МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «основы Композиции И Постановки ТАНЦА» В системе высшего образования 

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2024.141.86
Выпуск: № 3 (141), 2024
Предложена:
21.02.2024
Принята:
12.03.2024
Опубликована:
18.03.2024
150
3
XML
PDF

Аннотация

В статье автор рассматривает проблематику обучения студентов-хореографов по предмету «Основы композиции и постановки танца». Данный предмет является одной из основных специальных дисциплин учебно-методического комплекса профессионального обучения будущего педагога-хореографа. Однако изучение существующих исследований по данной теме, различных методик преподавания, а также многолетний личный опыт в преподавании данного предмета выявил некоторые недостатки и противоречия. В результате педагогического исследования выявлены основные и профессиональные задачи обучения студента-хореографа по предмету «Основы композиции и постановки танца». Определены уровни знаний и навыков для каждого года обучения, которыми должны овладеть студенты-хореографы. Сформулированы конкретные требования к овладению всеми необходимыми знаниями, умениями и навыками будущие педагоги-хореографы в рамках предмета «Основы композиции и постановки танца».

1. Введение

В учреждениях культуры и искусств основой обучения предмету «Основы композиции и постановки танца» является особый подход к раскрытию взаимосвязи между хореографическим движением и чувствами, психикой и мышлением. При этом особое внимание уделяется развитию «хореографического мышления», которое является ключевым элементом для оценки и отображения объективной реальности в творчестве педагога-хореографа.

Воспитание творческого «хореографического мышления» в значительной степени связано с пониманием природы движения и его значимости для развития личности студента-хореографа. Изучение предмета «Основы композиции и постановки танца» является важной составляющей системной профессиональной подготовки студента-хореографа. Этот предмет сочетает в себе знания, навыки и умения, приобретенные на других специализированных курсах, таких как: «Наследие и репертуар», «Основы режиссуры», «Актерское мастерство в хореографии», «Основы композиции классического танца», «Народно-сценический танец», «Историко-бытовой танец», «Современная хореография». Процесс обучения направлен на стимулирование развития индивидуальной творческой перспективы и эстетического мышления. Главной целью является формирование у студентов-хореографов новых, необходимых творческих навыков, специфических для искусства создания танцевальных композиций в различных стилях хореографической направленности. Посредством внедрения преподавателем  определенных методических принципов в процесс обучения, все конкретные умения и знания преобразуются в совершенно новую систему активных художественных средств, которые позволяют выражать себя индивидуально и творчески.

В данном исследовании основополагающими и фундаментальными опорами послужили труды известных ученых, балетмейстеров и историков театрального и хореографического искусства, таких как Алексидзе Г.Д., Добровольская Г., Захаров Р. В., Линькова А.А.,  Новерр Ж. Ж., Смирнов И.В., Уральская В.М.

В области хореографической педагогики в вопросах обучения и преподавания законов композиции и постановки танца для студентов-хореографов особо ценными являются труды Акопян-Шуппа Р., Есаулова И.Г., Батырева А.П., Бурцевой Г.В., Кириллова А.П., Мелехова А.В., Никитина В.Ю., Шагидулиной Г.А.

2. Методы и принципы исследования

В данном исследовании не стоит задача акцентировать внимание только на методах преподавания, т.к. эта тема описана в других наших исследованиях. По нашему убеждению, педагогу необходимо создать определенные условия для активизации интеллектуальной деятельности студентов-хореографов. Тема статьи носит более глубокий характер, поэтому методы преподавания освящены кратко. В своей практической работе педагог-хореограф опирается на следующие методы обучения. «Методы воспитания – это способы воздействия педагога-хореографа на студентов с целью формирования у них взглядов, и убеждений, а также умений и навыков в постановочной деятельности.

Метод внушения – это способ воздействия, при котором педагог-хореограф стремится передать студентам свое отношение к определенному материалу: танцевальной лексике, музыке, манере и стиле исполнения и т.д., а также свое (или других) мнение, настроение, оценку.

Метод убеждения – это способ воздействия, с помощью которого педагог-хореограф обоснованно доказывает студентам определенные положения, эстетические представления и оценки. Таким образом адресуется к их разуму.

Метод побуждения. В учебно-постановочной деятельности возникают ситуации, когда недостаточно, чтобы педагог-хореограф показал студентам, как необходимо исполнять движение: красиво, динамично, грациозно и т.д. Важно, чтобы он сумел сформировать у них установки к эстетически прекрасному исполнению, установки сознательного применения на практике понятых и принятых ими идейно-эстетических требований и оценок, и эстетических норм, и правил поведения»

.

3. Основное содержание

Придерживаясь главной цели исследования, формирование у студентов-хореографов новых, необходимых творческих навыков, специфических для искусства создания танцевальных композиций в различных стилях хореографической направленности, рассмотрим более подробно процесс обучения данной дисциплиной. Посредством внедрения преподавателем определенных методических принципов в процесс обучения, все конкретные умения и знания преобразуются в совершенно новую систему активных художественных средств, которые позволяют выражать себя индивидуально и творчески. Один из важных предметов, который входит в учебный план для будущего педагога-хореографа, – «Основы композиции и постановки танца». Этот предмет должен быть включен в специальный учебно-методический комплекс обучения на максимальный период. Однако глубокое изучение существующих исследований по данной теме, педагогической литературы, различных методик преподавания, а также многолетний личный опыт в преподавании данного предмета выявил некоторые недостатки и противоречия. В учреждениях культуры и искусства высшего образования курс по освоению данного предмета рассчитан всего на 3 года обучения, что не является эффективным, т.к. за данный период времени невозможно овладеть программой в полной мере и научиться грамотно применять ее на практике. Предмет «Основы композиции и постановки танца» предполагает сочетание теоретических и практических занятий, однако фактически многие педагоги пренебрегают информированию студентов подлинной, тематической литературой для обогащения их теоретических знаний. Также отмечено, что в проведении практических занятий отсутствует соблюдение четких критериев, которые должны быть созвучны тематике и заданию по предмету.

Еще один из основных отягощающих факторов низкого уровня овладения студентами предмета, это формальное проведение учебных занятий педагогами. В практической деятельности педагогов отмечен целый ряд существенных недостатков, таких как: отсутствие лекционных занятий со студентами по предмету, в результате чего студенты-хореографы не владеют теоретической информацией о принципах сочинения композиций, творческой деятельности известных балетмейстеров, артистов и педагогов, имеющейся учебной, научной и искусствоведческой литературы. Педагоги-хореографы систематически пренебрегают проведением со студентами подготовительных упражнений, зарисовок и этюдов, в результате чего студенты-хореографы не могут быть готовыми в полной мере к освоению дальнейшего учебного материла. Далее, отмечено, что педагогами не проводится индивидуальная работа со студентами в процессе подготовки танцевальных композиций, а ведь именно в индивидуальной совместной работе педагог/студент и происходит глубокий педагогический процесс, в результате которого начинается становление будущего педагога-хореографа из студента, который может мыслить креативно, сочинять авторскую, неповторимую хореографию, переносить мыслительный замысел в хореографическую форму, открывать публике и своим исполнителям свое мировосприятие, жизненную позицию и творческий взгляд художника.

Основываясь на исходные результаты о современном состоянии преподавания предмета, была сформулирована главная цель в обучении студентов-хореографов по данному направлению.

Создание специальных условий, способствующих развитию способности хореографов к обобщенному и символическому отражению информации о внешней картине мира через передачу смысловых хореографических образов, включающих в себя несколько ключевых аспектов. Прежде всего, необходимо активно развивать «визуально-кинестетическое мышление» у хореографов, чтобы они имели возможность воплотить и передать свои авторские мысли и идеи через пластические возможности танцовщиков. Далее, необходимо разрабатывать ассоциативное и метафорическое мышление, чтобы будущий хореограф мог использовать необычные и оригинальные способы передачи смысла через свои авторские пластические образы. А главное, необходимо помнить, что формирование специфических знаний, умений и навыков студентов-хореографов, служит не чем иным, как фундаментом для творческого развития, позволяющего студенту-хореографу вскрыть свой внутренний потенциал и добиться новых достижений в своей деятельности.

В своей работе мы акцентируем внимание на воссоздание различных условий и обучающих ситуаций, благодаря которым творческий потенциал студентов будет активно формироваться и развиваться. Умение согласованно выражать в композиции стиль, жанр, фабулу, лексику и т.д., формирует принцип целостности художественного произведения.

Одно из основных условий для формирования интеллектуальных и творческих способностей у студента-хореографа является создание и созидание в творческой среде. Именно в творческой, креативной среде происходит процесс развития мотивации студента, стремление его к результативности и совершенствования в творческом процессе.

Содержание календарно-тематических планов по дисциплине позволяют студентам приобрести необходимые знания и навыки для успешного воплощения своих танцевальных идей в реальность. В рамках теоретического курса студенты изучают различные методы и техники хореографии, а также вникают в историю и эволюцию танца. Практический курс предлагает студентам множество возможностей для творческого самовыражения и экспериментов с различными стилями и жанрами танца. «В теоретическом курсе рассматриваются вопросы методологии создания и постановки танцевального произведения, анализируются и рассматриваются элементы, воздействующие на зрительское восприятие, определяющие и составляющие композиционную и содержательную сторону танца»

. Учебно-творческая работа студентов также включает в себя активную исследовательскую деятельность: участие в мастер-классах, фестивалях, умение дискутировать на различные темы творчества и искусства, просмотр хореографических и драматических спектаклей, опер, концертов и т.д.   При этом необходимо максимально углубиться в изучение особенностей создания композиций и постановки танцевальных произведений. и для этого будущим педагогам-хореографам необходимо владеть историей хореографического искусства не только в России, но и за рубежом. Прежде, чем приступить к постановочной работе студент-хореограф должен ознакомиться с творчеством крупных и известных хореографов и балетмейстеров, в области классического танца: Ж. Перро, М. Петипа, Л. Иванов, М. Фокин, Л. Мясин, Д. Брянцев, Л. Якобсон, Д. Баланчин, М. Бежар, Д. Ноймайер, П. Лакотт, Ю. Григорович, В. Васильев, Б. Эйфман, В. Самодуров, Ю. Посохов; в области народного и народно-сценического танца – П. Вирский, К. Голейзовский, И. Моисеев, Н. Надеждина, А. Климов, Ф. Гаскаров, О. Князева, М. Эсамбаев, М. Годенко, Л. Устинова, В. Уральская; в области современной хореографии - творчество М. Грэхем, М. Кэнингхема, Х. Лимона, П. Тейлора, Дж. Роббинса, Э. Айли, М. Экка.

Важно, чтобы практические занятия помогали студентам развивать навыки постановки, композиции и репетиции. Поэтому необходимо установить тесную связь между программой этих занятий и программой предмета «Основы композиции и постановки танца». Основной акцент в данной программе сосредоточен на освоении технических приемов профессиональной деятельности, включая изучение художественно-выразительных средств и методов создания хореографических композиций. Таким образом, мы стремимся обеспечить студентам единое теоретическое и практическое обучение.

Учебно-творческий процесс для студентов-хореографов регулируется календарно-тематическим и учебным планами с подробным описанием содержания внутренней работы педагога и студента по заданным темам. Мы стремимся применять следующие принципы в нашем обучении: активное участие студентов, развитие творческого мышления, систематическое освоение знаний и навыков, а также развитие профессионального потенциала в создании и постановке танцев.

4. Основные выводы

Курс обучения организован таким образом, чтобы студенты могли последовательно осваивать материал по принципу А.Я. Вагановой, от наиболее простейших заданий к более сложному материалу. В течение каждого семестра студентам предлагаются задания, которые требуют самостоятельной работы. Они включают в себя разработку танцевальных комбинаций, этюдов и полноценных хореографических произведений. Кроме того, студенты изучают видеозаписи и специальную литературу по данной теме. Важной частью учебного процесса является работа студента с исполнителями во время постановки и репетиций. Предмет «Основы композиции и постановки танца» основывается на принципах тематической причинно-следственной связи в контексте профессиональной, творческой активности будущего педагога/хореографа. «Педагог последовательно с учетом целей и задач каждого этапа обучения в вузе знакомит студентов с запланированными темами учебной программы. Содержание программы отражает не столько перечень тем, сколько ход освоения профессиональной деятельности, которая требует соблюдения многих условий обучения»

. Этот предмет является целостным, он соединяет в себе содержательную и процессуальную грани процесса специфического предмета обучения.

Проанализировав существующие исследования, опыт известных хореографов и балетмейстеров, отмечено, что педагогам-хореографам в своей педагогической деятельности необходимо опираться на следующие разработанные нами уровни овладения знаниями и навыками согласно каждому году обучения.

По окончании первого года обучения студенты должны освоить следующий комплекс компетенций:

- осуществить всестороннее изучение возможностей своего тела в движении.

- понимать движение с учетом воображения, эмоций и предыдущего опыта движения или других интеллектуальных навыков.

- развить перцептивные чувства по отношению к танцевальному движению и возможности его креативного совершенствования.

В процессе обучения предмету «Основы композиции и постановки танца» рекомендуется применять разнообразные средства аудиовизуальной поддержки, которые помогут более глубоко изучить и понять данную дисциплину.

Комплекс компетенций (знания и умения), которые студенты должны приобрести к окончанию второго этапа изучения дисциплины заключаются в способности студента генерировать движения и фразы между собой; работать «над обогащением пространственного мышления и сознания, концентрироваться на понимании значения движения в танцевальной среде, владеть симметрией и асимметрией рисунка и движения, линий и форм, масштаба движений и их пропорций; уметь структурировать движения, определять их пропорции, соблюдать баланс различных хореографических компонентов при создании сценического мотива произведения; применять вариативность контрастов; прочувствование выразительности средствами композиции; – достижение единства стиля»

.

Компетенции, которые студенты-хореографы должны приобрести к концу третьего года обучения, включают в себя умение использовать различные способы представления, способность создавать выразительные движения и организовывать их. Каждый студент находит свой уникальный стиль в выбранном направлении хореографии. Также важным является изучение приемов полифонии.

В конце четвертого года обучения студент-хореограф должен достичь определенного уровня знаний и навыков. Он должен научиться мыслить образно в хореографии и не допускать, чтобы технические приемы и хореографический текст перекрывали главную цель – создание хореографического образа. Студенты должны не только освоить методы создания танцевальных образов, но и уметь преобразовывать музыку, видео и словесные воздействия в хореографию. Они должны овладеть способами использования символов и метафор для создания танцевального образа.

В результате проведения глубокой научно-педагогической работы сформулированы следующие требования к овладению всеми необходимыми знаниями, умениями и навыками будущих педагогов-хореографов в рамках предмета «Основы композиции и постановки танца». Студент, изучающий хореографию, должен уметь собирать, обрабатывать, анализировать, объединять и толковать информацию, чтобы формировать свои суждения по различным творческим, социальным и этическим вопросам. Он также должен уметь обобщать явления реального мира в художественных образах, чтобы создавать хореографические произведения.

Обучающийся танцу должен обладать навыками анализа танцевальных и музыкальных произведений (умение читать ноты и партитуры); составлять план и сценарий танцев, которые соответствуют различным хореографическим формам; создавать танцы, соответствующие различным стилям и жанрам музыки; знать о стилевых и стилистических особенностях различного музыкального материала. У студента, изучающего хореографию, должны быть развиты навыки использования приемов хореографической композиции и принципов создания хореографического текста, которые позволяют передавать идею, художественный образ и смысл произведения; владеть различными способами постановки и перемещения на сцене, а также уметь использовать различные ракурсы и радиусы движения. «Уметь использовать методы хореографического обучения и различные формы и средства для организации репетиций и педагогической деятельности в профессиональной сфере – это основные требования к уровню подготовки студента-хореографа. Студент, изучающий хореографию, должен уметь воссоздавать хореографические композиции, придавать им определенный стиль, развивать творческое мышление в области движения тела и владеть методами эффективного анализа»

.

Студент-хореограф, изучающий специфику постановки и композицию танца, обязан владеть концепцией организацией сценического пространства. Должен обладать знаниями о принципах организации сценического пространства, критериях и показателях средств сценографии, а также владеть умениями корректно разрешать возникающие организационные и творческие задачи.

Современный студент-хореограф должен обладать развитыми навыками межкультурной коммуникацией, базовыми знаниями менеджмента и администрирования в хореографическом коллективе. Студент-хореограф должен владеть спецификой основных процессов создания и поддержания здоровой атмосферы креативной деятельности и здоровье-сберегающих технологий.

5. Заключение

Таким образом, становится очевидной глубина и сложность методологии и самого процесса обучения предмету «Основы композиции и постановки танца». Опираясь на многолетний опыт великого танцовщика и новатора Ж-Ж. Новерра, мы убеждаемся, что недостаток мудрости и вкуса у большинства будущих хореографов связан с низким уровнем образования, которое они получают. Потому как студенты-хореографы применяют себя только к материальной стороне хореографического искусства, в погоне за овладением техники исполнения движений в максимальном объеме, приобретая механичность и формальность в постановках, теряют главные ориентиры, на которые должен опираться будущий педагог-хореограф: смысл, вкус и изящество.

В настоящее время более чем актуально, звучит высказывание Ж-Ж. Новерра, на которое должен опираться не только действующий хореограф, но и студенты-хореографы в процессе своего обучения. «В наших театрах мы видим только слабые копии копий, которые им предшествовали, откажитесь от той рабской рутины, которая держит ваше искусство в младенчестве; исследовать все, что касается развития талантов; будь оригинальным; сформировать для себя стиль на основе личных занятий; если вы должны копировать, подражать природе, это благородная модель, которая никогда не вводит в заблуждение тех, кто следует ей»

.

Метрика статьи

Просмотров:150
Скачиваний:3
Просмотры
Всего:
Просмотров:150