Ким Бок Джин — основоположник национальной скульптуры в Корее японского колониального периода
Ким Бок Джин — основоположник национальной скульптуры в Корее японского колониального периода
Аннотация
Данное исследование посвящено изучению биографии и творчества Ким Бок Джина (псевдоним – Чонгван) – первого корейца, окончившего факультет скульптуры Токийского университета искусств в Японии во время японского колониального периода (в 1925 г.), и первого скульптора, познакомившего Корею с техниками западного реализма.
В исследовании также будут рассмотрены национальные мотивы в работах Ким Бок Джина на фоне сложного исторического периода, а также проанализирован ряд его малоизвестных работ сквозь призму корейских исследований.
Основное содержание исследования составляет скульптуры Ким Бок Джин «стоящая женщина», «статуя Будды Майтреи» «Пэк Хва», «Юноша», «Старик». Целью данного исследования является переосмысление творчества Ким Бок Джина, основоположника корейской скульптуры, который в 1993 г. был посмертно награжден орденом «За заслуги перед Национальным фондом».
1. Введение
Ким Бок Джин (23 сентября 1901 г. – 18 августа 1940 г.) – скульптор японского колониального периода, а также лидер прогрессивного литературного движения. Это значимая для корейской скульптуры фигура с 1925 г. и до своей смерти в 1940 г. Ким Бок Джин регулярно представлял свои работы на Выставке искусств Чосон, а помимо художественной деятельности, он также управлял Институтом исследований в области искусства, воспитывая молодых художников. Кроме того, он занимался журналистикой, критикой и политической деятельностью в качестве члена коммунистической партии Чосон.
Ким Бок Джин – ведущая фигура Корейской федерации пролетарских художников (KAFE), был арестован в 1928 г. и впоследствии заключен в тюрьму. Во время своего пребывания там Ким Бок Джин глубоко погрузился в идеи корейского буддизма и проявил живой интерес к вероучению Майтреи (미륵신앙), которое служило маяком надежды для угнетенных классов в феодальном обществе. Для большинства страдающих от тяжелых условий жизни крестьян вера в Майтрею была олицетворением революционных идей и надежды, что существующий мир изменится и будет создано новое, идеальное общество. После освобождения из тюрьмы Ким Бок Джин продолжил создавать различные виды скульптур, включая абстрактные, портретные и буддийские статуи. Самыми известными примерами его буддийских скульптур являются главная статуя Будды в храме Кым-сан-са (금산사) в Кидже (김제) и незаконченная статуя Будды Майтреи в храме Беоп-джу-са (법주사) на горе Сонг-ли-сан (속리산).
Ким Бок Джин – национальный скульптор. Когда скончался активист движения борцов за независимость Кореи – Ан Чханхо (Досан), Ким Бок Джин был арестован японской полицией за то, что он (с учеником) сделал посмертную маску с лица Досана. Последняя работа, созданная Ким Бок Джином перед его безвременной кончиной в 1940 г. – скульптура «Юноша», была создана по образцу фотографии Сон Ки Чжона, корейского марафонца, победившего на Берлинской Олимпиаде 1936 г. (т.к. в те годы Корея была колонией Японии, он выступал за сборную Японии под именем Сон Китэй (яп. 孫 基禎)). Поразительное сходство физических характеристик скульптуры и фотографии очевидно. Ким Бок Джин, как скульптор с сильными националистическими убеждениями, в период японской колонизации, черпал вдохновение в образе спортсмена Сон Ки Чжона, а ставшая культовой скульптура «Юноша» – символизирует дух корейского народа.
Для того чтобы достичь результатов, в данном исследовании используются следующие методы: исторический анализ, общенаучный метод анализа и синтеза, сравнительно-сопоставительное исследование с западом и востоком.
2. Искусство и отражение силы
Среди профессоров скульптуры в Школе изящных искусств при Японском государственном технологическом институте, основанном в 1872 г., был итальянский скульптор Винченцо Рагуза (1841–1927 гг.).
Он обучал искусству скульптуры в технике с использованием гипса и мрамора и привил многим своим ученикам идею о том, что скульптура — это воспроизведение и изображение форм.
В 1890 г. в Японии доминировал дух времени, который критиковал следование западным традициям и стремился раскрывать традиции по-новому, и профессор Ко Чон Гван Ын, учитель Ким Бок Джина, сосредоточился на деревообработке под предлогом продолжения традиций Токийской школы изящных искусств.
В 1920-х годах, после прихода Ким Бок Джина, ветер реформ пронесся по скульптурному отделению Токийской школы изящных искусств. В работах Ким Бок Джина находят отражение реалистические тенденции Запада благодаря влиянию профессоров Ко Чон Гван Уна, Геон Чан Дэмонга и Джо Чан Мун Бу, сторонников техник реализма и академизма, следовавшим идеям Родена (Auguste Rodin), Антуана Бурделя (Antoine Bourdelle) и Аристида Майоля.
Позднее это влияние нашло яркое выражение в таких работах Ким Бок Джина, как гипсовая статуя «Стоящая женщина 여인 입상» (1938 г.), произведение из дерева «Пэк Хва 백화» (1938 г.), гипсовая статуя «Юноша 소년» (1940 г.), цементная статуя «Будда Майтрея 미륵 대불» (1939 – 1963 гг.) и гипсовая статуя «Будда из храма Шаолинь 소림원 불상» (1935 г.). В этих произведениях Ким Бок Джин достиг изысканной гармонии классицизма и реализма с жизненной силой и красотой формы в скульптурах местных персонажей в корейском стиле.
Ким Бок Джин – скульптор и ведущая фигура в рабочем, студенческом и литературном движении, был близок к романистке Хан Соль Я. Он тайно участвовал в 3-й Корейской коммунистической партии, образованной в декабре 1926 г., в качестве лидера Корейского союза пролетарского искусства. Согласно показаниям младшего брата – Ким Ки Джина, Ким Бок Джин теоретически возглавлял радикальное направление Корейского союза пролетарского искусства (KAFE Korea Artista Proleta Federatio), и платформа союза также была основана Ким Бок Джином. «Проект спиральной декларации» был программным документом, который применял эту позицию к области искусства.
С 1927 г. Ким Бок Джин прекращает создавать произведения и обучает студентов в художественном институте по направлению «Скульптура». В то же время (судя по историческим записям), в июне 1927 г., Ким Бок Джин вступает в Ассоциацию коммунистической молодежи Корё (고려공산청년회) и, в феврале 1928 г., в Корейскую коммунистическую партию (조선공산당). В сентябре 1928 г. Ким Бок Джин был заключен в тюрьму Со-дэ-мун на пять лет и шесть месяцев (до 1934 г.) из-за «Инцидента в камере школы Кёнсон». Находясь в тюрьме, Ким Бок Джин изучал классику Чосон, обычаи и буддийские традиции, которые повлияли на историю корейского народа и заложили основу для создания корейской скульптуры.
Ким Бок Джин был гениальным скульптором, он сохранял рис, выдаваемый заключенным для еды, толок его и использовал в качестве материала для изготовления скульптур. Он создавал буддийские статуи в тюремной столярной мастерской. Находясь в тюрьме, он встречался и учился у многих активистов движения за независимость, включая социалиста Чхве Чан Ика и писателя Пак Хва Сона. После освобождения из тюрьмы в 1934 г. Ким Бок Джин основал журнал «Молодежь Чосон 청년조선» вместе с Ким Ки Ёном и открыл типографию под названием «Эджиса 애지사» вместе с Ким Ки Джином. Однако японская полиция, которая считала, что «Молодежь Чосон 청년조선» и типография связаны с Корейской коммунистической партией, снова заключила его в тюрьму в результате Второго инцидента подавления Союза пролетарских художников Чосона. После освобождения и возвращения в мир искусства Ким Бок Джин размышляет о «национальном колорите», «уникальном чувстве Чосон» и «истине Чосон» и рассматривает стремление к «эстетике власти» как сочетание «уникального чувства Чосон» и «вкусов и эмоций современных людей».
Здесь мы можем предположить, что эстетическая политика Ким Бок Джина заключалась в гармонизации национального и глобального, традиционного и современного, и что эта гармония могла быть достигнута посредством «эстетики власти», основанной на субъективности и красоте формы.
3. Работы Ким Бок Джина
3.1. Портретные скульптуры «Старик»
Ким Бок Джин создал множество женских и мужских бюстов и скульптур голов, а также портретных скульптур (после 1934 г.). Наиболее представительной работой среди них является портретная статуя «Старик», которая получила награду на Художественной выставке Чосон в 1936 г. Портретная статуя «Старик» олицетворяет простого фермера, усталого старика из Чосона, которого никто не замечает. Одиночество, боль и печаль пронизывают всю фигуру, что можно рассматривать как отражение угнетенности и обездоленности всей нации или класса. Примечательно, что эта работа была создана после того, как Ким Бок Джин дважды отсидел в тюрьме за деятельность в Союзе пролетарских художников Чосона и Коммунистической партии. Тяготение к реализму и творческий метод Кима Бок Джина можно рассматривать как результат его собственного широкого мировоззрения, стремления возвысить ценность человеческой жизни, используя методы, которые ярко отражают различные противоречия, переживаемые в реальности.
Ким Бок Джин создал много портретных скульптур, и он считал, что скульптор «дает жизнь меди» с точки зрения формовки, то есть, человеческое лицо чрезвычайно важно. Портретных работ Ким Бок Джина насчитывается около двадцати одной, их собрали в поздний японский колониальный период, но ни одна из работ не сохранилась, остались только фотопластинки. Ким Бок Джин считал, что портретные скульптуры социальны, и изображение исторических или современных деятелей должно воспроизводить социальные «достижения и влияние» человека.
Портретные скульптуры «Хон Мён Хи», созданные в 1936 г. Ким Бок Джином, изображают Хон Мён Хи, почитаемого националиста и писателя, создавшего величайший современный исторический роман «Им Кок Чжон».
В марте 1938 г. Ан Чанхо, националист, страдавший в тюрьме, был досрочно доставлен в университетскую больницу и ожидал своей смерти десятого числа. Ким Бок Джин и его ученик Ли Гук Джон преодолели японский контроль на входе и с помощью персонала больницы вошли в больничную палату и сняли посмертную маску Ан Чан Хо. Это была портретная скульптура в честь человека, внесшего огромный вклад в борьбу за свободу.
3.2. Идеи Майтреи и статуи Будды, скульптура «Пэк Хва»
С 1928 по 1934 г. в тюрьме Хёнпусо у Ким Бок Джина был доступ ко многим буддийским книгам и материалам, связанным с обычаями Чосон, что позволило ему глубоко исследовать тему национальной идентичности. Ким Бок Джин, столкнувшийся в тюрьме с буддийскими идеями, склонился к вере Майтреи и буддийскому мировоззрению. В феодальном обществе вера Майтреи был своего рода Евангелием надежды для угнетенных классов, и, по словам Чон Сок Чона, вера Майтреи на закате династии Чосон могла быть охарактеризована как «революционализм, и горячая надежда, что существующий мир будет будет преобразован, и возникнет новое идеальное общество».
Образ Майтреи был символом революции и красоты нового общества для большинства обездоленных и попираемых крестьян. Ли Чон Ик отметил, что вера в Майтрею была «надеждой простых фермеров на то, что Майтрея появится и освободит их от ограничений и воплотит в жизнь необходимую утопию». И Донхак, и Чонсанге, которые имели влияние в среде управляемых классов в 19-м в., заявляли, что они создали мир после рая, использовав идеологию Майтреи, а исследователи общества корейского буддизма Чоге в Чосон утверждали, что «вера Майтреи Хасэна» — это система, удовлетворяющая желания и волю управляемых классов к переменам. Ким Бок Джин также интересовался революционными шагами в истории Чосон, открыв для себя веру Майтреи и надеясь, что статуя Будды, которую он вырезал, обеспечит утешение и надежду тем, кто страдает на его колониальной родине.
Среди буддийских статуй Ким Бок Джина следует отметить «Главную статую зала Майтреи 미륵전 본존물» (1936 г.) в храме Кымсанса в Кимдже и «Статую Будды Шаолиньвона 소림원 불상 (1935 г.) в Шаолиньвоне на горе Керёнсан. Бронзовый «Будда Майтреи» в храме Бопджуса 법주사 в Поыне 보은, Чхунчхон-Пукто, также считается работой Ким Бок Джина. В 1937 г. Ким Бок Джин начал работать над статуей «Майтрея Будда 미륵대불» в храме Беопджуса. Он использовал в качестве основного материала цемент и камни. В 1940-м г. Ким Бок Джин покинул этот мир, а статуя «Майтрея Будда 미륵대불» была завершена его учениками и другими молодыми скульпторами спустя двадцать три года после смерти учителя – в 1963 г.
Рисунок 1 - Статуя Будды Шаолиньвона, 1935 г.
Рисунок 2 - Главная статуя зала Майтреи, 1936 г.
«Пэк Хва» – портрет женщины в ханбоке в полный рост, опубликованный в 1938 г., представляет собой деревянную скульптуру актрисы Хан Ын Чжин из сценической постановки «Пэк Хва», созданной по роману писателя Пэк Хва Сона, в 1931 г. Скульптура отражает преемственность искусства эпохи Чосон путем, в ней объединены характер главной героини Пэк Хва и эстетика Ким Бок Джина и его подход к регионализму (Хян-то-сон). Грозное лицо героини и ее юбка-ханбок с длинными складками, дают понять, что это не угнетенная женщина, связанная феодальными оковами. Статуя «Пэк Хва» выполнена в полный рост, ее можно рассматривать как деревянную скульптуру, отражающую мировоззрение Ким Бок Джина, его стремление к прогрессивной эстетике, «локальности» (Хян-то-сон) и национальным традициям.
3.3. Скульптура «Юноша» и значение слова «юноша»
Скульптура «Юноша» напоминает «Бронзовый век» Родена и греческий «Курос из Анависоса», которые были созданы с анатомической точностью. Статуя молодого человека несет идеи динамичности и гуманности, как отмечает Чхве Тхэ Ман, Ким Бок Джин «заложил основу для создания корейской реалистической скульптуры, которая преодолела временные ограничения, связанные с необходимостью приобретения современных скульптурных приемов через Японию». Скульптуру «Юноша», с ее смелым и мужественным внешним видом, можно понимать как отражение революционной концепции Ким Бок Джина, он словно преодолевает реальность колониальной Кореи тех лет посредством «выражения искусства силой». «Юноша» – это вершина искусства скульптуры той эпохи, созданная в духе и технике реализма, она передает идеи «локальности и национальности» в скульптуре и «эстетику силы» воли.
На момент создания «Юноши» в 1940-м г. социальная и культурная ситуация в Чосоне была сложная, т.к. Чосон в то время находился под суровым колониальным правлением: Япония заставляла школы поклоняться синтоистским святилищам, запрещала использование корейского языка. В 1938 г. генерал-губернатор запретил обучение на корейском языке, а в 1940 г. имена принудительно меняли на японские. Это были тяжелые времена для корейского народа.
В таком историческом контексте Сон Ки Чжон выиграл титул чемпиона мира в марафоне на Берлинской Олимпиаде в августе 1936 г. Тогда же произошел инцидент с удалением японского флага из газеты «Чосон Чунъанъ ильбо». Эти исторические события стали источником гордости и надежды для угнетенного корейского народа Чосона. Услышав по радио новость о победе Сон Ки Чжона, люди ликовали толпой перед зданием «Донга ильбо» в Кванхвамуне, что напоминало о движении «1 Марта». Деятельность трех основных национальных газет «Донга ильбо», «Чосон Чунъанъ ильбо» и «Чосон ильбо», убравших японский флаг, была приостановлена на неопределенный срок. Япония, чувствуя, что победа Сон Ки Чжона была событием, которое могло подстегнуть национальное пробуждение и единство корейского народа и превратиться в проблему, которую нельзя игнорировать, запретила все праздничные мероприятия.
Рисунок 3 - Газета «Чосон Чунъанъ ильбо» с удалением японского флага
Издается ежемесячный журнал «Юноша», нацеленный на молодых людей, побуждающий их узнавать о цивилизации и строить цивилизацию, а также прилагать усилия для распространения новых знаний, просвещения и воспитания сильного молодежного духа. В нем было напечатано стихотворение Чхве Намсона «От солнца юноше 해에서 소년에게», которое считается началом «физической» поэзии. Ким Бок Джин в сентябре 1934 г. совместно с романистом Ким Ки Ёном создает журнал «Молодой Чосон 청년 조선». Важнейшее значение и символизм слова «юноша» для Ким Бок Джина, как для писателя, журналиста, скульптора и социалиста, можно понять из названия его скульптуры «Юноша» и названия этого нового журнала. Если мы обратимся к тому факту, что журналы для молодых людей издавались за рубежом (например, «Юноша Кореи» в США в 1919 г., «Шанхайский юноша» в Шанхае (Китай) в 1924 г. и «Католический юноша» в Маньчжурии), мы можем сделать вывод, что публикация журналов для юношества была связана с движением за независимость.
Ким Бок Джин, работавший в то время в «Чосон Чунъанъ ильбо», возможно, мог видеть фотографии Сон Ки Чжона. Физические характеристики и фигура статуи «Юноша» Ким Бок Джина очень похожи на изображение на фотографии шестнадцатилетнего Сон Ки Чжона, стоящего на пьедестале после победы на Японских играх Shinkyo 1935 г. и на его изображение на фотографии, где он направляется в раздевалку после победы на Берлинской Олимпиаде 1936 г.
Рисунок 4 - Сон Ки Чжона, после победы на Японских играх Shinkyo 1935 г. (справа), после победы на Берлинской Олимпиаде 1936 г. (слева), в центре статуя «Юноша» Ким Бок Джина
Гипсовая скульптура «Юноша» — последний шедевр Ким Бок Джина, ее герой сдержан и напряжен. Предприимчивая и резкая фигура юноши, источает жизненную силу и отражает идею обнадеживающего будущего для нации. Так Ким Бок Джин попытался выразить свою художественную идеологию в тяжелые времена унижения народа Чосон. Как и статуи Будды Майтреи, «Юноша» раскрывает духовный мир Ким Бок Джина, предвосхищая собой появление национального героя, который обеспечит независимость Чосон.
4. Заключение
В статье мы изучили основные вехи биографии и творчества Ким Бок Джина, основоположника корейской скульптуры. Ему довелось жить и творить в сложный для его народа колониальный период.
Это борец, за свои взгляды заключенный в тюрьму, но сумевший продолжать создавать произведения искусства, несущие глубокий социальный и национальный смысл. К сожалению, работы мастера не сохранились: около тридцати работ, оставшихся после его смерти, сгорели во время пожаров периода Корейской войны. Кроме буддийских скульптур, не сохранилось ни одной его художественной работы. Следы его потомков также не найдены. Утраченные работы скульптора можно увидеть только на фотографиях в каталогах Выставки искусств Чосон, куда они были отобраны.
В связи с этим воссоздание и реставрация, а также переоценка значимости скульптур Ким Бок Джина как основоположника корейской скульптуры, стремящегося воплотить в своих работах «локальность» и национальный дух, имеют важнейшее значение для современного корееведения, особенно в свете волны Халлю, поскольку это познакомит мир с пионером корейской скульптуры. Особенно важны для продвижения корейских исследований сохранившиеся статуи Будды Майтреи, созданные Ким Бок Джином, а также его работа «Юноша», созданная по фотографиям марафонца Сон Ки Чжона и символизирующая важные исторические моменты колониального периода. Они могут стать ценным материалом для студентов и ученых, изучающих корееведение, знакомя их с историей, искусством и корейской философией.