СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЦИФРОВОЙ АПГРЕЙД ЧЕЛОВЕКА

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.60797/IRJ.2024.148.76
Выпуск: № 10 (148), 2024
Предложена:
21.08.2024
Принята:
12.09.2024
Опубликована:
17.10.2024
27
0
XML
PDF

Аннотация

В статье представлено социально-философское осмысление процессов антропомодифицирующего воздействия современных информационных технологий на человека. Обосновано, что на современном этапе развития информационные технологии выступают ключевым фактором глобальной социокультурной и антропологической трансформации. В условиях информационной современности новым пространством жизни является глобальное информационное пространство, в виртуальных пределах которого локализуется онтология современного человека. Показано, что одновременное присутствие в пространствах физического и информационного миров обусловливает формирование у индивида необходимых адаптаций, позволяющих эффективно и психологически комфортно функционировать в условиях гибридной реальности. Сделан вывод, о том, что результатом адаптации к новой информационной среде жизни является расширение традиционной биопсихосоциальной природы человека за счет новой цифровой атрибутики – цифровой идентичности, виртуальной коммуникации, модифицированной телесности.

1. Введение

Динамика и векторы социокультурного развития в первые десятилетия XXI в. тесно сопряжены и в большинстве своем детерминированы современным уровнем технологического развития. На рубеже тысячелетий человечество вступило в эпоху глобальных трансформаций, связанных с переходом к новой стадии цивилизационного развития – информационной, становлением информационного общества, и как оказалось – формирования человека нового типа. Маркерами наступающей информационной современности являются опережающие темпы развития компьютеров и информационных технологий, их активная инкорпорация в процессы жизнедеятельности человека. Техника и технологии сегодня выступают настоящими спутниками человека, облегчающими и комфортизирующими его жизнь, работу, и вместе с тем – источниками его трансформации, принципиально меняя положение и роль человека в созданном собственном мире

.

Инновации, возникшие на современном этапе развития, разительно отличаются от существовавших до этого традиционных практик, и не являются их продолжением. Цифровая революция не только обусловила новые более мощные и эффективные версии того, что уже существовало, а породила принципиально иные феномены – информационную виртуальную реальность, виртуальную коммуникацию, искусственный интеллект и мн.др. Компьютеры и информационные технологии, будучи исключительно феноменами техносферы, сегодня, по сути, превратились в социокультурные феномены, активно преобразующие социальную реальность, культуру и самого человека, его субъективность, идентичность, телесность. Это обусловливает сложную мировоззренческую ситуацию – с одной стороны, человек вынужден быстро адаптироваться к новым цифровым реалиям, вырабатывать необходимые адаптации для жизни в информационном мире, с другой – из-за высокой динамики происходящих трансформаций, он не успевает полноценно их отрефлексировать, принять как часть собственного жизненного мира. Все это актуализирует научную потребность во всестороннем, комплексном философском анализе трансформирующего воздействия современных информационных технологий. Данная статья представляет собой одну из попыток подобной рефлексии. Цель статьи – социально-философское осмысление процессов антропомодифицирующего влияния современных информационных технологий.

2. Методы и принципы исследования

Теоретико-методологическая база исследования представлена научными трудами отечественных философов В.А. Лекторского

, Н.М. Мамедовой
, В.В. Миронова
, Н.А. Носова
, С.В. Орлова
и др. и западных исследователей Ж. Бодрийяра
, Г. Киссинджера, Э. Шмидта, Д. Хаттенлокера
, К. Шваба, Н. Дэвиса
и др., исследующих различные аспекты влияния современных технологий на человека. С целью фиксации антропомодифицирующего потенциала современных информационных технологий использовался эвристический потенциал диалектического, системного и междисциплинарных подходов, позволивших наиболее комплексно и всесторонне изучать заявленную проблему, анализировать ее как многоаспектный, системноорганизованный, развивающийся и динамично изменяющийся феномен. На отдельных этапах исследования применялась классическая философская методология, представленная совокупностью таких методов, как анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, что позволило выстраивать предпринимаемый анализ последовательно и логично.

3. Основные результаты и обсуждение

На протяжении всей своей истории человечество активно противопоставляло себя естественному природному миру, создавая культуру, технику, технологии, активно адаптируя его под себя и собственные потребности, но в то же время, претерпевая и изменения собственной природы. Все предшествующие эпохи человек, стремясь к духовному совершенству и переживая острые антропологические кризисы, уверенно двигался в направлении преодоления биологического несовершенства, стараясь вытеснить его социокультурным и стать истинным человеком культуры. В настоящее время, в условиях активного становления информационной цивилизации, ключевой магистралью разворачивающегося технического и цивилизационного прогресса «выступают современные высокие технологии, симбиоз промышленных и технологических инноваций»

, при особом статусе информационных технологий, влияние которых на человека достаточно очевидно и весьма зримо, несмотря на короткий исторический срок их существования. Информационные технологии уже сегодня оцениваются как глобальный фактор социокультурной трансформации
,
, разделивший историю на доинформационную и информационную эпохи. Более того, именно информационные технологии стали ведущим фактором дальнейшей эволюции человека, коренным образом изменив мир вокруг него, породив новую реальность, обусловили коренные изменения человеческой природы, дополнив ее атрибутикой, необходимой для жизни и деятельности в информационной среде, привнеся к традиционному биопсихосоциальному цифровое. Человечество вступает в эпоху, в которой «человеческий разум уступает свое почетное место первооткрывателя, знатока и систематизатора мировых явлений»
.

Индустрия 4.0

запустила механизм глобальной цифровой трансформации – переформатируются реальность, человек, его мировоззрение, идеалы, смыслы, ценности. Незыблемые в доинформационную эпоху такие онтологические константы, как пространство и время, антропологические атрибуты – субъективность, идентичность, телесность, сегодня подвержены изменениям и кардинально переосмысливаются. Бытие человека информационной эпохи в большинстве своем детерминируется информационными процессами и локализуется границами физического и информационного миров. Глобальная информационная сеть Интернет – неотъемлемый и определяющий атрибут информационной современности, постепенно утрачивает исключительно технологический статус, становясь настоящим вместилищем жизни, новым пространством коммуникации, социализации, обретения идентичности.

В глобальном информационном поле нивелируются географические, национальные, культурные границы, информация распространяются мгновенно, коммуникация становится беспрепятственной, виртуализируется, размывается традиционное представление о времени как о необратимом и направленном в будущее, его можно остановить (форматы онлайн и офлайн в виртуальной коммуникации), преодолеть его непрерывность, делая фрагментарным, коллажным, гипертекстуальным, не линейным течение истории. Бытие, таким образом, раздваивается

, виртуализируется
, дематериализуется
, обусловливая новую онтологию человека – человека расчеловеченного
и деантропологизированного
. Технологически сгенерированное глобальное информационное пространство стало новым каналом восприятия мира человеком и взаимодействия с ним, позволяющий максимально беспрепятственно обеспечивать создание, обмен и распространение ценностей, способствуя все большему стиранию граней между реальным внешним и искусственным сгенерированным мирами и миром человеческой субъективности, изменяя в конечном итоге мироощущение человека.

Человек, таким образом, будучи по природе своей биологическим организмом, активным образом приспосабливается к меняющимся условиям жизни, вырабатывает новые адаптации, необходимые для выживания в информационной среде. Локация в мире цифры предполагает новые способы присутствия и предъявления себя, не свойственные человеку доинформационной эпохи, – аккаунты, профили, ники, аватарки, цифровые подписи, электронные дневники, медицинские карты и мн. др. Такие цифровые следы как совокупности данных о человеке, представленных в Интернете

, не являются слепками объективной информации о своем реальном носителе, цифровой двойник не всегда совпадает со своим реальным визави. Происходит «некое цифровое и виртуальное «удваивание» мира, который одновременно является реальным и виртуальным»
, множество цифровых следов формирует новый объемный пласт социокультурного пространства, создающий качественно иные формы социального существования
. Глобальное информационное поле избыточно перенасыщено информацией, подлинность которой никто не может гарантировать, наполнено множественными дискурсивными полями, мифами, символами, смыслами, визуальными самопрезентациями и вымышленными идентичностями. Новая среда жизни, таким образом, не является пространством истины, как это было в доинформационную эпоху. Все это дискредитирует подлинную аутентичность и субъективность индивида, обусловливая необходимость постоянной самоидентификации, поиска и соотнесения себя с определенным дискурсом глобального информационного поля и одновременно с самоидентификацией в реальном социокультурном пространстве. В этой связи усиливается необходимость и первостепенная значимость обретенной индивидом цифровой атрибутики, позволяющей наиболее гармонично балансировать в пространстве двух полярных миров – физического реального и виртуального информационного, остро не ощущая и не переживая их разорванность и полярность. Данный процесс расширения, совершенствования естественных природно-биологических и социально-психологических основ человеческой природы за счет обретения цифрового компонента, дополнения человеческого биопсихосоциального цифровым, можно квалифицировать как цифровой апгрейд человека. Наиболее яркими маркерами процесса цифровой апгрейдизации современного человека, на наш взгляд, являются следующие. Во-первых, цифровая идентичность как единство «Я-виртуального» и «Я-реального», как совокупное восприятие и переживание индивидом себя в неразрывном единстве с миром реального и виртуального. Во-вторых, виртуальная коммуникация как новый способ межличностного взаимодействия в информационной среде, синтез традиционных и новых коммуникативных практик, предполагающий технологическое замещение (при помощи современных информационно-коммуникационных технологий) непосредственного живого акта коммуникации его ощущением. В-третьих, модицифицированная телесность – не столько как тело физическое, сколько как метафорическое, сконструированный цифровой образ, размещенный в глобальном информационном пространстве, полноценный субъект виртуальной коммуникации, член виртуальных социальных сообществ. Именно эти новые цифровые атрибуты человеческой личности способствуют наиболее интенсивной и эффективной адаптации к условиям жизни в гибридной физическо-информационной реальности, позволяя воспринимать реальное и виртуальное, онлайн и офлайн время как единый пространственно-временной континуум, сводя к минимуму риски возможного психологического дискомфорта.

4. Заключение

Таким образом, информационная эпоха, как и предшествующие переломные исторические моменты, особо остро актуализирует антропологическую проблематику, порождая очередной «антропологический поворот» в философии, помещая современного человека в ситуацию выбора дальнейшего пути цивилизационного развития. Глобальная цифровая трансформация влечет не только глубинные социокультурные и антроплогические изменения, но и обусловливает радикальные вызовы, на которые в очередной раз предстоит ответить человечеству. Как сохранить собственную аутентичность, не растерять себя в бескрайних информационных потоках цифровых миров? Как не оказаться порабощенным собственноручным творением – технологиями, и обрести высшие гуманистические смыслы? В.А. Лекторский в этой связи оставляет человечеству гуманистический ориентир и оптимистическую надежду на предстоящее цифровое развитие, заключая, что «цифровизация способна вывести человечество на новый уровень творческой жизни, а не привести его к самоуничтожению»

.

Метрика статьи

Просмотров:27
Скачиваний:0
Просмотры
Всего:
Просмотров:27