ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ О НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2018.67.054
Выпуск: № 1 (67), 2018
Опубликована:
2017/12/29
PDF

Платонов А.В.1, Прокопьева С.А.2

1кандидат биологических наук, доцент,

Вологодский государственный университет, Вологодский институт права и экономики ФСИН России,

2кандидат психологических наук,

Вологодский институт права и экономики ФСИН России

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ О НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Аннотация

В статье рассматриваются представления студентов о национальной безопасности государства и ее динамике. Большинство опрошенных считает, что за последние пять лет уровень национальной безопасности понизился. По мнению студентов, в стране наблюдается довольно высокий уровень энергетической, военной и культурной безопасности и низкий уровень финансовой безопасности и безопасности в сфере здравоохранения. Большинство студентов считает, что для государства более актуальны внутренние угрозы, вероятно, имеющие долгосрочный характер.

Ключевые слова: студенты, национальная безопасность, угрозы безопасности.

Platonov A.V.1, Prokopieva S.A.2

1PhD in Biology, Associate professor,

Vologda State University, Vologda Institute of Law and Economics, Federal Penitentiary Service of Russia,

2PhD in Psychology,

Vologda Institute of Law and Economics, Federal Penitentiary Service of Russia

VISIONS OF STUDENTS ON RUSSIAN NATIONAL SECURITY

Abstract

The paper examines students' ideas of a national security of the state and its dynamics. Most of respondents believe that the national security level has decreased over the past five years. According to the students, the country has a fairly high level of energy, military and cultural security and a low level of financial and health-care security. Most of students believe that internal threats are more relevant to the state, probably having a long-term character.

Keywords: students, national security, security threats.

Pа последние несколько лет роль и место России в мире фундаментально изменились. Соответственно изменилось и состояние национальной безопасности государства [1], [2], [3, С. 11-12]. Приняты важнейшие документы, призванные обеспечить соблюдение интересов и защиту государства, общества и личности [4], [5], [6]. При этом роль человека в обеспечении личной безопасности и национальной безопасности постоянно возрастает [7, С. 58]. Однако, население страны не задается вопросом, что собой представляет безопасность государства.

Целью исследования явилось изучение представлений студентов о состоянии национальной безопасности государства. При проведении исследования выполнялись следующие задачи:

- изучение мнения студентов о сегодняшнем уровне национальной безопасности России и тенденций его изменения;

- определение остроты основных угроз безопасности (с точки зрения студентов);

- оценка возможного влияния общественного мнения на выработку и принятие решений в области безопасности государства.

Опрос проводился среди студентов 1-2 курсов естественно-географического факультета Вологодского государственного университета. Всего было опрошено 40 человек. При составлении опросов анкеты использовались официальные документы [4], [5], [6], и информация, полученная в результате изучения периодических изданий по интересующей теме.

Результаты анкетирования студентов свидетельствуют, что современное состояние национальной безопасности является неоднозначным. На вопрос «Как вы оцениваете состояние национальной безопасности государства?» около 50% респондентов ответили, что национальная безопасность страны находится на среднем уровне, у 35% ответы смещены в негативную сторону (пониженный и низкий уровни национальной безопасности), у 25% в положительную сторону (повышенный уровень) и практически никто не считает, что уровень национальной безопасности государства высок. Если судить о динамике уровня национальной безопасности, то свыше 55% студентов отмечают, что она за последние 5 лет ухудшилась и скорее ухудшилась. 40% считает, что состояние национальной безопасности осталось неизменным. Менее 15% отмечают улучшение национальной безопасности государства. Мнение студентов о не совсем благополучном состоянии национальной безопасности государства, вероятно, связано с завершением периода стабильности 2010-2013 г. г. и кризисными явлениями внешнеполитического и экономического плана начала 2014 года, которые продолжаются и в настоящее время.

При выставлении оценки уровня национальной безопасности по отдельным критериям студенты отметили, что в стране довольно высокий уровень энергетической (4,6 балла из 5), военной (4,3) и культурной (4,0) безопасности. Общественная (3,7), информационная (3,6), террористическая (3,6) и продовольственная (3,5) безопасности имеют средний уровень. Самый низкий уровень имеют безопасность в сфере здравоохранения и социальной политики (2,9), а также финансовая (экономическая) безопасность (2,1). Следует отметить, что обнаружилась довольно высокая согласованность ответов студентов на вопрос об уровне безопасности в различных сферах. Закономерно, что студентов, при имеющих невысокий уровень дохода, больше всего волнует финансовая составляющая и социальные проблемы, так и свыше 40% опрошенных казанских студентов отмечают необходимость государственной защиты от понижения уровня жизни [8, С. 41]. Также важность финансовой (экономической) безопасности заключается в том, что именно она способствует качественному обеспечению всех других видов безопасности.

Важной составляющей проведенного анкетирования явилось определение степени остроты возможных угроз национальной безопасности. В военном плане важнейшими угрозами студенты считают ситуацию в Украине и военные конфликты, в малой степени их волнует расширение НАТО на восток. В области экономики на первом месте отмечен отток капитала из государства за границу и потеря контроля над природными богатствами (ресурсами). В области социального плана студенты считают важнейшей угрозой безработицу (что является весьма актуальным для будущих выпускников). Следующая по значимости угроза – расширение алкоголизма и наркомании, остроту социальных проблем (безработица, пьянство, рост наркомании) отмечают и нижегородские студенты [9, С. 282]. Практически не волнует вологодских студентов проблема беспризорных детей. В сфере правопорядка основными угрозами студенты считают рост преступлений и коррупцию. А проблема нарушения прав и свобод граждан их практически не волнует. Почти все студенты отметили, что коррупция, как угроза национальной безопасности, выходит на ведущий план. Можно предположить, что большинство студентов с данной проблемой в жизни напрямую не встречались и их ответы обусловлены широким обсуждением вопроса в прессе и на телевидении. В целом большинство респондентов считает, что внутренние угрозы, по сравнению с внешними, являются более острыми.

Также учащимся было предложено оценить эффективность работы различных государственных структур в части, связанной с обеспечением национальной безопасности. Наиболее высоко оценена роль Президента РФ, Министерства обороны РФ, Министерства иностранных дел РФ и ФСБ. Низкие позиции в рейтинге заняли Государственная Дума РФ, Совет Федерации РФ и МВД РФ. Низкий уровень в рейтинге МВД вероятно связан с достаточно невысоким уровнем общественной и террористической безопасности, несмотря на то, что роль полиции в противодействии угрозам национальной безопасности и их нейтрализации на современном этапе существенно возрастает [10, С. 111-113].

В Стратегии национальной безопасности впервые прописывается участие институтов гражданского общества, их место и роль в обеспечении национальной безопасности. По мнению ряда авторов, в развитии негосударственной системы обеспечения безопасности видится резерв, которым располагает гражданское общество и который практически не используется в обеспечении защищенности интересов личности, общества и государства в целом [11, С. 40]. В связи с этим студентам было предложено ответить на вопросы: «Какое влияние оказывают институты гражданского общества на обеспечение национальной безопасности России?» и «Как Вы считаете, влияет ли общественное мнение на выработку и принятие решений в области национальной безопасности?». На оба вопроса были получены схожие ответы. Так около 35% респондентов ответили нейтрально, около 40% указали отрицательную роль институтов гражданского общества и общественного мнения и 25% - положительную. Вероятно, это связано с появлением в средствах массовой информации значительного количества публикаций о негативной роли ряда общественных организаций, и, возможно, студенты не в полной мере понимают роль и место общественных институтов в обеспечении национальной безопасности.

Завершающий вопрос содержал просьбу оценить вектор изменения национальной безопасности России в ближайшие пять лет. Студенты склонны к несколько пессимистичным ответам. Так, по мнению 45% респондентов, уровень национальной безопасности не изменится. 15% надеются на положительную динамику и 40% полагают, что динамика национальной безопасности будет отрицательной. Возможно подобные тенденции характерны для студенческой молодежи, так более ранние исследования показывают, что около 40% нижегородских студентов смотрят в будущее без особых надежд и иллюзий [9, С. 281], сходные данные получены и при анкетировании студентов г. Казани, так каждый второй студент не уверен в том, что ситуация в стране будет улучшаться [8, С. 41].

Таким образом, можно отметить, что состояние национальной безопасности России в представлении студентов неоднозначно. Существуют некоторые колебания индивидуальных оценок, а если говорить об усредненных данных, то катастрофических и слишком оптимистических показателей нет. Если говорить о перспективах, то ситуация в области национальной безопасности несколько ухудшится. Это свидетельствует о том, что, по мнению студентов, наше государство противодействует угрозам, которые, вероятно, имеют долгосрочный характер.

Список литературы / References

  1. Дамаскин О.В. Россия в современном мире: проблемы международной и национальной безопасности: монография / О.В. Дамаскин. – М.: Пограничная академия ФСБ России, 2016. - 432 с.
  2. Фомин С.А. Обеспечение национальной безопасности: курс лекций / С.А. Фомин. – М.: Флинта, 2014. -270 с.
  3. Белозеров В.К. От стратегии национальной безопасности – к глобальному и перспективному стратегическому проектированию / В.К. Белозеров // Власть. – 2016. - №7. – С.10-15.
  4. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: утв. Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2016. – № 1.
  5. Военная доктрина Российской Федерации: утв. Президентом Российской Федерации № Пр-2976 // Российская газета. – 2014. – № 298.
  6. Федеральныйзаконот 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» // Собр. законодательства Рос. Федерации. –  2011. –  № 1.
  7. Платонов А.В., Бутакова М.В., Мухин И.А. Формирование личности безопасного типа поведения в контексте террористической угрозы / А.В. Платонов и др. // Успехи современной науки и образования. – 2017. - №2 (Т.1). – С. 57-59.
  8. Ефлова М.Ю., Ишкинеева Ф.Ф., Фурсова В.В. Социальное самочувствие и ценностные ориентации студенческой молодёжи в контексте социальных изменений / М.Ю. Ефлова и др. // Вестник института социологии. – 2014. - №3 (10). С. 34-44.
  9. Куконков П.И. Студенты в системе социальной безопасности / П.И. Куконков // Вестник института социологии. – 2010. - №1. С. 275-295.
  10. Микаилов С.М., Иванова С.И. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации и основные направления деятельности полиции / С.М. Микаилов, С.И. Иванова // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2017. - №2 (40). – С. 109-114.
  11. Воронов А.М. Институты гражданского общества в негосударственной системе обеспечения национальной безопасности современной России / А.М. Воронов // Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2017. – Вып.35. – С. 33-41.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Damaskin O.V. Rossiya v sovremennom mire: problemy mezhdunarodnoy i natsional'noy bezopasnosti: monografiya [Russia in Modern World: Problems of International and National Security: Monograph] / O.V. Damaskin. - Moscow: Border Academy of the Federal Security Service of Russia, 2016. – 432 p. [in Russian]
  2. Fomin S.A. Obespecheniye natsional'noy bezopasnosti: kurs lektsiy [Providing National Security: Course of Lectures] / S.А. Fomin. - Moscow: Flinta, 2014. – 270 p. [in Russian]
  3. Belozerov V.K. O strategii natsional'noy bezopasnosti – k global'nomu i perspektivnomu strategicheskomu proyektirovaniyu [From National Security Strategy to Global and Prospective Strategic Design] / V.K. Belozerov // Power. – 2016. – No. 7. – P. 10-15. [in Russian]
  4. Strategiya natsionalnoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii: utv. Ukazom Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 31 dekabrya 2015 g. № 683 [National Security Strategy of Russian Federation: Decree of President of Russian Federation of December 31, 2015 No. 683] // Collected. legislation of the Russian Federation. Federation. – 2016. – No. 1. [in Russian]
  5. Voyennaya doktrina Rossiyskoy Federatsii: utv. Prezidentom Rossiyskoy Federatsii № Pr-2976 [Military Doctrine of the Russian Federation: President of the Russian Federation No. Pr-2976] // Rossiyskaya Gazeta. – 2014. – No. 298. [in Russian]
  6. Federalnyy zakon ot 28 dekabrya 2010 g. № 390-FZ «O bezopasnosti» [Federal Law of December 28, 2010 No. 390-FZ "On Security"] // Collected Works. legislation of the Russian Federation. Federation. – 2011. – No. 1. [in Russian]
  7. Platonov A.V., Butakova M.V., Mukhin I.A. Formirovaniye lichnosti bezopasnogo tipa povedeniya v kontekste terroristicheskoy ugrozy [Forming Personality of Safe Type of Behavior in Context of Terrorist Threat] / A.V. Platonov et al. // Advances in modern science and education. – 2017. – No.2 (Т.1). – P. 57-59. [in Russian]
  8. Eflova M.Yu., Ishkineeva FF, Fursova V.V. Sotsial'noye samochuvstviye i tsennostnyye oriyentatsii studencheskoy molodozhi v kontekste sotsial'nykh izmeneniy [Social Well-being and Value Orientations of Student Youth in Context of Social Change] / M.Yu. Eflova et al. // Bulletin of the Institute of Sociology. – 2014. – No. 3 (10). – p. 34-44. [in Russian]
  9. Kukonkov P.I. Studenty v sisteme sotsial'noy bezopasnosti [Students in System of Social Security] / P.I. Kukonkov // Bulletin of the Institute of Sociology. – 2010. – No.1. p. 275-295. [in Russian]
  10. Mikailov S.M., Ivanova S.I. Strategiya natsionalnoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii i osnovnyye napravleniya deyatel'nosti politsii [National Security Strategy of Russian Federation and Primary Lines of Police Activity] / S.М. Mikailov, S.I. Ivanova // Juridical science and law enforcement practice. – 2017. – No.2 (40). – P. 109-114. [in Russian]
  11. Voronov A.M. Instituty grazhdanskogo obshchestva v negosudarstvennoy sisteme obespecheniya natsional'noy bezopasnosti sovremennoy Rossi [Institutes of civil society in the non-state system of ensuring national security of modern Russia] / А.М. Voronov // Bulletin of Perm University. Juridical sciences. – 2017. – Issue 35. – P. 33-41. [in Russian]