МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕХНОЛОГИИ ГЕЙМИФИКАЦИИ В ЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2023.138.48
Выпуск: № 12 (138), 2023
Предложена:
31.10.2023
Принята:
22.11.2023
Опубликована:
18.12.2023
412
7
XML
PDF

Аннотация

Изучение иностранного языка – процесс долгий, который требует от обучающихся усидчивости и утомительного заучивания. В статье раскрывается потенциал технологии геймификации для повышения интереса студентов к предмету, быстрому и эффективному получению знаний и навыков. Целью исследования является выявление возможностей геймификации в процессе обучения иностранному языку. Для достижения цели были использованы такие методы педагогического исследования, как анкетирование, наблюдение, анализ и синтез информации. Выводы, сделанные на основе личного опыта преподавания и опросов студентов языковых вузов, доказывают, что применение технологии геймификации в процессе обучения иностранным языкам может существенно повысить эффективность обучения.

1. Введение

Изучение иностранных языков в языковом вузе имеет свои особенности, которые заключаются, прежде всего, в том, что студенты, изучающие одновременно два иностранных языка (а в некоторых случаях, и больше, например, в системе дополнительного образования) вынуждены по много часов в день выполнять рутинную работу по заучиванию большого количества лексических единиц и выполняя огромное количество грамматических упражнений. Опросы студентов показали, что подготовка к занятиям занимает около четырех-пяти часов в день. Несмотря на то, что в языковые вузы поступают молодые люди, прошедшие соответствующий отбор, и их мотивация к изучению иностранного языка достаточно высока, ежедневный напряженный труд может привести к потере интереса к данному предмету. Поиск наиболее эффективных форм, средств, методов и технологий преподавания иностранных языков – это проблема, которая не утрачивает своей актуальности. Применение геймификации может существенно снизить утомляемость студентов, что, в конечном итоге, положительно скажется на качестве иноязычного образования.

В ходе исследования были использованы такие методы, как педагогическое наблюдение, анкетирование студентов, изучение и анализ письменных работ обучающихся. На основе принципа объективности и системного обучения были сделаны соответствующие выводы.

2. Основные результаты

Правильно подобранные игры, использованные в определенные моменты урока в школе или занятия в вузе, помогают совершенствовать учебную деятельность. Сейчас игровые технологии применяются почти во всех сферах жизни: в науке, в политике, в экономике, в образовании. Тренинги персонального профессионального роста, которые стали такими популярными в последнее время, также в своей основе предусматривают использование тех или иных игровых методик в работе со слушателями курсов.

Результаты проведенного среди студентов анкетирования показали положительное отношение обучающихся к применению игровых технологий в учебном процессе в школе и в вузе. Все респонденты отметили необходимость использования геймификации в процессе обучения, что оказывает положительное влияние на улучшение показателей успеваемости, повышает интерес обучающихся и их мотивацию к учению.

3. Обсуждение

Эффективное обучение и личностное развитие возможно только в том случае, если учебная деятельность будет эмоционально положительно окрашена. Наиболее сильным мотивирующим фактором являются такие приемы обучения, которые удовлетворяют потребности обучающихся в новизне изучаемого материала, разнообразии методов и подходов к обучению. Применение различных нестандартных технологий, создание зрительных и слуховых образов в процессе обучения способствуют закреплению языковых явлений в памяти. 

Интерес к технологии геймификации в процессе обучения иностранному языку совсем не случаен. В последние годы появился ряд статей по исследуемой проблематике. Обращает на себя внимание тот факт, что возможность применения геймификации рассматривается методистами на разных уровнях овладения иностранным языком и для обучающихся всех возрастов. Большинство исследователей, например, Л.А. Аркадьева, Е.С. Белкина, М.В. Шурупова, Е.В. Матюк, А.А. Власова и другие освещают возможности геймификации для поддержания мотивации к изучению иностранного языка в общеобразовательной школе на разных ступенях обучения

,
,
,
. Методисты К.А. Панкратова, А.Д. Хмылова и другие рассматривают геймификацию как средство совершенствования лексических навыков также в общеобразровательной школе
,
. Возможности геймификации при обучении иностранному языку в вузе освещают исследователи А.В. Цветкова, Н.А. Ванюшина
,
и многие другие.

Несмотря на научный интерес к проблеме, геймификацию различные исследователи определяют по-разному. Так, К.А. Панкратова и Л.А. Аркадьева считают, что геймификация - это средство

,
, Е.В. Матюк, Е.С. Белкина, М.В. Шурупова называют ее способом
,
. При этом ряд ученых, таких как Е.А. Носков, И.В. Хотеева и другие подразумевают под названным термином технологию
,
. В своем исследовании мы также используем данный термин в значении «технология», основываясь на определении словаря «Философия науки и техники: тематический словарь справочник» (авторы С.И. Некрасов, Н.А. Некрасова). Авторы отмечают, что под технологией подразумевается «применение любого научного знания для решения практических задач», «технология включает в себя методы, приёмы, режим работы, последовательность операций и процедур» 
. При этом мы считаем, что использование технологии геймификации в учебном процессе будет продуктивным при условии регулярного ее использования.

Некоторые исследователи посвящают свои работы использованию различных обучающих Интернет-платформ, что, безусловно, вполне отвечает потребностям современного молодого человека в плане получения образования

,
,
. Наиболее популярны, как показал опрос студентов, платформы Duolingvo, Lingualeo, которые также основаны на игровой механике. Так, обучающиеся получают баллы и различные поощрения за отлично выполненные задания, что в достаточной степени мотивирует обучающихся на дальнейшую работу. Кроме того, эти и другие обучающие Интернет-платформы охотно используются студентами во внеучебное время.

Впрочем, современные молодые люди также охотно участвуют в различных сюжетно-ролевых играх. По мнению А.В. Конышевой, «сюжетно-ролевая игра – это ситуативно-управляемое речевое упражнение, направленное на совершенствование речевых навыков и на развитие речевых умений»

. В процессе игры обучающиеся не только закрепляют знания иноязычной грамматики и лексики, но и участвуют в непосредственной коммуникации на иностранном языке как бы в условиях реальных жизненных ситуаций.

С целью сбора объективной информации об отношении обучающихся к использованию игровых технологий на уроках в средних образовательных организациях и на занятиях в высших учебных заведениях в сентябре 2023 года было проведено анкетирование студентов института филологии Елецкого государственного университета имени И.А. Бунина. В данном опросе приняли участие 50 студентов 2-4 курсов отделения иностранных языков.

Все 50 студентов (100%) считают, что использовать игры на уроках иностранного языка в школе необходимо, так как они повышают интерес обучающихся к предмету и, в целом, к учебной деятельности, и никто не отметил, что в процессе обучения этому предмету можно обойтись без игровых моментов. 20 опрошенных студентов (40%) ответили, что игры целесообразно применять в начальных классах, 23 человека (46%) – в начальных и средних классах, 7 человек (14%) – на всех трех этапах среднего школьного обучения.

Таким образом, если суммировать всю полученную информацию об отношении бывших школьников к использованию геймификации в учебном процессе в средней образовательной организации, можно отметить, что большинство опрошенных положительно относятся к играм, так как это, с одной стороны, позволяет учителю разнообразить ведение урока, повысить мотивацию школьников к изучению данного предмета, а с другой стороны, дает возможность предусмотреть небольшой отдых для детей на уроке. Следует помнить, что в начальных классах ведущим видом деятельности наряду с учебой остается игра, и если правильно с методической точки зрения использовать ее дидактический потенциал, можно эффективнее построить процесс обучения.

Данная анкета также содержала вопросы, касающиеся использования игровых технологий на занятиях в университете. 38 студентов (76%) ответили, что преподаватели вуза применяют игры на своих занятиях, 12 студентов (24%) на этот вопрос дали отрицательный ответ. По мнению 28 респондентов (56%) преподаватели делают это редко, 10 человек (20%) считают, что это происходит часто. 16 опрошенных студентов (32%) полагают, что вузовские преподаватели чаще всего используют лексические игры, реже грамматические и сюжетно-ролевые – 10 человек (20%) и 8 (16%) соответственно и 4 студента (8%) отметили компьютерные игры.

По мнению 27 студентов (54%), использование игровых технологий на занятиях в университете повышает их интерес и мотивацию к учебному процессу, 16 человек (32%) полагают, что это позволяет им немного отдохнуть, 7 человек (14%) думают, что это никак не отражается на их отношении к учебе.

Тем не менее следует отметить, что 48 респондентов (96%) считают необходимым использовать технологию геймификации в учебном процессе в вузе, и только 2 человека (4%) заявили, что в этом нет особой необходимости. Прежде всего, считают 23 опрошенных студента (46%), нужно применять игры при закреплении материала, 17 человек (34%) – при объяснении нового материала, 8 человек (16%) – при объяснении и при закреплении и 2 человека (4%) отмечают, что это не обязательно делать.

Последний вопрос анкеты предлагал респондентам дать определение термину «геймификация». 3 человека (6%), что это использование компьютерных игр в учебном процессе, 35 человек (70%) написали, что это – использование игр на занятиях. 12 респондентов (24%) дополнительно отметили, что в результате этого у студентов повышается мотивация к изучению иностранного языка и в целом к учебному процессу.

Таким образом, в ходе ответов на вопросы анкеты опрошенные студенты отметили важность такого средства обучения иностранному языку, как игровые технологии, как в учебном процессе в средних образовательных организациях, так и высших учебных заведениях.

4. Заключение

В современное время трудно представить процесс обучения иностранному языку без современных педагогических и информационных технологий. Методика преподавания постоянно совершенствуется, обновляется содержание федеральных государственных образовательных стандартов, дополняется список профессиональных компетенций учителей, расширяется их педагогический инструментарий. Особый акцент в процессе обучения иностранным языкам сейчас делается на развитии коммуникативных компетенций обучающихся.

Игру можно считать универсальным средством познания окружающего мира, а если ее рассматривать в качестве средства обучения, она становится эффективной движущей силой, которая может стимулировать мотивацию обучающихся к активному участию в образовательном процессе.

Проведенный опрос среди студентов убедительно доказал необходимость использования игровых технологий при обучении иностранным языкам в современных условиях. Методический потенциал геймификации в этом случае позволяет развивать у обучающихся не только интерес к данному предмету, но и такие личностные качества, как воображение, внимательность, общительность, ответственность, навыки работы в команде, креативность, образное мышление, готовность к сотрудничеству ради достижения общей цели.

Метрика статьи

Просмотров:412
Скачиваний:7
Просмотры
Всего:
Просмотров:412