ОБ ИЗУЧЕНИИ ОРНАМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дрягина В.Б.
ORCID: 0000-0002-2159-1677, кандидат педагогических наук,
Смоленский государственный университет
ОБ ИЗУЧЕНИИ ОРНАМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье сделан анализ особенностей преподавания орнаментального искусства в системе дополнительного образования, приведены данные исследований, изучено содержание и направленность его освоения, виды заданий, используемые для практической деятельности детей. Представлены результаты анкетирования педагогов дополнительного образования, описаны результаты констатирующего эксперимента с учащимися. Автором предложена программа изучения орнаментального искусства для дополнительного образования с целью развития творческих способностей обучающихся, раскрыты результаты формирующего эксперимента.
Ключевые слова: орнаментальное искусство, художественное образование, дополнительное образование, система обучения, программа.
Dryagina V.B.
ORCID: 0000-0002-2159-1677, PhD in Pedagogy, Smolensk State University
ON STUDY OF ORNAMENTAL ART IN ADDITIONAL EDUCATION SYSTEM
Abstract
The paper provides the analysis of the peculiarities of the ornamental art teaching in the additional education establishments, and presents the research data, the content and direction of its development, the types of problems used for the practical activities of children are studied. The results of the questionnaires of teachers of additional education are presented, the results of the ascertaining experiment with students are described. The author proposes the program for studying ornamental art for additional education for developing the creative abilities of students, the results of the forming experiment are disclosed.
Keywords: ornamental art, art education, additional education, training system, program.
Орнамент – одно из направлений декоративно-прикладного искусства, которое появилось в связи с ремеслом, развивалось и сегодня продолжает активно использоваться в разных сферах. При изучении функциональных особенностей орнамента видно, что ценность и значимость его больше, чем декоративная функция, и не ограничивается одним только прикладным характером. Изучение истории орнаментики способствует формированию представлений о развитии культуры и общества, делает более богатым внутренний мир человека, развивает способность видеть прекрасное. Творческое освоение декоративно-орнаментального искусства предшествующих эпох обогащает практику современных художников, архитекторов и дизайнеров. Многообразие орнаментов по изобразительно-выразительным качествам и характерным мотивам, композиционным основам и способам построения, возможность выполнения из разных материалов способствуют широкому использованию его в современном декоративно-прикладном искусстве и дизайне. В последние годы наблюдается всплеск интереса к орнаментике в архитектуре. Это можно проследить на примере общественных и частных строений, где орнамент выполняет не только декоративную функцию, но и функции организации пространства.
Актуальным остается орнамент и в художественном образовании. В науке и практике накоплен опыт использования орнамента с целью развития творческих способностей, художественного вкуса, формирования знаний и умений у обучающихся. Так известный психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии Д.Б. Эльконин видел в освоении орнаментов средство подготовки учащихся к письму, средство воспитания внимания, усидчивости, умения организовать собственные действия [12, С. 357]. Педагоги, методисты и практики постоянно исследуют дидактические возможности орнаментов и на основании их разрабатывают содержание и методику обучения основам декоративно-прикладного искусства.
В настоящее время изучение орнаментального искусства осуществляется в курсе дисциплин всех уровней художественного образования. И если в программах среднего специального и высшего образования ставятся задачи формирования профессиональных компетенций, то в программах эстетического цикла основной школы и дополнительного образования главными задачами являются обучение, воспитание и развитие обучающихся средствами искусства, так как предметы эстетического цикла эмоционально-нравственно воздействуют на человека. Об этом неоднократно писал Б.М. Неменский [5, С. 18], [6, С. 87]. При этом особое значение отводилось декоративно-прикладному искусству, в том числе орнаментальному, поскольку оно организует материально-предметную среду, лишает ее аморфности, вносит образное, эстетическое начало в окружающий предметный мир, является составной частью искусства народа и содержит эстетические ценности многих поколений.
Изучение орнаментального искусства в основной школе кроме художественного и эмоционально-нравственного развития направлено на получение предметных результатов – овладение основами изобразительной и творческой деятельности, умение создавать орнаменты на основе законов композиции и в соответствии с традициями культуры.
Развивающие задачи связаны с формированием общих способностей обучающихся и приобретением умений и навыков, обеспечивающих освоение содержания программы: развитие чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, воображения; колористического видения; художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное. Орнаментальное искусство является одним из средств развития аккуратности, усидчивости, мелкой моторики, глазомера и других качеств.
Воспитательные задачи направлены на формирование коммуникативных действий и развитие личностных качеств, способствующих освоению содержания программы. Они выражаются через отношение обучающегося к обществу, к другим людям, к самому себе и проявляются в формировании организационно-управленческих умений и навыков (умении планировать свою деятельность); через развитие коммуникативных способностей, обеспечивающих совместную деятельность в группе, умение оказывать помощь, разрешать конфликтные ситуации, а также через воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия, аккуратности. Воспитательные задачи ориентированы на формирование устойчивого интереса к искусству, в том числе орнаментальному, и к занятиям художественным творчеством; на формирование уважительного отношения к культуре и искусству разных народов. Материалы по освоению орнаментики включали в рамки школьных программ по изобразительному искусству Б.М. Неменский [4, С. 23], Т.Я. Шпикалова [10, С. 25], Н.М. Сокольникова [8, С. 195], структурируя и подчиняя общей концепции программы и общим целям освоения дисциплины. О необходимости изучения орнаментального искусства в системе дополнительного образования писал И.П. Волков, рекомендуя включать его в программу обучения с целью «развития фантазии, приучения к тщательности, устойчивости к длительной работе» [1, С. 111].
Однако, на наш взгляд, дидактические возможности орнаментального искусства при всех его положительных качествах в настоящее время в дополнительном образовании используются недостаточно. Анализ литературы и других материалов, наблюдения за работой педагогов-практиков показали, что изучение орнаментального искусства может различаться по содержанию (орнаменты в народном декоративно-прикладном искусстве, история орнамента, теория и практика построения орнамента); по времени изучения (от фрагментарного включения материала до изучения в виде раздела); по глубине изучения (от поверхностного, обзорного знакомства до глубокого изучения и освоения, на примере национальных традиций орнаментального искусства) [2, С. 37], [9, С. 195], [11], [13].
Другой особенностью изучения орнамента является использование рабочих (творческих) тетрадей, как средства обучения, которые могут быть ориентированы как на изучение одного вида орнамента, например, геометрического [3, С. 10], так и на формирование представлений о правилах и особенностях построения орнаментов в рамках изучения народных промыслов, например, Хохломы, Городца [7, С. 12].
Третьей особенностью изучения орнамента является использование учебных и творческих заданий. В практике обучения сформировались три типа заданий:
а) задания на повтор орнамента или мотива, т.е. копирование с образца;
б) задания на повтор орнамента с элементами импровизации, придумывание новой или дополнение уже готовой части орнамента, разработка цветового решения;
в) творческие задания, которые включают разработку, построение и выполнение фрагмента (мотива) или законченной композиции.
Каждый тип представляет уровень творческого развития и имеет определенное значение в процессе обучения. Задания на копирование (1 уровень) учат воспроизводить (выстраивать) композиции и отдельные элементы по подобию, что способствует пониманию композиционных основ построения орнамента, зарождению графических навыков, развитию восприятия, памяти, способствуют «постановке руки». Задания на повтор с элементами импровизации (2 уровень) и творческие задания (3 уровень) учат самостоятельно, полностью или частично придумывать орнаментальные мотивы и композиции, их цветовые сочетания, что способствует дальнейшему развитию графических навыков, развивает воображение, творческое мышление, художественный вкус, способности. Изучение заданий, предложенных в рабочих тетрадях по освоению орнаментального искусства, показало, что авторы, в основном, рекомендуют задания на повторение (копирование) и творческие задания. Задания с элементами импровизации встречаются реже или совсем не используются, что нарушает логику творческого развития.
Таким образом, очевидно, что в дополнительном образовании отсутствует единая, четкая система обучения орнаментальному искусству.
Для подтверждения данных и установления реальной ситуации нами было проведено исследование, цель которого – изучить особенности преподавания орнаментального искусства в системе дополнительного образования на примере одного региона. Были определены основные задачи исследования:
- выявить, какими базовыми знаниями и умениями владеют обучающиеся по теме «Орнамент» после освоения школьной программы по изобразительному искусству;
- определить, какие приемы и композиционные правила, цветовые сочетания знают и используют дети при составлении орнаментов;
- установить, используют ли педагоги материалы по орнаментальному искусству в программах обучения, если используют, то в каких;
- определить, какие виды орнаментов изучаются и в каком объёме;
- какие виды заданий предлагают для выполнения;
- какие трудности при этом испытывают педагоги и обучающиеся.
Исследование проводилось в виде анкетирования педагогов дополнительного образования и констатирующего эксперимента среди обучающихся. В исследовании приняли участие 24 преподавателя художественных школ и студий и 50 учащихся художественных школ (7-10 лет), знакомившихся с темой только в рамках школьной программы по изобразительному искусству.
Констатирующий эксперимент был направлен на определение знаний и умений по орнаментальному искусству и состоял из двух заданий: первое – составить 6 вариантов орнаментальных композиций в полосе, используя один мотив – квадрат, второе – составить орнамент в круге, используя тот же мотив.
Анализ детских работ показал, что учащиеся:
- понимают, чем отличается орнамент от узора;
- знают, что геометрическая фигура может быть мотивом орнамента;
- знакомы с понятием «орнамент в полосе», знают простейшие правила построения орнаментальной композиции, умеют составлять орнамент из одной геометрической фигуры;
- умеют использовать приемы повторения и чередования мотива по цвету, подбирая цветовые сочетания с учетом собственных предпочтений, чаще контрастные.
При этом только 30% учащихся использовали прием уменьшения мотива (квадраты больших и малых размеров). По композиционному построению все мотивы размещали строго на одной оси, что показывает отсутствие знаний о других вариантах расположения. Оригинальные (неповторяющиеся) работы по композиции и цветовым сочетаниям были только у 10% обучающихся.
При выполнении второго задания 90% обучающихся составили композицию, разместив все мотивы в центре круга, что показывает отсутствие умений использовать полученные знания в новых условиях.
Изучение материалов анкетирования педагогов показало следующее:
- 50% опрошенных включают изучение орнамента в авторские программы для учащихся младшего школьного возраста, но только как дополнительный материал при освоении народного декоративно-прикладного искусства; при этом внимание уделяется только геометрическому и растительному орнаментам, которые, по мнению преподавателей, наиболее доступны детям;
- для выполнения предлагают задания на повторение мотивов и орнаментальных композиций из образцов народных промыслов.
Главная трудность, которую отмечают преподаватели в анкетах, – отсутствие учебно-методических разработок по теме, представляющих комплексный характер (программа, творческая тетрадь, наглядный материал, проверочные задания или другие оценочные средства).
По результатам исследования можно сделать следующие выводы:
1) знания по орнаментам, полученные учащимися в рамках школьной программы по изобразительному искусству, являются базовыми и нуждаются в дальнейшем развитии и расширении с целью творческого применения их на практике;
2) педагоги, испытывая необходимость, включают материал об орнаментах в изучение декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и предлагают для выполнения задания в основном на копирование композиций, что является малоэффективным, поскольку дублирует материал школьных программ по изобразительному искусству;
3) рабочие и творческие тетради в практике обучения орнаментальному искусству не используются, так как представляют разноплановый характер.
аким образом, полученные выводы подтверждают необходимость во введении орнамента как учебной дисциплины в программу дополнительного образования детей и в разработке для нее учебно-методических материалов.
На основании изучения и обобщения опыта работы преподавателей, результатов исследований нами был подготовлен учебно-методический комплект материалов, цель которого – формирование и развитие творческого мышления обучающихся при изучении орнаментального искусства в системе дополнительного образования. Комплект включает программу, методические рекомендации, систему заданий и упражнений, наглядные и проверочные материалы. Основными задачами программы являются:
- изучение достижений мировой культуры через знакомство с историей развития орнаментики и ее разнообразием;
- освоение правил построения орнаментальных композиций и их применение;
- изучение видов цветовой гармонии и их использование при выполнении орнаментов;
- формирование умения разрабатывать и выполнять орнаментальную композицию для конкретного изделия в соответствие с формой, традициями и другими условиями.
Программа представляет блочную систему и изучается последовательно в течение 4-х лет (табл. 1). Содержание программы каждого года обучения включает ознакомительный, обучающий, информационный, практический и обобщающий этапы.
Таблица 1 – Структура изучения орнаментального искусства в системе дополнительного образования
Год изучения | Блок материала | Цель обучения | Возраст обучающихся |
1 | Геометрический орнамент | Формирование представлений о правилах построения орнамента и умений его использования для декорирования изделий на примере геометрического орнамента. | Младший школьный возраст |
2 | Растительный и животный орнамент | Формирование умений использовать приемы стилизации, законы композиции, приемы и правила колористики для разработки и выполнения орнаментальных композиций на примере растительного и зооморфного орнаментов. | Средний школьный возраст |
3 | Эпоха и стиль в орнаментах | Знакомство и изучение орнаментики в исторически сложившихся стилях искусства и их использование в разработке и декорировании изделий ДПИ. | Старший школьный возраст |
4 | Орнамент и современность | Изучение и освоение теории и практики выполнения орнаментов и их использование в декоративно-прикладном искусстве и дизайне. |
Программа первого года обучения рассчитана на учащихся младшего школьного возраста и будет способствовать развитию творческого мышления и познавательных качеств, формированию интереса к орнаментальному искусству и декоративно-прикладному искусству в целом (табл. 2). Программа построена таким образом, что обучающиеся шаг за шагом осваивают материал и учатся творчески применять его в разных условиях.
Таблица 2 – Содержание программы изучения орнаментального искусства на примере геометрического орнамента (1-й год обучения)
№ п/п | Этапы изучения | Тема, содержание материала |
1 | Ознакомительный | «Что такое орнамент?». Вводная беседа. |
2 | Обучающий | Азбука построения геометрического орнамента. |
Виды орнаментальных композиций: в полосе, в круге, в квадрате, в сетке. | ||
Разноцветные узоры (цветовая гармония в орнаменте). | ||
3 | Информационный | Такие разные орнаменты (беседа). Геометрический орнамент в русском, народном декоративно-прикладном искусстве. |
4 | Практический | Мастерская умельцев - разработка и выполнение декора для изделий с использованием геометрического орнамента. Декорирование плоского предмета (плакетки, разделочной доски); Декорирование объемного цилиндрического изделия (вазы); Декорирование объемного многогранного изделия (карандашницы, вазы, шкатулки). |
5 | Обобщающий | «Геометрический орнамент в современном мире». Обобщающая беседа. |
Второй блок программы построен аналогично, но объектом изучения будет растительный и животный орнамент. При этом материал усложняется стилизацией природных форм. Третий и четвертый блоки включают изучение других видов орнамента в соответствие со стилем и применение их в творческой деятельности.
Методика освоения орнаментального искусства для младшего школьного возраста включает игровые формы творческой деятельности, для среднего возраста – проектный метод; для старшего возраста – проектный метод с элементами исследования.
С целью проверки эффективности программы и методики обучения орнаментальному искусству был проведен формирующий эксперимент среди учащихся Школы изобразительного искусства и дизайна на базе Смоленского государственного университета. Занятия проводились в группах из 10-12 человек. Возраст обучающихся 8-10 лет.
Основными задачами эксперимента были:
- создание условий для формирования интереса к орнаментальному искусству у обучающихся;
- апробирование системы подготовительных упражнений по освоению правил построения орнамента;
- проверка методики обучения орнаменту с использованием игровых приемов;
- выявление возможностей творческого развития обучающихся.
В рамках эксперимента нами были проведены занятия по составлению орнамента с использованием одной фигуры из обучающего блока «Азбука построения геометрического орнамента». Первое занятие включало:
- повторение материала о структурных элементах орнамента и способах их выполнения: что такое мотив, из каких мотивов может состоять орнамент; геометрическая фигура как мотив и способы ее выполнения;
- приемы составления орнамента в полосе из фигур (треугольников). Упражнения носили фронтальный характер и были организованы в виде игры. Передвигая треугольники в полосе, дети вспомнили уже известные им приемы (повторение мотивов, повторение с элементами наложения) и освоили новые – повторение с перемещением, чередование мотивов, изменяющихся по цвету, по размеру, по расположению. После обобщения материала детям было предложено составить свой орнамент в полосе, не повторяя уже известные. При этом необходимо было использовать одновременно как можно больше изученных приемов.
Следующие занятия были посвящены составлению орнамента в квадрате и в круге (центрическая композиция) на основе полученных знаний и включали:
- повторение особенностей расположения орнаментальных мотивов в полосе; - построение орнамента в квадрате по образцу и далее импровизация в расположении мотивов (упражнения);
- упражнения по поиску вариантов расположения орнамента в квадрате;
- творческое задание – разработка и выполнение орнамента в круге, используя известные приемы на основе полученной информации.
В результате наблюдений и анализа работ было установлено, что учащиеся:
а) проявляют интерес к орнаментальному искусству, их привлекает подвижность композиции, т.к. была возможность изменить расположение мотивов; яркость работы (работа с пленкой); аккуратность результата;
б) умеют вырезать одинаковые геометрические фигуры в необходимом количестве, в том числе и разных размеров, что ускоряет процесс выполнения работы;
в) понимают, что из одного мотива можно выполнить разные орнаменты, если изменять цвет, размер и расположение мотивов;
г) знают и используют законы композиции при построении орнаментов, даже если меняется форма изделия;
д) 80% из общего числа выполнили оригинальные работы, применив полученные знания в новых условиях.
Эксперимент показал, что детям с данным уровнем подготовки материал и предложенные задания интересны, посильны, требования к ним понятны и выполнимы. Приобретая знания по орнаментальному искусству, учащиеся успешно применяют их.
Таким образом, результаты проведенного исследования подтвердили:
1) целесообразность введения орнамента, как самостоятельной дисциплины в программу дополнительного образования;
2) необходимость осуществлять обучение орнаментальному искусству в системе, начиная с геометрического, как более простого и доступного для понимания и выполнения, и далее переходить к растительному и зооморфному, усложняя материал новыми приемами и заданиями (стилизацией);
3) эффективность использования трех типов учебных заданий, как активно-творческих приемов обучения, тем самым подводя учащихся к самостоятельной творческой деятельности.
Учитывая тот факт, что орнамент является универсальным средством обучения искусству, актуален для освоения во всех возрастных группах и содержит большие дидактические возможности для формирования знаний, умений и навыков в области истории искусств, основ композиции, стилизации, колористики, влияет на развитие и воспитание обучающихся, целесообразно изучать его более глубоко и основательно. Занимаясь орнаментальным искусством, погружаясь в него, ребенок активно развивается эстетически, нравственно и интеллектуально, обогащается его словарный запас, «насмотренность», расширяется кругозор, формирует творческое мышление.
Список литературы / References
- Волков И. П. Художественная студия в школе: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвящение, 1993. – 127 с.: илл.
- Гросул Н. В. Студия изобразительного творчества / Н. В. Гросул // Программы дополнительного художественного образования детей. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – С. 33–55.
- Дорожин Ю. Г. Простые узоры и орнаменты. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 16 с.
- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5–9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских]. –3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 176 с.
- Неменский Б. М. Педагогика искусства / Б. М. Неменский. – М.: Просвещение, 2007. – 255 с.
- Неменский Б. М. Познание искусством. – М.: Изд-во УРАО, 2000. – 192 с.
- Орлова Л. В. Хохломская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 2003. – 16 с.
- Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Рисунок. Живопись. Народное искусство. Декоративное искусство. Дизайн : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н. М. Сокольникова. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 368 с. : илл.
- Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации / авт-сост. Л. В. Горнова и др. – Волгоград: Учитель, 2008. – 250 с.
- Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. Рабочая программа. Предметная линия учебников под редакцией Т. Я. Шпикаловой. 1–4 классы [Текст] / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская. – М.: Просвещение, 2011. – 72 с.
- Ширяева Н. Н. Дополнительная образовательная программа для детей «Мир на ладошке» [Электронный ресурс] / Н. Н. Ширяева – URL: https://pedportal.net/po-tipu-materiala/dopolnitelnoe-obrazovanie/dopolnitelnaya-obrazovatelnaya-programma-quot-mir-na-ladoshke-quot-izo-i-dpi-403848 (дата обращения: 21.11.2017).
- Эльконин Д. Б. Детская психология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин ; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 384 с.
- Есипова Е. А. Программа дополнительного образования детей 6–10 лет «Декоративно-прикладное искусство» [Электронный ресурс] / Е. А. Есипова URL:http://elanmuz.muzkult.ru/img/upload/1784/documents/PROGRAMMA_Dpi.pdf (дата обращения: 21.11.2017).
Список литературы на английском языке / References in English
- 1. Volkov I.P. Khudozhestvennaya studiya v shkole: Kn. dlya uchitelya: Iz opyta raboty [Art Studio in School: Book for Teacher: Work Experience.] - М.: Prosveshcheniye, 1993. - 127 p.:Ill. [in Russian]
- Grosul N.V. Studiya izobrazitel'nogo tvorchestva [Fine Art Studio] / N.V. Grosul // Programs of additional art education for children. - 2nd ed. - Moscow: Education, 2006. - P. 33-55. [in Russian]
- Dorozhin Yu. G. Prostyye uzory i ornamenty. Rabochaya tetrad' po osnovam narodnogo iskusstva [Simple Patterns and Ornaments. Workbook on Folk Art.] - Moscow: Mosaic-Synthesis, 2007. - 16 p. [in Russian]
- Izobrazitelnoye iskusstvo. Rabochiye programmy. Predmetnaya liniya uchebnikov pod redaktsiyey B. M. Nemenskogo. 5–9 klassy: posobiye dlya uchiteley obshcheobrazovat. Organizatsiy [Fine arts. Work Programs. Subject Line of Textbooks edited by B.M. Nemensky. 5-9 grades: Manual for Teachers of High Schools] / [B. M. Nemensky, L.A. Nemenskaya, N.A. Goriaeva, A.S. Piterskikh]. - 3rd ed. - Moscow: Education, 2014. - 176 p. [in Russian]
- Nemensky B.M. Pedagogika iskusstva [Pedagogy of Art] / B.M. Nemensky. - Moscow: Education, 2007. - 255 p. [in Russian]
- Nemensky B.M. Poznaniye iskusstvom [Knowledge of Art] - Moscow: URAO, 2000. - 192 p. [in Russian]
- Orlova L.V. Khokhlomskaya rospis. Rabochaya tetrad' po osnovam narodnogo iskusstva [Khokhloma Painting. Workbook on Folk Art Basics] - Moscow: Mosaic-Synthesis, 2003. - 16 p. [in Russian]
- Sokolnikova N.M. Izobrazitel'noye iskusstvo i metodika yego prepodavaniya v nachal'noy shkole. Risunok. Zhivopis'. Narodnoye iskusstvo. Dekorativnoye iskusstvo. Dizayn : ucheb. posobiye dlya stud. vyssh. ped. ucheb. Zavedeniy [Fine Arts and Methods of Teaching in Primary School. Drawing. Painting. Folk art. Decorative art. Design: Textbook. Manual for stud. of ped. institutions] / N.M. Sokolnikova. - 4th ed., Sr. - Moscow: Publishing Center "Academy", 2008. - 368 p.: Ill. [in Russian]
- Studiya dekorativno-prikladnogo tvorchestva: programmy, organizatsiya raboty, rekomendatsii [Art and Craft Studio: Programs, Organization of Work, Recommendations] / L. V. Gornova and others - Volgograd: Teacher, 2008. - 250 p. [in Russian]
- Shpikalova T. Ya. Izobrazitel'noye iskusstvo. Rabochaya programma. Predmetnaya liniya uchebnikov pod redaktsiyey T. YA. Shpikalovoy. 1–4 klassy [Fine Arts. Working Programm. Subject Line of Textbooks edited by T. Ya. Shpikalova. 1-4 grades [Text]] / T. Ya. Shpikalova, L. V. Ershova, G. A. Porovskaya. - Moscow: Education, 2011. - 72 p. [in Russian]
- Shiryaeva N.N. Dopolnitelnaya obrazovatelnaya programma dlya detey «Mir na ladoshke» [Additional Educational Program for Children "World on Palm" [Electronic resource] / N. N. Shiryaeva - URL: https://pedportal.net/po-tipu-materiala/dopolnitelnoe-obrazovanie/dopolnitelnaya- obrazovatelnaya-programma-quot-mir-na-ladoshke-quot-izo-i-dpi-403848 (accesssed: 11/21/2017). [in Russian]
- Elkonin D.B. Detskaya psikhologiya: ucheb. posobiye dlya stud. vyssh. ucheb. Zavedeniy [Child Psychology: Textbook. Manual for stud. of Higher Education Institutions / D.B. Elkonin; ed. by B.D. El'konin. - 5th ed., Sr. - Moscow: Publishing Center "Academy", 2008. - 384 p. [in Russian]
- Esipova E.A. Programma dopolnitel'nogo obrazovaniya detey 6–10 let «Dekorativno-prikladnoye iskusstvo» [Program of Additional Education for Children of 6-10 years "Decorative and Applied Art"] [Electronic resource] / E.A. Esipova - URL: http: //elanmuz.muzkult.ru/img/upload/1784/ documents / PROGRAMMA_Dpi.pdf (accessed: 11/21/2017). [in Russian]