ТРАНСФОРМАЦИЯ СЦЕНАРИЕВ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
ТРАНСФОРМАЦИЯ СЦЕНАРИЕВ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Аннотация
Авторы проанализировали представленные в западной литературе возможные сценарии изменений на Ближнем Востоке. И выявили конкретные территориальные, экономические и политические последствия предложенных западными авторами изменений. Приведенные сценарии основаны на теоретических разработках З. Бжезинского, Р. Петерса, Н. Спайкмена. Проведенный авторами анализ показал, что катализатором активности в регионе являются Соединенные Штаты Америки, которые корректируют свои реальные внешнеполитические шаги в соответствии с предложенными сценариями. Особое внимание авторы уделили положению Исламской республики Иран в случае реализации того или иного сценария и его статуса как стратегического союзника России.
1. Введение
XXI век с самого начала стал для Ближнего Востока судьбоносным. Кризис политических режимов, рост социальной напряженности, «арабская весна», интервенция Запада во главе с США, гражданская война и разгул ИГИЛ, санкции и волны миграции, пандемия и ухудшение ситуации в экономике и гуманитарной сфере, изменение роли региональных держав, – это неполный перечень событий и процессов, которые привели к серьезной трансформации обществ и всей системы международных отношений.
Эти события, происходящие в регионе Ближнего Востока, неслучайны. Они имеют «теоретическое обоснование» в работах западных военных и политологов.
Целью настоящей работы стало переосмысление возможных сценариев изменения международных отношений на мировой геополитической карте, где главной площадкой для реализации этих сценариев стал Ближневосточный регион.
2. Методы и принципы исследования
Теоретической основой исследования послужили публикации специалистов в области международных отношений, моделирующие различные сценарии развития событий в регионе Ближнего Востока.
Теоретические материалы должным образом обобщены и структурированы с точки зрения аргументации из основных положений, раскрывающих средства достижения цели исследования. Методологической основой исследования послужили общенаучные методы познания, предполагающие изучение общественных законов и явлений в развитии и взаимосвязи: анализ, синтез, дедукция и индукция, аналитические сравнения.
3. Основные результаты
В настоящее время Ближний Восток остаётся в центре внимания главных акторов международных отношений, как и в предыдущие десятилетия. Здесь «играют мускулами» великие державы и транснациональные корпорации, военизированные группировки и религиозные течения, которые завлекают своими проповедями мусульманскую молодёжь со всего мира. Конфликтогенный потенциал региона остается высоким: гражданская война в Йемене, хаос в Ливии, военные действия Сирии и Ираке. Но именно здесь формируется, на наш взгляд, будущее международных отношений. И именно поэтому на вооружение берутся различные сценарии геополитического развития Ближнего Востока и смежных с ним государств, которые так или иначе втягиваются в орбиту происходящих изменений.
Первый сценарий «американский», получивший название «Римленда». Разработал его еще в 30-40е годы 20 века Н. Спайкмен [1]. Хотя выводы и заключение Спайкмена несколько и устарели на текущий момент, тем не менее, они свидетельствуют о чрезвычайно широком понимании им стратегических вопросов [2]. Автор предложил, опираясь на военную силу, применить метод «анаконды» для контроля и удушения береговых зон приморских стран Африки и Азии, включая Индию и Китай. (см. карту №1).
Рисунок 1 - Римленд
Примечание: карта Н. Спайкмена [3]
Рисунок 2 - Евразийские Балканы
Примечание: карта З. Бжезинского [4]
Потенциально самым опасным сценарием развития событий может быть создание «антигегемонистской» коалиции с участием Китая, России и, возможно, Ирана, которых будет объединять не идеология, а взаимодополняющие обиды. Чтобы предотвратить создание этого блока, как бы маловероятно это ни выглядело, США потребуется проявить геостратегическое мастерство одновременно на западной, восточной и южной границах Евразии».
Что же предполагал план Бжезинского?
1. Прозападные государства на Ближнем Востоке не смогут составить сильного геополитического ядра – а значит нужно возглавить исламский фундаментализм и создать мощное исламское государство – в современных условиях – это ИГИЛ, появившееся после череды исламских революций в Ливии, Египте, попытке ее реализации в Сирии и т.д. Метод создания ИГИЛ – насилие.
2. Потенциально опасный сценарий для США, союз России и Китая, с возможным привлечением Ирана. Чтобы противостоять этому блоку, по мнению Бжезинского, США должны проявить геостратегическое мастерство.
До недавнего времени США удавалось реализовывать этот план, но в 2014-2015 гг. наметился «Великий евразийский четырехугольник» - Россия, Китай, Индия и Иран. Чтобы противостоять созданию этого блока, подходит именно ИГИЛ (см. карту №3).
Рисунок 3 - Планы территориального роста ИГИЛ
Примечание: по ист. [5]
Что же в современной ситуации уготовили США в отношении самого Ближнего Востока в долгосрочной стратегии? США имеют в регионе более 400 военных баз [6]. Но этого уже недостаточно. На повестке дня новая цель – это переформатирование всех государств. И, как следствие, сковать транспортные возможности Саудовской Аравии, Ирана и др. государств Персидского залива поставить транспортные потоки под свой единоличный контроль.
В оборот вводится термин «Новый Ближний Восток» [7]. Впервые он был озвучен в Тель-Авиве государственным секретарем США Кондолизой Райс. Он заменил понятие «Большой Ближний Восток». Это изменение политической фразеологии совпало по времени с церемонией ввода в действие нефтяного терминала Баку-Тбилиси-Джейхан в Восточном Средиземноморье. Этот термин и концепция «Нового Ближнего Востока» вскоре были официально приняты на вооружение государственным секретарем США и премьер-министром Израиля в самый разгар спонсируемой американцами и англичанами осады Ливана. Премьер-министр Ольмерт и секретарь Райс проинформировали мировые СМИ, что реализация проекта «Нового Ближнего Востока» началась с Ливана.
Рассматривая другой сценарий, следует упомянуть опубликованную в июне 2006 года в Пентагоновском издании «Armed Forces Journal» «карту полковника Ральфа Петерса». Бывший американский разведчик озаглавил карту: «Как может лучше выглядеть Ближний Восток» (см. карту №4). А также опубликовал книгу «Никогда не прекращайте сражение» [8], в которой обосновал «свои» взгляды по перекройке границ Ближнего Востока. В книге можно увидеть и упомянутую карту.
Рисунок 4 - Планы территориальных изменений по Петерсу
Примечание: по источнику [8]
«Так, с конца 2006 года «карта Петерса» изучается в военно-образовательных учреждениях США, в том числе и на высших офицерских и генеральских курсах. Курсантам и слушателям в качестве домашнего задания предлагается найти оптимальные пути для решения отдельных задач по претворению в жизнь «карты Петерса» [9].
Вторжение в Ирак и Афганистан знаменовало собой начало претворения в жизнь Соединенными Штатами своего плана «Новый Большой Ближний Восток». Бесспорно, практика военных действий в регионе показала, что не все идеи находят воплощение: неудачи в Ираке, выход из Афганистана. Но есть и другие векторы, которые еще можно реализовать. Так, по плану Петерса, делая ставку на Азербайджан, создав новое государство Курдистан за счет территорий Ирана, изолировать Армению от Ирана. Турция потеряет нестабильные юго-восточные территории.
Наибольшие потери, по плану Петерса, понесет Иран: север государства перейдет Азербайджану, западные территории – Курдистану, нефтеносный юг – Шиитскому Арабскому государству и новому Белуджистану. Суверенитет Ирана не сможет спасти даже передача ему западных территорий Афганистана. Армения получит гору Арарат, но окажется в окружении «враждебных» государств.
И, как следствие, Россия теряет Южный Кавказ и Центральную Азию, Иран выводится за рамки региональных держав, а у Армении вообще нет будущего как у государства.
4. Обсуждение
Третий сценарий можно условно назвать «восстановлением исторической справедливости». Он предполагает взаимодействие в экономическом и геополитическом плане Китая, Индии, России и Ирана. Роль и значение этих государств меняется, экономическая и военная мощь возрастает. Создаются новые объединения, набирающие экономический и политический вес: БРИКС, ШОС, Евразийский союз. На последнем саммите ШОС в организацию был принят Иран, прозвучал тезис о необходимости создания системы коллективной безопасности [10]. Реализация этого сценария, не предполагающего изменение территорий, видится нам наиболее целесообразным. Четыре государства обречены на стратегическое партнерство. Главным модератором этого сценария выступает Россия, восстановившая свою военно-политическую мощь.
5. Заключение
В конкретном выражении основная цель Запада и США – блокировать нефтегазовые потоки из России и Ближнего Востока в Европу. Кроме этого, вырисовывается новая роль Ирана, он должен возместить в перспективе поставки газа из России на европейский рынок. Этот «план» предполагает несколько этапов реализации:
1 этап (полный контроль над Средиземным морем) – Захват Ирака (без территории курдов), Сирии, Ливии и Суэцкого канала, что ставит под контроль значительную часть перевозки нефти в Европу. Это ставит под глобальный контроль Южную Европу (интересы Франции и Великобритании).
2 этап (контроль над Черным и Азовскими морями), контроль над Турцией и продвижение на Кавказ.
3 этап – (контроль над Персидским заливом)– установление контроль над всем Аравийским полуостровом, хотя второй или третий этап содержательно могут поменяться.
4 этап – контроль над Ираном и Центральной Азией и т.д.
Однако кто будет реализовывать этот план? Первоначально была попытка сделать ставку на Египет приведя к власти братьев-мусульман, ИГИЛ. Была и попытка Турции возглавить этот процесс.
Все эти цели согласуются с задачами США по укреплению «Римленда», тем более что уже созданы опорные точки этой экспансии: это Косово (проект Великая Албания), Велики Курдистан – затрагивающий территории Турции, Ирака и Ирана, Украина (развязанный США военный конфликт на Украине в 2022 г.- претензии некоторых политиков на Украине об отторжении Кубани озвучены украинским руководством), Афганистан, Казахстан (чуть не ставший жертвой террористических формирований в январе 2022 г.), Грузия и т.д.
Итак, стратегия США на глобальном уровне – «сжимание колец анаконды вокруг Евразии» – контроль над «Римлендом». Тем более на Ближнем Востоке возрастает геополитическое значение Ирана как естественного стратегического и геополитического союзника России в противостоянии коллективному Западу.