ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ ТОКСИЧНОСТИ МАЗИ ГЕНТАДИОВЕТ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.53.191
Выпуск: № 11 (53), 2016
Опубликована:
2016/11/18
PDF

Тарасов А.В.1, Кузьминова Е.В.2, Семененко М.П.3, Родин И.А.4

1ORCID: 0000-0001-6743-5517, Аспирант, 2ORCID: 0000-0003-4744-0823, Доктор ветеринарных наук, 3ORCID: 0000-0001-8266-5900, Доктор ветеринарных наук, Краснодарский научно-исследовательский ветеринарный институт, 4ORCID: 0000-0002-8850-5358, Доктор ветеринарных наук, Кубанский государственный аграрный университет

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ ТОКСИЧНОСТИ МАЗИ ГЕНТАДИОВЕТ

Аннотация

В статье приведены результаты изучения параметров токсичности мази гентадиовет на лабораторных животных. Авторами установлено, что гентадиовет классифицируется как препарат малотоксичный и по ГОСТ 12.1.007-76 «Вредные вещества» относится к 4-му классу опасности (малоопасные вещества). Применение гентадиовета в течение месяца per os лабораторным животным в токсичных дозах только в максимальном объеме приводит к развитию сдвигов в метаболизме организма (лимфопения и «сдвиг вправо» в лейкоцитарной формуле, а также более напряженному функционированию печени). В группах же с меньшей дозировкой вводимого образца подобных изменений не установлено.

Ключевые слова: раны, мази, токсичность, животные, ветеринария.

Tarasov A.V.1, Kuzminova E.V.2, Semenenko M.P.3, Rodin I.A.4

1ORCID: 0000-0001-6743-5517, Postgraduate student, 2ORCID: 0000-0003-4744-0823, PhD in Veterinary Medicine and Science, 3ORCID: 0000-0001-8266-5900, PhD in Veterinary Medicine and Science, Krasnodar Research Veterinary Institute, 4ORCID: 0000-0002-8850-5358, PhD in Veterinary Medicine and Science, Kuban State Agrarian Universities

DETERMINATION OF TOXICITY PARAMETERS OF THE SALVE GENTADIOVET

Abstract

The results of the study of the toxicity parameters of the salve gentadiovet on laboratory animals are presented in the article. The authors found out that gentadiovet is classified as low-toxic drug and in accordance with GOST 12.1.007-76 "Harmful substances" refers to 4th class of hazard (low hazardous substances). Application of gentadiovet within a month per os to laboratory animals at toxic doses only in the maximum extent leads to the development of changes in the metabolism of the body (lymphopenia and «rightward shift» in leucocyte count and a more intense functioning of the liver). In the groups with the lower dosage of  introduced sample such changes has not been established.

Keywords: wounds, salves, toxicity, animals, veterinary.

Лечение инфицированных ран остается одной из важных проблем современной ветеринарной медицины, что делает актуальным разработку отечественных лекарственных препаратов, позволяющих повысить эффективность терапии при гнойной хирургической инфекции [2,4]. Развитие резистентности у микроорганизмов является основным фактором, обуславливающим создание комплексных антимикробных лекарственных средств, в состав которых входят отличающиеся по структуре и фармакологическому действию вещества, проявляющие различную степень антимикробной активности [1,5].

Для безопасного использования новых фармакологических препаратов необходимо полноценное изучение параметров их безвредности. Токсикологическая оценка, позволяющая определить интервал токсических доз, дает возможность сделать первичное заключение о действии вещества на организм и обуславливает режимы его дальнейшего применения [3,6].

Целью исследований явилось изучение параметров токсичности мази гентадиовет на лабораторных животных.

Материалы и методы исследований. Токсические параметры мази гентадиовет определяли в остром опыте при однократном пероральном введении белым беспородным крысам. Исследуемый образец мази животным вводился внутрижелудочно в дозах от 0,42 г/кг до 7,1 г/кг массы тела.

Изучение хронической токсичности гентадиовета было проведено на крысах, которых разделили на 4 группы – по 10 особей в каждой. Первая группа животных получала препарат в дозе 1/5 от максимально введенной в остром опыте (2080 мг/кг массы тела), вторая – 1/10 (1040 мг/кг массы тела), третья – 1/20 (520 мг/кг массы тела) и четвертая группа была контрольной (интактные здоровые животные). Навеску препарата вводили в болюсы, которые задавали животным опытных групп (индивидуально течение 1 месяца, один раз в сутки), контрольная группа получала только болюсы без действующего вещества в эквиобъеме и в том же режиме дозирования.

За всеми крысами в течение срока эксперимента велись наблюдения: учитывали массу тела (в начале опыта и по его окончанию), клиническое состояние, потребление пищи и воды, двигательные и поведенческие реакции.

Кровь для морфо-биохимических исследований брали в конце опыта у пяти животных из каждой группы. По окончании срока наблюдения всех крыс забивали декапитацией под эфирным наркозом, после чего проводили патологоанатомическое изучение внутренних органов.

Результаты исследований. В первой серии опытов по определению острой токсичности мази установлено, что однократное введение гентадиовета  в дозах от 420 до 7100 мг/кг массы тела не вызывает гибели и острой интоксикации животных, не влияет отрицательно на их общее состояние и поведение. Лишь при введении исследуемого образца мази в дозах 3,2;4,7 и 7,1 г/кг массы тела наблюдалось кратковременное (до 60 минут) угнетение, связанное с манипуляциями.

Последующее двухнедельное наблюдение за крысами показало, что по всем показателям подопытные  животные не имели отличий от контрольных. Они охотно поедали корм, демонстрировали нормальные реакции на тактильные, болевые, звуковые и световые раздражители, имели удовлетворительный внешний вид.

Во второй серии опытов при изучении хронической токсичности гентадиовета гибели не зарегистрировано ни в одной из групп. На протяжении первых двух недель эксперимента общее состояние подопытных крыс ничем не отличалось от контрольных. На 3-й и 4-й неделях опытного периода в 1-й группе крыс (с максимальной дозировкой препарата) отмечалось некоторое снижение моторной активности по сравнению с остальными группами животных. При исследовании шерстного покрова выпадения шерсти, алопеций, изменения цвета и структуры не установлено. Отклонений в функциях пищеварения и мочеотделения отмечено не было.

Гравиметрическими исследованиями установлено, что при применении гентадиовета в течение 30-ти дней наблюдался прирост массы тела лабораторных животных как опытных (во 2-й на 3,6% и в 3-й на 5,1%), так и контрольной группах (на 4,8%). В группе же с максимальной дозировкой препарата зарегистрировано снижение  массы тела крыс на 2,3%, при этом отклонения показателей были не достоверны по отношению к фоновым данным.

При изучении гематологических показателей крови крыс выявлено, что применение гентадиовета в самой большой дозе (466,7 мг/животное) приводит к увеличению доли сегментоядерных нейтрофилов, что проявляется «сдвигом вправо» лейкоцитарной формулы. При этом зарегистрировано снижение доли лимфоцитов, все эти изменения носили достоверный характер, как относительно контроля, так и относительно нижнего предела видовой нормы.

у опытных крыс после 30-дневного введения гентадиовета в наивысшей дозе  выявлено  достоверно значимое уменьшение количества тромбоцитов до 81,6±5,4 *109/л (разница с контролем 5,2 раза), не выходящее за пределы нормы.

Во второй и  третьей опытной группе  (1/10 и 1/20 от максимально введенной) средние значения всех определяемых показателей системы периферической крови значимо не отличались от контроля, что позволяет констатировать отсутствие патологических нарушений в организме животных.

При оценке биохимического профиля крови установлено, что в первой опытной группе содержание  мочевины и триглицеридов имело тенденцию к снижению в сравнении с животными других групп. В группах же с меньшей дозировкой вводимого образца подобных изменений не установлено.

О возросшей нагрузке на печень при применении максимальной дозы (466,7 мг/животное) гентадиовета свидетельствует увеличение активности гепатоиндикаторных ферментов. Так, в первой опытной группе разница в сравнении с контролем по содержанию аспартатаминотрансферазы составила в 2,5 раза, а в уровне аланинаминотрансферазы в 4,7 раз (при степени достоверности Р£0,05 по отношению  к контролю). О наличии холестатических отклонений у этих крыс свидетельствует увеличение уровня щелочной фосфатазы на 31,7%, в сравнении с интактными животными. У крыс, получавших препарат в меньших дозах, концентрация определяемых ферментов значимо не отличалась от показателей контрольной группы.

Таким образом, длительное применение исследуемого образца препарата гентадиовет лабораторным животным в самой большой дозе (466,7 мг/животное – 1/5 от максимально введенной) привело к напряженному функционированию печени, при более низких дозировках препарата его токсическое действие не установлено.

Результаты некропсии и гистологических исследований показали, что ежедневное применение препарата гендадиовет в течение 30 дней крысам в дозах 233,4 мг/животное и 116,7 мг/животное не вызывает раздражения, воспаления или деструкции тканей, а также не сопровождается развитием дистрофических и очаговых склеротических изменений в паренхиматозных клетках и строме внутренних органов. Применение препарата в наивысшей дозе 1/5 от максимально введенной в остром опыте  повышает нагрузку на печень, при отсутствии явных клинических признаков интоксикации.

Заключение. Таким образом, на основании результатов исследований установлено, что однократное введение исследуемого образца мази гентадиовет  в дозах от 420 до 7100 мг/кг переносится животными без видимых последствий  и он классифицируется как препарат малотоксичный и по ГОСТ 12.1.007-76 «Вредные вещества» относится к 4-му классу опасности (малоопасные вещества).

Применение гентадиовета в течение месяца лабораторным животным в токсичных дозах только в максимальном объеме (466,7 мг/животное) приводит к развитию сдвигов в метаболизме организма (лимфопения и «сдвиг вправо» в лейкоцитарной формуле, а также более напряженному функционированию печени). В группах же с меньшей дозировкой вводимого образца подобных изменений не установлено.

Список литературы / References

  1. Антипов В.А. Повышение сохранности и продуктивного здоровья импортного молочного скота /В.А. Антипов, М.П. Семененко, Н.Ю. Басова и др. − Краснодар, 2009. − 63 с.
  2. Антипов В.А. Эффективные зооветеринарные технологии по повышению воспроизводства, сохранности и продуктивности животных /В.А. Антипов, А.Н. Меньшенин, А.Н. Турченко и др. − Краснодар, 2005. − 79 с.
  3. Дорожкин В.И. Принципы токсикологической оценки новых лекарственных средств /В.И. Дорожкин, Д.Н. Уразаев //Ветеринарная медицина. − − № 1− 4. − С. 26.
  4. Жолобова И.С. Эффективность использования активированных растворов хлоридов при лечении собак с хирургическими заболеваниями /И.С. Жолобова, А.Г. Кощаев, А.В. Лунева //Ветеринария Кубани. − − №5. − С. 11−13.
  5. Перес Куэвас А. Комплексные лекарственные средства при бактериальных инфекциях /А. Перес Куэвас, А.В. Семенычев //Ветеринария. − − № 5. − С. 6−9.
  6. Тяпкина Е. Рациональное использование лекарственных препаратов в ветеринарии /Е. Тяпкина, Л. Хахов, М. Семененко и др. − Краснодар, 2014. − 57 с.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Antipov V.A. Povyshenie sohrannosti i produktivnogo zdorov'ja importnogo molochnogo skota [Improving safety and reproductive health of imported dairy cattle] /V.A. Antipov, M.P. Semenenko, N.Ju. Basova i dr. − Krasnodar [Krasnodar] – − 63 p. [in Russian]
  2. Antipov V.A. Jeffektivnye zooveterinarnye tehnologii po povysheniju vosproizvodstva, sohrannosti i produktivnosti zhivotnyh [Effective veterinarian technologies to improve reproduction, animal safety and productivity ] /V.A. Antipov, A.N. Men'shenin, A.N. Turchenko i dr. − Krasnodar [Krasnodar] – − 79 p. [in Russian]
  3. Dorozhkin V.I. Principy toksikologicheskoj ocenki novyh lekarstvennyh sredstv [Principles of the toxicological evaluation of new medicines] /V.I. Dorozhkin, D.N. Urazaev //Veterinarnaja medicina [Veterinary medicine] − 2006. − № 1− 4. − P. 26. [in Russian]
  4. Zholobova I.S. Jeffektivnost' ispol'zovanija aktivirovannyh rastvorov hloridov pri lechenii sobak s hirurgicheskimi zabolevanijami [Efficiency of use of activated chloride solutions in the treatment of dogs with surgical diseases] /I.S. Zholobova, A.G. Koshhaev, A.V. Luneva //Veterinarija Kubani [Kuban Veterinary] − 2012. − №5. − P. 11− 13. [in Russian]
  5. Peres Kujevas A. Kompleksnye lekarstvennye sredstva pri bakterial'nyh infekcijah [Complex medicines for bacterial infections] /A. Peres Kujevas, A.V. Semenychev //Veterinarija [Veterinary] − 2006. − № 5. − 6− 9. [in Russian]
  6. Tjapkina E. Racional'noe ispol'zovanie lekarstvennyh preparatov v veterinarii [Rational use of drugs in veterinary medicine] /E. Tjapkina, L. Hahov, M. Semenenko i dr. − Krasnodar [Krasnodar] – 57 p. [in Russian]