knowledge, 1996. - 308 p. [in Russian]
  8. Grishin, V. N. Organizacija samostojatel'noj raboty studentov v processe gruppovogo vzaimodejstvija [Organization of independent work of students in the process of group interaction] / V. N. Grishin. - Yelets, 2000. - 18 p. [in Russian]
  9. Kuklina, E. N. Organizacija samostojatel'noj raboty studenta [Organization of independent work of a student]: a textbook for universities / E. N. Kuklina, M. A. Maznichenko, I. A. Mushkina. - M.: yurayt, 2019. - 235 p. [in Russian]
  10. Proektirovanie i organizacija samostojatel'noj raboty studentov [Design and organization of independent work of students] / Z. Abasov. Abasov // Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2007, no. 10, Pp. 81-84. [in Russian]