ИНТЕГРАЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ РИТУАЛОВ В ЭТНОКУЛЬТУРНОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРОСТКОВ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2015.42.057
Выпуск: № 11 (42), 2015
Опубликована:
2015/15/12
PDF

                  Нюдюрмагомедова Л.А.1, Нюдюрмагомедов А.Н.2

Аспирантка, доктор педагогических наук,  профессор, Дагестанский государственный университет

ИНТЕГРАЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ РИТУАЛОВ В ЭТНОКУЛЬТУРНОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРОСТКОВ

Аннотация

В статье предложены четыре типа этнокультурных проектов, в которых интегрируются способы реализации традиционных и интерактивных ритуалов и экспериментально  обоснованы   педагогические условия их использования в  этнокультурном воспитании для формирования этнической идентичности  подростков.

Ключевые слова: этническая культура, этнокультурное воспитание, традиционные ритуалы, этническая идентичность, этнокультурные проекты

 

Nudurmagomedova L.A.1, Nudurmagomedov A.N.2

1 Postgraduate student, 2 PhD in Pedagogy, Professor, Dagestan State University

INTEGRATION OF TRADITIONAL AND INTERACTIVE RITUALS IN ETHNO-CULTURAL EDUCATION OF TEENAGERS

Annotation

The article suggests four types of ethnic and cultural projects that integrate the traditional ways of implementing and interactive rituals and experimentally proved pedagogical conditions of their use in the ethno-cultural education for the formation of the ethnic identity of teenagers.

Keywords: ethnic culture, ethno-cultural education, traditional rituals, ethnic identity, ethnic and cultural projects.

 

В условиях, происходящих в нашей стране в последние годы    социально-экономических и духовно-нравственных изменений, переориентации культурных ценностей, наблюдается потеря молодежью ценностных жизненных ориентиров и здоровых межличностных отношений. Исторический социальный опыт показывает, что в таких условиях кризиса социальных отношений люди  вынуждены обращаться к своим истокам, этническим ценностям, традиционным нормам спокойной жизни, которую прожили их предки.

Проблема выявления, оценки и использования  огромного воспитательного потенциала веками сложившегося опыта традиционного уклада жизни народов решалась в ряде этнологических и педагогических исследований. Так Э.Эриксон считал, что новый образ жизни американцев является идентичным этнической культуре европейцев [1, с.227].  Общей основой общечеловеческой и этнической культур считал единую мерку вечных ценностей  Тойнби [2].  На необходимость изменения, обновления, иного понимания традиционных ценностей [3], модернизацию традиционных этнических ценностей для страховки молодежи в социальных событиях [4] указывают этнофутуристы.

Убедительным примером параллельного существования традиционных ритуалов и  их аналогов в современной жизни, является сообщество более тридцати народов Дагестана, которые веками живут в согласии и взаимопонимании на небольшой территории, хотя каждый из них уникален по своей культуре и традиционному укладу жизни. Но надо иметь в виду, что механическое исполнение норм, правил, обычаев, обрядов и  ритуалов не приводит к существенным новообразованиям в нравственном сознании [5], а требует целенаправленного тренинга молодежи в  социальных перспективных проектах. Соответственно, чтобы сохранить действенность непреходящих закономерностей народного воспитания, необходимо создавать адекватные этнической культуре условия приобщения детей и молодежи к традиционному образу жизни своего народа.  Такое воспитание, которое позволяет целенаправленно и организованно приобщать детей и молодежь к уникальным ценностям этнической культуры, и приводит их к идентификации со своим народом, можно назвать этнокультурным. Его актуальность в современных условиях развития общества определяется рядом объективных факторов:

- потребностью народов, особенно малочисленных, в сохранении и развитии ценностей традиционного образа жизни;

- существенной функцией ритуалов в регулировании социального поведения человека;

- облегчением межличностных отношений в социальных событиях при участии представителей разных народов;

- возрастающим интересом молодежи к ритуалам в социальных событиях жизненного перехода;

- тенденцией этнофутуризма в развитии традиционных ритуалов и ценностей этнической культуры.

Целью нашего исследования является выявление и обоснование педагогических условий организации этнокультурного воспитания подростков средствами традиционных ритуалов народов Дагестана. При этом мы основывались на новых идеях об использовании в этнокультурном воспитании адекватности цели и технологий нормативного воспитания и традиционных ритуалов как регуляторов социального поведения людей и  наличия у подростков потребности и собственного опыта ритуальных отношений в малых социальных группах.

В целях реализации этих идей были разработаны разные типы проектов, в которых интегрировались традиционные ритуалы и возможности их модернизации и развития:

- практические поисковые проекты в форме наблюдения, фото и видеосъемок ритуалов в событиях социальной жизни народа с комментариями их авторов;

- когнитивные проекты, составленные на основе известных описаний ритуалов разных народов в источниках этнической культуры с выявлением и комментированием их функционального значения в социальной жизни этих народов;

- проекты- импровизации ритуалов социальной жизни, в которых группы учащихся разыгрывали те или иные события жизненных переходов и народных праздников;

- виртуальные проекты ритуалов, придуманные самими детьми по свои представлениям о преобразованиях и тенденциях изменения образа жизни своего народа и собственного места в этой новой жизни.

В каждом из данных типов  проектов представлены механизмы интеграции технологий традиционных ритуалов как оснований и путей их преобразования учащимися, исходя из собственных представлений о них.

Суть экспериментального исследования состояло в том, чтобы выявить и оценить возможности позитивного влияния деятельности учащихся по разработке, импровизации и реализации этнокультурных проектов на формирование их этнической идентичности и  их способности к сохранению и развитию этнической культуры. Этническая культура и традиционный образ жизни при этом были представлены в семи содержательных направлениях. В семейных ритуалах преимущественно обращалось внимание на тренинг исполнительных возможностей подростков. В этнокультурных проектах подростки отрабатывали познавательно-рефлексивные умения.   Ритуалы религиозной культуры давали возможность тренингу чувственно-рефлексивных взаимоотношений между школьниками и взрослыми.  Школьные ритуалы проходили как нормативные тренинги. А ритуалы подростковой субкультуры использовались в проектно-культуротворческой деятельности. Реализация программы этнокультурного воспитания проходила как движение по этим семи маршрутам.

Мониторинг и оценка результатов эксперимента, проведенные  по методикам тестирования, выборочных бесед, наблюдений, отзывов  организаторов эксперимента,  «приписывание качеств» (Д. Кац, К. Брейли),  модифицированной методики оценки отношения подростков  к стереотипам  (Стефаненко) подтвердила нашу концепцию о возможности организации этнокультурного воспитания на основе аналогии процедур нормативного воспитания и ритуальных обрядов. Подростки с  энтузиазмом включались в разработку новых ритуалов  в сфере своей субкультуры, создавая свой саморегулируемый мир в содействии с социальными требованиями общества.

В результате исследования выявлены и обоснованы эффективные условия формирования этнической идентичности подростков в этнокультурном воспитании  средствами традиционных ритуалов: диагностика отношений подростков к ритуалам; выявление воспитательного потенциала традиционных ритуалов; разработка содержания и программы использования ритуалов в воспитании; использование проектных методик, адекватных основным направлениям этнокультурного воспитания; организация тренингов ритуального поведения и рефлексия этнокультурного самосознания и поведения.

Литература

  1. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Толстых А. В. - М.: "Прогресс",   1996.- 344  с.
  2. Тойнби А. Дж. Ренессансы языка, литературы и изобразительного искусства // Тойнби Т.50 Постижение истории // http://podelise.ru /docs/index-20201-1.html?page=41
  3. Хейнапуу А. Кривая этнофутуризма идет в бесконечность /Перевод из газеты Eesti Ekspress http://suri.ee/etnofutu/texts/krivaja.html
  4. Прохоренко И.М. Этнофутуризм и футуризм: к вопросу отсутствия преемственности между явлениями // Известия РГПУ им. А.И.Герцена, 2008, № 63-1. С.264-268
  5. Нюдюрмагомедов А.Н., Джамалова Б.Б. Взаимодействие общечеловеческой и этнической культуры в национально ориентированном образовании // European social science Journal, 2013, № 11, Том 1. – с. 30-42

References

  1. Jerikson Je. Identichnost': junost' i krizis: Per. s angl./ Obshh. red. i predisl. Tolstyh A. V. - M.: "Progress",   1996.- 344  s.
  2. Tojnbi A. Dzh. Renessansy jazyka, literatury i izobrazitel'nogo iskusstva // Tojnbi T.50 Postizhenie istorii // http://podelise.ru /docs/index-20201-1.html?page=41
  3. Hejnapuu A. Krivaja jetnofuturizma idet v beskonechnost' /Perevod iz gazety Eesti Ekspress http://suri.ee/etnofutu/texts/krivaja.html
  4. Prohorenko I.M. Jetnofuturizm i futurizm: k voprosu otsutstvija preemstvennosti mezhdu javlenijami // Izvestija RGPU im. A.I.Gercena, 2008, № 63-1. S.264-268
  5. Njudjurmagomedov A.N., Dzhamalova B.B. Vzaimodejstvie obshhechelovecheskoj i jetnicheskoj kul'tury v nacional'no orientirovannom obrazovanii // European social science Journal, 2013, № 11, Tom 1. – s. 30-42