ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ К СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМУ ПАРТНЕРСТВУ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ
Милькевич О.А.
Кандидат педагогических наук, доцент, зав.кафедрой педагогики и психологии Соликамского государственного педагогического института (филиал) Пермского государственного национального исследовательского университета
ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ К СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМУ ПАРТНЕРСТВУ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ
Аннотация
В статье представлены результаты изучения готовности специалистов к социально-культурному партнерству в профилактике детского неблагополучия. Инструментарием для проведения эмпирического исследования выступили самостоятельно разработанная анкета, позволяющая представить комплексную характеристику готовности специалистов к социально-культурному партнерству в профилактике детского неблагополучия. Результаты исследования являются основанием для дальнейшей разработки программ подготовки специалистов к подобному партнерству и совершенствования процесса социально-культурного партнерства в рамках рассматриваемой проблемы.
Ключевые слова: готовность к социально-культурному партнерству в профилактике детского неблагополучия, методы изучения готовности к социально-культурному партнерству.
Milkevich O.A.
PhD in Pedagogy, Associate Professor, Solikamsk State Pedagogical Institute (branch) of federal state budgetary educational institution of higher education «Perm State National Research University»
A STUDY OF THE READINESS OF EXPERTS TO SOCIAL-CULTURAL PARTNERSHIP IN THE PREVENTION OF CHILD DISTRESS
Abstract
The article presents the results of studying the readiness of experts in the social and cultural partnership in the prevention of child distress. Tools for conducting empirical studies were independently developed by the profile that allows to present a comprehensive response professionals ready to socio-cultural partnership in the prevention of child distress. The findings are the basis for the further development of training programs for such partnerships and improve the process of social and cultural partnership in the framework of the problem.
Keywords: readiness for social and cultural partnership in the prevention of child ill, methods of studying preparedness of social and cultural partnership.Рассмотрение социально-культурного партнерства как механизма профилактики детского неблагополучия объективно определяет необходимость изучения готовности специалистов к подобной деятельности. Готовность к социально-культурному партнерству в профилактике детского неблагополучия может характеризоваться как целостное, системное, интегративное новообразование, результат, определяющий личностную готовность специалистов к подобной деятельности.
Отсутствие методик, направленных на изучение рассматриваемого вида готовности определило необходимость разработки анкеты, включающей: общие сведения, компоненты готовности – когнитивный, мотивационный, личностный, технологический.
В исследовании приняли участие 417 человек – практикующих специалистов учреждений образования и культуры (детский сад, школа, музей, библиотека, Дворец/дом культуры, учреждение дополнительного образования, культурно-деловой центр) в возрасте от 20 до 51 года и старше.
При разработке анкеты мы предположили, что на готовность специалиста к реализации партнерства в профилактике детского неблагополучия могут влиять такие характеристики, как возраст, уровень образования, сфера деятельности (образование или культура), удовлетворенность профессиональной деятельностью. В количественном выражении в исследовании приняли участие следующие группы респондентов:
По возрасту:
20-25 лет – 36 чел./8,6%;
26-30 лет - 39 чел./9,35%;
31-35 лет – 42 чел./10%;
36-40 лет – 57 чел./ 13,6%;
41-45 лет – 78 чел./ 18,7%;
46-50 лет – 86 чел./ 20,6%;
51 и старше – 77 чел./18,4%.
По уровню образования:
среднее профессиональное образование – 194 чел./ 46,5%;
высшее профессиональное образование – 223 чел./ 53,5%.
По сфере деятельности:
специалисты учреждений культуры – 142 чел./34%;
специалисты учреждений системы образования – 275 чел./ 66%.
По удовлетворенности профессиональной деятельностью:
полностью удовлетворен(а) – 161 чел./38,6%
скорее удовлетворен(а), чем нет – 163 чел./39,1%
не удовлетворен(а) – 93 чел./22,3%.
Степень влияния обозначенных характеристик респондентов на их готовность к реализации социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия не является предметом нашего исследования. Однако учет данных характеристик позволит в ходе дальнейшего исследования более глубоко и детально проработать содержание подготовки специалистов к партнерству в профилактике детского неблагополучия.
Проведенное анкетирование практикующих специалистов позволило сформулировать следующее:
1. В количественном выражении готовность специалистов к социально-культурному партнерству к профилактике детского неблагополучия представлена на рис.1.Сформированность компонентов готовности специалистов к социально-культурному партнерству в профилактике детского неблагополучия в количественном выражении представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Сформированность компонентов готовности специалистов к социально-культурному партнерству в профилактике детского неблагополучия
Компоненты готовности | Степень выраженности компонентов готовности | ||
сформирован | достаточно сформирован | не сформирован | |
когнитивный | 256 чел./ 61,4% | 111 чел./ 26,6% | 60 чел./ 14,39% |
мотивационный | 240 чел./ 57,5% | 98 чел./ 23,5% | 79 чел./ 18,9% |
личностный | 250 чел./59,9% | 91 чел./21,8% | 76 чел./18,2% |
технологический | 113 чел./27,1% | 96 чел./23% | 128 чел./30,7% |
2. Большая часть специалистов характеризуется сформированностью когнитивного компонента готовности к социально-культурному партнерству в профилактике детского неблагополучия (367 чел.), т.е.: понимают детство как особую социальную группу, нуждающуюся в особой социально-правовой защите, имеют представление о сущности социально-культурного партнерства между учреждениями культуры, образования, социальной сферы и др. в решении проблем детства, знают о содержании и возможных направлениях социально-культурного партнерства (просвещение семьи; формирование психолого-педагогической культуры родителей; организация занятости детей; формирование социокультурной среды определенной территории; привлечение общественного внимания к проблемам семьи и детства), имеют представление о принципах социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия. Это может быть объяснено наличием профессионального образования у всех респондентов, а также наличием опыта социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия (совместные проекты учреждений образования и культуры, проведение мероприятий) у 274 чел./ 65,7%.
3.У большинства респондентов (338 чел.) выявлена сформированность мотивационного компонента готовности к социально-культурному партнерству в профилактике детского неблагополучия. Сформированность мотивационного компонента готовности специалистов к социально-культурному партнерству включает в себя: осознание значимости социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия, понимание значимости распространения подобного опыта, активность участия в различных направлениях взаимодействия с учреждениями других сфер в работе с семьей и детьми, в самостоятельной разработке и использовании в профессиональной деятельности форм и методов взаимодействия с учреждениями других сфер в работе с семьей и детьми, активность в демонстрации собственного опыта взаимодействия с другими учреждениями, настойчивость в преодолении затруднений, связанных с недостаточностью знаний или несформированностью определенных умений в реализации социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия, активность в саморазвитии, стремлении узнать, освоить больше, чем предполагают программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
4.Схожие количественные показатели сформированности личностного компонента готовности специалистов к социально-культурному партнерству в профилактике детского неблагополучия (341 чел.). Сформированность личностного компонента готовности специалистов к социально-культурному партнерству включает в себя: умение выстраивать конструктивное взаимодействие со специалистами смежных профессий, работающих в других учреждениях, умение работать в команде, согласовывать действия между субъектами взаимодействия, осознание личной и профессиональной ответственности за результаты профессиональной деятельности, направленность на сотрудничество с другими учреждениями и организациями, осознание своих возможностей в организации социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия.
5.Большая часть (298 чел./ 71,46%) респондентов относится к возрастной группе от 36 лет и старше. Согласно исследованиям в области психологии труда, после 35 лет постепенно изменяется мотивация профессиональной деятельности, преобладают так называемые социальные мотивы, что может положительно повлиять на готовность специалистов учреждений культуры и образования к социальному партнерству в решении рассматриваемой проблемы. Это подтверждается высокой сформированностью мотивационного и личностного компонентов у возрастной категории специалистов от 41 года и старше (197 чел. и 203 чел. соответственно от общей численности данной группы 241 чел.). В сравнении с представленными данными, у специалистов в возрасте от 20 до 40 лет высокая сформированность личностного и мотивационного компонентов представлена лишь у незначительной численности специалистов (43 чел. и 47 чел. соответственно).
6.Схожее количественное выражение сформированности мотивационного и личностного компонентов готовности специалистов к социально-культурному партнерству в профилактике детского неблагополучия может быть связано как с близостью сущности рассматриваемых компонентов, так и с удовлетворенностью респондентов профессиональной деятельностью. Подчеркнем, что ¾ опрошенных отмечают, что «полностью удовлетворены» (161 чел., 38,6%) и «скорее удовлетворены, чем нет» (163 чел./39,1%) профессиональной деятельностью.
7.Сформированность технологического компонента готовности специалистов к социально-культурному партнерству выявлена у 209 чел. (50%), т.е.: достаточно сформировано владение способами и приемами взаимодействия с другими специалистами, учреждениями и организациями; умение отбирать содержание социально-культурного партнерства с позиции наличия в них элементов воспитывающего, ценностно-смыслового характера; готовность и способность проектировать различные виды социально-культурной деятельности; умение инициировать, проектировать формы социально-культурного партнерства; учет при проектировании различных форм социально-культурного партнерства специфики и традиций вступающих во взаимодействие учреждений и организаций; умение организовать оценку эффективности реализуемых форм социально-культурного партнерства.
Результаты проведенного исследования позволяют констатировать сформированность готовности специалистов (на фоне достаточно сформированных когнитивного, личностного и мотивационного компонентов недостаточно сформирован технологический компонент готовности). Ранее изучение готовности специалистов к социально-культурному партнерству в профилактике детского неблагополучия не проводилось. Представленные результаты эмпирического исследования позволяют определить направленность и содержание подготовки специалистов к социально-культурному партнерству в профилактике детского неблагополучия с учетом возраста и сферы профессиональной деятельности, как на этапе получения профессионального образования, так и на этапе профессиональной переподготовки, повышения квалификации и самообразования. Дальнейшее исследование ориентировано на разработку методики комплексной оценки социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия, технологии и форм социально-культурного партнерство в рассматриваемом контексте.
Литература
- Милькевич О.А. Социально-культурное партнерство в профилактике детского неблагополучия: возможности и функции // Проблемы современного педагогического образования. - 2016.- № 52-7. - С. 277-283.
References
- Mil'kevich O.A. Social'no-kul'turnoe partnerstvo v profilaktike detskogo neblagopoluchija: vozmozhnosti i funkci // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija. - 2016.- № 52-7. -S. 277-283.