ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ
Лопуха Т.Л.1, Подмаренко А.А.2
1Кандидат педагогических наук, Новосибирское высшее военное командное училище Министерства обороны РФ, 2Преподаватель, Новосибирское высшее военное командное училище Министерства обороны РФ
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ
Аннотация
В статье анализируются значимость политического воспитания курсантов военных вузов, причины его вывода из воспитательной системы Вооруженных сил России. Ставится вопрос о необходимости возрождения политического воспитания военнослужащих, подготовке специалистов по воспитательной работе и улучшению педагогической подготовки командного состава. Формируются функции современной политики и задачи политической социализации будущих офицеров средствами политического воспитания. Политическое воспитание в военных вузах выполняет информационную, ценностно-ориентированную, установочно-нормативную и поведенческо-деятельностную функции.
Ключевые слова: политическое воспитание, ценности воспитания, политическая социализация и ее функции.Lopoukha T.L.1, Podmarenko A.A.2
1PhD in Pedagogy, Novosibirsk higher military command school, 2lecturer, Novosibirsk higher military command school
THE POLITICAL EDUCATION OF CADETS IN MILITARY SCHOOLS
Abstract
The article is devoted to the analyze of importance of cadets’ political education in military schools, the reasons for his withdrawal from the educational system of the Russian Armed forces. It is actual the problem of the necessity of revival of political education of soldiers, training of specialists of educational work and improve the pedagogical training of officers. There are analyzed the functions of modern policy and the tasks of political socialization of future officers by means of political education. Political education in military schools performs the functions of information, value-oriented, policy regulatory, and behavioral-activity
Keywords: political education, values of education, political socialization, functions of political socizlization.Глубокие социально-политические изменения, произошедшие в России в 90-е годы XX века привели не только к смене социальных ориентиров воспитания. Конституционный запрет на формирование общегосударственной идеологии [1, с. 7] и отсутствие общепризнанных национальных ценностей привели к глубокому кризису института воспитания в России, подобно тому, который переживали воспитательные системы стран, проигравших Вторую мировую войну. В них подобные ограничения были введены решением стран-победителей, а исполнение обеспечивается не только договорными обязательствами [2], но и присутствием контингентов оккупационных войск. Как известно, глубинная сущность воспитания заключается в том, что общество не только предлагает молодому человеку выбор социальных ролей, но и соответствующий интересам государства, общества и определенной социальной группы набор идей и ценностей. Усваивая их, личность формирует у себя те социальные качества, которые необходимы гражданину конкретных обществ и социально-профессиональных групп.
Идеи и ценности воспитания, составляющие его ценностную основу, представляют вектор социализации населения особенно значимый в многоконфессиональных и полиэтнических государственных образованиях. Их наличие обеспечивает консолидацию общества и устойчивость социальных институтов государства.
Говоря об этом в IV веке до нашей эры, Аристотель отметил «самое важное из всех, способствующих сохранению государственного строя, средств, которыми ныне все пренебрегают, – это воспитание юношества в духе соответствующего государственного строя» [3, с. 87]. История крушения многих развитых государств и даже империй в отдаленном (Египет, Вавилон, империя Александра Македонского, Рим, империя Наполеона, Австрийская, Германская, Российская империи) и недавнем (СССР) прошлом были связаны с пороками идейно-ценностных оснований. Последние либо не соответствовали интересам государствообразующих народов, либо не отражали глубинные, ментальные их особенности. Очередная социально-политическая катастрофа, через которую прошла Россия в начале 90-х годов прошлого века, вновь выбила идейно-ценностную основу воспитания. В результате, по словам бывшего министра образования В.М. Филиппова, воспитание ушло из современной школы [4]. Казалось бы, – идеи, ценности… Категории нематериальные, что изменится? А изменилось многое. Так, трудовые мотивации молодежи, как показывают данные серьезных многолетних исследований ведущих социологов Сибири С.И. Григорьева, В.Н. Турченко, Л.Г. Гусляковой, сменились нетрудовыми [5; 6].
Подобное происходит и в военном образовании. Так, исследование, проведенное в период завершения образовательных «реформ» А. Сердюкова – Е. Приезжевой, когда были выбиты ценностные подходы в воспитании будущих офицеров, продемонстрировало в 2012 году, казалось бы, немыслимое даже в «лихие 90-е», – в различных группах курсантов возможность измены Родине в определенных условиях признали от 23 до 27% обучаемых.
Вполне понятно, что об отсутствии идей и ценностей в воспитании можно говорить только условно. «Запрещенные» конституцией идеи либерализма реально внедряются в сознание российской молодежи многочисленными СМИ, «некоммерческими» организациями, действующими социальными институтами. Здесь мы говорим об идее либерализма и так называемых «общечеловеческих ценностях», под которыми сегодня понимаются ценности Западной цивилизации. Наша действительность демонстрирует, что входя в конфликт с традиционными ценностями народов России, они большинством россиян отвергаются.
Говоря о том, что это объективный процесс, Л.Н. Гумилев отмечал, что «механический перенос в условия России западноевропейских традиций дал мало хорошего, и это неудивительно… стоит помнить, что ценой интеграции России с Западной Европой в любом случае будет полный отказ от отечественных традиций и последующая ассимиляция» [7, с. 280].
Сегодня, в условиях беспрецедентного экономического, информационного, политического давления Запада и роста военных угроз, руководство России это, очевидно, уже осознало. О необходимости утверждения в качестве национальной идеи патриотизма говорит В.В. Путин [8]. Логично и стройно формулирует необходимость национальной идеи и ценностей России для выживания нашего государства А. Бастрыкин [9, с. 20].
За этим пониманием, очевидно, последуют необходимые законотворческие решения и тогда полноценное воспитание вернется в многострадальную российскую школу.
Особенно это важно современной военной школе России, готовящей офицеров – становой хребет нашей военной организации. В Российской армии и в сложнейшие годы «перестроек» и «реформ» воспитание сохранилось. На него отводится достаточно большое время, существует плановая система организации. Правда, его недостатки начинаются уже с «порога». Сегодня специалистов по воспитанию, которые представлены офицерами по работе с личным составом, в военных вузах уже давно не готовят. Резко сокращен и объем педагогической подготовки офицеров командного звена, на которых и ложится основная работа по воспитанию подчиненных. Хочется верить, что понимание недопустимости такого положения в ближайшее время наступит.
Не может не беспокоить то, что из системы воспитания выведено политическое воспитание, – важнейший вид воспитания в любом обществе, обеспечивающий гражданское воспитание населения. Особую значимость политическое воспитание имеет в армейской среде. Достаточно вспомнить слова Клаузевица: «Война есть продолжение политики насильственными средствами…» [10].
Офицеры являются главными проводниками военной политики нашего государства, и их политическое воспитание особенно значимо. В советское время на решение этой задачи были направлены усилия государства, общества, партийных и молодежных организаций, воинских коллективов, существовала целостная и достаточно стройная система указанной работы [11]. Идейная стойкость рассматривалась как важнейшая составляющая боевого потенциала Вооруженных сил.
Задачи политического воспитания военнослужащих (как проведение государственной политики в области обороны) в постсоветский период, безусловно, никуда не исчезли. Оно проводится в армиях всех развитых стран. Отказ от политического воспитания в Российской армии в постсоветский период был обусловлен как раз политическими причинами: проведением «деполитизации» как устранения влияния коммунистической идеологии и отсутствием идейно-ценностной базы. Неуспехи в первой «чеченской» кампании, вызванные идеологическими причинами, – прежде всего отсутствием ценностной базы воспитания, повлекли за собой необходимость создания и нормативного закрепления военно-корпоративной системы ценностей в воинских уставах и ведомственных нормативно-правовых актах. Необходимое политическое воспитание военнослужащих стало заменяться патриотическим, при всей своей значимости неспособным решить весь спектр задач политического воспитания. В современных условиях, безусловно, оно не может вестись в прежней форме партийно-политической работы и должно иметь государственно-политическую направленность.
Главная задача политического воспитания – формирование адекватного деятельности офицерского профессионального сообщества политического сознания. Политическое сознание выражается в форме идеологии, социальных настроениях, духовной атмосфере в подразделении, боевом энтузиазме, сплоченности на основе военной политики государства [12,с. 40].
Политическое воспитание будущих офицеров профессионально направлено. Оно является основным средством их политической социализации как представителей офицерской социальной группы. Политика – это важнейший социальный механизм, с помощью которого общество воспроизводит либо меняет социальный порядок, реализуя функции:
– реализации значимых власти интересов;
– рационализации противоречий и недопущения раскола общества;
– управления социальными процессами;
– интеграции разнородных интересов и подчинение их целям единой государственной системы;
– политической социализации, в которой формируется активное отношение к социальным процессам [13, с. 179].
Реализация указанных функций политики в Вооруженных силах без активного политического воспитания будущих военных руководителей зачастую малоуспешна.
Политическая социализация, являясь общей составляющей социализации офицера, формирует его жизненные позицию и стратегию, имеющие специфическую государственно-патриотическую направленность и военно-профессиональную ориентацию.
Реализуемая бессистемно, без своей главной системной составляющей – политического воспитания, политическая социализация не учитывает влияющие на ее успешность дезинтегрирующие факторы. В условиях нестабильности общества бессистемная политическая социализация способна нестабильность усиливать.
Политическая социализация будущих офицеров представляет собой, с одной стороны, процесс усвоения ими норм, ценностей, социальных требований политической системы, совпадение их с ролевыми ожиданиями обучаемых, с другой – избирательное, личностное освоение офицерских традиций и представлений и закрепление их в своих формах политически ориентированного воинского поведения.
В ходе политического воспитания, взаимодействия военной политики государства и личности будущего офицера, формируются индивидуальные военно-политические ориентации, выражающиеся в жизненной позиции, мнениях и государственно-патриотических профессиональных ориентациях. В указанном смысле роль систем воспитания в социализации военнослужащих является определяющей [14].
Политическая социализация обучаемых в военных вузах выполняет информационную, ценностно-ориентированную, установочно-нормативную и поведенческо-деятельностную функции. В силу этого именно политическое воспитание способно обеспечить их реализацию, формируя необходимое для государства политическое сознание и обеспечивая профессиональное политическое поведение курсантов.
Список литературы / References
- Конституция Российской Федерации. М.: Инфра-М, Норма, 2015. 96 с.
- Комосса Г.-Х. Немецкая карта. Тайная игра секретных служб. Бывший глава Службы военной контрразведки рассказывает. Харьков: Фолио, 2009. 317 с.
- Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: методология, цена, содержание, творчество: учебное пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2002. 224 с.
- Филиппов В.М. Я сверил свои часы // Советская Россия. 1998. 1 дек.
- Гуслякова Л.Г., Говорухина Г.В. Трансформация смысложизненных ориентаций молодежи (2003–2013) // Образование и социальное развитие региона. М.: Русаки, 2014. С. 51–59.
- Пель В.С., Турченко В.Н., Шматков Р.Н., Чернов Д.В. Философско-методологические основы образовательных инноваций в условиях глобализации. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. 286 с.
- Гумилев Л.Н. От Руси до России. М.: АСТ «Хранитель», 2007. 415 с.
- Лаврухина К. Советы лидерам // Российская газета. № 6890 (22). 3 фев.
- Бастрыкин А. Пора поставить действенный заслон информационной войне // Коммерсант-Власть. 2016. № 15. 18 апр.
- Клаузевиц К. О войне / Пер. с нем. А.К. Рачинского. М: Эксмо, 2013. 512 с.
- Психология и педагогика высшей военной школы: учебное пособие / Под ред. А.В. Барабанщикова. М.: Воениздат, 1989. 366 с.
- Средин Г.В., Волкогонов Д.А., Коробейников М.П. Человек в современной войне. Проблемы морально-политической и психологической подготовки советских воинов. М.: Воениздат, 1881. 254 с.
- Желтов В.В. Основы политологии: учебное пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2004. 544 с.
- Лопуха А.Д., Лопуха Т.Л., Туркин Е.В., Шабанов А.Г. [и др.] Системы воспитания в социализации населения: монография. Новосибирск: Архивариус-Н, 2013. 333 с.
Список литературы на английском языке / References in English
- Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii [The Constitution Of The Russian Federation]. M.: Infra-M, Norma, 2015. 96 p. [in Russian]
- Komossa G.-Kh. Nemetskaya karta. Taynaya igra sekretnykh sluzhb. Byvshiy glava Sluzhby voennoy kontrrazvedki rasskazyvaet [German map. Mystery of the secret services. The former head of the military counterintelligence Service says]. Khar'kov: Folio, 2009. 317 p. [in Russian]
- Fokin Yu.G. Prepodavanie i vospitanie v vysshey shkole: metodologiya, tsena, soderzhanie, tvorchestvo: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov [Teaching and education in higher school: methodology, price, content, creativity: a textbook for University students]. M.: Akademiya, 2002. 224 p. [in Russian]
- Filippov V.M. Ya sveril svoi chasy [I checked my watch]// Sovetskaya Rossiya [Soviet Russia]. 1998. 1 dek. [in Russian]
- Guslyakova L.G., Govorukhina G.V. Transformatsiya smyslozhiznennykh orientatsiy molodezhi (2003–2013) [Transformation of life-meaningful orientations of youth (2003-2013)] // Obrazovanie i sotsial'noe razvitie regiona [Education and social development of the region]. M.: Rusaki, 2014. P. 51–59. [in Russian]
- Pel' V.S., Turchenko V.N., Shmatkov R.N., Chernov D.V. Filosofsko-metodologicheskie osnovy obrazovatel'nykh innovatsiy v usloviyakh globalizatsii [Philosophical and methodological foundations of educational innovations in the context of globalization]. Novosibirsk: Izd-vo NGPU, 2013. 286 p. [in Russian]
- Gumilev L.N. Ot Rusi do Rossii [From Rus to Russia]. M.: AST «Khranitel'», 2007. 415 p. [in Russian]
- Lavrukhina K. Sovety lideram [Advice to leaders] // Rossiyskaya gazeta [Russian newspaper]. № 6890 (22). 3 fev. [in Russian]
- Bastrykin A. Pora postavit' deystvennyy zaslon informatsionnoy voyne [Effective barrier time to put the information war] // Kommersant-Vlast' [Kommersant - Vlast]. 2016. № 15. 18 apr. [in Russian]
- Klauzevits K. O voyne [About the war] / Per. s nem. A.K. Rachinskogo. M: Eksmo, 2013. 512 p. [in Russian]
- Psikhologiya i pedagogika vysshey voennoy shkoly [Psychology and pedagogy of higher military school] / Pod red. A.V. Barabanshchikova. M.: Voenizdat, 1989. 366 p. [in Russian]
- Sredin G.V., Volkogonov D.A., Korobeynikov M.P. Chelovek v sovremennoy voyne. Problemy moral'no-politicheskoy i psikhologicheskoy podgotovki sovetskikh voinov [Man in modern warfare. The problems of moral-political and psychological training of the Soviet soldiers]. M.: Voenizdat, 1881. 254 p. [in Russian]
- Zheltov V.V. Osnovy politologii [The basics of political science]. Rostov n/D.: Feniks, 2004. 544 p. [in Russian]
- Lopukha A.D., Lopukha T.L., Turkin E.V., Shabanov A.G. [etc.] Sistemy vospitaniya v sotsializatsii naseleniya [System of education in the socialization of the population]. Novosibirsk: Arkhivarius-N, 2013. 333 p. [in Russian]