Pages Navigation Menu

ISSN 2227-6017 (ONLINE), ISSN 2303-9868 (PRINT), DOI: 10.18454/IRJ.2227-6017
ЭЛ № ФС 77 - 80772, 16+

Страницы: 113-114 Выпуск: 5 (5) () Искать в Google Scholar
Цитировать

Цитировать

Электронная ссылка | Печатная ссылка

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.
Кадыров Р. В. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ТАТАР ВОЛГО-ОКСКОГО РЕГИОНА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ / Р. В. Кадыров // Международный научно-исследовательский журнал. — 2012. — №5 (5). — С. 113—114. — URL: https://research-journal.org/politology/osobennosti-formirovaniya-politiko-pravovogo-statusa-tatar-volgo-okskogo-regiona-istoriya-i-sovremennost/ (дата обращения: 24.10.2021. ).
Кадыров Р. В. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ТАТАР ВОЛГО-ОКСКОГО РЕГИОНА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ / Р. В. Кадыров // Международный научно-исследовательский журнал. — 2012. — №5 (5). — С. 113—114.

Импортировать


ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ТАТАР ВОЛГО-ОКСКОГО РЕГИОНА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Кадыров Р.В. 

Старший преподаватель кафедры моды и технологий Казанского государственного национально-исследовательского технологического университета (КХТИ)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ТАТАР ВОЛГО-ОКСКОГО РЕГИОНА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ 

В статье рассматриваются особенности формирования политико-правового статуса экстерриториальных групп татар Волго-Окского региона. Данная группа населения на территории Волго-Окского региона проживает на протяжении многих веков и формирование их политико-правового статуса имеет определенную особенность, требующую изучения, как с исторической точки зрения, так и политологической.

Ключевые слова: татары, статус, экстерриториальные группы, национально-культурная автономия.

Key words: Tatars, status, ex-territorial groups, national and cultural autonomy.

Социальное, культурное и политическое поведение народов определяется их статусом в обществе. Именно политико-правовой статус конкретного этноса, этнической группы во многом определяет направления национальной политики, влияет на общественно-политические отношения, формирует основополагающие принципы национально-культурного развития каждого этноса.

В Российской Федерации идет процесс создания политико-правовой базы управления межэтническими отношениями, с учетом норм международного права. В то же время требуется глубокое изучение особенностей России, которая исторически формировалась и развивалась как многонациональное государство путем присоединения новых территорий и народов, находящихся на разных ступенях развития. Как отметил В.В. Путин в своей программной статье «Россия: национальный вопрос», «Россия возникла и веками развивалась как многонациональное государство. Государство, в котором постоянно шел процесс взаимного привыкания, взаимного проникновения, смешивания народов на семейном, на дружеском, на служебном уровне. Сотен этносов, живущих на своей земле вместе и рядом с русскими. Освоение огромных территорий, наполнявшее всю историю России, было совместным делом многих народов» [1]. Эти факторы оказывали влияние на политико-правовой статус коренных народов в системе Московского государства, Российской империи, СССР и в настоящее время, в условия федеративных отношений современной России.

Правовой и политический статус татар на территории Волго-Окского региона стал формироваться еще в средневековье. Переход на службу татар в позднем средневековье было распространенным явлением и престижным, как для принимающего государства, так и для переходящего на службу. Татарские феодалы, перешедшие на службу в русские княжества, представляли категорию служилых людей, наделенную определенными правами. Началу процесса формирования этносословных групп служилых татар в Волго-Окском крае повлияли обстоятельства ослабления и распада Золотой Орды, усиление Московского государства. Происходит смена направления этнической миграции. Русское государство уже идёт на Восток, на расширение земель и при этом присоединение части Мещеры к Московскому государству ускорило этот процесс [2]. Нужно отметить, что в Мещере вступили во взаимоотношения в средние века все три основные группы народов нашей страны – угро-финские, славянские и тюркские. Учитывая положительный опыт мирного сосуществования и интеграции этих народов в одном полиэтническом регионе можно утверждать, что в Мещере, а затем и во всем Волго-Окском регионе в миниатюре зародилась модель будущей многонациональной России. Отсюда эта модель, увеличиваясь в объёме, распространялась и на другие регионы к востоку, юго-востоку, Поволжью, Приуралью, вовлекая в свою сферу новые народы [3].

Одним из ключевых признаков оформления политико-правового статуса татар в Волго-Окском регионе в XV-XVI вв., является создание Касимовского ханства и удельных татарских княжеств в Мещере, формирование этносословной группы служилых татар и развитие татарского служилого землевладения.

Следует заметить, что на примере политического статуса Касимовского ханства в Московском государстве проявляются элементы федерализма, которые отражались в виде этнотерриториальной автономии.

Наиболее четко законодательная политика Русского государства в отношении татар и их правового статуса прослеживается начиная с XVII в. Их статус до начала XVIII в. значительно снижался и в итоге служилые татары были приравнены к государственным крестьянам. С1784 г. татарам было разрешено добиваться получения дворянства. С этого времени, статус мещерских служилых татар потерял этнический признак и влился в единую сословную систему Российской империи.

Позже татары Волго-Окского региона в XVIII – начале XX вв. были активно включены в процессы интеграции в формирующуюся тогда в России социально-политическую систему. С середины XIX века происходит поляризация политико-правового статуса различных социальных групп татар. Принадлежность к дворянскому званию утрачивает актуальность. Происходит изменение сословной структуры в пользу классовой стратификации.

В начале ХХ в. татары наиболее активно начинают участвовать в борьбе за этнополитический статус в государстве.

История Касимовского ханства, Мещерского края сплелись в единый клубок с Казанским ханством, с Поволжьем. Эти государства и территории были неразрывно связаны в этническом, экономическом, религиозном и культурном планах. Расцвет этих государств охватывает краткий период с середины XV до середины XVI вв., но их корни и последствия их существования охватывают доброе тысячелетие.

 В Мещерском крае Касимов не сумел стать национальной столицей, как Казань для татар Поволжья. Тюркская мусульманская знать оказалась слишком немногочисленной по сравнению с общим населением ханства. Но потомки граждан былых тюркских государств поныне живут на своей земле.

Советский Союз являлся многонациональным и полиэтничным государством. По мнению профессора В.В. Гайдука, СССР формально обладал всеми признаками федерации, но и вбирал в себя элементы унитаризма и конфедерализма. Это смешение создавало качественно новую ситуацию, не известную в прошлой мировой практике государственного строительства и политического устройства. Конфедерация всегда имеет два вектора развития: в сторону федерализма или в сторону распада. Унитаристская направленность политики центра только усиливала потенциально заложенные в конфедеративном начале возможности разрушения государственного единства, что в конечном итоге и произошло [4].

В Советском Союзе татарам была предоставлена территориальная автономия. Исторически сложилось, что многие ее этнические группы были расселены дисперсно. В следствии этого, они не могли в полной мере удовлетворять свои национальные и духовные потребности. Система советского федерализма не рассматривала модель взаимоотношений с экстерриториальными этническими группами.

В СССР татары Волго-Окского края, как коренное население, проживающие на территории исторической Мещеры, были практически лишены своего национального развития.

В современной России формирование модели федерации, по мнению М.В. Столярова, должно строиться на базе трех принципов: первый, учет интересов этносов, традиционно проживающих на территории страны; второй, необходимость сохранения исторически сложившегося единства и целостности России; третий, соблюдение гарантии защиты прав и свобод каждого гражданина, независимо от национальной принадлежности [5].

Современная федерация в России является тем оптимальным в нынешних условиях видом государственного устройства, при котором объединенные в федерацию народы, этнические группы могут свободно реализовать указанное право без разрушения единства государства.

Татары, проживающие на территории Волго-Окского региона, являются экстерриториальной этнической группой. Они проживают в полиэтническом регионе и не входят в территориальную автономию татар (Республика Татарстан). Татарам Волго-Окского региона, предки которых проживали на данной территории на протяжении многих веков,  для сохранения своего политико-правового статуса, выражающегося в сохранении своей культуры, языка, традиций, участия в системе управления на территории проживания и т.д. предоставляется право создания национально-культурных автономий. В отличии от территориальной автономии, она обеспечивает политико-правовой статус в реализации своих прав разрозненно живущим этническим группам.

Таким образом, формирование политико-правового статуса татар Волго-Окского региона является одним из важных аспектов в процессе образования и развития Российского государства, татарской нации, становления многоэтничного российского общества.

Анализ процесса формирования политико-правового статуса татар Волго-Окского региона наглядно показывает, что федерализм как принцип современного правового государства имеет объективные причины и уходит глубокими корнями в историю разных этносов, образующих единое российское многонациональное и многоконфессиональное государство.

Сегодня, когда речь идет о становлении правового государства и гражданского общества в Российской Федерации, очевидна тенденция стабилизации, без которой не достижима национальная безопасность России. В этом контексте проводимая государственная политика по обеспечению межнациональной и межконфессиональной стабильности отвечает не только интересам национальной безопасности Российской Федерации, но и интересам ее многонационального народа.

Литература

1. Путин В.В. Россия: национальный вопрос. // Независимая газета – 2012. – №7. – 23 января.

2. Кадыров Р.В. Понятие «Служилые татары» в Русском государстве XVI – начала XVIII вв.: теоретико-методологические подходы // Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья. – Казань, 2010. – Вып. I. – С. 131.

3. Орлов А.М. Мещера, мещеряки, мишаре. – Казань, 1992. – С.5.

4. Гайдук В.В. Институт Федерализма: политико-правовое исследование. Автореферат дисс….докт.полит.наук. – М., 2008. – С. 34-35.

5. Столяров М.В. «Новый федерализм» как вызов современной России / federalism@kazanfed.ru

Один комментарий

  1. В самом деле, получается, что “вся Академия наук Татарстана, которая издала многотомную “Историю татар”, все ее академики, доктора наук до наивности в плену целенаправленных, злонамеренных искажений происхождения и истории вообще татарского народа. Дамир Исхаков, с которым я знаком и не раз разговаривал с ним, – один из немногих ученых, солидарных с Вашей позицией в определении происхождения и истории татар. Но он не выстрадал эти познания, особенно, в отношении Чингиз-хана, как Вы, а только согласен с Вами” (Рафкат Галими, из письма независимому татарскому историку Г.Р. Еникееву), см. http://tartareurasia.ucoz.com/publ/1-1-0-3

    Как совершенно верно выразился доктор исторических наук Д.М. Исхаков в одной своей книге, “подлинная история татар,народа во всех отношениях исторического, еще не написана”. Но после этого, в 2005-20013 гг., вышли статьи и книги независимого татарского историка и профессионального правозащитника Г.Р Еникеева.

    Этот историк-исследователь, по отзыву почтенного и высокообразованного татарского аксакала Рафката Галими, «проделал колоссальный труд, который под силу лишь целому научно-исследовательскому институту. Этот труд искренен, от всего сердца, ясный по логическим построениям, подкрепляемым историческими данными не криводушных исследователей, … разоблачив действительно Черную легенду о своем народе. Не всякому ученому это дано. Только человек с божественной искрой в душе способен на такой вселенский Подвиг. Выступить против апологетов Черной легенды, их творцов и почитателей мог только человек громадной воли, понимающий свое предначертание, безмерного интеллекта, осознавшего свое определенное Аллахом предназначение».

    Читайте отзывы Рафката Галими и других татарских мыслящих и просвещенных людей на книги Г.Р. Еникеева на сайте “ТАТАРЫ ЕВРАЗИИ (ПОДЛИННАЯ ИСТОРИЯ)”: http://tartareurasia.ucoz.com/

    Там же главы из книг и статьи Г. Еникеева.

    В Год Татарской истории (2012 г.) вышли 2-я и 3-я книги серии “Татарский след в истории России и Евразии” – “Великая Орда: друзья, враги и наследники” и “Наследие татар”.

    В этом году эти книги изданы дополнительными тиражами. Книги этой серии издаются на средства, собранные татарским народом, вернее, на средства татарских подвижников-каhарманов.

    Автор книг – независимый татарский историк Гали Еникей (Гали Еникеев). Книга “Наследие татар” написана Г. Еникеевым в соавторстве с Ш. Китабчы.

    Главы из книг этой серии, обложки и оглавления, а также отзывы мыслящих и уважаемых аксакалов татарского мира на эти книги о подлинной истории татар опубликованы на сайте “ТАТАРЫ ЕВРАЗИИ (ПОДЛИННАЯ ИСТОРИЯ)”: http://tartareurasia.ucoz.com/publ

    Книга “НАСЛЕДИЕ ТАТАР” вышла также в электронном виде, в кратком варианте, но со всеми картами и иллюстрациями, что и в полном варианте, на русском и английском языках: “Forgotten Heritage of Tatars” (by Galy Yenikeyev). It’s on Smashwords company website: http://www.smashwords.com/profile/view/MIG17

Добавить комментарий для Мустафа Байдар Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.