К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.56.021
Выпуск: № 2 (56), 2017
Опубликована:
2017/02/15
PDF

Матасова И.Л.1, Шаталина М.А.2

1Кандидат психологических наук, СФ ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», 2ORCID: 000-0003-4718-7530, Кандидат психологических наук, СФ ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»

К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация

Приведены результаты исследований социально-психологических особенностей, таких как ригидность, тревожность, деструктивные копинг-стратегии и другие, свойственных молодым людям и людям среднего возраста, склонным к Интернет-зависимому поведению, проанализированы специфика общения в виртуальной среде и факторы формирования Интернет-аддикции, среди которых – переживание внутриличностного конфликта и стратегии его разрешения, также рассмотрены общие подходы к профилактике Интернет-зависимого поведения.

Ключевые слова: Интернет-аддикция, сетевая коммуникация, внутриличностный конфликт, копинг-стратегии.

Matasova I.L.1, Shatalina M.A.2

1PhD in Psychology, Moscow City Pedagogical University(Samara Branch) SF MGPU, 2ORCID: 000-0003-4718-7530, PhD in Psychology, Moscow City Pedagogical University(Samara Branch) SF MGPU

THE PROBLEM OF RESEARCH AND PREVENTION OF INTERNET- DEPENDENT BEHAVIOR

Abstract

In this article the authors present the results of their study dedicated to social and psychological characteristics (rigidity, anxiety, destructive coping strategies etc.) of young and middle-aged people, who are inclined to Internet addiction behaviors, as well as the analysis of the communication specifics in a virtual environment and Internet addiction factors, among them - the experience of intrapersonal conflict and its resolution strategies, and consider common approaches to the prevention of Internet-dependent behavior.

Keywords: Internet addiction, network communication, intrapersonal conflict, coping strategies.

Современные информационные технологии созданы человеком, но человек все больше начинает от них зависеть по мере того, как они внедряются в его жизнь. Сама работа с медиаинформацией, порождает серьезные социальные проблемы, одна из которых – «коммуникативные барьеры», появляющиеся у людей в результате чрезмерного их «ухода» в компьютерный мир и в мир Интернет-реальности [1].

Сетевая коммуникация позволяет на виртуальном уровне согласовывать внутренние противоречия, вызванные несовпадением ожиданий человека относительно своих возможностей, окружающей действительности. Также сетевая коммуникация, захватывая внимание пользователя, на время способствует снижению остроты переживаний этих противоречий и создает иллюзию управляемости качеством своей жизни. Именно по этим причинам молодые люди, которые не в состоянии конструктивно разрешать конфликты в окружающей социальной среде, погружаются в виртуальный мир и разрешают накопившиеся проблемы через увлечение сетевой коммуникацией, которая обладает определенной спецификой, радикально отличающей ее от общения в реальном мире (неопределенность идентичности, анонимность, уравнивание пользователей в статусе, растяженность пространственных и временных границ, социальное разнообразие).

Безусловно, Интернет является уникальным средством поиска полезной информации и расширения коммуникативного пространства, что повышает личностную эффективность. Вместе с тем, результаты исследований проблем сетевой зависимости как отечественных, так и зарубежных психологов, показывают, насколько серьезными могут быть последствия для личности аддикта.

Анализ результатов исследования личностных особенностей молодых людей, использующих сетевые коммуникации, как средство разрешения внутриличностного конфликта, проведенного в период с 2012 по 2016 годы, позволил подтвердить предположение об особенностях переживания внутренних противоречий Интернет-аддиктами. В исследовании приняло участие 320 человек в возрасте 19-23 лет. В качестве диагностических методик были использованы методики Е.Б. Фанталовой «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах», тест Кимберли Янг на определение Интернет-зависимости, достоверность устанавливалась при помощи корреляционного анализа Спирмена.

Молодые люди с высокой степенью рассогласования между значимостью ценностей и осознанием их доступности для себя, чаще демонстрировали и высокую степень выраженности признаков Интернет-зависимого поведения (r=0,342, p<0.01). Они продемонстрировали более высокую степень рассогласования между значимостью ценностей и осознанием их доступности для себя, что, по мнению Е.Б. Фанталовой, может свидетельствовать о наличии внутриличностного конфликта. Высокий уровень дезинтеграции говорит о блокаде в реализации основных ценностей и в достижении жизненно важных целей, их фрустрации, реакцией на которую, возможно, и выступает развитие увлечения сетевой коммуникацией.

Была выявлена статистически значимая взаимосвязь между степенью увлечения Интернет-общением и уровнем дезинтеграции по таким ценностям, как активная, деятельная жизнь (r=0,342, p<0.01), Интересная работа (r=0.276, p<0.01), уверенность в себе (r=0, 193, p<0.05), свобода (r=0, 214, p<0.05). Таким образом, дезинтеграция мотивационно – личностной сферы молодых людей, увлекающихся Интернет-общением, характеризуется значимостью таких ценностей, как активная деятельная жизнь, интересная работа, уверенность в себе и свобода и осознанием их недоступности в своей реальной жизни. Осознание (восприятие) невозможности удовлетворения значимых потребностей определяет деструкцию и саморазрушение, блокирование личностного роста, что проявляется в противоречивых связях с социальной средой и в снижении активности взаимодействия и принятия решений.

В этой связи интересным представляется исследование, проведённое в 2016 году, среди людей более старшего возраста (37-39 лет). В качестве методов исследования были определены следующие методики: Тест Кимберли Янг на определение Интернет-зависимости; Методика диагностики социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р. Даймонда; Опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса, С. Фолкмана); Методика самооценки психических состояний Г.Айзенка; Методика диагностики субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона). Достоверность устанавливалась при помощи U-критерий Манна-Уитни.

Целью данного исследования являлось изучение социально-психологических особенностей лиц зрелого возраста, предрасположенных к Интернет-зависимости. В результате изучения устойчивых форм совладающего поведения в трудных ситуациях было выявлено, что у лиц с Интернет-зависимостью в сложных и травмирующих жизненных ситуациях нередко проявляется стратегия дистанцирования (U=392, при p<0.05), суть которой состоит в снижении значимости ситуации для субъекта и эмоциональном отстранении от нее. В качестве средства дистанцирования могут быть использованы рационализация, переключение внимания и обесценивание проблемы посредством юмора или сарказма. Также Интернет-аддаикты в меньшей степени склонны к поиску социальной поддержки как стратегии поведения, помогающей справится с кризисными ситуациями или проблемами (U=318, при p<0.01).

В ходе исследования были также получены данные о том, что лица с Интернет-зависимостью в значительно большей степени склонны к бегству от решения проблем (U=330,0, при р<0,01). Эскапизм – это желание субъекта уйти от действительности в воображаемый, несуществующий мир, стремление убежать от беспокоящей и неудовлетворяющей его реальности. Виртуальный мир компьютера олицетворяет для субъекта с компьютерной зависимостью эту воображаемую реальность, внутри которой он чувствует себя комфортно и спокойно

Также лица с Интернет-аддикцией имеют высокие показатели тревожности (U=400,0, при р<0,05)и ригидности (U=430,5, при р<0,01) и низкие показатели агрессивности (U=224,0, при р<0,01). Повышенная тревожность как устойчивая, формировавшаяся годами личностная черта, негативно сказывается на социальном поведении и самоощущении субъекта. Тревожные люди склонны расценивать широкий круг событий и явлений как угрожающие их безопасности и психологическому комфорту. Это побуждает их избегать подобных ситуаций, уходить из них, принося в жертву свои потребности и интересы. Низкий уровень агрессивности характерен для мягких, спокойных, сдержанных людей, с другой стороны, низкая агрессивность не способствует достижению человеком своих целей, он не настойчив и легко отказывается от желаемого.

В группе лиц с Интернет-зависимостью 49% имеют средний, а 33% - высокий уровень субъективного ощущения одиночества. Таких людей значимо меньше среди тех, кто страдает чрезмерным увлечением сетевой коммуникацией (U=331,5, при р<0,01). Т.е., при наличии социального окружения (родственники, коллеги по работе, знакомые) человек воспринимает себя одиноким, никем не понимаемым, нуждающимся в признании, проявлениях любви по отношению к себе. Когда он не получает этого, то начинает осознавать свою отчужденность, переживаемую как чувство одиночества.

Таким образом, люди среднего возраста, предрасположенные к Интернет-зависимости, принявшие участие в исследовании, характеризуются в следующим: для них свойственны наличие проблем социального взаимодействия, преобладание деструктивных копинг-стратегий поведения; депривация потребностей в свободном общении, самовыражении, безопасности, и выраженное переживание чувства одиночества. В трудных жизненных ситуациях они склонны использовать копинг-стратегию дистанцирования, выражающуюся в уходе в виртуальный мир компьютера и Интернет-ресурсов и избегают обращаться за социальной поддержкой. Также Интернет-аддикты склонны к бегству от решения проблем (эскапизму) посредством создания фантастической реальности, внутри которой они чувствует себя комфортно и спокойно, что не позволяет им вырабатывать навык поведения в трудных ситуациях и затрудняет социальную адаптацию, приводя к изоляции. Лица с Интернет-зависимостью характеризуются повышенной тревожностью и ригидностью, что заставляет их оценивать большинство обычных жизненных ситуаций как угрожающих их безопасности и не позволяет менять поведение в соответствии с изменениями окружающего мира.

Таким образом, все больше находясь в виртуальной реальности, в молодом или уже зрелом возрасте, личность снижает свою активность в реальной действительности, усугубляя те личностные особенности эмоциональных и поведенческих реакций, те внутренние противоречия, которые и стали факторами чрезмерного увлечения Интернетом и сетевой коммуникацией.

Факторы, определяющие развитие Интернет-зависимости, наиболее сильно действуют в условиях повышенной уязвимости личности. В этом смысле подростковый возраст является одним из сложных, сопряженных со многими рисками, периодом развития личности. Именно в этот период происходит интеграция человека в систему разнообразных отношений, влияющих на процесс формирования ценностных ориентаций, систему взглядов на будущее, интересов и потребностей, а так же на самореализацию и самоутверждение личности. Это, в первую очередь, объясняется тем, что переживая сложный период физиологического и психического развития личности, подростки не обладают ещё устоявшимися стратегиями поведения в отношении со взрослыми и сверстниками, испытывают трудности социальной адаптации, находят решение собственных проблем в уходе от реальности в «искусственный» мир созданных эмоций [2, С. 72]. Основным мотивом поведения подростков, склонных к зависимым формам поведения, является бегство от невыносимой реальности. Но чаще встречаются внутренние причины, такие как переживание стойких неудач в школе и конфликты с родителями, учителями, сверстниками, чувство одиночества, утрата смысла жизни, невостребованность в будущем и личная несостоятельность во всех видах деятельности [2, С. 74].

В этой связи, важно говорить о профилактике зависимого поведения, как об условии сохранения социально-психологического здоровья личности. Профилактика зависимости должна проводиться не изолированно, а в рамках обще профилактических программ, направленных на развитие личности, укрепление душевного и физического здоровья, формирование здорового образа жизни. Приоритет отдается позитивным усилиям, утверждению позитивных ценностей и стимуляции и многосторонней поддержке желательного поведения и соответствующих изменений. Важно сочетать долгосрочные мероприятия со «сдвиговыми технологиями» [2, С. 84]. Необходимо также совершенствование системы многоуровневой подготовки квалифицированных кадров для решения задач профилактики зависимости.

Список литературы / References

  1. Антипин Н.А. Компьютерная зависимость и особенности ее влияния на сознание и поведение человека // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. – 2012. - №2. – С. 646-650.
  2. Матасова И.Л., Шаталина М.А. Современные подходы к изучению социально-психологического здоровья и способы его сохранения в условиях реализации ФГОС: монография / И.Л. Матасова, м.А.Шаталина. - Самара:СФ ГБОУ ВО МГПУ, 2015. -256 с.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Antipin N.A. Kompyuternaya zavisimost I osobennosty ee vliyaniya na soznanie i povedenie cheloveka [Computer addiction and features of its effects on the mind and human behavior] // Zdorovje – osnova chelovecheskogog potenciala: problem I puty ih reshenia. – 2012. - №2. – P. 646-650.
  2. Matasova I.L., Shatalina M.A. Sovremenneye podhody k izucheniyu socialno-psihologicheskogo zdorovja I cposobi ego sohrsnenija v uslovijah realizacii FGOS: monografija [Modern Approaches to the Study of Social and Psychological Health and How to Maintain it in the Conditions of Implementation of the Federal State Educational Standards: Monograph]/ Matasova I.L., Shatalina M.A.- Samara SF GBOU VO MGPU, 2015.