ВИНО И ВОЕННАЯ СЛУЖБА В ВИЗАНТИИ X-XI ВВ.

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2015.41.115
Выпуск: № 10 (41), 2015
Опубликована:
2015/16/11
PDF

Капсалыкова К.Р.

Аспирант, Уральский федеральный университет

ВИНО И ВОЕННАЯ СЛУЖБА В ВИЗАНТИИ X-XI ВВ.

Аннотация

Статья посвящена некоторым аспектам византийской военной службы. Автор рассматривает роль вина в военной службе Византии X – XI вв. Вино было традиционным антисептиком, его использовали для создания тканевых доспехов. Также вино служило ингредиентом для лечебных мазей. С другой стороны, безудержное употребление вина было как источником поражений византийской армии, так и способом психологической разрядки и празднования триумфов.

Ключевые слова: Византия, византийская армия, вино, алкоголь

Kapsalykova K.R.

Postgraduate student, Ural Federal University

THE WINE AND MILITARY SERVICE IN BYZANTIUM, X – XI c.

Abstract

Article is devoted to some aspects of the Byzantine military service. The author focused the attention to the role of wine in byzantine military service in X-XI c. Wine was a traditional antiseptic agent. It was used for creation of fabric armor. Also wine served as ingredient for medical ointments. On the other hand, the alcoholism was both a source of the Byzantine army defeats, and way of a psychological discharge and celebration of triumphs.

Keywords: Byzantium, byzantine army, wine, alcohol

Черты хорошего полководца были сформулированы в античной полемологической традиции. Неспособность стратига бороться с «страстью к вину» мешала «покорить врагов». Сократ советовал пить маленькими стаканчиками, т. к. «тогда вино не заставит нас силой быть пьяными, а убедит прийти в более веселое настроение» [1]. На войне нельзя предаваться праздности и лености, писал Онасандр [2]; в них причина «неохотного» исполнения воинами своих обязанностей [3].

Повторил Онасандра византийский писатель Кекавмен, описывая неудачный поход против печенегов в 1053 г.: «Избегай, стратиг, наслаждений, чтобы не попасть как птица в тенета». Византийцы проиграли кочевникам из-за бездарного командования «пристрастного к неге» проноита Болгарии синкелла Василия Монаха [4]. Совет Кекавмена созвучен с «De velitatione bellica»: «Если ты не избавишь его от разнеженности и пьянства… ты не можешь…приготовиться к сражению» [5].

Враги Византии получали военное преимущество из-за «гибельного пристрастия» греков. Лев Диакон, описывая критский поход 960 г., упоминал о стратиге Фракисия Никифоре Пастиле, которому император Никифор II Фока велел «бодрствовать и трезвиться». Стратиг и его воины пренебрегли советом. В сражении с арабами «все ромеи были абсолютно пьяны и едва держались на ногах», что привело к катастрофе. Никифор II призвал воинов не повторять ошибок погибших товарищей. «Не станем тратить время на пьянство, но будем ромеями и докажем в битвах силу и благородство нашего рода!».

Также доместик схол Запада магистр Иоанн Курсуас «вместо заботы о войске, предавался постоянно безделью и пьянству». Описание гибели Иоанна Куркуаса под Доростолом наполнено злорадством: «Магистр, несмотря на то, что у него сильно болела голова и ему хотелось спать из-за вина, выпитого за завтраком, вскочил на коня и бросился на скифов, но его конь оступился и всадник сломал шею. Скифы…стали смеяться над ромеями. Магистр пал жертвой варваров за то, что ранее присвоил себе священные реликвии и церковные сосуды» [6].

Иногда византийские военачальники побеждали из-за пристрастия противника к вину. В августе 1030 г. стратиг Телуха Георгий Маниак отбил вражеское нападение на свою фему: «когда к Телуху подошло восемьсот арабов… Маниак пообещал утром сдать им крепость. На ночь арабы расположились под крепостной стеной, а стратиг прислал им пищи и вина. Дождавшись, когда враги уснули, Маниак велел отрубить им носы и уши… и отправить императору (Роману III Аргиру – К. К.)» [7]. Употребление мусульманами вина не вызывает у Скилицы удивления.

В византийских текстах X–XI вв. состояние опьянения могло трактоваться иносказательно. Лев Диакон пересказывает письмо императора Иоанна Цимисхия патрикию Варде Фоке: «Мы советуем вам выйти из состояния опасного опьянения и немедленно воспользоваться предлагаемым нами спасением» [8]. В 1047 г. восставшие против Константина IX Мономаха мятежники Льва Торника издевались над императором, «…обзывали окаянным и любителем нечестивых забав, пагубой для города и погибелью для народа». Изображая пьяных, они «сошли с коней, на виду у всех устроили хоровод и стали разыгрывать сочиненные тут же комические сценки про императора, при этом притоптывали ногами в такт песне и пританцовывали» [9].

Винопитие часто оборачивались гибелью людей. Но долгий отдых и увеселения были частью празднования победы над врагом. Победив князя Святослава в первом сражении под Доростолом, император Иоанн Цимисхий «…велел трубить общий сбор ромеев, и, увеселяя их подарками и пирами, воодушевлял на новые битвы» [10].

Вино имело практическое значение. В медицинском трактате императрицы Зои есть традиционный рецепт мази, «для людей, пораженных стрелами варваров. Пэопа, шпажника, певкедана в равном количестве» [11]. Никита Хониат привел способ изготовления дешевого доспеха: «Льняная ткань пропитывали кислым, просоленным вином, оборачивали более восемнадцати раз, надевали и она прикрывала от любого снаряда» [12].

Вино было развлечением: «когда кто-нибудь хотел выпить за здоровье друга, он подводил его к кратеру, откуда надо было пить, втягивая в себя вино как бык» [13]. Кекавмен подытожил: «избегай пиров, на них бывает безмерная болтовня и пустословие» [14].

Таким образом, вино для военных имело как сугубо практическое значение (лекарство, антисептик, ингредиент для создания доспехов), так и средство психологической разрядки и празднования триумфа.

Литература

  1. Ксенофонт Афинский. Воспоминания о Сократе / пер. и коммент. С. И. Соболевского. М.; Л., 1935. С. 48.1, 215.26.
  2. Daly L. W., Oldfather W. A. Onasander // Pauly‘s Real-Encyclopädie der classischen Altertumswissenschaft. Neue Bearbeitung / hrsg. von G. Stuttgart, 1939. Sp. 403–405.
  3. Onosandri de imperatoris officio liber / rec. A. Koechly. Lipsiae, 1860. P. 16, 9.2–3.
  4. Советы и рассказы. Поучение византийского полководца XI века. 2-е изд. / подгот. текста, введ., пер. с греч. и коммент. Г. Г. Литаврина. СПб., 2003. С. 182.2–6, 393–394.
  5. Dagron G. Minaescu H. De velitatione bellica. Paris, ditions du centre national de la recherchescientifique, 1986. P. 109.
  6. Leonis Diaconi Caloënsis Historiae libri decem et Liber de velitatione bellica Nicephori Augusti / rec. C. Hasii. Bonnae, 1828. P. 8.19 – 9.6, 9.22 – 10.11, 18.7–10, 126.15–20, 148.5–22.
  7. Ioannis Scylitzae Synopsis historiarum / rec. I. Thurn. Berlin; New York, 1973. 381.38–44.
  8. Leonis Diaconi Caloënsis Historiae libri decem et Liber de velitatione bellica Nicephori Augusti / rec. C. B. Hasii. Bonnae, 1828. P. 115.19–22.
  9. Михаил Пселл. Хронография / пер., статья и примеч. Я. Н. Любарского. М., 1978. С. 102.
  10. Leonis Diaconi Caloënsis Historiae libri decem et Liber de velitatione bellica Nicephori Augusti / rec. C. B. Hasii. Bonnae, 1828. 145.5–8.
  11. Литаврин Г. Г. Византийский медицинский трактат XI–XIV вв. (по рукописи Cod. Plut. VII, 19 Библиотеки Лоренцо Медичи во Флоренции) // Византийский временник. М.: Наука, 1971. Т. 31. 283.
  12. O City of Byzantium: Annals of Niketas Choniates / trans. Harry J. Magoulias. Detroit: Wayne State University Press, 1984. P. 247.81-82.
  13. Ксенофонт. Анабасис / Пер. М. И. Максимовой. М.: Изд-во РАН, 1951. С 99-100.
  14. Советы и рассказы. Поучение византийского полководца XI века. 2-е изд. / подгот. текста, введ., пер. с греч. и коммент. Г. Г. Литаврина. СПб., 2003. С. 141.

References

  1. Ksenofont Afinskij. Vospominanija o Sokrate / per. i komment. S. I. Sobolevskogo. M.; L., 1935. S. 48.1, 215.26.
  2. Daly L. W., Oldfather W. A. Onasander // Pauly‘s Real-Encyclopädie der classischen Altertumswissenschaft. Neue Bearbeitung / hrsg. von G. Wissowa. Stuttgart, 1939. Sp. 403–405.
  3. Onosandri de imperatoris officio liber / rec. A. Koechly. Lipsiae, 1860. P. 16, 9.2–3.
  4. Sovety i rasskazy. Pouchenie vizantijskogo polkovodca XI veka. 2-e izd. / podgot. teksta, vved., per. s grech. i komment. G. G. Litavrina. SPb., 2003. S. 182.2–6, 393–394.
  5. Dagron G. Minaescu H. De velitatione bellica. Paris, ditions du centre national de la recherchescientifique, 1986. P. 109.
  6. Leonis Diaconi Caloënsis Historiae libri decem et Liber de velitatione bellica Nicephori Augusti / rec. C. B. Hasii. Bonnae, 1828. P. 8.19 – 9.6, 9.22 – 10.11, 18.7–10, 126.15–20, 148.5–22.
  7. Ioannis Scylitzae Synopsis historiarum / rec. I. Thurn. Berlin; New York, 1973. P. 381.38–44.
  8. Leonis Diaconi Caloënsis Historiae libri decem et Liber de velitatione bellica Nicephori Augusti / rec. C. B. Hasii. Bonnae, 1828. P. 115.19–22.
  9. Mihail Psell. Hronografija / per., stat'ja i primech. Ja. N. Ljubarskogo. M., 1978. S. 102.
  10. Leonis Diaconi Caloënsis Historiae libri decem et Liber de velitatione bellica Nicephori Augusti / rec. C. B. Hasii. Bonnae, 1828. P. 145.5–8.
  11. Litavrin G. G. Vizantijskij medicinskij traktat XI–XIV vv. (po rukopisi Cod. Plut. VII, 19 Biblioteki Lorenco Medichi vo Florencii) // Vizantijskij vremennik. M.: Nauka, 1971. T. 31. C. 283.
  12. O City of Byzantium: Annals of Niketas Choniates / trans. Harry J. Magoulias. Detroit: Wayne State University Press, 1984. P. 247.81-82.
  13. Ksenofont. Anabasis / Per. M. I. Maksimovoj. M.: Izd-vo RAN, 1951. S 99-100.
  14. Sovety i rasskazy. Pouchenie vizantijskogo polkovodca XI veka. 2-e izd. / podgot. teksta, vved., per. s grech. i komment. G. G. Litavrina. SPb., 2003. S. 141.