МАССОВЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ 1920-Х — 1990-Х ГГ.
Ефимова Е. А.
Кандидат педагогических наук, Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества
МАССОВЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ 1920-Х — 1990-Х ГГ.
Аннотация
В статье рассматривается исторический опыт применения в работе с детьми массовых музыкальных игр, основанных на ритмическом движении и совместном пении. Затрагиваются некоторые аспекты культурно-массовой работы с молодежью и взрослыми.
Ключевые слова: игры, массовые музыкальные игры, история педагогики.
Efimova E.A
PhD in pedagogic science, Moscow's city Palace of children's (youthful) creativity
MASS MUSICAL GAMES IN THE RUSSIAN DOMESTIC PEDAGOGICAL PRACTICE OF THE 1920S - 1990S
Abstract
The article discusses the historical experience of work with children popular mass musical games based on the rhythmic movement and congregational singing. Touches upon some aspects of cultural and mass work with young people and adults.
Keywords: games, mass music games, history of pedagogy.
Предметом нашего исследования является исторический опыт применения в работе с детьми массовых музыкальных игр, основанных на ритмическом движении и совместном пении, затрагиваются также некоторые аспекты культурно-массовой работы с молодежью и взрослыми. Корни подобных игр лежат в народной хороводной традиции, в гимнастических фигурных маршировках, в детских музыкальных играх и инсценировках, принятых в конце XIX - начале XX в. в городских семьях [4; 6; 10]. Динамика применения в педагогической практике массовых музыкальных игр неплохо прослеживается на материале игровой работы в пионерской организации, объединявшей в период 1922-1991 гг. большинство детей 10-14 лет.
Для периода 1920-х гг. характерно широкое применение в организационной, досуговой, рекреационной работе с детьми и взрослыми массовых форм, активизация клубной работы, возникновение новых революционных праздников и укрепление традиций массового их проведения. Было разработано и успешно проводилось на практике «массовое действо» - театрализованное интерактивное зрелище под открытым небом, в котором участвовало в качестве исполнителей и зрителей одновременно большое количество людей [8; 9]. В этом контексте представляется логичным внимание педагогических, клубных, пионерских работников к массовым гимнастическим упражнениям, фигурным маршировкам и перестроениям. Фигурные маршировки и перестроения преследовали кроме развлекательных и эстетических целей, развития чувства ритма и темпа, также дисциплинарные, объединяющие, организующие цели. Была начата разработка теории и методики массовых детских праздников, где коллективные ритмические движения под музыку или пение играли значительную роль [3; 7].
В годы НЭПа («новая экономическая политика», 1921-1927 гг., время существования смешанной экономики с использованием плановых и рыночных механизмов, в области массовой культуры характеризуется засилием низкопробных, «нэпманских» вкусов и запросов) в комсомоле, а также и в пионерской организации развернулась дискуссия об отношении к танцам. Парные танцы как развращающее явление буржуазной культуры в течение нескольких лет были запрещены в детских, комсомольских и рабочих клубах. Специалистами в области игры в эти годы активно пропагандировались массовые игры с пением и перестроением как альтернатива танцам [2; 5]. Массовость, ритм, доступное музыкальное сопровождение, пение народных и революционных песен придавали таким играм современное звучание, повышая их эстетическое и организующее значение.
В практике физкультурной работы с детьми и молодежью нацмен (термин «национальные меньшинства», широко применявшийся в научной и общественно-политической лексике 1920 – 1930-х гг. для обозначения групп населения, которые можно рассматривать как этнические или конфессиональные меньшинства) широко применялись массовые музыкальные игры, разработанные на основе народных танцев с элементами строя, маршировки. Такие игры и танцы-перестроения активизировали запись в физкультурные кружки, способствуя вовлечению детей и молодежи в общественную жизнь [12].
С конца 1920-х гг. власти стали проявлять значительное внимание к организации досуга населения. В открывавшихся один за другим парках культуры и отдыха в крупных городах велась большая досуговая работа, в которой отдавался приоритет именно массовости. По образцу московского ЦПКиО в городских парках открывались площадки массовых игр, где работали специально подготовленные массовики-затейники, организовывавшие массовые танцы и игры. Действовали детские парки, детские и пионерские уголки в парках, также ориентированные на организацию массового проведения досуга. В эти годы изданы многочисленные методические разработки по массовым игра и танцам в детских внешкольных учреждениях.
В 1930-х гг. в связи с развертыванием детской художественной самодеятельности большое распространение в танцевальных коллективах Домов и Дворцов пионеров получают детские массовые танцы, в том числе и игрового характера, разработанные на фольклорной основе и преследовавшие цели эстетического воспитания, организации детского досуга, но не развлечения. Эта линия сохранилась и на несколько послевоенных десятилетий.
Для 1950-х гг. характерен необычайный подъем культурно-массовой работы среди населения всех возрастов с целью развлечения, организации рационального досуга. Журналы «Затейник» (журнал детской художественной самодеятельности) и «Клуб» (ориентированный на взрослую аудиторию) в каждом номере публиковали игры, игры-танцы, массовые музыкальные игры, простые и сложные массовые танцы, а также игры, сочиненные или разработанные на основе народных фольклорных танцев. В эти годы значительный размах приобретает подготовка массовиков-затейников, специальности, востребованной для работы со всеми возрастами.
Вторая половина 1960-х гг. отмечена обращением внимания руководства комсомола и пионерской организации к играм как к действенному воспитательному средству. Во исполнение постановления [11] широко развернулось движение юных затейников, включенное в систему воспитательной работы пионерской организации.
Значительную роль сыграло проведение в 1967-1968 гг. на базе Всероссийского пионерского лагеря «Орленок» слетов юных затейников и организация в 1968 г. всесоюзных конкурсов по сбору любимых детских игр. По всей стране успешно действовали пионерские игровые коллективы, в репертуаре которых были массовые музыкальные игры, игры-танцы с народной основой, между ними проходил активный обмен материалом, взаимные контакты, изучение опыта. Массовые музыкальные игры получили в последующие десятилетия широкое распространение в игровых коллективах, в пионерских лагерях, во внешкольной работе.
Именно в 1950-х – 1970-х гг. был создан тот золотой фонд массовых музыкальных игр, хороводных игр, игр с пением, на основе которого в течение многих десятилетий успешно работают специалисты-игровики клубных и внешкольных учреждений (учреждений дополнительного образования), специалисты по организации летней каникулярной работы с детьми, вожатые, педагоги-организаторы, современные игротехники.
Однако в 1980-е гг. использование массовых музыкальных игр в работе с детьми пошло на убыль, в частности, в связи в широчайшим распространением массовых ритмических дискотечных танцев, исполняемых не парно, а в кругу или же группами. Одним из первых таких танцев стал известный танец «Утята», содержащий в себе элементы игры – танцевальные движения, напоминающие реальные движения уток. Массовые примитивные дискотечные танцы, цель которых – только развлечение, весьма потеснили не только парные танцы из клубов, из парков, с танцплощадок, но и массовые музыкальные игры с школьных вечеров отдыха, «огоньков», детских дней рождения и пр. К началу XXI в. массовые музыкальные игры были вытеснены современными дискотечными танцами, представляющими собой общие ритмические движения под музыку, не требующие подготовки, знания правил игры, музыкального слуха и даже минимальной дисциплины.
Многие массовые музыкальные игры, когда-то широко использовавшиеся в работе с детьми пионерского возраста (10-14 лет), редуцировались в развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. Нам удалось отследить, в частности, путь игрового танца «Буги-вуги» («Мы танцуем «Буги-вуги», поворачиваясь в круге...»), в 1970-х гг. входившего в игровой репертуар вожатых многих пионерских лагерей, начиная с «Артека», позже позиционированного как «танец-игра для младших школьников» и впоследствии оказавшегося средством для разучивания с детьми 1-2 лет названия рук — правая и левая [13]. В практике появилось определение «коммуникативные танцы-игры для детей», включающее в себя массовые музыкальные игры со сменой партнера, применяемые для развития коммуникативных навыков (навыков общения) у дошкольников и младших школьников, в том числе и коррекционных учреждений [1].
Большинство массовых музыкальных игр, особенно с фольклорными элементами, сохранились как средство музыкально-эстетического развития дошкольников, эта традиция не прерывалась с XIX в. Педагоги признают, что игры с пением оказывают на детей большое эмоциональное воздействие в первую очередь потому, что мелодия связывает движения детей одним ритмом, координирует их, поднимает настроение; общее пение с общим движением позволяет детям усвоить структуру народной песни. Массовые музыкальные игры также живут в игровых разновозрастных коллективах, основанных на деятельности энтузиастов, сохраняющих игровые традиции.
Список литературы
Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей: Учеб. пособие. / А.И. Буренина. - СПб.: Музыкальная палитра, 2004. - 36 с.
Вечера игр и развлечений : Сб. / Сост. А. Зеленко, М. Козлов, Н. Кравченко, А. Родин. Под ред. сектора по исследованию игры Института методов внешкольной работы. – М.: МГ, 1927. - 312 с.
Игры и развлечения : Сб. / В.В. Гориневский, А.Ф. Родин, В.Г. Марц. - 3-е изд., перер. и знач. доп. - М.-Л.: МГ, 1924. - 196 с.
Детские праздники : Сб. (для родителей, воспитателей и ст. братьев и сестер) / [Соч.] К. Лукашевич. - 3-е изд., (доп.). Т. 1- 2. - М.: Т-во И.Д. Сытина, 1917. - 2 т.
Игральные вечеринки : Сб. игр, песен, плясок и развлечений для вечеринок подростков. / Под ред. А.Ф. Родина. – М.-Л.: МГ, 1930. - 248 с.
Литературно-сценический сборник для семьи и школы / [Сост.] В.Г. Егоров. - 2-е изд., испр. Кн. 1-5. - СПб.: Тип. Н.Н. Клобукова. - 5 т.
Марц В.Г. Беседы по методике и теории игры : Учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений / В.Г. Марц. - М.: СпортАкадемПресс, 2001. - 204 с.
Массовое действо. Сценические игры. Всемирный Октябрь, поставленный на 1-й Всесоюзной спартакиаде и другие сценические игры. / Под ред. Н.И. Подвойского. – М.: Теакинопечать, 1929. – 158 с.
Массовое действо. Руководство к организации и проведению празднования десятилетия Октября и других революционных праздников. / Под ред. Н.И. Подвойского и А.Р. Орлинского. – М.-Л.: Гос. изд-во, 1927. – 288 с.
На память детям : Игры, хороводы, гимны на 1, 2 и 3 голоса a cappella : Пособие для семьи, школ и дет. садов при устройстве подвиж. игр и дет. праздников / Собр. В. Поляков. - М.: П. Юргенсон, [1914]. - 46 с.
Об усилении внимания комсомольских организаций, органов народного образования и советов спортивных обществ и организаций к использованию игры в коммунистическом воспитании детей и подростков. Постановление Бюро ЦК ВЛКСМ, Коллегии Министерства просвещения СССР, Президиума Центрального совета Союза спортивных обществ и организаций СССР. 14 сентября 1967 г. // Народное образование в СССР: Общеобразовательная школа: Сб. документов. – 1917-1973. – М.: Педагогика, 1974. – С.309-311.
Семенов Н. Массовая работа по физкультуре в нацреспубликах. / Н. Семенов. - М.-Л.: Физкультура и туризм, 1930. – 48 с.
Школа повышения квалификации мам. Для настоящих мам. Материалы для занятий. Видеоурок 7. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mamarada.su/dlya_nastoyashhix_mam/materialyi_dlya_zanyatij/videouroki/videourok_7.html (дата обращения 27.10.2013).