Pages Navigation Menu

ISSN 2227-6017 (ONLINE), ISSN 2303-9868 (PRINT), DOI: 10.18454/IRJ.2227-6017
ПИ № ФС 77 - 51217, 16+

DOI: https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.53.058

Скачать PDF ( ) Страницы: 152-157 Выпуск: № 11 (53) Часть 1 () Искать в Google Scholar
Цитировать

Цитировать

Электронная ссылка | Печатная ссылка

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.
Лясников М. В. ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ СТРАХОВОЙ КОПИИ В КРАНИОГРАФИЮ / М. В. Лясников, А. Саипов, В. А. Шестаков и др. // Международный научно-исследовательский журнал. — 2016. — № 11 (53) Часть 1. — С. 152—157. — URL: https://research-journal.org/philosophy/vvedenie-ponyatiya-straxovoj-kopii-v-kraniografiyu/ (дата обращения: 28.03.2020. ). doi: 10.18454/IRJ.2016.53.058
Лясников М. В. ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ СТРАХОВОЙ КОПИИ В КРАНИОГРАФИЮ / М. В. Лясников, А. Саипов, В. А. Шестаков и др. // Международный научно-исследовательский журнал. — 2016. — № 11 (53) Часть 1. — С. 152—157. doi: 10.18454/IRJ.2016.53.058

Импортировать


ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ СТРАХОВОЙ КОПИИ В КРАНИОГРАФИЮ

Лясников М.В.1, Саипов А.2, Шестаков В.А.3, Шестаков Д.В.4

1Кандидат техничесчких наук, заведующий физико-химической лабораторией АНО «НИИ стандартизации музейной деятельности», 2Доктор педагогических наук, профессор, заведующий Республиканской лаборатории физической антропологии Южно-Казахстанского государственного университета им. М.Ауэзова, 3Доктор философских наук, директор АНО «НИИ стандартизации музейной деятельности», 4Магистр информатики, зав. отделом информационно образовательных технологий, АНО «НИИ стандартизации музейной деятельности»

 ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ СТРАХОВОЙ КОПИИ В КРАНИОГРАФИЮ

Аннотация

Анонсируется применение Способа атрибуции, технико-технологического исследования и идентификации культурных ценностей, музейных предметов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) – ОКО ГОРА (UADJET) для краниометрии. Авторы считают, что применение способа позволит повысить объективность измерений и сохранность материальных носителей. Статья вводит в научный обиход понятия страховой копии культурной ценности, документа, антиквариата, подъемного материала, полученного в ходе археологических раскопок, здания, объекта культурного наследия, ландшафта, или любого объекта съемки, за состоянием сохранности которого требуется тщательный контроль.

Ключевые слова: антропологические материалы, краниология, краниометрия, культурная ценность, страховая копия культурной ценности, количественные показатели атрибута.

Lyasnikov M.V.1, Saipov A.2, Shestakov V.A.3, Shestakov D.V.4

1PhD in Engineering, Head of the physical and chemical laboratory, Scientific research institute “ISO-Museum”, 2PhD in Pedagogy, Professor, Republic laboratory of physical antropology, M.O. Auezov South Kazakhstan state university, 3PhD in Philosophy, Director of Scientific research institute “ISO-Museum, 4IT master, head of IT and education department, Scientific research institute “ISO-Museum”

NOTION OF A BACKUP COPY IN CRANIOMETRY PRACTICE

Abstract

Аrticle presents a method of examination, technical research and identification of cultural values, museum objects, objects of cultural heritage – UADJET, applied in sphere of craniometry. Authors suggest that application of such method increases objectivity of measurement procedures and ensures better safety for objects examined. Article introduces the related notion – backup copy of a museum object, whether such object is a document, antique item, surface material acquired from excavation, buildings or objects of cultural heritage, in other words, any physical object of research that might require intensive attention.

Keywords: anthropology materials, craniology, craniometry, cultural value, backup copy, quantitative value of an attribute.

Одной из основных проблем краниологии, как науки, является получение максимально точных размеров исследуемых объектов по краниологическим точкам.  К параметрам, которыми оперирует краниология, традиционно относят измерительные признаки, т.е. то, что входит в сферу краниометрии, и описательные признаки, составляющие сферу краниоскопии. И первый, и второй набор признаков собирают путём краниографических исследований, которые проводятся с помощью приборов, позволяющих получить изображение черепа в различных плоскостях и проекциях.

За последние двести лет спектр приемов и оборудования, применяемого в краниографии, стал довольно обширным и включает огромный арсенал специальных инструментов и оборудования, позволяющего получать проекцию и изображение черепа на плоскость в различных диапазонах спектра света. В настоящей статье мы анонсируем опыт применения для краниографии Способа атрибуции, технико-технологического исследования и идентификации культурных ценностей, музейных предметов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) – ОКО ГОРА (UADJET) (Патент RU 2469294). Мы полагаем, что это возможно, потому что при изучении антропологических останков (и в первую очередь черепов) можно наблюдать признаки, которые позволяют отнести их к разряду культурной ценности.

Безусловно, далеко не каждый найденный череп является культурной ценностью, пока экспертом не будет установлена его культурно-историческая, научная или иная значимость для определённых социальных групп общества. Процедура и критерии отнесения антропологических останков к культурным ценностям — это предмет дополнительного исследования, в настоящей же статье мы обратим внимание на установление атрибутивных признаков материальных носителей антропологических останков как феномена культурной ценности, в данном случае это характеристические особенности поверхности черепа.

Череп, как материальный носитель информации, одновременно и необходим и не нужен исследователю. Связано это с тем, что исследования проводятся не на черепе, а на количественных и качественных параметрах[1],  которые получены непосредственно с материального носителя, но существующие способы их получения вносят в процесс исследования достаточно заметный субъективный элемент.

Получение адекватной проекции объемного предмета сложнейшей формы на двухмерную плоскость всегда было для краниологии сложнейшей задачей, но не окончательной целью, поскольку, как уже упоминалось, главной целью требовалось получить всю совокупность количественных и качественных параметров черепа. В этом отношении краниометрические точки П. Брока[2] стали серьезным шагом на пути от описательной методики получения экспертных заключений об особенностях черепа к измерительной технике, положенной в основу умозаключений. За более чем 150-летний период количество краниологических точек, между которыми производятся измерения антропологических признаков, возросло неимоверно, и хотя наиболее важные краниологические точки присутствуют в большинстве методик, каждая антропологическая школа стремится обзавестись «своими», часто совершенно новым краниометрическим точкам, присущими только её методике измерений. Специалисты отмечают, что даже названия признаков в различных школах содержат совершенно различные представления о характеристических особенностях измеряемого параметра [1, с. 49]. Не всегда помогает и система условных обозначений, поскольку имеется несколько таковых – например, цифровая и буквенная, каждая из которых имеет свои списки (анатомические, морфологические, краниометрические, и т.п.). Как результат, опубликованные антропологические данные редко проверяются иными исследователями и либо не учитываются, либо принимаются на веру. Перепроверка результатов представляется трудоемкой даже тем, у кого имеются оригиналы черепов. А, при их отсутствии у исследователей, проверка или уточнение данных становится невозможным действием, следовательно, искажается сама процедура получения научного метода знания путём: воспроизводства, проверки и передачи другим.

В краниологических исследованиях до конца не изжита практика описательных характеристик получения визуальных признаков черепа, где субъективный фактор по-прежнему оказывает доминирующее влияние на результат антропологических исследований [1, с. 77]. При этом для экспертов, участвующих в атрибуции и идентификации антропологического материала, свойственны все наборы «мотивационных» и «фундаментальных» ошибок атрибуции [7, с.275-285].

Безусловно, описательный способ получения характеристических признаков черепов будет востребован и в будущем, например, для определения формы черепа, на видах сверху и сбоку, при сравнении надбровных дуг, надбровья, передненосовой оси, сосцевидных отрезков и нижнего края грушевидного отверстия, но и в этом процессе есть необходимость избавляться от субъективных способов атрибуции. При применении описательных методик краниометрия по-прежнему предлагает сопровождать выводы рисунками, получение которых не только трудоёмко и требует затрат на инструменты и подготовку специалистов, но и вводит ещё один дополнительный элемент субъективности. Фактически как сам исследователь, так и все, кто испытывает необходимость проверки результатов описательных процедур исследования, должны получить доступ к артефакту для повторения процедур описания (сравнения и т.п.)[6]. Это затруднительно, а часто просто невозможно без сложнейших, а, следовательно, и дорогостоящих дополнительных процедур, проведение, которых может ухудшить состояние сохранности любой культурной ценности, что особенно актуально для антропологических останков, которые должны быть захоронены, и лишь временно изъяты из мест упокоения.

Как мы видим, получение точных размеров материального носителя культурной ценности (в частном случае черепа) часто представляет серьезную техническую проблему. Это связано с тем, материальный носитель культурной ценности имеет нечёткую измерительную базу, т.е. материальные носители сугубо индивидуальны, имеют очень сложную форму, часто находятся в плохой сохранности или частично разрушено, а потому получение их габаритных размеров[3] затруднено и не отражает уникальность формы культурной ценности, а, следовательно, и не гарантирует подлинно научного изучения. Немаловажно то, что череп, как материальный носитель культурной ценности, имеющей научное значение (каковой видятся нам изучаемые антропологические останки), обладает внутренней структурой, которая часто не однородна. Получение её характерных особенностей и фиксация их в количественных данных имеет большое научное значение, следовательно, это вызывает необходимость дополнительных и сложнейших атрибуционных процедур и последующих процедур идентификации.

Исходя их нашего практического опыта работы с атрибуцией культурных ценностей, мы рекомендуем для получения количественных и качественных данных об антропологических останках запатентованный «Способ атрибуции, технико-технологического исследования и идентификации культурных ценностей, музейных предметов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)»[3], позволяющий получить все точные размеры материального носителя культурной ценности. Воздействуя на предмет неразрушающим излучением (например, в рентгеновском или ультразвуковом спектре) можно получить все размеры внутренней структуры материального носителя культурной ценности т. ч. и внутренней поверхности основания черепа, не распиливая его (Схема 1. Процесс создания страховой копии).

01-11-2016-14-50-24

Сх. 1 – Процесс создания и работы со страховой копией

Фотография каждого ракурса культурной ценности, полученного по способу «Око Гора», будет содержать все необходимые размеры частей материального носителя культурной ценности, доступные наблюдателю в данном ракурсе и фактически будет выступать оригиналом документа о культурной ценности[4], а не рисунком оного, как например рисунки черепа, воспроизведённые с помощью кубус-краниофора и диаграфа. Некоторое достаточное количество фотографий культурной ценности, снятых с различных ракурсов, будут отражать материальный носитель культурной ценности, поскольку будут содержать количественную информацию о нём,  и если фотография представляет собой фотодокумент[5], то в целом мы можем считать комплект фотоизображений, снятых по способу атрибуции, идентификации и технико-технологического исследования музейных предметов «Око Гора» страховой копией  предмета, в т. ч. материального носителя культурной ценности.

Используя вышеприведённые аргументы, мы можем сформулировать определение страховой копии культурной ценности, музейного предмета, документа, антиквариата, подъемного материала, полученного в ходе археологических раскопок, здания, объекта культурного наследия, ландшафта, или любого объекта съемки, за состоянием сохранности которого требуется тщательный контроль.

Страховая копия материального носителя культурной ценности (музейного предмета, документа и т. п.) представляет собой фотокопии необходимых ракурсов оригинала материального носителя культурной ценности (артефакта, музейного предмета, антропологического материала, документа и т. п.), полученные по Способу атрибуции, идентификации и технико-технологического исследования музейных предметов «Око Гора» и сохраненные в соответствии с требованиями Единого Российского страхового фонда документации (ГОСТ Р 33.505-2003) и предназначенные для атрибуции, идентификации, контроля за состоянием сохранности, научного изучения, реставрации, восстановления и замены оригинала культурной ценности (музейного предмета, документа и т.п.) в случае его утраты, повреждения или недоступности.

Фактически, страховая копия культурной ценности представляет собой электронную модель предмета, которая хоть и теряет некоторые свои свойства в процессе перевода трехмерного объекта на двухмерную плоскость фотографии, но компенсирует это достаточным количеством ракурсов фотосъемки, предмета, и практически полностью исключает субъективный фактор, характерный для описательного метода атрибуции культурной ценности. в таблице 1 представлены результаты измерений черепа по 25 линиям, построенным на основе 23 общепринятых краниометрических точек. Результат измерений обрабатывался в программе «Horus» разработки АНО «НИИ стандартизации музейной деятельности», которая может быть настроена под любой тип культурных ценностей. Количество ракурсов, точек, их расположение и линии, по которым следует производить измерения, задаётся оператором, исходя из особенностей предмета и применяемой методики атрибуции. В дополнение к фотографиям предмета на нём будут помещены краниологические точки и линии с числовыми значениями, указывающими размеры между точками. Дополнительно к комплекту фотографий страховая копия культурной ценности может предоставлять данные о полученных изменениях в формате таблиц Exсel (таб. 1- Количественные данные страховой копии).

Таблица 1 – Количественные данные  страховой копии

Модель: _mod_skull
создана в версии 0.8
Название/ракурс размер
fv  
et эталон 100 мм
II-поперечный размер   140.54 мм
V-наименьшая ширина лба   100.9 мм
XV-скуловой диаметр   127.03 мм
XX-средняя ширина лица   88.74 мм
XXI-высота носа   46.85 мм
XXI-ширина орбиты(левой)   46.85 мм
XXIII-мышелковая ширина   86.04 мм
XXIV-бигониальная ширина   104.05 мм
XXV-высота тела нижней челюсти   29.28 мм
sv    
et эталон 100 мм
I-продолный размер   178.3 мм
III-высотный диаметр   114.15 мм
IV-длина основания черепа   80.66 мм
X-сагиттальная хорда   115.57 мм
XI-лобная хорда   100.47 мм
XVI-длина основания лица   80.19 мм
XVII-верхняя высота лица   59.91 мм
XVIII- полная высота лица   110.38 мм
bv    
et эталон 100 мм
VI- щирина основания черепа   108.41 мм
VIII-сосцевидная ширина   99.12 мм
XIII-длина большого затылочного отверстия   35.4 мм
XIV-ширина большого затылочного отверстия   29.2 мм
XIX-верхняя ширина лица   96.46 мм
vfa    
Название   размер
et эталон 100 мм
XII-теменная хорда   116.28 мм
bv2    
Название   размер
et эталон 100 мм
VII- ширина затылка   106.25 мм

 

Преимущества предлагаемого нами способа атрибуции не исчерпываются высоким уровнем объективности полученных результатов, гибкостью настройки инструментария под методику исследования любой антропологической школы. Достоинства способа в особом деликатном режиме обращения с артефактом, позволяющим обеспечить максимальную сохранность предмета от внешних воздействий при исследовании. Способ позволяет создавать такие копии исследованного предмета, которые содержат все содержащиеся на соответствующем ракурсе фотографий предмета размеры. Таким образом, исследователю не требуется фотографировать предмет заново, если он пожелал узнать размеры между другими краниологическими точками, кроме тех, которые он пометил ранее. Достаточно будет на имеющейся страховой копии пометить новые точки, сохранить новое фото как страховую копию с иным индексом, и программа выдаст ему готовые размеры. Как иллюстративный материал, страховую копию можно прилагать к отчётам исследований, публикациям, пересылать коллегам для удалённого доступа при совместной работе. Фактически, любой, кому будет доступна страховая копия, сможет либо проверить результаты исследований, либо дополнить их. Сами оригиналы будут использоваться в дальнейших исследованиях ограниченно, либо для проверки их сохранности, либо для идентификации предметов при перемещении, что позволит ограничить до минимума контакт с артефактами и обеспечить максимальную сохранность предмета. Повреждённые предметы можно будет заменить на точнейшие муляжи, сделанные из костной муки с добавлением пластификаторов.

Применение предлагаемого нами способа атрибуции в краниометрии позволит вовлечь в научный процесс изучения антропологических материалов широкие круги научной общественности и серьезно снизить затраты на приобретение инструментов и обучение персонала обращению с этими инструментами. Внедрение Способа «Око Гора» в краниологию повысит степень объективности краниометрических исследований до уровня характерного для точных наук.

[1] Количественные показатели атрибута – формальные данные в виде числовых показателей, полученные в ходе соотнесения однородной величины прототипа или объекта сравнения к другой однородной величине (эталону), которая берётся за единицу. Количественные характеристики таких атрибутов, как размеры предметов и объектов представлены в соответствии с международной системой измерения – СИ.

Качественные показатели атрибута – формальные данные о виде объектов числовой и нечисловой природы, характеризующие изменения в ощущениях восприятия субъекта (пространственные, временные, звуковые, цветовые, осязательные, обонятельные и т. п), которые получены в ходе соотнесения однородной величины прототипа или объекта сравнения к другой однородной величине (эталону), которая берётся за единицу [3, c.55].

[2] Broca, Paul. Instructions craniologiques et craniometriques de la Sosiete d’Anthropologie de Paris redigees..[5]

[3] Размер указывается в сантиметрах (для графики – миллиметрах) следующим образом: для прямоугольных предметов – высота и ширина; для круглых и эллипсообразных – наибольший диаметр; для объемных предметов три измерения – высота, ширина и глубина.

Высота статуи указывается вместе с плинтом, если они составляют одно целое. Размеры ваз определяются их высотой и наибольшим диаметром. Для произведений графики указывается двойной размер – листа и изображения, для произведений живописи – размеры по подрамнику или по доске. Для костюмов даются размеры: ширина плеч или пояса и длина. При обмерах запрещается пользоваться мягким сантиметром. [4]

[4]  3.6. Оригинал: документ, полученный в результате творческой деятельности человека по закреплению на материальном носителе информации первоисточника независимо от используемых технических средств и способов ее записи [2].

[5] 6.1.2. Страховой копией фотодокумента является первая копия оригинала, изготовленная на черно-белой пленке соответствующего типа методом репродуцирования или контактной печати. Тип страховой копии фотодокумента определяется видом оригинала: для негатива (дубль-негатива) страховой копией является промежуточный позитив, для диапозитива (слайда), позитива, дубль-позитива – дубль-негатив, для фотоотпечатка – негатив [2].

Список литературы / References

  1. Алексеев В.П, Дебец Г.Ф. Краниометрика. Методика антропологических исследований / Алексеев В.П, Дебец Г.Ф. – М.: Наука, 1964. – с.128
  2. ГОСТ Р 33.505-2003 Единый российский страховой фонд документации. Порядок создания страхового фонда документации, являющейся национальным научным, культурным и историческим наследием. – М., 2003, – 27 с.
  3. Лясников М. В., Шестаков В. А. ОКО ГОРА-UADJET. Способ атрибуции, технико-технологического исследования и идентификации культурных ценностей, музейных предметов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) / Лясников М. В., Шестаков В. А. – СПб.: АНО НИИ СМД, 2011. – 57 с.
  4. Приказ Минкультуры СССР от 17.07.1985 N 290 “Об утверждении Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР”. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_100972/ (дата обращения 31.10.2016) – 88 с.
  5. Broca P. Instructions craniologiques et craniometriques de la Societe d’anthropologie de Paris / Broca P. – Paris : Georges Masson, 1875. – VII, 203 p., 8 c. di tav. : ill.
  6. Саипов А., Кадиров Р.Х., Камзабек К.А. Интегральная характеристика популяционного деморфизма краниометрических признаков черепа (на примере серий близких к современности мужчин норвежской, японской и зулу популяций) / Саипов А., Кадиров Р.Х., Камзабек К.А. // Доклады Казахской академии образования. Ежеквартальный журнал, рекомендованный Комитетом по контролю в сфере образования и науки – Астана, МОН РК,    – № 2. –170 с.
  7. Шестаков В.А. ESSENTIA. Книга I. Атрибуция/ Шестаков В.А. – СПб: АНО НИИ СМД, 2012. – 530 с.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Alexeev V.P, Debets F. Craniometrika. Metodika antropologicheskih issledovaniy [Craniometry. Anthropological research methodologies]. Nauka, M., 1964 [In Russian]
  2. Edinyi rossiyskiy strakhovoy fond documentatsii. Poryadok sozdania strakhovogo fonda dokumentatsii, yavliayusheysya natsionalnym nauchnym, culturnym i istorichestkim naslediem. [Unified Russian documentation insurance fund. Procedure of creation for insurance fund of documentation belonging to national, scientific, cultural and historical heritage] GOST P 33.505-2003 – М., 2003, – 27 p. [In Russian]
  3. Lyasnikov M.V., Shestakov V.A. Oko Gora-Uadjet. Sposob atributsii, tekhniko-tekhnologicheskogo issledovaniya i identifikatsii kulturnykh tsennostey, muzeynykh predmetov, obyektov culturnogo naslediya (pamyatnikov istorii i cultury. [Horus eye – uadjet. Method of examination, technological research and indentification of cultural values, museum objects, objects of cultural heritage (historical and cultural monuments)] – Spb, ANO NII SMD, 2011. – 57 p. [in Russian]
  4. Prikaz minkultury SSSR ot 17.07.1985 N 290 “Ob utverjdenii instructsii po uchetu i khraneniyu museynikh tsennostey, nakhodyashikhsya v gosudarstvennyh muzeyah SSSR”. [order of USSR culture ministry from 17.07.1985 N290 “On affirmation of instruction for accounting and keeping of museum values located in USSR national museums”, last document version dated to 31.10.2016] [In Russian]
  5. Broca P. Instructions on craniology and craniometry of the Anthropological Society of Paris / Broca P. – Paris: Georges Masson, 1875. – VII, 203 p., 8c.: ill. [In French]
  6. Saipov A., Kadirov R.H., Kamzabek K.A. Integralnaya kharakteristika populatsionnogo demorphisma kraniometricheskyh priznakov cherepa (na primere seriy blizkih k sovremennosty mujchin norvezhskoy, yaponskoy i zulu populatsiy) [Integral characteristics of population demorphism among craniometry attributes on a skull (on example of series of male skulls close to modernity from Norvegian, Japanese and Zulu populations]/ Saipov A., Kadirov R.H., Kamzabek K.A. // Doklady Kazakhskoy akademii obrazovaniya. Ejekvartalniy jurnal, rekomendovanny komitetom po kontrolyu v sfere obrazovania i nauki MON RK. – [quarterly journal recommended by education and science control committee] Astana, 2015. – N2. [In Russian]
  7. Shestakov V.A. ESSENTIA. Kniga I. Atributsiya [ First Book . Examination]. Spb, ANO NII SMD, – 2012 – S tsvetnymy vkleykami [with colored inserts] [In Russian]

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.