ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ПРОДУКТИВНЫХ ТОЛЩ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПЕСКОВ В СУХОДОЛЬНЫХ ВПАДИНАХ ПРИБАЙКАЛЬЯ
Коломиец В.Л.
Кандидат геолого-минералогических наук, Геологический институт СО РАН
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ПРОДУКТИВНЫХ ТОЛЩ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПЕСКОВ В СУХОДОЛЬНЫХ ВПАДИНАХ ПРИБАЙКАЛЬЯ
Аннотация
Террасовый комплекс межгорных впадин является основным источником разведанных, поисковых и прогнозных запасов строительных песков Прибайкалья. Материалы исследований могут быть использованы на стадиях поисковых и разведочных геологических работ на строительные пески.
Ключевые слова: строительные пески, критерии поисков, генотип отложений.
Kolomiets V.L.
Candidate of Geology and Mineralogy, Geological Institute SB RAS
REGULARITIES OF CREATION OF PRODUCTIVE THICKNESSES OF BUILDING SAND IN DRY BASINS OF THE PRIBAIKALYE
Abstract
Intermountain basins terrace complex is the main source of the reconnoitered, search and expected resources of building sand in the Pribaikalye. Materials of researches can be used at stages of search and prospecting geological works on building sand.
Keywords: building sand, criteria of searches, genotype of deposits.
Пригодность песка для строительных работ определяется техническими условиями ГОСТ 8736-93. Основные требования предъявляются только к зерновому составу: определенному процентному содержанию фракций (мм) и значению модуля крупности (Мк). Так, песок, используемый в строительных штукатурно-кладочных растворах, должен содержать в процентном содержании: 1) фракция >10 – ≤0,5; 2) фракция 10-5 – ≤10; 3) фракция <0,14 (А0) – ≤20; 4) глинистые частицы – ≤5-7; 5) Мк – ³1,0.
Как видно из этих показателей, запросы по качеству строительного песка довольно жесткие, особенно это касается количества алевритово-глинистых частиц. Именно завышенное содержание А0 в значительной степени обусловливает не очень высокий процент пригодности проб (ППП) по всему Прибайкалью (Верхнеангарская, Муйско-Куандинская, Баргузинская, Нижнетуркинская, Усть-Селенгинская, Тункинская впадины) и соответственно избирательность оценок при выборе перспективных площадей. Поэтому на поисковой стадии работ следует сосредоточиться не на генетических типах осадков в целом, как, например, с песками для производства силикатных изделий автоклавного твердения, а на фациальной изменчивости в пределах каждого генотипа, пригодного в своей массе для строительных работ.
Если для силикатных песков поисковые критерии можно представить в виде ряда «литология» – «генотип» – «группа фаций», где главная роль в оценке отводится выделению годных во всей совокупности генотипов, фациальная вариабельность которых с высокой степенью вероятности все равно не выйдет за рамки общей пригодности, то для строительных песков основная функция поискового ряда «литология» – «генотип» – «группа фаций» смещается в сторону последней составляющей [1].
Верхним размерным пределом частиц по ГОСТу является величина в 10 мм, поэтому перспективными могут считаться все генотипы осадочных образований, состоящие в основном из песков со строго зависимым содержанием пограничных литологических разностей. Такими базовыми генотипами для впадин Прибайкалья являются аллювиальные, пролювиальные, озерные отложения аквального, а также флювио- и лимногляциальные наслоения ледникового парагенетических рядов континентальных осадочных образований.
Аллювиальные и озерные отложения занимают главенствующее положение в разведанных и опоискованных месторождениях, проявлениях строительного песка данного региона. Перспективы обнаружения новых объектов самые благоприятные. Ведущим условием прогнозных оценок является выделение среди всего разнообразия аллювиального и озерного комплекса тех фациальных групп и отдельных фаций внутри групп, гидродинамический режим накопления которых дает материал, удовлетворяющий запросы ГОСТ. Наибольший интерес могут представлять группы русловых и пойменных фаций, а именно: фация прирусловой отмели, фация перекатов, фация прирусловых валов, фация пойменных русел, группа фаций смешанного озерно-речного генезиса для высоких террас и фации береговых и прибрежных отложений озерной группы. Не перспективными являются пристрежневая фация (высокое содержание фракций >10 мм), фация внутренней зоны поймы, фация вторичных водоемов пойм, группа старичных фаций и фации внутренних частей озер (завышенное количество А0).
Высокий потенциал годности присущ террасовому (I-VII) комплексу. К разновозрастным осадкам его относятся следующие месторождения и проявления строительного песка: Бурдуковское, Конфликтное, Тукалакта, Левомуйское, Старый Витим (в Муйско-Куандинской впадине); Улан-Бурга, Право-Аргадинское, Гарга, Гусиха-1, Гусиха-2, Майское, Куллук, Сеюйское (в Баргузинской впадине), Бадар и Торы (в Тункинской котловине); Турка, Котокель, Саяпиха-1, Саяпиха-2 – на юго-восточном побережье оз. Байкал (Нижнетуркинская депрессия), Шергинское в Усть-Селенгинской впадине. Отдельные из этих месторождений, в частности Тукалакта (площадь – 33 км2, вскрытая мощность полезной залежи – 20 м, запасы – 880 млн. м3), Левомуйское (11 км2, 20 м, 209 млн. м3), Бурдуковское (35 км2, 20 м, 150 млн. м3), Улан-Бурга (3 км2, 20 м, 42 млн. м3), Бадар (15 км2, 3 м, 45 млн. м3), Турка (10 км2, 2,8 м, 28 млн. м3), Саяпиха-1 (6,5 км2, 2,4 м, 15,6 млн. м3) по «Инструкции применения классификации запасов и месторождениям песка и гравия в Госкомитете по запасам России» относятся к I группе и характеризуются как крупные.
Пролювиальные отложения. ППП ниже среднего и имеет примерно равные значения по всем впадинам. Нормы ГОСТ в натуральном виде удовлетворяют фации периферийной зоны предгорных шлейфов и конусов выноса, а также разрозненные маломощные горизонты вершинной зоны, сложенные разнозернистым песком с небольшим количеством более крупных обломков. Значение этого генотипа в целом значительно возрастет при фракционировании отложений с получением песка-отсева. Таковыми являются проявления Гужиры, Хобок, Ихэ-Ухгунь из Тункинской впадины, которые рекомендуются для использования в районном масштабе.
Ледниковые отложения. Ситуация с прогнозными показателями та же, что и для пролювиальных образований. Пригодны выборочно – ППП низкий. В литолого-фациальном плане более перспективны лимногляциальные отложения, где по проявлению Нилова Пустынь в Тункинской впадине ППП равен 95,2. Весомость ледниковых осадков возрастет при их фракционировании с попутным извлечением песка-отсева.
Несмотря на то, что размерность частиц слагающих эоловый тип осадков полностью заключена в обозначенных рамках стандарта, из базового перечня он исключен, так как их медианный диаметр всегда смещен в сторону мелких частиц и находится в поле мелко-тонкозернистых песков (средние значения Md=0,13-0,16 по всем впадинам). Это обстоятельство не позволяет дать каких-либо рекомендаций по использованию ветровых отложений в строительных работах даже с применением технических средств (дополнительного фракционирования или укрупняющих добавок) по причине необоснованного удорожания конечного продукта.
Таким образом, из разведанных, опоискованных и прогнозных запасов строительных песков Прибайкалья самыми перспективными являются речные и озерно-речные отложения террасового комплекса. Они имеют наибольшее площадное распространение, для них характерна выдержанность строения, постоянство состава, большая мощность полезных горизонтов, крупные запасы, исчисляемые десятками и сотнями миллионов кубических метров. Осадки пролювиального, ледникового и эолового генезиса являются второстепенными объектами, но, все-таки обладают определенным значением при совокупной разработке для получения различных видов продукции. Несмотря на принадлежность исследуемой площади к району оз. Байкал и обострение экологических проблем, отработка месторождений (в первую очередь террасового комплекса впадин) не повлечет за собой значительных ландшафтных изменений. Добыча может вестись круглогодично механизированным карьерным способом, что всецело удовлетворит запросы стройиндустрии не только Бурятии, но и соседних территорий. Неограниченные запасы, наличие сети железных и автомобильных дорог позволит также производить вывоз нерудного сырья за пределы Восточно-Сибирского региона.
Список литературы
Коломиец В.Л. Седиментогенез плейстоценового аквального комплекса и условия формирования нерудного сырья суходольных впадин Байкальской рифтовой зоны: Автореф. дисс. канд. геол.-мин. наук. – Иркутск, 2010. – 18 с.