РАЗРУШЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Бацына Я.В.
Доцент, кандидат социологических наук, Нижегородский институт технологий и управления
РАЗРУШЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Аннотация
В статье рассмотрены социальные трансформации института семьи, конфликт «отцов и детей» в связи социокультурными изменениями нашего общества. Проблема отцов и детей показывает возможности для дефиниции приоритетных направлений в области социальной политики, образования.
Ключевые слова: традиции, поколения, институт семьи.
Batsyna Y.V.
Associate Professor, candidate of sociological Sciences, Nizhny Novgorod Institute of technology and management
THE BREAKDOWN OF TRADITIONAL FAMILY VALUES
Abstract
The article considers the social transformation of the Family Institution, the conflict of «fathers and children» for socio-cultural changes in our society. Problem of «fathers and children» shows the possibilities for the definition of priorities in the field of social policy and education.
Keywords: tradition, generation, the family institution.
Современный человек имеет сейчас два дома: общество и семью.
Известный российский философ А.С. Ахиезер считает, что «российское общество — это общество промежуточной цивилизации. Оно вышло за рамки традиционности …» [1, 30]. В качестве традиции, где элементами социально-культурного наследия, переходящие от поколения к поколению вырисовываются определенные нормы поведения, ценности, обычаи. Традиция рассматривается как опыт коллективной деятельности и, как объединение индивидов. Организованность общества, организованность каждого человека — залог стабильности, усиления традиций, т.е. бывших инноваций. Если инновация не приживается в культуре, то быстро забывается, а если приживается, то со временем становится традицией.
Например, в Японии сильны семейные межпоколенные традиции, культ предков. Японцы почитают своих богов, которые как им кажется, определяют поступки живых и по сей день. По японской трактовке, боги — умершие предки. Традиции должны комбинировать традиционное и современное. Японское воспитание заключается в уважительном отношении младших к старшим и старших к младшим. Научно-технический прогресс не должен побуждать пренебрежение к прошлому, традициям.
Социокультурные изменения нашего общества «беспокоят» и социальный институт семьи, а собственно, проблемы отцов и детей.
Процесс наследования социокультурных особенностей в семье, трансляции культуры от поколения к поколению на протяжении нескольких лет изучают такие ученые современности, как Е.С. Балабанова, С.К. Бондырева, З.М. Саралиева.
Как известно, семья выступает главным институтом социального проектирования, что помышляет о свежем дискурсе, позволяющем проследить динамику взаимодействия поколений. Из-за сильных экономических изменений в стране, старшее поколение много работает, чтобы выжить. Наблюдается с годами уменьшение и настоящей воспитательной функции семьи, так, бабушки и дедушки вместо семейного чтения «следят» за внуками в дневное время, а в вечернее — сопровождают их на кружки и секции. К сожалению, постепенно начинаем отходить от дворянской традиции, когда в старые добрые времена семейное чтение, музицирование, как формы культурного бытия считались нормой. Дубин четко оценивает происходящее, называя «трансформацией культурной активности» [3, 334]. Сегодня главное преимущество нахождения детей в домашних условиях состоит в индивидуальности обучения и ценности постоянного взаимодействия с ребенком в его первые годы жизни, предохранения его от заболеваний в дошкольных учреждениях. Такие межпоколенческие отношения в семьях должны быть равноправными или младшие должны подчиняться старшим.
Сегодня молодое поколение движется под лозунгом: «Поколение next выбирает «пепси!» У большинства пожилых людей «поколение next» ассоциируется с потерянным поколением: в этом наблюдается какой-то трагизм времени. Молодежь разрывает нить между настоящим и прошлым, демонстрируя открыто отсутствие терпимости к пожилому возрасту, к предкам…
Известно, что выражение «потерянное поколение» ввел в обиход писатель Э. Хемингуэй. Гертруда Стайн — автор романа «Фиеста» в своем эпиграфе пишет: «Вы все — потерянное поколение». Так называли тех, кто после возвращения с фронтов первой мировой войны не реализовали себя в жизни.
Термины «дружба», «любовь», «жизнь» герои Хемингуэя произносили с заглавной буквы, а социум считал, что они «затерялись», остались за границей обыденной жизни. Собственно в этом автор видел проблему «потерянного поколения», которое позже характеризовалось как «взрывающееся поколение» или «скептическое поколение» по определению немецкого социолога Г. Шельского, или «поколение ИКС» по определению канадского писателя К. Дугласа.
Между поколениями могут возникать как взаимопонимание, так и разногласия, которые раскрываются по некоторым аспектам:
= определяет положение поколений с восходящими или нисходящими линиями в обществе социальный аспект;
= уровень занятости характеризует экономический аспект;
= различия в политической культуре показывают политический аспект;
= жизненные условия разных поколений отражает бытовой аспект и т.д.
Формирование в общественном сознании социально негативных моделей восприятия «другого» поколения и распространение в обществе неадекватных форм поведения по отношению к «другим» чреваты серьезными последствиями. Важно выделить, что социальный имидж «другого» поколения включает в себя и культурный аспект взаимоотношений отцов и детей, и стереотипы восприятия «другого», создаваемые СМИ, и собственный опыт взаимоотношений с представителями противоположного поколения.
Проблема отцов и детей показывает возможности для дефиниции приоритетных направлений в области социальной политики, образования. Одни восхваляют прошлое, другие яростно его отрицают, стирая из памяти настоящую историю.
Хочется отметить, что естественно между поколениями могут возникать как взаимопонимание и единство, так и существенные разногласия, переходящие в конфликты. Называемое противоречие есть жизненный конфликт «отцов и детей».
Важно подчеркнуть: сегодня в обществе присутствует определенный слой инноваций, перестраивающие культурную традицию, затрудняя процессы социализации человека к постоянно меняющимся требованиям жизни. Некое усложнение социокультурной действительности сопровождается, по словам известных социологов Ю.Р. Вишневского, В.Т. Шапко «ломкой традиционных стандартов семейного уклада и обострением межпоколенческих отношений»: критическое отношение молодежи к опыту, нигилистическое отношение молодежи к семейным традициям старших [2, 36]. Создание культуры компромисса и согласия — единственно верный выход из ситуации.
Литература
- Ахиезер, А.С. Как «открыть» закрытое общество / А.С. Ахиезер. — М.: Магистр, 1997.
- Вишневский, Ю.Р. Молодой россиянин — становление семьянина / Ю.Р. Вишневский, С.Ю. Вишневский, В.Т. Шапко // Семья и семейные отношения: современное состояние и тенденции развития / Под общ. ред. З.Х. Саралиевой. — Н.Новгород: Издательство НИСОЦ, 2008.
- Дубин, Б.В. Российская интеллигенция между классикой и массовой культурой / Слово-письмо-литература: Очерки по социологии современной культуры. М.: Новое литературное обозрение, 2001. — С. 334.
- Как быть здоровым (из зарубежного опыта обучения принципам здорового образа жизни). М.: Медицина, 1990.
- Чмаева, О.В. О современной семье и ее воспитательном потенциале / О.В. Чмаева // Социс. — 2010. — №7. — С. 49-56.