ПРОТИВОСТОЯНИЕ Ф. БАТИСТЫ И А. ГИТЕРАСА НА КУБЕ 1933-1935 ГГ.

Научная статья
Выпуск: № 11 (18), 2013
Опубликована:
2013/12/08
PDF

Тусинов Е.Г.

Магистр Манчестерского университета

ПРОТИВОСТОЯНИЕ Ф. БАТИСТЫ И А. ГИТЕРАСА НА КУБЕ 1933-1935 ГГ.

Аннотация

В данной статье мы хотели бы рассмотреть историю противостояния кубинского леворадикала А. Гитераса и главы вооруженных сил Кубы Ф. Батисты в период с осени 1933 г. по весну 1935 г.

Ключевые слова: Куба, Фульхенсио Батиста, Антонио Гитерас, Молодая Куба, забастовка.

Tusinov E. G.

Magister University of Manchester

CONFRONTATION F. BATISTA AND A. GUITERAS IN CUBA 1933-1935 YEARS

Abstract

In this article we would like to consider the history of the Cuban opposition Socialist A. Guiteras and head of the armed forces of Cuba F. Batista from autumn 1933 to spring 1935.

Keywords: Cuba, Fulgencio Batista, Antonio Guiteras, Young Cuba, strike.

На рубеже лета и осени 1933 года на Кубе произошел сразу ряд важных политических перемен. В августе 1933 года в ходе национальной забастовки, пост президента покинул стремительно терявший популярность президент Херрардо Мачадо. Сформированное временное правительство М. Сеспедеса, несмотря на поддержку со стороны Вашингтона, традиционно оказывавшего высокий уровень влияния на кубинскую политику, так же не смогло удержаться у власти. В ходе сентябрьского «переворота сержантов» в Гаване утвердилось новое правительство, возглавил которое профессор гаванского университета Грау Сан Мартин. Пост начальника штаба армии была отдана прямому организатору переворота, бывшему сержанту, Фульхенсио Батисте. Начиная с сентября 1933 года и вплоть до января 1959 года, Ф. Батиста будет играть одну из ведущих ролей в политической жизни Кубы.

В данной статье мы хотели бы рассмотреть динамику конфликта Ф. Батисты и одного из активных молодых политических деятелей Кубы Антонио Гитераса.

Антонио Гитерас являлся одним из лидеров студенческого революционного движения в Гаване. Во временном правительстве, сформированном Грау Сан Мартином, А. Гитерас занимал посты военного министра и министра внутренних дел. А. Гитерас являлся леворадикалом и основной своей задачей видел прекращение империалистической зависимости Кубы от США.

Несмотря на то, что Ф. Батиста занял ключевые позиции в политической жизни острова, тем не менее, его влияние не было исчерпывающим, и проведение пакета социально направленных законов, осенью 1933 года, не стоит связывать с именем Ф. Батисты. Данная заслуга принадлежит скорее сложной социально-политической ситуации, сложившейся в стране, где с августа не прекращались забастовки, а так же активной деятельности нового министра внутренних дел, национал-патриота А. Гитераса. Правительство Грау Сан Мартина пыталось лавировать между интересами различных социальных групп, в надежде обрести прочную поддержку хотя бы одной из них. Но этого не происходило, так как многие меры принятые под давлением А. Гитераса сделали правительство непопулярным даже в глазах национальной буржуазии, которая считала, что Грау Сан Мартин идет на слишком большие уступки социалистам и коммунистам.

В то же время поддержку широких масс Грау Сан Мартин так же не обрел. Это происходило потому, что вооруженные силы Кубы, возглавляемые Ф. Батистой, действовали весьма жестко при наведении порядка в провинциях [1]. Данные действия ассоциировались с деятельностью правительства в целом, а не только с Ф. Батистой.

Уже в начале ноября 1933 года обозначился конфликт между А. Гитересом и Ф. Батистой. Доходило до того что А. Гитерас во всеуслышание угрожал Ф. Батисте физической ликвидацией [2]. Данные заявления А. Гитерас приурочил к уходу из правительства по собственному желанию.

В период с 1933 по 1940 гг., Ф. Батиста, возглавляя вооруженные силы страны. К 1937 году, размеры вооруженных сил Кубы выражались в следующих цифрах: 12 тысяч солдат регулярной армии, 20 тысяч резервистов, сюда так же может быть отнесен полицейский корпус, подчинявшийся непосредственно Ф. Батисте и насчитывавший 4 тысячи человек. На содержание такого количества представителей силовых структур, небогатая Куба позволяла себе тратить по 19 миллионов долларов в год [3].

В этот период Ф. Батиста постарался максимально убедить Вашингтон в своей лояльности. Бывший сержант упрочил свои позиции в армии, в короткие сроки поменяв практически весь высший офицерский состав кубинских вооруженных сил на своих доверенных лиц, так же бывших ранее рядовыми и сержантами [4]. Он добился выделения финансирования на модернизацию армейских казарм, выплату дополнительного жалования за участие в учениях, а так же открыл ряд специальных школ для устранения неграмотности среди военнослужащих и членов их семей [5]. Так же по инициативе Ф. Батисты было исполнено давнее желание кубинских военных – были разделены суды на гражданские и военные. Теперь  судебные разбирательства с участием военнослужащих выделялись в отдельное производство и рассматривались в особом порядке [6].

В мемуарах самого Ф. Батисты период с сентября 1933 года и до начала предвыборной компании в 1939 году отсутствует практически полностью. Такая скромность не случайна. Данный период можно было бы обозначить как период аккумуляции власти Ф. Батистой. При этом авторитет Ф. Батисты основывался на подчинении себе вооруженных сил острова в 1933 году. Определенная доля сотрудничества с Вашингтоном так же сыграла свою роль. Помимо этого, практически всю деятельность Ф. Батисты на отрезке 1934 - 1937 гг. можно свести к борьбе с коммунистическими движениями и «Молодой Кубой» А. Гитераса, при этом борьба вышла из политического поля и представляла собой столкновения частей регулярной армии с партизанскими отрядами по всему острову.

Отметим, что противостояние левых и леворадикальных политических объединений Кубы (коммунисты и «Молодая Куба) и менявшихся правительств, в связке с бессменным главнокомандующим вооруженными силами Ф. Батистой, сопровождалось актами насилия с обеих сторон. Армия принимала для подавления восстаний весьма жесткие меры, так же в стране росло количество политических заключенных. В то же время со стороны левой оппозиции так же предпринимались крайне жесткие действия. Уже в июне 1934 года на президента К. Мендиету, считавшегося ставленником Вашингтона и Ф. Батисты, было совершено покушение посредством взрыва бомбы. При этом сам К. Мендиета отделался легкими ранениями, но пострадал ряд людей из его окружения. Ответственность за теракт взяла на себя «Молодая Куба». Данный террористический акт вполне отражал те радикальные методы достижения политических целей, которыми пользовалась «Молодая Куба» А. Гитерас.

В января 1935 года, в журнале «Богемия», публикуется открытое письмо А. Гитераса к Серхио Карбо, главному редактору журнала «Ла Симана» и одному из лидеров общественного мнения Кубы, участнику сентябрьского переворота 1933 года. В этом письме, получившим название «Семптебриссимо», А. Гитерас заявляет, что все идеалы революции 1933 года были преданы. Виновником он называет Ф. Батисту и США, обвиняя их в отстранении от власти прогрессивного президента Р. Грау Сан Мартина [7].

Весной 1935 года в противостоянии Ф. Батисты и А. Гитераса наступила развязка. В марте 1935 года на Кубе поднялась волна масштабных забастовок и акций неповиновения властям. Причиной тому стал перенос выборов президента Кубы с марта на август. Североамериканский журнал «Тайм» анализируя ситуацию на Кубе, пишет, что за данным решением К. Мендиеты стоит именно Ф. Батиста [8].

Сам Ф. Батиста так прокомментировал перенос даты выборов президента: «Я никогда стану президентом. Народ не может быть лишен права выбора в политике. Но если бы мы решили провести выборы в ранее означенные сроки, они едва ли смогли бы быть беспристрастными. Это был бы просто обман народа. Я верю в торжество демократии, но иногда о ней не может быть и речи. Я не верю в диктатуру, но иногда отдельные народы просто нуждаются в ней. Мы должны вернуть себе наши земли. Но мы не должны задеть ничьи интересы. Мы должны сделать это спокойно, не спеша. Оппозиция ошибочно полагает, что это можно сделать быстро» [9].

По материалам североамериканской новостной газеты «Нью-Йорк Таймс», оперативной и беспристрастной, будучи не вовлеченной непосредственно в кубинскую политическую жизнь, можно восстановить хронологию событий, а так же получить представление о масштабах забастовок и волнений.

Издание сообщает о масштабных забастовках на Кубе, прокатившихся по всей стране. Рабочие не только отказывались работать, но и устраивали беспорядки на улицах городов. Сообщается о нескольких взрывах произошедших возле правительственных зданий, а так же о нападениях на полицейских. На фоне данных событий, президент К. Мендиета 11 марта был вынужден ввести военное положение в Гаване [10].

По информации поступившей изданию 12 марта ответственность за взрывы взяла на себя «Молодая Куба» А. Гитераса. В то же время инициатором забастовок выступали профсоюзы. По заявлениям самих участников волнений, они не имеют ничего общего с коммунистами, а их действия направлены против президента К. Мендиеты и главы вооруженных сил Ф. Батисты. Участники акций позиционируют себя как приверженцы кубинского национал-социализма.

По информации «Нью-Йорк Таймс» на 12 марта в тюрьмах Гаваны содержалось уже более тысячи задержанных участников протестов [11].

13ого марта для подавления забастовок и протестов правительство Кубы вводит в Гавану войска. Начинаются погромы в офисах профсоюзов. «Нью Йорк Таймс» характеризует методы деятельности кубинского правительства как «фашистские» [12].

К 14ому числу забастовочное движение идет на спад. Это объясняется крайне жесткими репрессивными мерами принятыми  армией для подавления выступлений [13].

На фоне происходящего, правительство повышает жалование военным на время военного положения на 25 процентов. Так же правительство предпринимает попытки задержать ряд своих политических оппонентов. В розыск объявляется лидер партии ABC М. Саенс. Так же начинают разъискиваться ряд активистов студенческого директората [14]. Правительство вводит войска на территорию Гаванского университета обладавшего автономией [15].

А. Гитерас, еще до событий марта 1935 года находившийся в розыске, погибает 9 мая в столкновениях с войсками регулярной армии.

Сообщается, что он погиб во время погони за ним, в попытке переправится в США из провинции Матансас. После часовой перестрелки с правительственными войсками группа А. Гитераса покинула укрепления в надежде добраться до приготовленных лодок и был убит.

В заливе Матансаса была задержана яхта, на которой предположительно собирался скрыться Гитеррас. Она принадлежала бывшему президенту кубы Г. Менокалю [16]. Однако, позже выяснилось, что яхта к тому моменту уже была продана доктору Хосе Рамону дель Куэто. Новый хозяин судна был арестован в октябре 1935 года, по обвинению в пособничестве сторонникам А. Гитераса [17].

 Известный британский историк и журналист Ричард Готт, таким образом описывал образ мышления А. Гитераса: «Он черпал вдохновение из мексиканской и российской революций, ирландского и сандинистского сопротивления. В силу своего возраста, он воспринимал антиимпериалистическую политику в анархистском ключе, выступал за организацию сельского сопротивления и городских отрядов герильяс, за убийства военных, полицейских и государственных служащих, неуклонно верил в акты прямого действия» [18]. То, что левый политик удостоился такой однозначной и жесткой характеристики от Р. Готта, журналиста имевшего контакты с Че Геварой и уволенного из британской «Гвардиан» в 90-х с неофициальной формулировкой «советский агент влияния» [19], говорит о подлинно экстремистском характере действий «Молодой Кубы», с которыми пришлось столкнуться кубинскому правительству. Так или иначе «Молодая Куба» прекратила свою деятельность в 1935 году со смертью Антноио Гитераса. Однако, отдельные ее члены, продолжали вести террористическую войну против кубинского правительства. 21ого сентября 1936 года в Гаване, в результате взрыва у здания газеты «Паис», которая считалась консервативной и про правительственной, погибли 20 человек. В этот же день грузовик наполненный взрывчаткой был обнаружен у здания газеты «Диарио де ла Марино». Однако второго взрыва удалось избежать [20].

Таким образом, со смертью А. Гитераса левое крыло политического спектра Кубы лишилось одного из своих ярчайших и наиболее деятельных представителей. Одержавший верх в этой схватке Ф. Батиста будет влиять на политическую жизнь Кубы еще четверть века. Однако, 1 января 1959 года Ф. Батиста покинет Гавану под угрозой наступающих на столицу партизанских отрядов Ф. Кастро.

Список литературы

  • Roa R. Escaramuza en las visperas. Las Villas, 1966.

  • The Ambassador in Cuba (Welles) to the Secretary of State [Electronic resource] Habana, November 11, 1933 // Latin American Studies [Web site]. http://www.latinamericanstudies.org/cuba/cuba11-4-33.htm (accessed: 27.06.2013).

  • Cuba’s boss Batista // Time. April 1937.

  • Lopez Sergera F. Raices historicas de la Revolution Cubana 1868 – 1959. La Habana, 1980.

  • Bennet D. Fulgencio Batista: why history will absolve him. The Sentinel, Melbourne, 1996.

  • Fermosle R. The evolution of Cuban military: 1492 – 1986. Miami, 1987.

  • Guiteras A. Septembrisimo // Bohemia. Cuba. April 1, 1934.

  • Accelerated popping // Time. March 4, 1935.

  • Baiter baffled // Time. Cuba. April 1, 1935.

  • Phillips J. D. Army Rule Set Up Throughout Cuba As Strike Spreads // New York Times. March 11, 1935.

  • Phillips J. D. Cuba Is Paralyzed By General Strike // New York Times. March 12, 1935.

  • Phillips J. D. Mendieta Breaks The Strike in Cuba // New York Times. March 13, 1935.

  • Phillips J. D. Renewed Shooting Breaks Out in Cuba // New York Times. March 14, 1935.

  • Cuban Army Gets a Loyalty Bonus // New York Times. March 16, 1935.

  • First fighter // Time. Cuba. March 18, 1935.

  • Phillips J. D. Guiteras Is Slain In Battle In Cuba // New York Times. May 9, 1935.

  • Honduran Consulate is Raided in Havana // New York Times. May 10, 1935.

  • Gott R. Cuba: A New History. Yale University Press, 2004. 440 p.

  • Donegan, Lawrence. Spy-watchers split on KGB's pounds 10,000 // The Guardian. December 12, 1994.

  • Phillips J. D. Bomb Wrecks Newspaper and a Church In Havana; Four Killed, 27 Injured // New York Times. September 21, 1936.