СПЕЦИФИКА ОТНОШЕНИЯ К БЕРЕМЕННОСТИ И РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК У ПЕРВОРОДЯЩИХ И ПОВТОРНОРОДЯЩИХ ЖЕНЩИН (РЕЗУЛЬТАТЫ КОРРЕЛЯЦИОННОГО АНАЛИЗА)

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.59.101
Выпуск: № 5 (59), 2017
Опубликована:
2017/05/19
PDF

Харламова Т.М.1, Касьянова И.В.2

1Кандидат психологических наук, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2Психолог, МУЗГКБ № 2 им. Ф.Х. Граля, женская консультация № 2 г. Перми

Исследование выполнено при поддержке РФФИ, проект 17-16-59001

СПЕЦИФИКА ОТНОШЕНИЯ К БЕРЕМЕННОСТИ И РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК У ПЕРВОРОДЯЩИХ И ПОВТОРНОРОДЯЩИХ ЖЕНЩИН (РЕЗУЛЬТАТЫ КОРРЕЛЯЦИОННОГО АНАЛИЗА)

Аннотация

Проведен сравнительный анализ специфики отношения к беременности и родительских установок у первородящих и повторнородящих женщин. Установлено, что в качестве системообразующих показателей в первой выборке выступают «доминирование матери», «зависимость и несамостоятельность матери», «подавление сексуальности», «подавление агрессивности» и «тревожный тип ПКГД», во второй выборке - «оптимальный тип ПКГД». Обнаружено, что чем более у первородящих женщин выражены зависимость и несамостоятельность, тем сильнее проявляется ощущение самопожертвования в роли матери и неудовлетворенность ролью хозяйки дома, а в плане отношения к ребенку - излишняя строгость, исключение внесемейных влияний и стремление развить детскую активность. Соответственно, чем более выражен обозначенный выше показатель в выборке повторнородящих женщин, тем выше их способность устанавливать с детьми оптимальный эмоциональный контакт, а также излишне концентрироваться на них, что проявляется в высокой потребности создать для ребенка безопасную среду и чрезмерно вмешиваться в его мир. Специфичны и другие корреляции исследуемых показателей.

Ключевые слова: отношение к беременности, родительские установки, репродуктивный статус.

Kharlamova T.M.1, Kasianova I.V.2

1PhD in Psychology, Perm State Humanitarian-Pedagogical University, 2Psychologist, City Clinical Hospital No. 2 named Dr. F.Kh.Gral, Maternity Welfare Centre No. 2, Perm

The study was carried out with the support of the Russian Foundation for Basic Research, project 17-16-59001

SPECIFIC FEATURES OF ATTITUDE TO PREGNANCY AND PARENTAL MINDSET AMONG PRIMIPARA AND BIPARA (RESULTS OF CORRELATION ANALYSIS)

Abstract

The author of the paper conducted comparative analysis of specific features of the attitude to pregnancy and parental mindset among primipara and bipara women. It was established that “mother domination,” “dependence and mother's lack of initiative,” “suppression of sexuality,” “suppression of aggressiveness” and “anxiety type of PCGD,” are used as system-forming indicators in the first sample while “optimal type of PCGD” is a system-forming indicator in the second sample. It was found that the more primipara women depend on others and lack initiative, the stronger is their feeling of self-sacrifice in the role of mother and their dissatisfaction with the role of the hostess of the house. In terms of attitudes toward the child, it manifests itself in excessive severity, exclusion of extra-family influences and the desire to develop children's activity. Accordingly, the more pronounced are the above indicators in the sample of bipara women, the higher is their ability to establish optimal emotional contact with the children, and to concentrate too much on them, which is manifested in the high need to create a safe environment for the child and to interfere excessively into the world of the child. Other correlations of the studied indicators are also specific.

Keywords: attitude to pregnancy, parental mindset, reproductive status.

Материнство, как уникальный многомерный феномен традиционно исследуется в рамках социальных, медицинских, психологических и других наук. Интерес современных ученых направлен, в частности, на проблемы гестации [1], [3], на психологические особенности беременных женщин [2], [4], женщин с диагнозом «бесплодие» [5] и др.

Целью нашей работы стало изучение отношения к беременности и родительских установок у женщин с разным репродуктивным статусом. Исследование проводилось на базе женской консультации № 2 МУЗГКБ № 2 им. Ф.Х. Граля. В качестве испытуемых выступили первородящие женщины (средний возраст - 23 года) и повторнородящие (средний возраст - 32 года) с разным сроком беременности (без выраженной патологии), замужние. В диагностический комплекс вошли методики изучения отношения к беременности (И.В. Добряков), родительских установок (PARI; Е.С. Шефер и Р.К. Белл), потребности в детях (А.Н. Сизанов), ситуативной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилбергер).

Проведенный нами корреляционный анализ позволил установить, что в качестве системообразующих показателей в выборке первородящих женщин выступают «доминирование матери», «зависимость и несамостоятельность матери», «подавление сексуальности», «подавление агрессивности» и «тревожный тип ПКГД». Выявленная тенденция (значительное число показателей с высоким количеством корреляций) кажется нам вполне логичной, т.к. первая беременность актуализирует у женщины опыт предыдущей жизни, в том числе характер взаимоотношений с родителями, и формирует потребность понять степень удовлетворенности своим браком. На этом фоне наличие у беременной доминантной, гиперсоциальной матери, которая уделяет своей дочери максимум внимания и заботы, знает все лучше других, очевидно, компенсирует отсутствие опыта вынашивания и рождения ребенка, недостаточную сформированность материнской позиции, сложности в самостоятельном принятии решений первородящей испытуемой, которая часто зависит от мнения других, ждет, чтобы кто-то посоветовал, успокоил. Такая беременная склонна переоценивать проблемы, связанные с супружескими отношениями, материально-бытовыми трудностями, наличием заболеваний, старается обезопасить себя и ребенка от них, но периодически все же поддается агрессивным импульсам и активно выражает эмоции гнева. По мере принятия первородящими женщинами нового положения, происходят изменения в их самосознании, что позволяет подавлять собственную агрессивность. Данному процессу способствуют также определенные черты характера (доброжелательность, сдержанность, тактичность), уровень воспитанности, общение с семьями, имеющими детей и т.п.

Наличие системообразующей функции у показателя «тревожный тип ПКГД» указывает на повышенную психическую утомляемость испытуемых первой выборки, сложности в рефлексии реальных и мнимых проблем. Специфика отрицательных взаимосвязей данного показателя детализирует обозначенную выше картину. Например, установлено, что чем более тревожна первородящая женщина и при этом не всегда может объяснить причину своей тревоги, тем менее она склонна проявлять чрезмерную заботу о ребенке и поддерживать с ним симбиотическую связь. Также она менее ограничена рамками семьи, и менее заботится о ней, что может быть детерминировано и менее выраженной авторитарностью ее матери, которая не дает дочери четких указаний как себя вести в новой для нее жизненной ситуации. Вероятно, данная беременная ищет свой путь, испытывает потребность пересмотреть иерархию личных ценностей и при этом сомневается в правильности своих действий, что повышает уровень ее тревоги. Для сравнения, в выборке повторнородящих женщин отрицательные корреляции показателя «тревожный тип ПКГД» позволяют утверждать, что чем более тревожны данные испытуемые, тем менее они склонны к подавлению собственной агрессивности в отношении ребенка и выстраиванию с ним равных, гармоничных отношений, учитывающих роль и назначение детей в семье.

Системообразующим показателем в выборке повторнородящих женщин является «оптимальный тип ПКГД». Очевидно, данные испытуемые, опираясь на имеющийся опыт вынашивания и рождения ребенка, относятся к своему состоянию более спокойно и ответственно, сохраняют физическую и психическую активность. Желанность и гармоничность ситуации второй беременности, ее позитивное принятие мужем стабилизируют семейные отношения. Интересны корреляции обозначенного показателя. Их отрицательный характер позволяет предположить, что чем более оптимален тип ПКГД, чем более ответственно относится женщина к своей беременности и без лишней тревоги воспринимает свое новое состояние, тем менее она настроена на ускоренное развитие ребенка и чрезвычайное вмешательство в его мир, тем менее ей свойственны эйфорический, тревожный и депрессивный типы ПКГД. Последние факты указывают на то, что у данных испытуемых менее выражены истерические черты личности, склонность использовать беременность в качестве средства манипулирования, а также им менее свойственна тенденция длительное время пребывать в пониженом настроении, что в целом улучшает семейную ситуацию, делает взаимоотношения с близкими людьми более доверительными и прочными.

Сравнительный анализ других специфичных взаимосвязей показателей отношения к беременности и родительских установок позволил установить следующее. Чем более у первородящих женщин выражены зависимость и несамостоятельность, тем сильнее (в соответствии с положительным характером взаимосвязей) проявляется ощущение самопожертвования в роли матери и неудовлетворенность ролью хозяйки дома, а в плане отношения к ребенку - излишняя строгость, исключение внесемейных влияний и стремление развить детскую активность. Последние факты подтверждают отсутствие у данных испытуемых четкого представления о гармоничном психологическом контакте с ребенком, что, на наш взгляд, объясняется не только острым чувством собственной незащищенности и уязвимости, но и первым опытом беременности. Соответственно, чем более выражен показатель зависимости и несамостоятельности матери в выборке повторнородящих женщин, тем выше (положительный характер корреляций) их способность устанавливать с детьми оптимальный эмоциональный контакт, а также излишне концентрироваться на них, что проявляется в высокой потребности создать для ребенка безопасную среду,  чрезмерном вмешательстве в его мир. Очевидно, имеющийся опыт взаимодействия с детьми помогает данным испытуемым установить эмоциональную связь с ребенком, которая в норме начинает формироваться еще в период его пребывания в материнской утробе и продолжает развиваться на протяжении всей жизни. Также нам кажется естественным, что несамостоятельные, зависимые от мнения и отношения к ним других людей, матери склонны воспринимать окружающую среду как несущую угрозу и поэтому испытывают повышенную потребность защитить, обезопасить своего ребенка, в том числе ценой постоянного вмешательства в его жизнедеятельность.

Установлено также, что чем более у первородящих женщин выражена готовность установить с ребенком партнерские отношения, тем ниже (отрицательные взаимосвязи) уровень их личностной тревоги, тем менее они эмоционально дистанцируются от ребенка и тем менее ощущают самопожертвование в роли матери. Преимуществом партнерских отношений является равенство между членами семьи. Родители, как правило, совместно занимаются детьми, не смотря на занятость каждого из них. Подобное распределение ролей укрепляет семейный союз и способствует проявлению позитивных эмоций женщины по отношению к ребенку и новому для нее статусу матери. Для сравнения, чем более выражен показатель «партнерские отношения» у повторнородящих женщин, тем более они (положительный характер корреляций) погружены в семейные заботы, ориентированы на побуждение детей к вербализации и тем активнее подавляют агрессивные проявления в детско-родительских отношениях. Очевидно, как более опытные мамы, эти испытуемые, посредством побуждения словесных проявлений, стимулируют раннее речевое развитие своего ребенка, что позволит выявить и развить у него способность к вербализации чувств, мыслей и в целом способность к самовыражению. Успех данного процесса во многом зависит от условий воспитания в семье и партнерских отношений с ребенком.

Проведенный нами далее сравнительный анализ взаимосвязей показателя «уклонение от контакта с ребенком» позволил установить, что чем более он выражен у первородящих испытуемых, тем более они эмоционально дистанцированы от ребенка, что проявляется в отвержении, игнорировании, равнодушии, а это одна из самых тяжелых и болезненных психологических травм. В свою очередь, чем более выражен исследуемый показатель в выборке повторнородящих женщин, тем более они суровы и строги, и тем менее склонны участвовать в семейных детско-родительских конфликтах, избегая тем самым неприятных чувств и переживаний.

Полученные данные и сформированный нами диагностический комплекс будут интересны специалистам в области семейной и клинической психологии, позволят, с учетом репродуктивного статуса беременных женщин, разработать и реализовать программы их медико-психологического сопровождения.

Список литературы / References

  1. ДобряковИ. В. Клинико-психологические методы определения типа психологического компонента гестационной доминанты / И. В. Добряков // Хрестоматия по перинатальной психологии. – М. : Издательство УРАО, 2005. – С. 93–102.
  2. Нечаева М. А. Отношение к беременности и его психологическая диагностика у женщин с различными вариантами репродуктивного статуса : дис. … канд. пс. наук : 19.00.04 : защищена 28.03.2013 / Нечаева Марина Андреевна. – СПб. : РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. – 240 с.
  3. Рабовалюк Л. Н. Ценностные ориентации беременных женщин с разными типами психологического компонента гестационной доминанты / Л. Н. Рабовалюк // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2012 №1 (09). URL: sisp.nkras.ru ›issues/2012/1/rabovalyuk.pdf
  4. Радостева А. Г. Личностные характеристики беременных женщин в зависимости от возрастных и социально-демографических различий / А. Г. Радостева // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 11-5. - С. 1149-1153.
  5. Харламова Т. М., Курилова А. В. Психологические особенности женщин, страдающих бесплодием (результаты t-критерия Стьюдента) / Т. М. Харламова, А. В. Курилова // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. - № 7. – С. 167-168.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Dobryakov I. V. Kliniko-psihologicheskie metody opredeleniya tipa psihologicheskogo komponenta gestacionnoj dominanty [Clinical psychological methods for determining the psychological component type of gestational dominance] / I. V. Dobryakov // Hrestomatiya po perinatal'noj psihologii [Readings in perinatal psychology]. – M. : Izdatelstvo URAO, 2005. – P. 93–102. [in Russian]
  2. Nechaeva M. A. Otnoshenie k beremennosti i ego psihologicheskaya diagnostika u zhenshchin s razlichnymi variantami reproduktivnogo statusa [The attitude towards pregnancy and its psychological diagnosis in women with different reproductive statuses] : dis. … of PhD in Psychologists : defense of the thesis 28.03.2013 / Nechaeva Marina Andreevna. – SPb. : RGPU im. A.I. Gercena, 2013. – 240 P. [in Russian]
  3. Rabovaljuk L. N. Cennostnye orientacii beremennyh zhenshchin s raznymi tipami psihologicheskogo komponenta gestacionnoj dominanty [Valued orientations of pregnant woman dependence on type of psychological kompanent gectational dominant] / L. N. Rabovaljuk // Sovremennye issledovaniya social'nyh problem (ehlektronnyj nauchnyj zhurnal) [Modern research of social problems (the electronic scientific journal)]. - 2012. - № 1 (09). URL: sisp.nkras.ru ›issues/2012/1/rabovalyuk.pdf [in Russian]
  4. Radosteva A. G. Lichnostnye harakteristiki beremennyh zhenshchin v zavisimosti ot vozrastnyh i social'no-demograficheskih razlichij [Personal characteristics of pregnant women in according to age and socio-demographic diffrences] / A. G. Radosteva // Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental research]. – 2012. – № 11-5. - P. 1149-1153. [in Russian]
  5. Кharlamova T. M., Kurilova A. V. Psihologicheskie osobennosti zhenshchin, stradayushchih besplodiem (rezul'taty t-kriteriya St'yudenta) [Psychological characteristics of women suffering from infertility (results of Student's t-test)] / Т. М. Kharlamova, A. V. Kurilova // Mezhdunarodnyj zhurnal ehksperimental'nogo obrazovaniya [International journal of experimental education]. – 2016. - № 7. – P. 167-168. [in Russian]