ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БАКАЛАВРОВ ИСКУССТВА К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОХРАНЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ТРАДИЦИОННОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.53.208
Выпуск: № 11 (53), 2016
Опубликована:
2016/11/18
PDF

Гузеватова  Е.Н.

ORCID: 00000-0002-1746-8852, Кандидат педагогических наук, доцент, Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова в г. Абакане

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БАКАЛАВРОВ ИСКУССТВА К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОХРАНЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ТРАДИЦИОННОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ 

Аннотация

Статья посвящена проблеме формирования готовности будущих бакалавров искусства к деятельности по сохранению и развитию народного декоративно-прикладного искусства региона. Данный аспект рассматривается на примере таких направлений работы кафедры декоративно-прикладного искусства как научное сотрудничество с учреждениями культуры, использование результатов исследовательской работы при дипломном проектировании, разработка сувенирной продукции, организация музейных практик студентов, организация выставочной деятельности.

Ключевые слова сохранение и развитие традиционного народного искусства,  научно-исследовательская и художественно-творческая деятельность студентов.

Guzevatova Е.N.

ORCID: 00000-0002-1746-8852, PhD in Pedagogy, Associate Professor, Khakassia State University. N.F.Katanova, d. Abakan

FORMATION OF READINESS OF BACHELOR OF ARTS IN EFFORTS TO PRESERVE AND PROMOTE TRADITIONAL ARTS AND CRAFTS OF THE REPUBLIC OF KHAKASSIA

Abstract

The article deals with the problem of formation of readiness of the future bachelors of art to the conservation and development of  folk arts and crafts of the region. This aspect is considered an example of such directions of the department of arts and crafts as scientific cooperation with cultural institutions and use of the results of research work at the graduation design, development souvenir production, the organization of museum practices of students, organization of exhibitions.

Keywords: preservation and development of traditional folk art, scientific research, artistic and creative activities of students.

Проблемы, возникающие перед многонациональными учреждениями профессионального образования, невозможно решить без квалифицированного, этнокультурного компетентного педагога. Подготовка специалиста, обладающего высокой профессиональной культурой, духовным и творческим потенциалом предполагает высокий уровень организации процесса этнокультурного образования и воспитания.

В Хакасском государственном университете им. Н.Ф. Катанова идет серьезная научно-исследовательская и научно-методическая работа по изучению и сохранению традиционного народного декоративно-прикладного искусства республики Хакасия. Курс по выбору «История Хакасии» изучается студентами практически всех специальностей. Однако, непосредственно научно-исследовательскую и художественно-творческую работу связанную с изучением хакасского декоративно-прикладного искусства проводят студенты творческих специальностей института искусства под руководством преподавателей кафедры декоративно-прикладного искусства. На кафедре более пятнадцати лет ведутся исследования по изучению основ этнической культуры народов, проживающих в Республике Хакасия и на юге Красноярского края. При этом большое внимание уделяется изучению декоративно-прикладного искусства и традиционных ремесел народов Саяно-Алтая.

Одно из основных направлений исследовательской работы кафедры определено как «Создание художественно-эстетической среды в образовательном пространстве Хакасского государственного университета как условие сохранения и возрождения культурных традиций народов Сибири». Коллективом кафедры исследуются теоретические и методические аспекты изучения традиционных народных ремесел, культурно-историческое наследие в декоративно-прикладном искусстве народов, населяющих южно-сибирский регион.

Сбор интересного, научно-обоснованного материала осуществляется в рамках подготовки к научным конференциям, выполнения курсовых работ по технологии народных художественных ремесел и методике преподавания ДПИ, дипломного проектирования. Студенты собирают материал не только о широко известных, но и об утраченных или незаслуженно забытых способах художественной обработки материалов, разрабатывают изделия ДПИ и сувениры по образцам народных изделий с использованием мотивов национального орнамента. Такая работа интересна самим студентам и востребована учителями технология и педагогами дополнительного образования республики.

При этом можно выделить ряд направлений деятельности кафедры по формированию у будущих бакалавров искусства готовности к деятельности по сохранению и развитию традиционного народного декоративно-прикладного искусства региона. Во-первых, это научное сотрудничество с учреждениями культуры региона, прежде всего, совместная деятельность с музеями Республики Хакасия и юга Красноярского края по развитию традиционного и современного декоративно-прикладного искусства в регионе. Преподаватели кафедры совместно с сотрудниками музеев ведут работу по изучению особенностей культуры этнических групп региона, собирают коллекции объектов материальной культуры. Этнографические исследования преподавательского состава кафедры и студентов позволяют не просто изучать традиционное декоративно-прикладное искусство народов региона, но и вести активную работу по его сохранению и развитию.

Результаты исследовательской работы преподавателей и студентов используются при выполнении выпускных квлификационных работ студентов, многие из которых выполнены на основе изучения хакасского декоративно-прикладного искусства. Это такие актуальные темы как: «Комплект предметов для проведения обряда подношений духам», «Скатерть-ковер по мотивам хакасских орнаментов», «Комплект кукол «Хакасская свадьба»», «Сундучки для хранения ценностей и утвари по мотивам декоративно-прикладного искусства Хакасии», «Декоративное панно по мотивам орнаментов андроновской культуры», «Этнографические куклы «Кызычах», «Хас», «Ипчи», Кири Ипчи»», «Праздник «Тун Пайрам» как отражение духовной культуры хакасов», «Пространственная модель среднего мира в традиционном мировоззрении хакасов. Триптих «Чир Суу»», «Наскальные изображения долины Белого Июса как источник для создания декоративного панно «Белый Июс»», «Хакасский героический эпос как источник создания художественного образа в изделиях декоративно-прикладного искусства», «Использование историографических и этнографических мотивов Республики Хакасия при создании гобелена «Хакасия»», «Хакасский фольклорный эпос «Ир Тохчын» как источник создания образа в комплекте декоративной интерьерной керамики», и другие. Дипломные проекты участвуют в конкурсах и фестивалях различного уровня получают высокую оценку авторитетного жюри. Объектом для исследования служат также такие темы в области педагогики как «Обрядовые праздники как средство воспитания детей в семье», «Этнокультурные традиции хакасов в эстетическом воспитании учащихся старших классов на занятиях по художественной обработке дерева», «Деятельность образовательных учреждений в изучении и сохранении этнокультурных ценностей Хакасии в области народного костюма» и др. Перечисленные темы демонстрируют несомненную актуальность поднятой проблемы и стремление студентов и педагогов решать ее. Для обеспечения этих исследований преподавателями кафедры организуются этнографические практики студентов на базе музеев Хакасии и Красноярского края. Программа этих практик предполагает работу студентов в библиотеках музеев, аннотирование предметов народного искусства как аналогов и прототипов для проектирования, сбор эмпирического и фактического материала для курсового или дипломного проектирования, а также реставрацию музейных экспонатов или изготавление новоделов для кафедральной коллекции. Логическим продолжением этой работы по изучению и сохранению хакасского декоративно-прикладного искусства является разработка студентами и преподавателями кафедры образцов сувенирной продукции. В результате научно-исследовательской и художественно-творческой работы сотрудниками кафедры восстановлены и реализуются технологии изготовления 16 видов художественно-сувенирной продукции, в том числе сувениров-оберегов с хакасскими и русскими орнаментами, керамических изделий-сувениров с символами древних андроновской и окуневской культур, сувенирных этнографических кукол в хакасских костюмах, сувениров-украшений из бересты, бисера, ткани, керамики с хакасским и славянским орнаментом; деревянных панно и композиций, героями которых являются шаманы и сказители-хайджи [1, с.112-113].

Важным аспектом исследовательской работы является организация выставочной и методической деятельности, основ ной целью которой является пропаганда традиционного народного искусства, сохранение и трансляция традиций народной культуры, обобщение опыта художественно-творческой деятельности. На этих выставках демонстрируются не только предметы материальной и духовной культуры разных этнических групп, проживающих на территории юга Красноярского края так и произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства соответствующей тематики, выполненые студентами и преподавателями. В рамках работы выставок преподаватели и студенты кафедры проводят мастер-классы, на которых демонстрируются традиционные хакасские технологии художественной обработки материалов, проводятся лекции для населения, педагогов и школьников по культурным особенностям разных этнических групп юга Красноярского края.

Таким образом, можно отметить что на кафедре силами преподавателей и студентов осуществляется планомерная и систематическая работа по исследованию специфики материальной культуры народов Южно-Сибирского региона, включающая изучение фондов и экспозиции предметов национального искусства Хакасского республиканского краеведческого музея и других музеев региона, анализ культурных взаимосвязей населяющих данную территорию народов. Такая исследовательская деятельность, изначально представляющая собой целостный творческий акт, способствует осмыслению студентами проблемы сохранения культуры народов, проживающих на данной территории, на различных (теоретическом, методическом, научно-практическом, прикладном и технологическом) уровнях и, как следствие, формированию у них готовности к деятельности по сохранению и развитию народного декоративно-прикладного искусства региона.

Список литературы / References

  1. Павлова Е. Ю. Народные художественные промыслы Саяно-Алтая в контексте этнокультурного развития России (конец XIX – начало XXIвека) / Е. Ю. Павлова. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2012. – 276с.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Pavlova E.Y. Narodnyie hudozhtstvenneie promyislyi Sayano-Altaya v kontekste etnokulturnogo razhvitiya Rossii (konets XIX – nachalo XXI veka) [Folk arts and crafts of the Sayano-Altai, in the context of ethno-cultural development of Russia (the end of XIX - beginning of the XXI century)] / E. Y. Pavlova. – Novosibirsk: Izd-vo IAET SO RAN, 2012. – 276p. [in Russian]