Роль вымысла в поэтике исторического романа «Созвездие Весов» Б. Рафикова

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.60797/IRJ.2024.149.105
Выпуск: № 11 (149), 2024
Предложена:
14.08.2024
Принята:
23.10.2024
Опубликована:
18.11.2024
28
0
XML
PDF

Аннотация

С целью выявления роли вымысла как основного компонента жанра, анализируется художественная система исторического романа «Созвездие Весов» Булата Рафикова. В работе рассматриваются основные этапы истории развития жанра в башкирской и отечественной литературах, дается определение жанра и его стилевых форм. Проблемы поэтики жанра и сравнительного изучения жанров считаются перспективными в литературоведении. В контексте активно развивающихся исследований в области исторической поэтики, изучение роли вымысла в сюжете исторического романа и закономерностей его развития является весьма важным, что обуславливает актуальность данного исследования. Целью исследования является выяснение особенностей поэтики и роли вымысла историческом романе Б. Рафикова в их эволюции. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые на материале башкирского романа, поставлена проблема вымысла как играющую основную роль при формировании отдельных компонентов исторического романа, при этом автор пытается решить вопросы, связанные с основной тематикой работы, в контексте общероссийских литературных явлений, стремясь сформулировать новые подходы к раскрытию актуальных проблем исторического романа. В результате исследования установлено, что вымысел играет один из важных ролей в поэтике башкирского романа. Намечается совершенно иной подход в изучении поэтики современного башкирского романа и выявляются новые направления, перспективы развития жанра и национальной литературы ХХI столетия.

1. Введение

Актуальность данного исследования обусловлена современными тенденциями в развитии литературоведческой науки, проявляющимися в сосредоточении научного интереса на вопросах национальной литературы, в частности системного анализа поэтики и эстетики исторического романа. В башкирской литературе в последние годы развивается наука о художественно-эстетических средствах, языковых и композиционных структурах литературных произведений, о жанрах и формах литературы. В работах А. А. Абдуллиной

, З. А. Алибаева
, Р. Н. Баимова
,
, А. Х. Вахитова
, З. Г. Мурзагуловой
, К. Д. Муртазина
, Р. Ф. Хасанова
рассматриваются процесс формирования и эволюция жанров башкирской литературы, развитие традиций, новаторские искания, многообразие жанров и форм. С целью выявления роли выявления вымысла, как основных компонентов жанра, анализируется художественная система исторического романа Б. Рафикова. Выявляются основные этапы истории развития жанра в башкирской и отечественной литературах, дается определение жанра и его стилевых форм.

Проблемы поэтики жанра и сравнительного изучения жанров считаются перспективными в современном литературоведении. В контексте активно развивающихся исследований в области исторической поэтики изучение роли вымысла в сюжете исторического романа и закономерностей его развития является весьма важным, что и обуславливает актуальность данного исследования.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

- проанализировать поэтику исторического романа Булата Рафикова в эволюции;

- определить, в чем проявляется структурное и поэтическое своеобразие каждого национального романа;

 - выявить новаторские тенденции современного башкирского исторического романа.

- определить роль вымысла в поэтике исторического романа.

Материалом для исследования послужили исторические романы Булата Загретдиновича Рафикова: Рафиков Б. З. Созвездие Весов (на башкирском языке) Соч. в 3-х томах. Т.I - Уфа: Китап, 2003. -536 с.

Теоретическую базу исследования составляют работы в области художественного вымысла в литературе, как одного из элементов поэтики исторического романа (Ковтун Е. Н., 2008; Кожинов В. В., 1962; Хализев В. Е., 2003, 2004; Головачева И. В., 2013; 2014; Роже Кайуа 2006). Для выявления роли вымысла в исторической поэтике в данной статье применяются методы сюжетного анализа; сравнительно типологического и сравнительно-исторического литературоведения.

Научно-теоретическая значимость работы заключается в том, что привлеченный к анализу материал башкирской литературы, имеющих типологическую общность в генезисе и в типах развития, подготовят почву для создания теоретических работ, обобщающих опыт формирования поэтики исторического романа в башкирской художественной словесности.

2. Обсуждение и результаты

Проблемы поэтики жанра и сравнительного изучения жанров считаются перспективными в современном литературоведении. В контексте активно развивающихся исследований в области исторической поэтики изучение поэтики исторического романа и закономерностей его развития является весьма важным, что и обуславливает актуальность данного исследования.

Кроме того, интерес к данному жанру – историческому роману – в последнее время возрос. В начале нулевых годов было защищено несколько диссертационных работ, посвященных жанру башкирского исторического романа. Например, можно указать работу Р. Х. Хасанова о современных исторических романах, в которой он прослеживает вопросы типологии, жанра и стиля художественного изображения

. Сходные задачи ставит перед собой и К. Д. Муртазин в работе, посвященной Г. Ибрагимову, а именно «выявление генетических связей художественной системы писателя с отдельными произведениями башкирской исторической прозы XX в и анализ особенностей его поэтики в контексте литературного процесса 60-х — 90-х гг. XX в»
. Работа З. Г. Мурзагуловой посвящена выявлению истоков и классификации мотивировок в историческом романе и определению «значимости этого понятия для научного истолкования литературного процесса XX в., соотношения реальности и вымысла в исторических романах разных направлений»
. В статьях З. А. Алибаева анализируются современные башкирские исторические романы
,
.

Таким образом, проблемы поэтики и типологии жанра башкирского исторического романа в целом остаются нерешенными. Отсюда очевидна главная цель предлагаемого исследования – создание теоретической модели исторического жанра, то есть описание его устойчивых структурных особенностей, в том числе роли вымысла и построение поэтики исторических романов. С такой точки зрения интересующий нас жанр еще не был предметом специального теоретико-литературного исследования. Вымысел — ключевой (наряду с воспроизведением наблюдаемых фактов, использованием прототипов и исторических, мифологических и литературных источников) элемент искусства, основной способ художественного обобщения. Художественная образность обязательно сочетает в себе два компонента — условность и жизнеподобие. Область применения вымысла — обстоятельства и события, составляющие сюжет, индивидуальные черты характера и поведения персонажей, детали бытовой обстановки, природы, местности и т. п. Однако вымысел не является произвольным фантазированием, он практически всегда так или иначе связан с реальностью. Как писал М. М. Бахтин, автор не «выдумывает», а «преднаходит» своего героя.

Каждое произведение несет в себе какие-то индивидуальные черты – это обусловлено и своеобразием творческого метода автора, и изменениями, принесенными эпохой. Поэтому необходимо решить проблему: существует ли, при всех многочисленных вариациях, устойчивая структурная основа, на которой базируется жанр исторического романа. Это основная задача исследования, однако она влечет за собой рассмотрение и других аспектов. Важно выявить типы исторического романа, соотнеся конкретные разновидности жанра в творчестве различных авторов разных эпох, а также выделить важнейшие типы исторического романа. Очевидно, что теоретическая модель жанра исторического романа должна учитывать не отдельные мотивы и ситуации, общие для разных романов, а поэтику жанра в целом. Кроме того, необходим единый метод для анализа произведений различных авторов и эпох. Поэтому методика исследования предполагает целостный анализ тех произведений, которые находятся в центре внимания.

Тематика современных романов ведет к изменению, обновлению конфликта, определяющего особенности жанра. Взаимоотношения между личностью и обществом становятся глубже, что является главным критерием определения жанра, противоречия обостряются, заметно оживляется психологический и морально-этический план. Исходя из этого, исторические романы основываются на следующих теоретических аспектах:

1) историческое событие и художественный вымысел;

2) исторический герой;

3) промежуток между автором и изображаемыми событиями. 

Литературный багаж лауреата государственной премии имени Салавата Юлаева Булата Рафикова очень богат. Романы на исторические темы – «Карасакал», «Кунгак», «В ожидании конца света», «Оседланный конь», «Созвездие Весов», а также на современные – «Седой ковыль» и десятки повестей и рассказов. В романе «Созвездие Весов» автор отражает события, касающиеся возникновения башкир. Существует несколько версией и легенд о происхождении башкирского народа. В данном произведении Б. Рафиков уводит читателя еще дальше в глубь веков – в V–VII века до нашей эры.

Сюжетные линии и отдельные приключения обогащает поэтику романа. Произведение основано на гипотезе о возникновении башкирского этноса из родственного иранскому народу племени. В романе повествуется о жизни и быте, традициях и обычаях иранских бурзянцев и их взаимоотношениях бурзянцами с Ирендыка, о государстве гуннов, о связях между народами того времени в целом. Роман состоит из двух частей, каждая из них имеет свое название, полностью раскрывающее характер событий и героев. Действия происходят в двух местах: на родине ирендыкских и иранских бурзянцев. Если в первой части мы знакомимся с бытом иранских бурзянцев, то во второй оказываемся внутри событий, касающихся башкирских бурзянцев.

Теория общих корней башкир и иранцев была высказана Салаватом Галлямовым

. Он отмечает, что в трудах доктора филологических наук Н. Дмитриева есть доказательства присутствия иранской фонетики в современном языке башкир Южного Урала, и доказывает проживание древних башкирских племен на территории Месопотамии в VI веке до нашей эры
. Развивает мысль о том, что позже они двинулись в Среднюю Азию, потом переселились в Туркмению и на Южный Урал, и так был создан башкирский этнос. Теория С. Галлямова в настоящее время полностью не подтверждена, она существует лишь в качестве гипотезы.

Б. Рафиков назвал свой роман «Созвездие Весов» исторической гипотезой. Именно по этой причине многие описываемые события, герои больше основаны на фантазии автора.

С первых страниц автор уводит нас в глубь событий, происходящих среди иранских бурзянцев. Отмечается, что они поклонялись огню и жили в части иранского царства под названием «Туран». Выполнение миссии по разведению огня старейшиной рода Гусамом, описание обрядов захоронения покойника и жертвоприношения – все это указывает на то, что иранские бурзянцы исповедовали зороастризм. Процесс проводов человека в мир Ахуры Мазды выполняется согласно законам зороастризма. Они не закапывают покойников в землю, а оставляют на склонах гор в качестве корма птицам и животным. Старались, чтобы тело не касалось огня, воды и земли. Тех, кто побогаче, хоронили в землю, сверху закрывали их камнями, украшали разными ценностями. Упоминается об этом и в произведении в беседе Асфандияра и Умурзака о разных способах захоронения в двух отдельных племенах. В книгах по истории Башкортостана говорится также о том, что у дахо-массагетских и сако-сарматских племен, проживавших на Южном Урале, была круглая посуда для разведения огня

. И в романе монолог старейшины Гусама доводит до читателя, что он зажег священный огонь Заратуштры на Урале, а потом перебрался на Иран, говорит о том, что зажигать священный огонь вправе только чистый, безгрешный человек. Через монологи и диалоги героев автор мастерски передает новую информацию, уводит читателя вглубь веков. Этому способствует рассказ о прибытии каравана с Ирендыка, разговор Гусама и Асфандияра об их кровном родстве с иранскими бурзянцами, размышления Гусама о том, что часть иранских бурзянцев переселилась сюда вместе с Заратуштрой, а другая часть осталась на Южном Урале, наблюдения Асфандияра о внешнем сходстве караванщиков с иранскими бурзянцами. Ввод в произведение эпизодов эпоса «Урал батыр» и книги «Авеста» также способствует возвращению в те века. Достойно внимания подчинение событий панорамному сюжету, столкновение героев с разными приключенческими ситуациями. Чего стоит только отображение таких событий, как разрушение Бахрамом Пятым города иранских бурзянцев, разгром страны Туран, и резких перемен в связи с этим, происшедших в жизни героев! Б. Рафиков провожает своих героев вслед за караванщиками на Южный Урал, в Бурзян. Он описывает встречи героев с разными приключениями по дороге, в том числе с царем гуннов Аттилой и прибытие главного героя Асфандияра к ирендыкским бурзянцам в качестве посла Аттилы. Если в первой части романа мы побывали в Иране, то события второй части идут на Южном Урале. Дальнейшие события связаны с гуннами, царем Аттилой. В центре повествования такие события, как свадьба царя Аттилы на дочери Гусама – Раушане, налаживание башкирами процесса выплавки железа и меди совместно с гуннами, женитьба Асфандияра на дочери ирендыкского бурзянца, нападение Аттилы на Римскую империю, победное его шествие и смерть, а также решение иранских бурзянцев остаться на башкирских землях.

Согласно историческим сведениям, гунны – это группа из нескольких тюркских племен. В IV веке гунны вошли в Восточную Европу и создали государство гуннов. В их империю входили также и сарматы. Они нападают на Римскую империю. В 453 году империя гуннов распалась. На основе этих данных автор строит предположения, что народ, прибывший с Ирана на Южный Урал, жил здесь как сарматские и массагетские племена, что Аттила женился на сарматке и создал империю гуннов, а после его смерти в 453 году империя распалась, и Асфандияр с другими иранскими племенами обосновался на землях башкир.

Большинство событий Б. Рафиков отображает через собственную фантазию, опираясь только на свое представление и разумение. Это, в свою очередь, приводит к тому, что события приобретают фантастический оттенок, становятся увлекательнее, богаче. Они оживляются картинами свадебных застолий, скачек, банных обрядов.

Фантастическое допущение противопоставляется реалистическому допущению: вымыслу, не противоречащему возможному, который применяется в реалистической художественной литературе. При этом в романе Б. Рафикова «Созвездие Весов» остальные элементы — проблематика, литературные приёмы, построение сюжета обогащает вымысел, а также поэтику произведения. Вымысел используется, чтобы полнее раскрыть проблематику произведения, характеры персонажей, за счёт помещения их в нестандартные условия; для предложения научных и ненаучных гипотез; для создания экзотического антуража.

3. Заключение

Таким образом, мы приходим к следующим выводам:

- Художественный вымысел в романе «Созвездие Весов» — плод творческого воображения Б. Рафикова художественной литературы, воплощающих его мировоззрение.

- Для художественного вымысла в этом произведение характерно отсутствие прямых соответствий как в реальности.

- Можно выделить, что историческое обобщение опирается на образные представления, возникающие непосредственно в процессе научного исследования.

- Взаимоотношения факта и вымысла в историческом романе «Созвездие Весов» приобрели иное качество, обрели новую форму выражения, что свойственный современному башкирскому историческому роману более глубокий, более аналитический подход к прошлому отразился и на поэтике исторического романа, прежде всего на соотношении в нем факта и вымысла.

- Внутренняя установка писателя Б. Рафикова реализуется в произведении не только через создание новой художественной реальности, но и в глубокой переработке исторического контекста, выявлении скрытых социальных и психологических пружин поступка исторического персонажа, исторического факта, события.

- Наблюдается, что вымышленный контекст получает в романе не меньший, а больший вес, чем фактический, документированный материал.

- Повышается значение авторского присутствия в романе, оно принимает иные художественные формы, например, способствует обнажению того процесса, в которым факт обрастает художественной плотью вымысла, определяя эстетический облик целостного образа.

- Повышение роли вымысла в историческом романе Б. Рафикова «Созвездие Весов» реализуется, во-первых, через изменившиеся взаимоотношения внутри системы автор-герой и, во-вторых, через увеличение доли фиктивного документа в структуре произведения.

Роман действительно представляет собой смесь исторической гипотезы художественного вымысла, что позволяет автору свободно интерпретировать события и персонажей. Привязка к реальным историческим фактам и мифам, таким как эпос «Урал батыр» и «Авеста», придает произведению глубину и многослойность. Обсуждение миграций и культурных связей между народами также поднимает важные вопросы идентичности и наследии. Роман показывает, как через призму художественной литературы можно исследовать сложные исторические процессы и связи между различными культурами. Анализ романа «Созвездие Весов» Б. З. Рафикова с точки зрения выбранных нами элементов поэтики – вымысла и их художественной функции позволил осмыслить концепцию творчества писателя, а значит глубже понять прозу автора и других прозаиков современной башкирской литературы. Мы видим перспективу дальнейшего исследования заявленной проблематики, в котором определим роль вымысла в других башкирских исторических романах.

Метрика статьи

Просмотров:28
Скачиваний:0
Просмотры
Всего:
Просмотров:28