ОБРАЗ КНЯГИНИ ГИТЫ - ПЕРЕКРЕСТОК РУССКОЙ И ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУР

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2015.41.076
Выпуск: № 10 (41), 2015
Опубликована:
2015/16/11
PDF
 

Кубанев Н.А.1, Набилкина Л.Н.2

Доктор культурологии, профессор; кандидат филологических наук, доцент, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал)

ОБРАЗ КНЯГИНИ ГИТЫ - ПЕРЕКРЕСТОК РУССКОЙ И ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУР

Аннотация

В статье рассматривается образ Гиты, младшей дочери Гарольда Английского, ставшей впоследствии русской княгиней. В работе дается экскурс в историю Англии и показывается тесная взаимосвязь между историей Российского государства и мировым сообществом.

Ключевые слова: битва при Гастингсе, Вильгельм Завоеватель, Эдуард, Исповедник, перекресток культур.

Kubanev N.A.1, Nabilkina L.N.2

1Doctor of Culturology, Professor; 2PhD in Philology, associate professor, N.Novgorod State University (Arzamas Branch).

IMAGE OF PRINCESS GITA AS CROSSING OF RUSSIAN AND EUROPEAN CULTURES

Abstract

The article touches upon the image of Gita, the youngest daughter of Harold the English, who later became the Russian princess. The work makes a glimps on the history of England and demonstrates close interconnection between the history of Russian State and world’s community.

Keywords: battle of Hastings, William the Conqueror, Edward the Confessor, the crossroad of cultures.

 

В 10-11 веках порядок престолонаследия в Европе и на Руси еще не был определен. На престол мог взойти, кроме старшего сына, и брат, и дядя, и любой из родственников правителя.  А если старшего сына не было,  или правитель  был бездетным, то трон вообще оставался вакантным. В 1066 году умер король Англии Эдуард Исповедник (Edward the Confessor). Даже по его прозвищу можно судить о его нраве: он уделял больше внимания церковным делам, чем семейным, хотя был женат на красавице Эдит, дочери датского короля. Эдуард Исповедник закладывал множество церквей и монастырей, но самое важное из его начинаний было Вестминстерское аббатство. На смертном одре он рекомендовал себе в преемники Гарольда, молодого и честолюбивого правителя, полудатчанина- полусакса, сына могущественного эрла графства Уэссекс Годвина. И Витан, совещательный орган знати, утвердил его.

Но, так как прямых наследников у Эдуарда не было, трон Англии все еще считался свободным. На него предъявили права сразу два кандидата. Первый – норвежский король тоже Гарольд по прозвищу Хардрада («Суровый») и великий герцог Нормандский Вильгельм (William). Гарольд Хардрада высадился у берега Англии близ Йорка, но в ожесточенной битве был разбит. В этот же день победитель получил сведения, что на южном побережье близ деревушки Гастингс высадился нормандский герцог.

Но вторжению Вильгельма предшествовал еще один случай. Еще при жизни Эдуарда Гарольд Английский (назовем его так) в 1064 году оказался пленником Вильгельма. Конечно, это был не совсем плен, Гарольд был, так сказать, почетным гостем нормандского герцога. Но как бы то ни было, Вильгельм заставил Гарольда дать клятву перед алтарем со священными реликвиями, что он не будет претендовать на английский престол. Поэтому Вильгельм почувствовал себя обманутым, хотя в глубине души и признавал, что клятва была вынужденной. Так как в жилах Вильгельма также текла королевская кровь или, по крайней мере, кровь нормандских герцогов, он считал себя  вправе претендовать на корону Англии.

Вторжение планировалось долго и тщательно. По всей Европе был объявлен набор рыцарей, и вскоре Вильгельм собрал лучшую армию, состоящую из тяжеловооруженных всадников и лучников. Но погода явно противилась высадке. Все лето дул противный ветер, не дающий возможность парусным кораблям пересечь Английский пролив. Ветер сменился на попутный лишь в сентябре, и герцогу, наконец, удалось отплыть от берегов Нормандии. Вильгельма хранила сама судьба. Если бы вторжение началось раньше, то ему бы пришлось столкнуться с хорошо подготовленной армией Гарольда, еще не потерявшей силы в битве с норвежцами.

Битва произошла 14 октября 1066 года. Войска Гарольда заняли небольшой холм и стали ждать нападения. Армия Гарольда состояла из его дисциплинированной личной дружины и крестьян, вооруженных секирами и копьями. Неизвестно, применяли ли копейщики тактику против кавалерии, когда трехметровое копье упиралось в металлический круг, это приспособление  служило надежной защитой от всадников, но  правый фланг англичан успешно отразил атаку нормандской кавалерии. Тогда Вильгельм прибег к испытанному приему – ложному отступлению. Англичане, нарушив строй, побежали за противником. Тогда нормандцы развернулись и порубили расстроенных преследователей, превратившихся в беззащитную жертву.

Вокруг Гарольда осталась лишь небольшая личная охрана, которая, однако, загородилась щитами и продолжала держаться. Тогда Вильгельм приказал лучникам стрелять вверх, чтобы тяжелые стрелы попадали за стену из щитов. Два брата короля и многие из англосаксонской знати были убиты. Одна такая стрела попала Гарольду в глаз. Так завершилась битва при Гастингсе.

После гибели Гарольда, его младшая дочь Гита оказалась в Дании, так как по матери принадлежала к датскому королевскому дому. Жена короля Дании Елизавета была дочерью русского князя Ярослава Мудрого, мудрого настолько, что он выдал своих дочерей исключительно за королей Франции, Польши, Норвегии и Швеции. Ее первым мужем и был злополучный король Норвегии Гарольд Хардрада, который пал в битве под Йорком. Она вышла замуж вторично, на этот раз за короля Дании. Елизавета и сосватала Гиту за своего племянника Владимира, который стал впоследствии великим Владимиром Мономахом.

В 1074 году Гита переезжает в Киев, где родятся ее дети – старший Мстислав-Гарольд и младший Юрий (Гюргий). Всего она родила от князя Владимира 11 детей. Гита во многом отличалась от женщин той поры. Она была застенчива, вернее замкнута. Это объясняется ее непростой судьбой. Ведь ей пришлось бежать из Англии, жить у своего дяди Свена на правах бедной родственницы и искать жениха – надежду и опору бедной девушки. Она была хорошо образована, говорила на нескольких языках (что, вообще-то, было неудивительно для тогдашней Европы, ибо она была гораздо более цивилизованной, чем Русь после  татаро-монгольского нашествия, да и все королевские дворы  состояли в родственных отношениях). Гита стала любимой женой князя, прожила с ним более 30 лет и даже помогала писать знаменитое «Поучение для детей».

     Владимир Мономах вошел в историю как собиратель русских земель, страстный борец против княжеских междоусобиц и защитник земли русской от половецкой угрозы. Недаром поэт А.Н. Майков написал стихотворение «Емшан», в котором Мономах выступает как «всесокрушающая» сила, загоняющая половецких князей то в донские степи, то в предгорья Кавказа.

О Гите сохранилось несколько упоминаний в средневековых источниках и в фундаментальной «Истории государства российского» К.М.Карамзина. Одно из упоминаний принадлежит настоятелю кельнского монастыря благочестивому Руперту. Он пишет, что когда князя Мстислава тяжело ранил на охоте медведь, его мать Гита просидела с ним долгое время, умоляя Св. Пантелеймона об исцелении. Другое упоминание относится ко временам Первого крестового похода, и говорит  о том, что Гита присоединилась к нему вместе с Готфридом Бульонским, но не дошла до Иерусалима и умерла монахиней в Палестине в 1098,  либо в 1107 году.

Что касается участия Гиты в  Первом крестовом походе, то оно, на первый взгляд, кажется маловероятным. Защитить Византию от турок-сельджуков призывал еще император Алексей Комнин, но его призыв остался без ответа. В 1095 году с призывом защитить паломников-христиан обратился римский папа Урбан II. Поначалу он обратился лишь к французским рыцарям. Но вскоре движение в защиту Святой земли распространилось по всей Западной Европе. В нем приняли участие и воины Киевской Руси. Они даже создали свой «русский» город на территории Сирии. Кроме того, на службе у императоров Византии находилось около 2 тысяч русских воинов. Эти-то дружинники и составили основу «русских крестоносцев»», которые, правда, имели не католическую, а православную веру. Между тем, связи между королевскими дворами Европы и Русью были очень тесными. Достаточно сказать, что первый король Иерусалимского государства Балдуин был женат на внучке королевы Франции Анны Ярославны. Поэтому, неудивительно, что княгиня Гита присоединилась к своим братьям, живущим во Франции, и совершила этот непростой вояж. К тому времени она уже приняла монашеский постриг под именем Руперта в обители Св. Пантелеймона в Кельне.

Гита ( по некоторым непроверенным сведениям) была матерью основателя Москвы князя Юрия Долгорукого.

Таким образом, проанализировав образ Гиты, мы видим тесную взаимосвязь между европейской и русской культурами и понимаем, что Российское государство никогда не существовало изолировано, а было прочно интегрировано в мировой цивилизационый процесс.

Литература
  1. Васильев В.В. История Византии. Византия и крестоносцы. М.,
  2. Карамзин Н.М. История государства российского. М.:Эксмо, 2002.
  3. Черчилль У. Рождение Британии. М., 2003.
  4. Эпоха крестовых походов. М., 1998.
  5. Fraser A. The lives of the kings & queens of England. London, 1975.
  6. The Oxford illustrated history of the British monarchy. London, 1988.

References

  1. Vasil'ev V.V. Istorija Vizantii. Vizantija i krestonoscy. M.,1923.
  2. Karamzin N.M. Istorija gosudarstva rossijskogo. M.:Jeksmo, 2002.
  3. Cherchill' U. Rozhdenie Britanii. M., 2003.
  4. Jepoha krestovyh pohodov. M., 1998.
  5. Fraser A. The lives of the kings & queens of England. London, 1975.
  6. The Oxford illustrated history of the British monarchy. London, 1988.