КРЕАТИВНОСТЬ КАК КОМПЕТЕНЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИОНОМИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.96.6.068
Выпуск: № 6 (96), 2020
Опубликована:
2020/06/17
PDF

КРЕАТИВНОСТЬ КАК КОМПЕТЕНЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИОНОМИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ

Научная статья

Серебровская Н.Е.1, Кочергина И.С.2, *

2 ORCID: 0000-0001-6161-5453;

1, 2 Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия

* Корреспондирующий автор (kocher13 [at]mail.ru)

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема изучения креативности представителей социономических профессий, как принципиально важной личностной компетенции, влияющей на успешное исполнение такими специалистами своих профессиональных задач. На этапе теоретического изучения рассматриваемой проблемы проанализировано содержание термина «креативность» с точки зрения разных авторских подходов, определено отсутствие категориальной однородности, выявлена неоднозначность в трактовке данного понятия. Также раскрыта специфика социономических профессий с точки зрения профессиональных требований и особенностей профессиональных задач.

Авторами высказано и обосновано мнение о том, что креативность является важной личностной компетенцией современного профессионала особенно в социономических профессиях. В контексте требований к социономическим профессиям выделены такие виды креативности как вербальная и невербальная, раскрыто их содержание.

С этой целью было проведено исследование для выявления уровня развития разных аспектов креативности у слушателей курсов повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки социономических профессий на Факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки ННГУ им. Н.И. Лобачевского. В качестве представителей социономических профессий выступали работники сферы образования города Нижнего Новгорода.

Результаты исследования креативности как личностной компетенции представителей социономических профессий продемонстрировали профессиональные дефициты в группе работников сферы образования, наглядно показали недостаточное развитие характеристик вербальной и невербальной креативности у большинства опрошенных.

По итогам проведенного исследования сделаны выводы о необходимости изменения подходов к обучению слушателей факультета повышения квалификации университета с целью развития у них креативности как необходимой профессионально-личностной характеристики.

Изменение модели образования должно быть связано с построением учебного процесса на базе системного подхода и приобретением слушателями опыта творческой деятельности. По мнению авторов, обучение должно способствовать развитию креативности слушателей, создавать условия для раскрытия их личностного потенциала через расширение возможностей для самоактуализации, проявления творческой активности. Особое внимание при разработке курсов повышения квалификации необходимо уделить новым форматам обучения: проектированию, самостоятельным практикумам, учебным интерактивным играм, учебным квестам и другим интерактивным формам работы.

Ключевые слова: креативность, специалисты социономических профессий, личностные компетенции, методы обучения, образовательные тенденции.

CREATIVITY AS COMPETENCE OF SPECIALISTS OF SOCIONOMIC PROFESSIONS

Research article

Serebrovskaya N.E.1, Kochergina I.S.2, *

2ORCID: 0000-0001-6161-5453;

1, 2 National Research Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod (UNN), Nizhny Novgorod, Russia

*Corresponding author (kocher13[at]mail.ru)

Abstract

The paper discusses the problem of studying the creativity of representatives of socionomic professions, as a fundamentally important personal competence that affects the successful completion of professional tasks by these specialists. At the theoretical study stage of the considered problem, the content of the “creativity” term is analyzed from the point of view of various author's approaches, the absence of categorical homogeneity is determined, and the ambiguity in the interpretation of this concept is revealed. The specifics of socionomic professions in terms of professional requirements and characteristics of professional tasks are also disclosed.

The authors expressed and substantiated the opinion that creativity is an important personal competence of a modern professional, especially in socionomic professions. Such types of creativity as verbal and non-verbal are distinguished in the context of requirements for socionomic professions, their contents are disclosed.

To this end, a study is conducted to identify the level of development of various aspects of creativity among students of continuing education courses and professional retraining programs of socionomic professions at the Faculty of Continuing Education and Professional Retraining of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod (UNN). Representatives of socionomic professions are education employees in the city of Nizhny Novgorod.

The results of a study of creativity as a personal competence of representatives of socionomic professions demonstrated professional deficits in the group of educational employees, clearly demonstrated the insufficient development of verbal and non-verbal creativity in the majority of respondents.

Based on the results of the study, conclusions are drawn about the need to change approaches to the training of students of the faculty of advanced training of the university in order to develop their creativity as a necessary professional and personal characteristic.

A change in the model of education must be associated with the construction of the educational process based on a systematic approach, and the acquisition by students of the experience of creative activity. According to the authors, the training should promote the development of students' creativity, create conditions for the disclosure of their personal potential through expanding opportunities for self-actualization, the manifestation of creative activity. Particular attention in the development of continuing education courses must be given to new training formats: design, independent workshops, interactive educational games, educational quests, and other interactive forms of work.

Keywords: creativity, specialists of socionomic professions, personal competencies, teaching methods, educational trends

Введение

Жизнь в мире, насыщенном информацией, динамичном и изменчивом, каждый день ставит перед современным человеком все больше вопросов, предъявляет к нему все больше требований. Сегодняшнее общество формирует запрос на креативную личность, обладающую знаниями, умениями и навыками, соответствующими современным общественным тенденциям. Креативные люди развивают общество, насыщают общественную реальность новым содержанием, создают новые направления в его развитии.

Сфера высшего образования не может не реагировать на новую общественную ситуацию. Подготовка будущих специалистов, отвечающих с точки зрения своих личностных и профессиональных компетенций требованиям сегодняшнего дня, требует от вузов нового учебного содержания, изменений в построении образовательного процесса, перестройки системы подготовки студентов в целом. Подготовка в системе высшей школы должна быть направлена не только на приобретение будущими специалистами знаний, умений и навыков, необходимых для будущей профессии, но и на личностное развитие студентов, формирование их творческого начала, развитие их творческих способностей и построение мотивации в процессе решения профессиональных задач.

В этой связи интересной задачей для нас является рассмотрение креативности как важной компетенции, приобретение которой необходимо специалисту, особенно в области социономических профессий.

Основная часть

С точки зрения Е.А. Климова социономические профессии – это профессии типа «человек-человек» или профессии субъект-субъектного типа [1]. Именно в этой группе профессий важны умения специалистов адаптировать процесс общения в соответствии с индивидуальными особенностями собеседника, решать нестандартные задачи в трудных ситуациях социального взаимодействия, создавать собственные стратегии коммуникативного поведения в процессе своей профессиональной деятельности и др.

Е.А.Климов разделяет все социономические профессии на: исполнительские (официант, продавец, агент и др.), действующие по образцу, алгоритму и инструкциям; творческие (педагог, психолог, социальный работник, адвокат и др.), связанные с аналитической деятельностью, созданием нового продукта и конструированием новых идей; руководящие (менеджер по персоналу, управляющий, руководитель подразделения и др.), связанные с планированием, проектированием, координация, принятием решений, в том числе и нестандартных.

Профессиональными особенностями социономических профессий являются отсутствие жесткой регламентации в процессе общения и продукту труда. Одновременно, к конечному результату трудовой деятельности перечисленных выше специалистов, особенно творческих и руководящих, предъявляются высокие требования. И результат этот связан с высоким уровнем ответственности, поскольку объектом их труда выступает человек.

Процесс общения, который является основным содержанием профессиональной деятельности представителя социономической профессии, связан непосредственным образом с понятием «креативность». С точки зрения Е.М. Климова нестандартные ситуации взаимодействия – это то, что сопровождает практически любую коммуникацию. От представителя социономической профессии требуется умение творчески мыслить, прогнозировать собственные действия и действия партнера по общению, творческий склад ума. Им свойственен тропономический тип воображения (от греч. «тропос» - поворот, оборот).

Начнем с рассмотрения понятия «креативность». Весьма продолжительное время креативность не рассматривали как серьезную научную категорию. Содержательная значимость и научно-практическая ценность ее отрицалась и рассматривалась при обсуждении природы творческого начала в человеке.

В психологии этой дискуссионной проблемой в той или иной степени занимались в основном зарубежные ученые (Дж. Гилфорд, А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Стернберг, Г. Уоллес, К. Урбан и др.). Среди отечественных психологов тема креативности отражена в работах Б. Богоявленской, Н.Ф. Вишнякова, В.Н. Дружинина, Е.П. Варламова, В.Н. Козленко, А.М. Матюшкина, С.Ю. Степанова и др.

Несмотря на большой материал, накопленный по теме креативности, единой позиции в определении содержания категории «креативность» до сих пор нет. Также, как и единой теории креативности личности. Под креативностью М. Мумфорд понимал производство новых и полезных идей. С точки зрения Р. Стернберга, креативность – это создание нового и оригинального, имеющего ценность. Ценность этого нового продукта имеет общественную значимость, ее оценивают, по мнению Стернберга, знающие социальные группы [2].

Е. Торренс содержательно определяет креативность как процесс, позволяющий восполнить пробелы в системе знаний, решить актуальные проблемы личности. В структуре креативности Е. Торренс выделяет следующие моменты: способность определять степень трудности, поиск новых и оригинальных решений по их преодолению, нахождение решения проблемы, тестирование и реализация [3], [4]. С точки зрения Э. Эмебайла креативность определяется как продуцирование новых, оригинальных и где-то даже уникальных идей, которые непосредственно связаны с деятельностью человека.

Вишнякова Н.Ф. креативность рассматривает во взаимосвязи с творческим потенциалом личности как личностную структуру, включающую склонности и способности, составляющие творческий потенциал, и выражающихся в выражающихся в творческой индивидуальности человека [5].

С точки зрения Г.А. Глотовой креативность нельзя отождествлять с творческим потенциалом личности [6]. Креативность определяется в этой связи как полисемантическая смысловая категория, которая имеет три уровня развития:

– широкий (всеобщая креативность),

– промежуточный (потенциальная креативность),

– узкий уровень (актуальная, объективная креативность).

На сегодня существует проблема категориальной неразработанности. Содержание термина «креативности» до сих пор окончательно не определено и является предметом научной дискуссии. Однако, некоторая смысловая неопределенность не снижает интереса к креативности как желаемой характеристики современного человека.

К. Роджерс отмечал: «Нам нужна молодежь, которая может творчески мыслить и действовать, ценит человеческую жизнь, способна принимать обдуманные решения, умеет общаться и вести переговоры, а не только сражаться. Мы как блюстители этих ценностей отвечаем за создание учебной среды, благоприятной для развития свободы и ответственности» [7].

Врожденным или приобретенным качеством является такая характеристика личности как креативность? Этот вопрос поставил в ходе своего исследования американский ученый Дж. Лэнд. Этим автором в       1968 году был разработан тест, оценивающий уровень креативности персонала NASA.

В ходе исследования выяснилось, что большинство маленьких детей, принявших участие в исследовании, имеют высокий уровень креативности, однако по мере взросления креативность снижается. Одной из причин по которой креативность снижается по мере взросления человека Дж. Лэнд назвал неправильную систему обучения детей. В рамках стандартной системы обучения у детей формируется подчинение правилам, послушание. Таким образом, воспитываются хорошие исполнители, следующие существующим правилам. Однако при этом теряется способность творчески думать и изобретать.

Таким образом, именно Дж. Лэнд назвал креативность развиваемым свойством человека. Вслед за ним мы считаем, что креативность, базируясь на врожденных особенностях личности, может развиваться в ходе обучения. Эта точка зрения подтверждается и в работах Т. Эмэбайла, который определял креативность как управляемый процесс. Специально организованный учебный процесс с использованием специальных методов обучения, позволяет работать с врожденным потенциалом личности и развивать [8]. Мы считаем, что креативность можно определить как необходимую профессионально-личностную компетенцию, востребованную на сегодняшний день.

Интересной с этой точки зрения является мысль Л. Мобли, проводившего исследование среди работников компании IBM: «успех проекта больше зависит от обучения сотрудников мыслить креативно, нежели от обучения в области написания отчетов». В этой связи Л. Мобли выделил следующие интересные моменты:

– традиционные методы обучения являются бесполезными для развития креативности;

– наиболее быстрый способ стать креативным – общаться с креативными людьми и тесное взаимодействие с ними;

– креативность напрямую связана с процессом самообразования;

– креативность подразумевает ошибки.

Определяя креативность как важную личностную компетенцию, приведем точку зрения Т. Силига. Он утверждал, что креативность – это развиваемая личностная компетенция, развить которую можно через поиск новых методов к решению повседневных задач.

С нашей точки зрения креативность является важной личностной компетенцией современного профессионала особенно в социономических профессиях. Она является эффективным навыком для создания инновационных идей и продуктов. Мы согласны с точкой зрения Серебровской Н.Е., что социальный мир характеризуется изменчивостью и многообразием, а социономическое профессиональное пространство представляет собой место личностной реализации [9], [10]. Такое профессиональное пространство предъявляет к профессионалу особые требования. Сегодня специалисту социономической профессии необходимо не встраиваться в пространство, а овладевать им, переструктурировать его. Профессиональное социономическое пространство предполагает проявление социального творчества со стороны специалиста, что обеспечивается особой компетенцией – креативностью.

Успешный бизнес, как показывает практика, начинается с интересной идеи, вслед за которой следует ее содержательная разработка и планирование этапов реализации в рамках проектной работы. Также в рамках управленческой деятельности одним из активно практикуемых сегодня форматов профессиональной деятельности являются проекты. Такие форматы характеризуют, в частности, средний и малый бизнес, самозанятость, сферу предпринимательства. Если раньше креативность была необходима лишь творческим людям, ограничивалась специалистами, работающими исключительно в культурных отраслях, сегодня профессиональное поле креативности расширилось.

Креативность специалиста социономической профессии связана, с нашей точки зрения, с высокой значимостью для личности ценностей и сфер социальной активности, с полимотивированностью личности, сознательной образовательной активностью и повышением уровня образованности и кругозора. Таким образом, запрос общества на креативных специалистов, в частности, в области управления, определяет новые образовательные тенденции в сфере высшего образования.

Основной целью нашего исследования было выявление уровня развития разных аспектов креативности у слушателей курсов повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки социономических профессий. Исследование проводилось на факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки ННГУ им. Н.И. Лобачевского. В нем принимали участие 96 слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной подготовки в области социономических профессий, в частности, в сфере управления образованием. Для диагностики креативности мы использовали тест Дж.П. Гилфорда, занимавшегося изучением интеллекта человека [11]. Он установил, что творческих людей характеризует дивергентное мышление, при котором решения возникающей проблемы человек ведет во всех возможных направлениях. При этом рассматривается множество вариантов. Именно такой способ мышления лежит в основе креативности личности. Во время тестирования изучаются следующие факторы:

1) Беглость (легкость, продуктивность) — этот фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом ответов.

2) Гибкость — фактор характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов.

3) Оригинальность — фактор характеризует оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме, и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа.

4) Точность — фактор, характеризующий стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.

Под вербальной креативностью в нашем исследовании мы понимаем словесное творческое мышление, способность оригинально выражать свои мысли. Под невербальной креативностью – способность творчески мыслить, продуцировать оригинальные новые идеи, нестандартные решения.

В результате диагностики мы выяснили, что 76% слушателей демонстрируют преобладание такого фактора, как невербальная креативность. У 24% слушателей преобладает вербальная креативность. Индекс оригинальности преобладает у 18% опрошенных, индекс уникальности – у 22%. У всех опрошенных слушателей в той или иной степени присутствует креативность в соответствии с общем индексом креативности.

Показатель вербальной креативности связан напрямую с вербальной беглостью, которая отражает способность человека вербализировать свои идеи, излагать их в вербальной форме. Исследование показало, что высокий уровень развития невербальной и низкий уровень развития вербальной креативности у подавляющего большинства слушателей доказывает необходимость реализации специальной работы по формированию у них коммуникативных навыков. При изучении вербальной беглости средний уровень этого показателя демонстрировали 67% слушателей, уровень ниже среднего – 13% респондентов, оставшаяся часть респондентов (20%) демонстрирует высокий уровень вербальной беглости.

Также нами была изучена вербальная гибкость слушателей ФПК и ПП. Этот показатель отвечает за способность человека предлагать собственные интересные идеи, подходить к проблеме разносторонне, использовать различные стратегии решения возникающих проблем. Средний уровень этого показателя продемонстрировали 30% респондентов нашего исследования, выше среднего – всего 12%, а оставшиеся 58% - ниже среднего уровня. Это, с нашей точки зрения, является следствием преобладания у слушателей ригидного способа мышления, а также недостаточности профессионального и социального опыта.

Высокий уровень показателя «оригинальность» был нами диагностирован всего у 6% респондентов, они являются оригинальными мыслителями и разработчиками новых идей. У 15% респондентов оригинальность на среднем уровне. Они предлагают большое количество идей, часть из них являются оригинальными, однако нет стремления их детально разрабатывать. Остальные участники исследования (79%) показали низкий уровень оригинальности, они предлагают большое количество идей, которые носят стандартный характер и при этом не стремятся к их разработке.

Точность как фактор, характеризующий стройность и логичность мышления, продемонстрировали на среднем и низком уровне большинство участников диагностики, а именно 72%. Оставшиеся 28% имеют высокие показатели точности. Они умеют совершить выбор адекватного решения, соответствующее поставленной цели. Этот показатель напрямую связан с возможностью профессиональных достижений.

В результате эмпирического исследования мы получили преимущественно низкие показатели по вербальной и невербальной креативности наших слушателей, которые являются работниками сферы управления образованием.

Изученные нами показатели этих видов креативности, а именно: беглость как способность к порождению большого числа идей, выраженных в словесной форме; гибкость — способность выдвигать разные интересные идеи, переходить от одного проблемного аспекта к другому, разработка индивидуальной стратегии решения проблемы; оригинальность — способность к выдвижению идей, отличающихся от стандартных и очевидных; точность – тщательность в разработке идеи, их содержательное наполнение и детализация; продемонстрировали преимущественно низкие показатели выраженности у участников нашего исследования.

Мы не разделяли наших участников на группы по возрасту, стажу, образованию и полу. Нам важно было выявить тенденцию, которую демонстрируют слушатели курсов повышения квалификации, определить их дефициты и определить направление изменения содержания программ дополнительного профессионального образования представителей социономических профессий.

Таким образом, результаты нашего эмпирического исследования уровня креативности студентов Факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки ННГУ им. Н.И. Лобачевского наглядно продемонстрировали недостаточное развитие вербальной и невербальной креативности у большинства слушателей, повышающих свою квалификацию в сфере такой социономической профессиональной сфере как управление образованием.

Подготовка кадров для социономической сферы, в частности, сферы образования, сегодня должна быть пересмотрена.

Подготовка профессионалов, обладающих креативностью как профессионально-личностной компетенцией, диктует пересмотр образовательной модели.  В данном случае под компетенцией мы понимаем базовое, принципиально важное для успешного, продуктивного выполнения своей профессиональной деятельности качества личности специалиста.

Изменение модели образования связано, прежде всего, с построения учебного процесса на базе системного подхода в приобретении слушателями опыта творческой деятельности, предусматривающей усвоения ее принципов и освоение способов ее реализации. Сам процесс обучения должен носить творческий характер, так как в таком процессе создаются предпосылки для проявления природных задатков креативности и происходит процесс становления их творческого профессионального потенциала.

Учебный процесс должен способствовать развитию креативности студентов, создавать условия для раскрытия их личностного потенциала через расширение возможностей для самоактуализации, проявления творческой активности. Такая работа может быть реализована в новых форматах обучения, таких как проектирование, самостоятельные практикумы, учебные интерактивные игры, учебные квесты и т.д.

Такая компетенция как креативность, с нашей точки зрения, обеспечивает создание новых профессиональных идей и продуктов.

Заключение

Таким образом, по результатам нашего исследования можно сделать следующие выводы:

Современный мир закономерно усложняется и ускоряется. Это диктует новый социальный запрос, запрос на специалистов нового типа с креативными характеристиками. Появление такого запроса является закономерным, так как актуализация природного потенциала личности и саморазвитие является естественной потребностью человека, стремящегося к активной социальной жизни и полноценной профессиональной деятельности.

Креативность является интегрированным свойством личности, которое носит многоаспектный характер. Эта личностная характеристика отвечает за способность человека к творческому субъектному преобразованию окружающего социономического пространства, обеспечивает решение социономических задач новыми способами и создание новых социальных форматов.

Проведенное исследование доказало, что необходимо менять подход к обучению студентов с целью развития у них креативности как профессионально-личностной компетенции.

Креативность является развиваемой компетенцией. Процессом развития этой профессионально-личностной компетенцией можно управлять, если соответствующим образом содержательно и организационно обеспечить образовательный процесс подготовки или переподготовки специалистов.

Для обеспечения индивидуального подхода к построению процессу профессиональной переподготовки и повышению квалификации специалистов социономической сферы необходимо проведение у слушателей диагностики развития разных аспектов креативности личности и формированию индивидуальной образовательной траектории.

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.

Список литературы / References

  1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Е.А.Климов.–М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  2. Sternberg R. General intellectual ability //Human abilities by R. Sternberg. 1985.
  3. Torrance T.P. The search for satorie and creativity. – Buffalo, NY: Creative education foundation/ Inc., 1979/
  4. Torrance T.P. Torrance test of creative thinking: Norms-technicalmanual, Lexington: Personnel press, 1974.
  5. Вишнякова Н.Ф. Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии: дис. д-ра психол. наук. – М., 1996.
  6. Глотова Г. А. Творческая одаренность личности: проблемы и методы исследования [Текст]: учебное пособие / Г. А. Глотова. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 1992. – 128 с.
  7. Роджерс К., Фрейберг Дж. Свобода учиться / Роджерс К., Фрейберг Дж. – М., 2002.
  8. Амабайл Т. М. Креативное мышление в бизнесе. 3-е изд / Т. М. Амабайл, Д. Леонард, Дж. Рейпорт и др. – Альпина Паблишер, 2011.
  9. Серебровская Н.Е. Исследование адаптивных моделей в обучении студентов как условие повышения эффективности университетского образования / Н.Е. Серебровская, Н.И. Дунаева - Современная высшая школа. Инновационный аспект. – 2017. - №4. Т.9.- С.133-139.
  10. Серебровская Н.Е. Профессиональная подготовка специалистов социономических профессий в вузовский период (Монография). - Нижний Новгород, НИМБ, 2012. - 165 с.
  11. Guilford J.P. The nature of human intelligence. N.Y., 1967.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Klimov E.A. Psikhologiya professional'nogo samoopredeleniya: Ucheb. Posobiye dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedeniy [Psychology of professional self-determination: Textbook. Manual for students. Pedagogical universities] / E.A. Klimov. – M.: Publishing Center "Academy", 2005. [In Russian]
  2. Sternberg R. General intellectual ability // Human abilities by R. Sternberg. 1985.
  3. Torrance T.P. The search for satorie and creativity. – Buffalo, NY: Creative education foundation/ Inc., 1979
  4. Torrance T.P. Torrance test of creative thinking: Norms-technicalmanual, Lexington: Personnel press, 1974.
  5. Vishnyakova N.F. Psikhologicheskiye osnovy razvitiya kreativnosti v professional'noy akmeologii [Psychological foundations of development of creativity in professional acmeology]: Thesis of PhD in Psychology. – M., 1996. [In Russian]
  6. Glotova G. A. Tvorcheskaya odarennost' lichnosti: problemy i metody issledovaniya [Tekst]: uchebnoye posobiye [Creative giftedness of a person: problems and research methods: textbook] / G. A. Glotova. – Yekaterinburg: Publishing House of Ural. state University, 1992. – 128 p. [In Russian]
  7. Rogers K. Svoboda uchit'sya [Freedom to study] / Rogers K., Freiberg J.. M., 2002. [In Russian]
  8. Amabile T. M. Kreativnoye myshleniye v biznese. 3-ye izd [Creative thinking in business. 3rd ed] / T. M. Amabile, D. Leonard, J. Reyport and others. – Alpina Publisher, 2011. [In Russian]
  9. Serebrovskaya N.E. Issledovaniye adaptivnykh modeley v obuchenii studentov kak usloviye povysheniya effektivnosti universitetskogo obrazovaniya [Study of adaptive models in teaching students as condition for increasing effectiveness of university education] / Serebrovskaya N.E., Dunaeva N.I. // Sovremennaya vysshaya shkola. Innovatsionnyy aspekt [Modern high school. Innovative aspect]. – 2017. – No. 4. – V.9. – P.133-139. [In Russian]
  10. Serebrovskaya N.E. Professional'naya podgotovka spetsialistov sotsionomicheskikh professiy v vuzovskiy period (Monografiya) [Professional training of specialists in socionomic professions in university period (Monograph)]. // Nizhny Novgorod, NIMB, 2012. – 165 p. [In Russian]
  11. Guilford J.P. The nature of human intelligence. N.Y., 1967.