ВЛИЯНИЕ ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ И ИХ ФУНКЦИИ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.102.12.140
Выпуск: № 12 (102), 2020
Опубликована:
2020/12/17
PDF

ВЛИЯНИЕ ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ И ИХ ФУНКЦИИ

Научная статья

Золотарева Т.А.*

ORCID:0000-0002-4572-2870,

Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, Россия

* Корреспондирующий автор (tatjazolotareva[at]yandex.ru)

Аннотация

Цель статьи - рассмотреть влияние современных глобальных тенденций в социально-экономических, коммуникативных, образовательных областях российской действительности на трансформационные процессы, связанные с ценностными ориентациями российской молодежи, приведшими к кризису этнической идентичности, основная характерная черта которого обнаружилась в слабой связи политической ориентации с проявлениями этноцентрических стереотипов, проанализировав этнические установки, стереотипы и их функции. Происходящие события в окружающей действительности привели к глобальным трансформационным процессам как в мире в целом, так и в российском социуме. В результате в стране возник кризис этнической идентичности, основная характерная черта которого обнаружилась в слабой связи политической ориентации с проявлениями этноцентрических стереотипов. Этнические стереотипы обладают таким пластом значимых свойств, как устойчивость и стабильность информации. В связи с тем, что стереотипы основываются на эмоционально оценочной базе, и могут находиться в зависимости от пристрастий и настроений людей, то при поступлении новых данных или при трансформации отношений между группами содержание стереотипов может меняться. В современной действительности функции этнических стереотипов со временем ослабевают, однако исключать их полностью еще невозможно. Этнический стереотип постепенно начинает сливаться с этническим образом в одно представление. Проблема этнических стереотипов особенно актуализируется в молодежной сфере, зависит от ряда факторов, главными из которых являются политические взаимоотношения между государствами. На сегодняшний день с целью развития позитивной модели гражданского общества следует развивать в подрастающем поколении толерантность, способность ценить и уважать культуру других народов, их традиции и обычаи. Рассмотрение влияния этнических стереотипов может быть использовано в качестве оснований по совершенствованию методологии и методики социализации молодежи в системе образования, прогнозов реального поведения субъекта в обществе в целом.

Ключевые слова: стереотипы, идентичность, этнические стереотипы, аутостереотипы, гетеростереотипы.

THE FUNCTIONS OF ETHNIC STEREOTYPES AND THEIR INFLUENCE ON PERSONALITY DEVELOPMENT

Research article

Zolotaryova T.A.*

ORCID: 0000-0002-4572-2870,

North-Caucasus Federal University, Stavropol, Russia

* Corresponding author (tatjazolotareva[at]yandex.ru)

Abstract

The purpose of the article is to examine the impact of modern global trends in socioeconomic, communicative, and educational areas of Russian reality on the transformation processes associated with the value orientation of Russian youth, which led to the crisis of ethnic identity. The main characteristics of such a crisis were found in the weak connection of political orientation with the manifestations of ethnocentric stereotypes. The method of the research is the analysis of the ethnic attitudes and stereotypes and their functions. The events taking place in the surrounding reality have led to global transformation processes both in the world as a whole and in Russian society. As a result, the country saw the emergence of an ethnic identity crisis, the main characteristic of which was revealed to be the weak connection of political orientation with the manifestations of ethnocentric stereotypes. Ethnic stereotypes possess significant properties such as the stability of information. Due to the fact that stereotypes have an emotion-value basis, and may depend on the preferences and moods of people, the content of the stereotypes may change when new data is received or when intergroup relations undergo a transformation. In modern reality, the functions of ethnic stereotypes weaken over time, however it is still impossible to completely exclude them. The ethnic stereotype gradually begins to merge with the ethnic image into one representation. The problem of ethnic stereotypes is particularly relevant in youth and depends on a number of factors, a factor of particular importance is the political relations between countries. Today, in order to develop a positive model of civil society, tolerance and the ability to appreciate and respect the culture of other peoples, their traditions and customs should be developed in the younger generation. The examination of the influence of ethnic stereotypes can be used as a basis for improving the methodology of socialization of youth in the education system, and in the forecasts of the real behavior of the subjects in society as a whole.

Keywords: stereotypes, identity, ethnic stereotypes, autostereotypes, heterostereotypes.

Введение

Сегодня в мире совершаются основательные изменения, касающиеся всех без исключения областей жизнедеятельности. В межрасовых, межнациональных, межгрупповых отношениях немаловажную значимость представляют этнические стереотипы. Этнические установки представляют собой разновидность социальных установок, в соответствии с которыми индивид воспринимает и дает оценку явлениям межэтнических взаимодействий, а также представителям той или иной национальности с точки зрения традиций и норм своего народа, своей этнической идентичности. Установки, проявляющиеся в толерантном отношении, чаще всего бывают положительными, а установки, опирающиеся на стереотипы и предрассудки, могут быть отрицательным.

Стереотипизация способствует примитивному восприятию межэтнических отношений, а также неверному представлению о действительности межэтнического пространства. Социостереотипы занимают существенное место в ходе восприятия людьми друг друга [1], [2].

Социальные стереотипы есть сформировавшиеся простые представления индивидов, отображающие только определенные, в некоторых случаях объективно не существующие черты других людей. Стереотипы усваиваются человеком в детстве, как правило, из существенных для него источников информации, или индивидуального навыка. В связи с тем, что стереотипы помогают человеку ориентироваться в окружающей действительности, вследствие этого данная проблема обретает особенную значимость в молодежной сфере, так как эта социально-демографическая категория считается наиболее подвластной формированию этнических стереотипов. Особенности юношеского возраста способствуют высокой восприимчивости к влиянию на сознание молодого человека. Как правило, все стереотипы усваиваются в детстве, причем это никак не является результатом навыка. Обычно их получают из вторичных источников, перенимая стереотипные представления от родителей, друзей, людей близкого окружения. К тому же это происходит еще до того, как ребенок начнет давать себе оценку, относить себя к какой-либо определенной группе или иметь представление о собственной личности. «Располагая качеством биологического наследования, человек имеет и социальное наследование, которое осуществляется в ходе социализации в обществе» [3, C. 27].

Говоря о социально-психологических свойствах молодого поколения, необходимо сделать акцент на том, как они воспринимают и взаимодействуют с другими поколениями, на их менталитете, ценностных ориентациях, общественных установках. Для юношеского возраста свойственен максимализм и пониженная критичность к мнениям и убеждениям других людей. «Осознание действительности достигается с помощью глубокого самоанализа, который чаще всего сопряжен с приобретаемым личным опытом. Созревание личности человека предопределено структурой выбора, который он совершает. И в то же время, нежелание нести ответственность за свой выбор, нежелание рассмотрения альтернатив могут привести к пагубному развитию человека» [4, C. 73]. Для данной социально-демографической категории наиболее распространенные социальные стереотипы связаны с половой принадлежностью другого человека, его возрастом, внешностью, профессией, этнической принадлежностью. Индивиды не знают, как себя надо вести, когда вступают в контакт со сложным социальным объектом, с которым они до этого не были знакомы. И здесь им на помощь приходят «картинки мира», которые передаются из поколения в поколение и на подсознательном уровне всплывают в их сознании. С помощью стереотипов каждый человек сумеет себе найти оправдание и уберечься. Соответственно, стереотипы помогают человечеству справиться с восприятием мира, сохраняя при этом личные качества, а также сориентироваться в сложных ситуациях. К тому же этнические предубеждения способствуют нормальному самочувствию человека в обществе иностранцев, поскольку часть информации о них имеется, в том числе и в форме стереотипов.

Методы и принципы исследования

В исследовании применяется диалектическая методология, позволяющая анализировать объект изучения, этнические стереотипы, как целостный феномен в его преемственном развитии. При изучении проблемы использовались метод системно-структурного анализа, исторический и логический подходы, основными методологическими приемами выступали принципы микроанализа и многомерности. Исторический и логический подход содействовали последовательному анализу феномена этнического стереотипа, его основных функций, роли стереотипов в повседневной жизнедеятельности человека, формировании культурной «картинки мира», передающейся из поколения в поколение как на подсознательном уровне, так и в процессе рефлексии. Системный подход способствовал выявлению взаимосвязей элементов объекта исследования, таких как устойчивость и стабильность информации как неотъемлемых признаков этнических стереотипов, позитивные и негативные аспекты поведения в системе механизмов социального взаимодействия, функции этнических стереотипов.

Основные результаты

Этнические стереотипы представляют собой упрощенные образы индивидуумов восприятия этнической группы. Данные представления связаны с нравственными, интеллектуальными и физиологическими свойствами разных этнических общностей.

Изначально этнические стереотипы обозначали только лишь то, что все без исключения посторонние – противники. В варварские времена столкновение с другими кастами перерастало в военные действия и грозило смертью, поэтому довольно продолжительный период общество не могло нормализовать взаимосвязь между собой. Когда межплеменные контакты стали увеличиваться, возник взаимообмен, человек стал не только узнавать новое о своих соседях, но у него стали меняться представления и о самом себе. Члены другого первобытного общества становились не просто соплеменниками, а и сородичами в эмоциональном смысле. С развитием общества начинали формироваться и предубеждения, какое количество существовало племен, столько было и стереотипов.

Очевиден факт, что формирование представлений о другой этнической группе носит исторический характер, основываясь на конкретных факторах. При существовании постоянных конфликтов одного общества с другим, оно воспринималось как агрессивное, враждебное. Когда же между племенами завязывался обмен, тогда взаимодействующее общество оценивалось как добродушное и дружелюбное [5], [12].

«Конфликтогенность мобилизованной этничности обусловлена негативной стереотипизацией «других» в процессе конструирования этнических «границ». Культурные различия не приводят к неизбежным конфликтам идентичностей, формируя предпосылки к социокультурной интеграции и межэтническому диалогу; однако, когда этноконфессиональные различия политизируются и интерпретируются как угрозы групповой безопасности – возникают трудно разрешимые конфликты идентичностей» [6, C. 94].

Этнические стереотипы обладают пластом значимых свойств. Неотъемлемым признаком этнических стереотипов выступает устойчивость и стабильность информации. Но при поступлении новых данных или при трансформации отношений между группами содержание стереотипов может меняться, так как стереотипы основываются на эмоционально оценочной базе, и могут находиться в зависимости от пристрастий и настроений людей. Еще одним признаком этнических стереотипов является согласованность, схожесть представлений достаточно большого числа людей определенной социальной общности [7, C. 236-244].

Не менее важным фактором является то, что стереотипы имеют гораздо более длительную жизнь, чем факторы их породившие. Даже если в действительности уже нет ни реального прообраза стереотипа, ни, например, дезинформации, подпитывающей ложные представления, он продолжает бытовать в обществе еще продолжительное время. Да, вероятно, рано или поздно стереотип себя изживет, но на это может потребоваться не одно десятилетие. Поэтому нельзя оставлять их на волю случая. С ними необходимо бороться целенаправленно и планомерно, причем на государственном уровне. И лучшее средство – это создание благоприятной информационной среды. Чтобы перестать бояться или ненавидеть что-либо, нужно это понять; нужно показать, в чем заключается каждая культура, откуда берут истоки традиции и нравы, показать, что среди каждого народа есть достойные и даже выдающиеся представители.

В этнических стереотипах следует различать относительно устойчивые представления, которые связаны, прежде всего, с его историческим прошлым, внешними характеристиками представителей конкретного народа, его образом жизни. И их инвариантную часть, содержащую воззрения о коммуникативных, этических качествах этого народа. Вместе с меняющейся ситуацией в отношениях между государствами или территориями, на которых проживает та или иная этническая общность, трансформируются и суждения об этом народе. Совокупность суждений, оценок о собственной этнической общности, которые в основном имеют положительную эмоциональную окраску, относят к аутостереотипам. Комплекс суждений о других народах, которые в зависимости от опыта взаимодействия могут быть и позитивными, и негативными, являются гетеростереотипами.

Этнические стереотипы проявляют как позитивные, так и негативные аспекты поведения в системе механизмов социального взаимодействия. Синицына Т.А. выделяет такие функции стереотипов как функция передачи относительно достоверной информации, основанная на процессе обобщения, возникающем в результате наблюдения за поведением и образом мыслей представителей другой культурной группы; ориентирующая функция стереотипов позволяет с помощью стереотипизации строить упрощенную матрицу окружающего мира, благодаря которой формируется дифференциация людей по группам на основе стереотипных признаков, что позволяет ожидать от них определенного поведения и «распределить» социальное окружение на обозримые и понятные группы, упростив сложность незнакомого культурного окружения; функция влияния на создание реальности, с помощью которой удается четко разграничить свою и чужую этнические группы [8].

Особо отметим такие функции стереотипов как познавательную, коммуникативную, функцию защиты позитивной этнической идентичности.

С помощью познавательной функции этнических стереотипов создается облик внешнего мира и своего собственного микрокосма, за счет использования стереотипов достигается когнитивная экономия. [9, C. 176]. Познавательная функция этнических стереотипов базируется на когнитивном компоненте этнической идентичности – это знание этнодифференцирующих признаков, позволяющих конструировать у индивида представление об этносе и о своем соответствии этому этносу. Точное понимание этнодифференцирующих свойств предоставляет вероятность наиболее непосредственно почувствовать взаимосвязь с собственным народом. Объективными признаками, позволяющими ощутить принадлежность к этнической группе, являются антропологические (внешность), место рождения и проживания, язык и др. Не менее значимыми, а зачастую даже и более значимыми, являются для индивида такие этнодифференцирующие признаки как культурные ценности (верования, обычаи, традиции, историческая память и многое другое).

Коммуникативная функция этнических стереотипов служит для осуществления обмена информацией между резидентами «своего» общества (как распознать «своего» из числа «чужих» и «чужого» среди «своих), стереотипы помогают в межкультурном общении прогнозировать поведение собеседника. Коммуникативная функция этнических стереотипов опирается на поведенческий компонент этнической идентичности, который представляет собой реальный механизм поведения в различных ситуациях внутригруппового и межгруппового взаимодействия. В основном он обнаруживается, когда отличия между своей и чужими группами делаются зримыми и существенными для человека, он начинает реагировать на других людей с позиций своего группового членства, а не с позиций отдельной личности.

Функция защиты позитивной этнической идентичности выражается в том, что этнические стереотипы содействуют сохранению традиционной системы ценностей как по отношению к своему сообществу (аутостереотипы), так и по отношению к «чужим» (гетеростереотипы). Конструктивная роль здесь отводится позитивной этнической идентичности, которая выражается в положительных чувствах и установках, удовлетворенности человека членством в своей этнической группе, гордостью за свой этнос.

Для многих индивидов свойственна позитивная этническая идентичность, предполагающая такого рода равновесие толерантности по отношению к собственной и другим этническим группам, которое позволяет рассматривать ее, с одной стороны, как условие независимого и устойчивого существования этнической группы, с другой - как обстоятельство миролюбивого межкультурного взаимодействия в полиэтническом обществе [10, C. 152]. По этой причине позитивная этническая идентичность приобретает статус «нормы». В конструкции данной этнической идентичности позитивный образ собственной этнической группы сообразовывается с позитивным ценностным отношением к другим этническим группам.

Для этнической идентичности по типу «нормы» характерна высокая толерантность и стремление к межэтническим контактам. Положительность взаимоотношений к собственным и иным народам, сочетающаяся в «норме», совершенно не подразумевает эмоциональной однозначности этих отношений. Человек с «нормальной» этнической идентичностью, в противоположность космополитизму, идеологии «гражданина мира», предпочитает этнокультурные ценностей своего народа. Это как бы первоначальная стадия этноцентризма, если желание к позитивной этнической идентичности является важным обстоятельством сохранения единства и неповторимости этнической общности в этнокультурном многообразии мира. Отклонения от «нормальной» этнической идентичности могут осуществляться по типу этнической индифферентности, или по типу гипоидентичности (этнонигилизм). Индивиды, у которых самосознание трансформировалось по типу гипоидентичности, характеризуются тем, что их этнонигилистические тенденции отражают неготовность сохранять и поддерживать собственные этнокультурные ценности, выражаются в ощущении этнической неполноценности, ущемленности, стыда за представителей своего этноса, в некоторых случаях негативизма по отношению к ним и в сложностях в общении. Этнонигилисты отчуждаются от собственной группы. Отрицание общественных ценностей как один из общих защитных механизмов при этом типе идентичности может активизировать общую агрессивность и враждебность.

Но весьма часто функция защиты позитивной этнической идентичности осуществляется с помощью такого социально-психологического феномена, своеобразного механизма межгруппового восприятия, как внутригрупповой фаворитизм, заключающийся в благоприятном взаимоотношении к собственной группе и ее членам при сопоставлении с иными общественными группами, и внешнегрупповая враждебность.

Сегодня функции этнических стереотипов со временем ослабевают, однако исключать их полностью еще невозможно. Этнический стереотип постепенно начинает сливаться с этническим образом в одно представление. На сегодняшний день с целью развития позитивной модели гражданского общества следует развивать в подрастающем поколении толерантность, способность ценить и уважать культуру других народов, их традиции и обычаи.

В связи с тем, что этнические стереотипы народов формируются в большей степени в подростковом возрасте, то миссией современного социума должно стать создание таких условий, при которых молодежь не будет идти на поводу навязанного мнения. Подрастающее поколение должно самостоятельно без помощи других сформировать свой процесс мышления, а значит, и свои стереотипы. В случае если не предоставлять такого права юношеству, то общество не продолжит своего духовного развития, так как стереотипы могут сформировать отрицательную ситуацию в процессе межэтнического общения. Соответственно, чтобы межэтническое взаимодействие вышло на новый толерантный уровень, необходимо отказываться от стереотипов.

Заключение

Таким образом, в понимании этнических стереотипов смешаны многознаменательные, исторические, психологические, политические, экономические и религиозные мотивации. В результате происходящих в стране глобальных трансформационных процессов возник кризис этносоциальной идентичности, основной характерной чертой которого в российском социуме является слабая связь политической ориентации с проявлениями этноцентрических стереотипов. Аутостереотипы и гетеростереотипы выражены достаточно спокойно, не окрашены яркими эмоциональными взаимодействиями. Этнические стереотипы во многом определяются цивилизационными, культурными детерминантам, соответственно этноцентризм не является доминантным в мировоззрении индивидов и в их эмоциональном уровне. Опираясь на этнические стереотипы, индивидуальные свойства людей заменяются заранее однобоким предубеждением, которое может представлять собой негативную установку по отношению к отдельной группе людей. В результате соответствующего поведения возникает скептическое отношение, настороженность, причем с обеих сторон. Когда представители одной этнической группы идут на поводу у своих стереотипов, то другие ведут себя соответственно вследствие непочтительного отношения к своей группе. «Во внутреннем мыслящем мире рождаются невероятно фантастические образы действий и поступков самого человека, а также проигрываются множество вариантов его отношений с внешней средой» [11, C. 21]. Образовывается определенная отдаленность, что порождает заблуждения, а также затрудняет все последующее взаимодействие.

Следовательно, рассматривая этнические стереотипы как образ социального объекта, а не как мнение об этом воспринимающего субъекта, следует объективно оценивать расхожие в обыденной жизни национальные характеристики. Существует взаимно противоречивые стереотипы об одной и той же нации, так как этнические стереотипы меньше зависят от реальных особенностей описываемого народа, чем от ряда других факторов, главными из которых являются политические взаимоотношения между государствами, а этнические стереотипы скорее свидетельствуют о чувстве вражды или дружбы, нежели являются справедливым отображением народа. Активное межэтническое общение в процессе совместной деятельности может разрушать этнические стереотипы, но не всегда. Выходом является грамотная политика в образовательной и культурно-воспитательной области, направленная на интеграцию подрастающего поколения в культурное поле страны. Чтобы и они чувствовали себя частью России, и чтобы частью России чувствовали их остальные граждане.

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.

Список литературы / References

  1. Бурукина О.А. Национальные стереотипы как культурные универсалии / О.А. Бурукина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. №12(92). С. 204-209.
  2. Мустафаева М.Г. Особенности формирования ценностей, установок и норм поведения в процессе межнационального общения в современных условиях / М.Г. Мустафаева, З.С. Мустафаева, Э.Ш. Мусаева // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2018. №1(98). С. 35-39.
  3. Золотарева Т.А. Биосоциальные детерминанты природы человека как субъекта деятельности / Т.А. Золотарева // СОТИС – социальные технологии, исследования. Москва: АНО «СПО «СОТИС», 2018. № 1(87). С. 25-33.
  4. Золотарева Т.А. Экзистенциальные концепты жизненных ориентиров личности в современном социуме / Т.А. Золотарева // Гуманитарный вектор. 2018. Т. 13, № 3. С. 68–74. DOI: 10.21209/1996-7853-2018-13-3-68-74
  5. Ляшенко, О.В. Культурные конфликты современного российского общества: причины и способы преодоления / О.В. Ляшенко // Евразийский юридический журнал. 2019. №2(129). С. 482-484.
  6. Попов М.Е. Социокультурная интеграция как способ конструктивного разрешения региональных конфликтов: Северокавказская специфика / М.Е. Попов // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2017. Т. 23. №1. С. 83-96.
  7. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология / Т. Г. Стефаненко. – М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. – 320 с.
  8. Синицина Т.А. О роли стереотипов в межкультурной коммуникации / Т.А. Синицина // Актуальные вопросы современной лингвистики Материалы 4-й Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 85-летию МГОУ и 70-летию ИЛиМК. 2017. С. 60-66.
  9. Корючкина П.С. Этнизация и способы формирования этнических стереотипов / П.С. Корючкина // Человек в мире культуры. 2017. № 2-3. С. 175-178.
  10. Муха В.Н. Теоретические аспекты исследования практик поддержания этнической идентичности / В.Н. Муха, В.А. Литовка // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. №12-4(54). С. 151-153.
  11. Золотарева Т.А. «Живая жизнь» Ф.М.Достоевского и «Жизненный мир» Э. Гуссерля в плоскости дискурса повседневного сознания / Т.А. Золотарева // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017. № 10(84) : в 2-х ч. Ч. 1. С. 21-24.
  12. Popov M.E. Resolving identity-based conflicts in the north Caucasus / M.E. Popov // Periodica Polytechnica, Social and Management Sciences. 2017. Vol. 25. № 1. P. 70-77.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Burukina O. A. Nacional'nye stereotipy kak kul'turnye universalii [National Stereotypes as Cultural Universals ] / O. A. Burukina // Vestnik Tambovskogo universiteta. Serija: Gumanitarnye nauki [Bulletin of the Tambov University. Series: Humanitarian Sciences]. 2010. № 12 (92). pp. 204-209 [in Russian]
  2. Mustafayeva M. G. Osobennosti formirovanija cennostej, ustanovok i norm povedenija v processe mezhnacional'nogo obshhenija v sovremennyh uslovijah [Aspects of Formation of Values, Attitudes and Norms of Behavior in the Process of International Communication in Modern Conditions]/ M. G. Mustafayeva, Z. S. Mustafayeva, E. Sh. Musayeva // Gumanitarnye i social'no-jekonomicheskie nauki [Humanities and Socio-Economic Sciences]. 2018. No. 1 (98). pp. 35-48. [in Russian]
  3. Zolotaryova T. A. Biosocial'nye determinanty prirody cheloveka kak sub"ekta dejatel'nosti [Biosocial Determinants of Human Nature as a Subject of Activity] / T. A. Zolotaryova // SOTIS – social'nye tekhnologii, issledovanija. [SOTIS — Social Technologies, Research]. Moscow: ANO " SPO "SOTIS", 2018. № 1(87). pp. 25-33 [in Russian]
  4. Zolotaryova T. A. Ehkzistencial'nye koncepty zhiznennykh orientirov lichnosti v sovremennom sociume [Existential Concepts of Personal Life Orientations in Modern Society] / T. A. Zolotaryova // Gumanitarnij vektor [Humanitarian Vector]. 2018. Vol. 13, no. 3. pp. 68-74 DOI: 10.21209/1996-7853-2018-13-3-68-74 [in Russian]
  5. Lyashenko, O. V. Kul'turnye konflikty sovremennogo rossijjskogo obshhestva: prichiny i sposoby preodolenija [Cultural Conflicts in Modern Russian Society: Causes and Ways to Overcome Them] / O. V. Lyashenko // Evrazijjskijj juridicheskijj zhurnal [Eurasian Law Journal]. 2019. № 2 (129). pp. 482-484. [in Russian]
  6. Popov M. E. [Socio-Cultural Integration as a Way of Constructive Resolution of Regional Conflicts: North-Caucasian Specifics] / M. E. Popov // Vestnik Moskovskogo universiteta [Bulletin of the Moscow University]. Series 18. Sociologija i politologija [Sociology and Political Science]. 2017. Vol. 23. No. 1. pp. 83-86 [in Russian]
  7. Stefanenko T. G. Jetnopsikhologija [Ethnopsychology] / T. G. Stefanenko -Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, "Akademicheskij projekt", 1999. - 320 p. [in Russian]
  8. Sinitsina T. A. O roli stereotipov v mezhkul'turnojj kommunikacii [On the Role of Stereotypes in Intercultural Communication] / T. A. Sinitsina // Aktual'nye voprosy sovremennojj lingvistiki Materialy 4-jj Vserossijjskojj nauchno-prakticheskojj konferencii, posvjashhennojj 85-letiju MGOU i 70-letiju ILiMK [Topical Issues of Modern Linguistics. Proceedings of the 4th All-Russian Scientific and Practical Conference Dedicated to the 85th Anniversary of Moscow State University and the 70th Anniversary of Ilimk]. 2017. pp. 60-66 [in Russian]
  9. Koryuchkina P. S. Ehtnizacija i sposoby formirovanija ehtnicheskikh stereotipov [Ethnicization and the Ways of Formation of Ethnic Stereotypes / P. S. Koruchkina // Chelovek v mire kul'tury [Man in the World of Culture]. 2017. No. 2-3. pp. 175-178 [in Russian]
  10. Mukha V. N. Teoreticheskie aspekty issledovanija praktik podderzhanija ehtnicheskojj identichnosti [Theoretical Aspects of Research on Ethnic Identity Support Practices]/ V. N. Mukha, V. A. Litovka // Mezhdunarodnyjj nauchno-issledovatel'skijj zhurnal [International Research Journal]. 2016. No. 12-4 (54). pp. 151-153 [in Russian]
  11. Zolotaryova T. A. Zhivaja zhizn'» F.M.Dostoevskogo i «Zhiznennyjj mir» Eh. Gusserlja v ploskosti diskursa povsednevnogo soznanija ["The Living Life" by F. M.Dostoevsky and the "Lifeworld" of E. Husserl in the plane of the discourse of everyday consciousness]/ T. A. Zolotaryova // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i juridicheskie nauki, kul'turologija i iskusstvovedenie [Historical, Philosophical, Political and Legal Sciences, Cultural Studies and Art History. Issues of Theory and Practice.] Tambov: Gramota, 2017. No. 10 (84): in 2 volumes. Part 1. pp. 21-24 [in Russian]
  12. Popov M.E. Resolving identity-based conflicts in the north Caucasus / M.E. Popov // Periodica Polytechnica, Social and Management Sciences. 2017. Vol. 25. №1. P. 70-77.