ИММЕРСИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЭМПАТИИ И ОБРАЗОВАНИЯ
ИММЕРСИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЭМПАТИИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Научная статья
Агентство стратегических инициатив «Образование и кадры», Москва, Россия
* Корреспондирующий автор (energoinvest.m[at]gmail.com)
АннотацияВ статье рассмотрен обзор двух ключевых понятий: иммерсивные технологии, эмпатия и их составляющих, симбиоз которых находит реализацию в продукте — виртуальная симуляция, которая в свою очередь приводит к желаемому результату, достигая поставленной цели, формируя положительное эмоциональное состояние через органы восприятия человека. Суть заключается в обучении эмпатии (чувству сопереживания текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания). Симуляция позволяет обратить внимание на социальные проблемы и решения с помощью передовых технологий, под другим углом, поделившись опытом людей напрямую. Целью использования иммерсивных технологий является обогащение процесса обучения и улучшение качества образования.
Ключевые слова: иммерсивные технологии, виртуальная симуляция, эмпатия, образование.
IMMERSIVE TECHNOLOGIES IN THE DEVELOPMENT OF SOCIAL EMPATHY AND EDUCATION
Research article
Bakin M.V.*
Agency for strategic initiatives “Education and Personnel”, Moscow, Russia
* Corresponding author (energoinvest.m[at]gmail.com)
AbstractThe paper provides an overview of two key concepts: immersive technologies and empathy as well as their components. Their symbiosis is implemented in the product – the virtual simulation, which in turn leads to the desired result, achieving the set goal, forming a positive emotional state through the human perception organs. The bottom line is to teach empathy (a sense of empathy for the current emotional state of another person without losing a sense of the external origin of this experience). Simulation allows one to draw attention to social problems and solutions using advanced technologies, from a different angle, by directly sharing people's experiences. The goal of using immersive technologies is to concentrate on the learning process and improve the quality of education.
Keywords: immersive technologies, virtual simulation, empathy, education.
Говоря о здоровье и развитии нации, невозможно игнорировать нравственные аспекты, от них напрямую зависит наше психическое и физическое здоровье. Не будет преувеличением сказать, что нравственность лежит в основе здоровья, но тема нравственности или безнравственности необъятна. Попытаемся коснуться лишь некоторых наиболее важных – ключевых механизмов формирования нравственных свойств личности: эмпатии и способности проявлять эгоизм или самоотверженность. Эти свойства представляют особый интерес, поскольку в той или иной степени присущи всем людям и определяются как врожденными задатками, так и подвержены воспитанию и влиянию среды. Вопрос не только о том, каковы закономерности формирования нравственных свойств, какой вообще должна быть нравственно здоровая личность, но и как ее сформировать в конкретных условиях, в конкретный исторический, временной период.
Т.Г. Румянцева рассматривала эмпатию как свойство глубокого проникновения: «Состояние эмпатии определяется не только внешними, по сути, факторами, но и внутренней способностью личности к сопереживанию, которая целенаправленно формируется в процессе ее становления и является одним из важнейших критериев индивидуального нравственного развития. Сама жизненная практика показывает: чем сильнее развита эта способность, тем меньше человек вовлекается в насильственные, антисоциальные действия» [1].
Изучение этого феномена в основном сконцентрировано на объяснительных теориях, которые пытаются докопаться до биологических основ эмпатии и, зачастую, так или иначе, включают в себя эволюционную и нейрофизиологическую парадигмы. Помимо этого, современных исследователей интересует вопрос соотношения эмпатии и мотивации поведения, альтруизма, морали, а также механизмах и функциях данного феномена.
Современная наука понимает под эмпатией многогранный комплексный феномен, который рассматривается в рамках различных течений философии, психологии, антропологии, социологии, а также эволюционной биологии и когнитивистики. Тем не менее, множество исследователей сходятся во мнении, что есть необходимые ключевые его составляющие:
- возможность встать на место другого, принять его позицию (perspective taking);
- способность испытывать симпатию и сопереживание в отношении другого (empathic concern);
- способность испытывать эмоциональный дискомфорт в ответ на переживания другого (personal distress);
- а также способность воссоздать сознание другого человека (fantasy abilities).
Таким образом, в отличие от философов XVIII в., склонных видеть в эмпатии чувство, непосредственно связанное с формированием альтруистических отношений, современные специалисты по практической психологии видят в эмпатии скорее предшествующие им чувства, возникающие в процессе реализации способности интуитивно понимать или чувствовать состояние другого человека, независимо от того, какую, положительную или отрицательную, то есть альтруистическую или эгоистическую, реакцию это может вызвать в эмпатирующем [2].
В начале XX в. психолог В. Штерн изучал влияние чувства симпатии на эгоистические и альтруистические тенденции в поведении ребенка. Он доказал, что уже в 2-3 года ребенок способен заряжаться чувством другого, идентифицировать себя с объектом симпатии, совершать альтруистические поступки, испытывать к другому человеку нежность и любовь, которые являются предпосылкой к формированию способности испытывать чувства вместе с другими – сострадать и радоваться вместе с другими [3]. Штерн рассматривал симпатию как первичную эмоцию, на основе которой развиваются социальные чувства.
Однако стоит отметить различия понятий, в симпатии подчеркивается роль положительных эмоций от общения с объектом и ее вполне самостоятельная и независящая от альтруизма сущность, хотя и близкая ему по смыслу; в эмпатии же акцентируется острота восприятия и понимание объекта в результате «вчувствования» в объект через проекцию собственных чувств и идентификацию с ними [4].
Эмпатия как осознанное понимание, определенно, включает интеллектуально-когнитивную функцию человека, его память и сообразительность, знание социальных норм и отношений, индивидуальный опыт общения с людьми, умение дать понятно рациональную оценку ситуации. Осознание ситуации включает дополнительные эмоциональные связи и вторичные ощущения, таким образом, результат взаимодействия импульсов, исходящих от различных зон возбуждения древнейшей и более новой коры мозга, может одновременно наполнять процесс развития ситуативного отношения к другому человеку и эмоциями, и волей, и смыслом [5].
Подводя итоги, с точки зрения психологов, термин «эмпатия» может означать три основных процесса: со-чувствование чувствам другого, то есть переживание схожих или тех же эмоций, что и другой, понимание того, что чувствует другой, его эмоционального фона, выражение сочувствия и сострадания в ответ на страдания другого.
Важную роль в развитии человека играет процесс изучения макросоциальных влияний: «Личность – феномен одновременно и индивидного, и социального бытия. Внутренняя гармония невозможна без гармоничных связей с социальным окружением, без удовлетворяющего личность социального бытия» [6]. Все острее звучит вопрос о социальном программировании человека, а психогенетики все чаще признают доминирующее влияние социума. Под социальными факторами подразумевается вся совокупность общественных влияний: менталитет, система образования, культурно-нравственный и политический климат, и в особенности наиболее подверженная влиянию времени и политическому манипулированию современная информационно - развлекательная среда, или массмедиа. Таким образом, за счет нравственного воспитания и социального моделирования более гармоничной информационной среды можно добиться общего морального оздоровления общества, в особенности молодежи.
Второе ключевое понятие иммерсивные технологии, идея создания виртуального мира зародилась в 1930-х гг. и принадлежит Стенли Вейнбауму, описавшему подобный мир в рассказе «Очки Пигмалиона». Именно тогда начали развиваться VR-технологии, но из-за технических ограничений и больших затрат широких возможностей они не открывали.
Новый виток развития произошел в 2014 г., когда Facebook приобрел стартап Oculus VR – пионера цифровых технологий. Была выпущена обновленная модель шлема виртуальной реальности, которая произвела настоящий фурор на рынке технологий. В наше время VR набирает обороты и относится к так называемым иммерсивным технологиям — собирательное название всех технологий, которые включают в себя взаимодействие человека с пространством, информацией, контентом. Они стирают грани между реальным и вымышленными мирами, позволяют взаимодействовать и погружаться в информацию и продукт [7].
В список технологий расширенной реальности входит виртуальная и дополненная реальность, а также 360°-видео. Они обеспечивают эффект полного или частичного присутствия в альтернативном пространстве и тем самым изменяют пользовательский опыт в разных сферах.
Разберем подробнее, что скрывается под основными понятиями ближайшими к программным и аппаратным средствам реализации симуляции:
Это сшитые с помощью алгоритмов последовательные наборы снимков, делать их можно как одной камерой, так и специальными 360°-камерами, которые снимают окружающее пространство, после чего полученные видеоролики сшиваются в специальных программах. Существуют и бесшовные решения, но они являются более затратным, иногда в готовое видео добавляется дополнительная графика. Сейчас также распространены «панорамные» онлайн-трансляции, когда у вас есть несколько точек с панорамным обзором, предоставляющие зрителю возможность «присутствовать в моменте» [8].
Это, прежде всего визуальное и звуковое наполнение, звук в данном случае имеет ключевое значение — он дополняет виртуальность и создает эффект присутствия в нереальной локации за счет имитации отражения и направления звуковых волн. Попасть в альтернативную, виртуальную реальность можно, например, надев специальные очки, разделяя картинку перед глазами на две части, они создают стереоскопический эффект. При наличии трекинга для положений тела виртуальное пространство будет также учитывать движения головы и туловища.
Есть и другие способы попасть в виртуальную реальность:
- Смартфон со специальным VR-приложением, который вставляется в футляр с линзами — картонный Google Cardboard.
- Трекинговые системыпозволяют перемещать пользователя в виртуальное пространство, также ведется разработка костюмов, которые передают ощущения из виртуальной реальности.
- Специальные перчатки вместо привычного джойстика, чтобы руки человека естественным образом взаимодействовали с виртуальным миром.
- Мобильные VR-шлемы со встроенными мониторами (HTC Vive, Oculus Go и другие), оптимизированные устройства с качественной графикой, интегрированным звуком и джойстиком для управления.
- Шлемы «тяжелого VR» (Oculus Rift), графика на которые передается по проводам от игрового компьютера с мощной видеокартой, связь с ПК создает ограничения для использования, но при этом у шлемов тяжелого VR более качественная графика и богаче потенциальный пользовательский опыт. Трекинговые камеры фиксируют положение джойстика и положение человека, погружая его в виртуальную реальность более реалистично, в комплекте со шлемами идут контроллеры [8], [9].
Обобщая опыт и предполагая развитие отрасли, стремясь к реалистичному изображению, мы столкнемся с ограничениями графики и скорости обработки информации, выходом могут стать гибридные системы с участием облачных хранилищ.
Иммерсивный подход подразумевает ряд ключевых моментов, на которых реализуется принцип наглядности в образовании. Так принцип иммерсивности не отрицает, а напротив расширяет и дополняет его с учетом современных тенденций и технических возможностей. Иммерсивные технологии в образовании усиливают значение визуализации в процессе усвоения знаний за счет глубокого погружения в виртуальную среду, ее роль весьма важна — обогащение обучающихся комплексным чувственным познавательным опытом, необходимым для комплексного овладения абстрактными понятиями. Сенсорные модальности человека как первая ступень познания необходимо усиливать за счет более глубокого погружения, комплексного воздействия на органы чувств, что способствует приобретению знаний в виде понятий, правил, законов, закладываемых на следующей ступени. Обеспечение знаний объективно существующей действительностью должно непрерывно сопровождать процесс обучения с опорой на ощущения. Для повышения эффективности обучения принцип иммерсивности требует, прежде всего, использовать средства погружения, опираться на визуальную модальность. Принцип комплексности в иммерсивном подходе предполагает воздействие на все органы чувств человека к восприятию учебного материала. При желании узнать больше об органах восприятия человека, вам откроется пять базовых органов чувств, обусловленных специализированной периферической анатомо-физиологической системой, обеспечивающей, благодаря человеческим рецепторам, получение и первичный анализ информации из окружающего мира и от других органов самого организма, то есть из внешней среды и внутренней среды [10], [11]. Из пяти органов восприятия, в виртуальной симуляции на сегодняшний день у нас есть возможность задействовать три, самые основные и деятельные – зрение, слух, осязание.
Технологии виртуальной реальности, иммерсивные технологии стали мощным и многообещающим инструментом в образовании благодаря их уникальным технологическим характеристикам, которые отличают их от других ИТ-приложений. Ряд взглядов свидетельствует о кардинальном изменении привычного мира, предстоящей революции, которая затронет обучение. В этом крупной задачей видится изменение педагогических технологий, создание перспективных интегрированных обучающих систем, где ключевая роль будет отведена иммерсивному подходу – совокупности прогрессивных приемов, реализующихся в принципиально новых условиях.
Следует отметить факт отсутствия готовности большинства педагогов к реализации на практике новых методов, технологий, в том числе инновационных подходов, к которым можно и следует отнести иммерсивный подход. Это говорит об острой необходимости выстраивания новых стратегий подготовки кадров для образования, трудовая деятельность которых в будущем непременно будет реализовываться в совершенно иных условиях. Глобальные тенденции перехода образовательного процесса в «цифру» диктуют иные правила, предоставляя арсенал современного малоизученного в нашей стране инструментария виртуальных систем. Разумеется, полного главенства иммерсивного подхода в образовании ожидать не стоит, однако перспективность тесного взаимодействия с новым «искусственным» миром вполне вероятная перспектива ближайших лет, стимулирующая к развитию гибкие информационные иммерсивные среды [12].
Снижение адаптационных возможностей многих категорий граждан страны, особенно социально незащищенных групп населения, приводит к ослаблению человеческого потенциала. Эмпатические симуляции позволят снять многие социальные барьеры, лучше понять их природу, испытать важные для осознания эмоции, формировать верные отношения внутри социума и тем самым создадут качественно новую гармоничную среду. Основными показателями являются позитивные изменения в социальном обществе, возросший уровень знаний участников, гуманность, ответственность, человечность.
Конфликт интересов Не указан. | Conflict of Interest None declared. |
Список литературы / References
- Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль / Т.Г. Румянцева // Вопросы психологии. 1992.
- Карягина Т.Д. Эволюция понятия «эмпатия» в психологии / Т.Д. Карягина. М., 2013.
- Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы / В. Штерн. М., 1998.
- Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. 1975.
- Чалдини Р. Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя / Р. Чалдини. СПб., 2002.
- Орлов А.Б. Феномены эмпатии и конгруэнтности / А.Б. Орлов, М.А. Хазанова // Вопросы психологии, 1993.
- Иммерсивные технологии в образовании и искусстве [Электронный ресурс] : URL: https://cocodobrando.com/vr (дата обращения: 12.09.2020)
- Лукашин С. Куда нас погружают иммерсивные технологии / С. Лукашин. 2019
- Bockholt N. VR, AR, MR and what does immersion actually mean? / N. Bockholt // Cross- media, Global, Media & Entertainment, Technology, Industry Perspectives, 2017.
- Sirakaya M. Trends in educational AR studies: a systematic review / M. Sirakaya, D. A. Sirakaya // Malaysian Online Journal of Educational Technology, vol. 6, no. 2, 2018.
- Корнилов Ю.В. VR-технологии в образовании: опыт, обзор инструментов и перспективы применения / Ю.В. Корнилов, А.А. Попов // Инновации в образовании. 2018.
- Авербух Н. В. Психологические аспекты феномена присутствия в виртуальной среде / Н. В. Авербух // Вопросы психологии. 2010.
Список литературы на английском языке / References in English
- Rumyantseva T.G. Agressiya i kontrol' [Aggression and control] / T.G. Rumyantseva // Voprosy psikhologii [Questions of psychology]. 1992. [in Russian]
- Karyagina T.D. Evolyutsiya ponyatiya «empatiya» v psikhologii [Evolution of empathy concept in psychology] / T.D. Karyagina. M., 2013. [in Russian]
- Stern V. Differentsial'naya psikhologiya i yeye metodicheskiye osnovy [Differential psychology and its methodological foundations] / V. Stern. – M., 1998. [in Russian]
- Gavrilova T.P. Ponyatiye empatii v zarubezhnoy psikhologii [Concept of empathy in foreign psychology] / T.P. Gavrilova // Voprosy psikhologii [Questions of psychology]. 1975. [in Russian]
- Cialdini R. Sotsial'naya psikhologiya. Poymi drugikh, chtoby ponyat' sebya [Social psychology. Understand others to understand yourself] / R. Cialdini. – SPb., 2002. [in Russian]
- Orlov A.B. Fenomeny empatii i kongruentnosti [Phenomena of empathy and congruence] / A.B. Orlov, M.A Khazanova // Voprosy psikhologii [Questions of psychology], 1993. [in Russian]
- Immersivnye tehnologii v obrazovanii i iskusstve [Immersive technologies in education and art] [Electronic resource] : URL: https://cocodobrando.com/vr (accessed: 12.09.2020) [in Russian]
- Lukashin S. Kuda nas pogruzhayut immersivnyye tekhnologii [Where immersive technologies are immersing us] / S. Lukashin. 2019 [in Russian]
- Bockholt N. VR, AR, MR and what does immersion actually mean? / N. Bockholt // Cross- media, Global, Media & Entertainment, Technology, Industry Perspectives, 2017.
- Sirakaya M. Trends in educational AR studies: a systematic review / M. Sirakaya, D. A. Sirakaya // Malaysian Online Journal of Educational Technology, vol. 6, no. 2, 2018.
- Kornilov Yu.V. VR-tekhnologii v obrazovanii: opyt, obzor instrumentov i perspektivy primeneniya [VR technologies in education: experience, review of tools and application prospects] / Yu.V. Kornilov, A.A. Popov // Innovatsii v obrazovanii [Innovations in education]. 2018. [in Russian]
- Averbukh N.V. Psikhologicheskiye aspekty fenomena prisutstviya v virtual'noy srede [Psychological aspects of the phenomenon of presence in a virtual environment] / N.V. Averbukh // Voprosy psikhologii [Questions of psychology]. 2010. [in Russian]