О РОЛИ ПОНЯТИЙ НУЛЕВОГО КЛАССА В МЫШЛЕНИИ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.53.222
Выпуск: № 11 (53), 2016
Опубликована:
2016/11/18
PDF

Рудницкая Т.Ю.

Кандидат философских наук, Костромской государственный университет

О РОЛИ ПОНЯТИЙ НУЛЕВОГО КЛАССА В МЫШЛЕНИИ

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о роли понятий нулевого класса в универсуме человеческого мышления. Подчеркивается их значимость как необходимого элемента мышления, способа ориентации человека в мире инструмента познания, обладающего огромным эвристическим и творческим потенциалом. Автор приходит к выводу, что пустые понятия определяют сферу свободы человека, идеалы, задают критерии должного, нормативные образцы, представленные в морали и праве. Будучи продуктом мышления, воображения, они определяют поведение человека в реальном мире.

Ключевые слова: форма мышления, пустое понятие, абстрактный объект, воображение, идеальное.

Rudnitskaya T.Yu.

PhD in Philosophy, Kostroma State University

THE ROLE OF EMPTY CONCEPTS IN HUMAN THINKING

Abstract

The article considers the role of empty concepts in human thinking. Their importance as a necessary element of thinking, a way of one’s orientation in the world of cognition possessing a huge heuristic and creative potential is emphasized. The author comes to a conclusion that empty concepts define the sphere of freedom of the person and his ideals. They also define the criteria of duty, the standard samples presented in ethics and justice. Being a product of thinking and imagination, they define behavior of a person in the real world.

Keywords: form of thinking, empty concept, abstract object, imagination, ideal.

В неисчерпаемом море человеческих понятий и представлений существует особый пласт, и довольно обширный, который образует множество, называемое нулевым классом.

Многочисленные современные учебные издания по логике чаще всего лишь фиксируют факт существования пустых понятий или понятий «нулевого класса», придавая им определенный символический эквивалент, причем в авторском варианте, не останавливаясь при этом на их роли в универсуме человеческого мышления. Между тем, эта роль настолько велика и значима, что заслуживает специального рассмотрения, что и является предметом данной статьи, с целью постановки проблемы.

Один из основоположников современной математической логики Б. Рассел дал следующее определение понятия «нулевого класса»: «Число 0 есть число терминов в классе, не имеющих членов, то есть в классе, который называется «нуль-класс». И далее: «0 есть класс, чей единственный член есть нуль-класс» [1].

К понятиям нулевого класса относятся такие, которым мы не можем подобрать соответствующего им предмета материального мира. Эти понятия имеют лишь идеальное бытие, не имея актуально бытия материально-вещественного, предметного. Пространство мыслимого и воображаемого представлено в основном понятиями нулевого класса. Таким образом, это лишь фантомы человеческого сознания, которые, однако, насущно необходимы для человека, не менее чем понятия, отражающие реально существующие предметы и сами эти предметы. Это бесконечный и безграничный мир человеческого воображения, мысли, иллюзии и самообмана. По замечанию Ж.-П. Сартра, «нужно хорошо помнить, что речь идет не об обдуманном и свободном решении, но о спонтанном определении бытия. Начинают самообман, как засыпают, пребывают в самообмане, как во сне. Раз этот способ бытия реализуется, оттуда выйти так же трудно, как пробудиться; ведь самообман является типом бытия-в-мире, как бодрствование или сон, которые стремятся сами по себе продолжаться непрерывно, хотя его структура является по своему типу метастабильной» [2].

Нулевой класс обладает онтологическим статусом. Он существует. Он не есть ничто, но есть нечто вполне определенное, а именно нулевой класс. В материальном мире нет ни одного предмета или явления, которому бы соответствовало понятие «нулевого класса» или пустое понятие. Понятие «нулевого класса» существует лишь в идеальном мире.

Но и идеальный мир – разный. Мир объективных знаний, накопленных наукой, субъективных переживаний отдельного человека, «поток сознания» (У. Джемс) индивида.

Действительность, с которой имеет дело человек, представляет собой единство материального и идеального. Идеальное активно действует в человеческом мире. Оно оказывает влияние на реальную и воображаемую жизнь человека в еще большей степени, чем материальные предметы и реальные отношения между людьми в обществе.

Идеальное – это, с одной стороны, отражение мира, а с другой – творение нового мира, новой реальности. Понятия, которые отражают предметы мира. Каждому такому понятию соответствует предмет или класс предметов объективного мира. Это и понятия, которые выражают предметы и явления мира, сотворенного человеком. Пустые понятия, понятия нулевого класса.

В рамках современной классической логики принято деление пустых понятий на два вида: логически пустых и фактически пустых. Первые фиксируют взаимоисключающие признаки предметов, их денотаты невозможно себе даже вообразить («круглый квадрат», «деревянное железо», «горячий лед»). Вторые – логически непротиворечивы. Пустота их объёма продиктована социокультурным, историческим контекстом, законами природы («жена католического священника», «вечный двигатель», «Пегас»). К числу фактически пустых относят и идеализированные объекты («несжимаемая жидкость» «абсолютно черное тело»), благодаря существованию которых, ученые выдвигают гипотезы, выстраивают научные теории. Таким образом, пустые понятия обладают огромным эвристическим потенциалом и служат решению научных проблем и задач. Они играют весьма значимую роль в научном познании.

«Жить и не фантазировать, – замечает Б.П. Вышеславцев, – вообще нельзя, и прежде всего в самой науке, в ее гипотезах, предположениях, открытиях, изобретениях; но больше всего – «в трезвой практической жизни». Эта трезвая практика прежде всего состоит в ежедневном опьянении тривиальными образами привычных фантазий. Образами наживы и потери, власти и падения, которые действуют на душу как ежедневные аперитивы. Нет области более фантастической, более иллюзорной, нежели политика, финансы, социальная утопия» [3].

Действительно, вся политика и бизнес в современном мире базируются на создании и тиражировании фантомов, влияющих на сознание и поведение людей. Они держатся исключительно только на невежестве людей, на нагнетании страхов, на эксплуатации низменных страстей человека.

Понятия «нулевого класса» суть идеальные или абстрактные объекты. Они являются необходимой составляющей человеческого мышления и человеческого бытия, ибо человеческого бытия без мышления не бывает. Необходимой для развития творческого, «продуктивного», по Канту, мышления. Они обладают огромным творческим потенциалом. Сфера искусства, литературы, народного творчества немыслима без нулевых понятий. Мифологические образы, сказочные и литературные персонажи, фантастические объекты в своем большинстве суть пустые понятия.

Человеку свойственно пребывать в мире несбыточных фантазий и иллюзий. Иначе человек существовать не может. Он вынужден балансировать на грани реального, действительного и мнимого, иллюзорного. «Действительности противостоит мечта, – пишет Н.А. Бердяев, – и мечта в каком-то смысле реальнее действительности» [4].

Без понятий нулевого класса невозможна полноценная ориентация человека в мире. Они определяют сферу свободы человека, задают критерии должного, нормативные образцы, представленные в морали и праве. Имея ценностное измерение, насыщают аксиологическую сферу, ориентируют человека на идеал. Абсолютное добро, абсолютная справедливость, абсолютная красота – недосягаемые идеалы. В этом отношении справедливо, на наш взгляд, высказывание И. Канта, утверждающего, что, «хотя и нельзя допустить объективной реальности (существования) этих идеалов, тем не менее нельзя на этом основании считать их химерами: они дают необходимое мерило разуму, который нуждается в понятии того, что в своем роде совершенно, чтобы по нему оценивать и измерять степень и недостатки несовершенного» [5].

Оценочная, нормативная, регулятивная, мировоззренческая сферы мышления переполнены пустыми понятиями. Будучи продуктом мышления, воображения, они определяют поведение человека в реальном мире, а для людей бытие идеальное и бытие в идее могут быть дороже и действеннее, чем материальное, физическое, социальное и биологическое существование. Их поведенческо-мотивационная роль предельно высока.

Таким образом, функциональная нагрузка понятий «нулевого класса» весьма обширна. Познавательная, творческая (креативная), оценочно-нормативная, целеполагающая (идеалообразующая), деонтическая, аксиологическая – функции, которые призваны выполнять понятия нулевого класса.

Иногда понятия нулевого класса являются предметом ожесточенных политических и идеологических сражений. Им приносят в жертву благополучие и жизнь людей. Рай и ад существуют и не в загробной жизни. Они присутствуют в земной жизни человека. И творит их сам человек. Но это не творение его рук, но его воображения, которое материализуется в его помыслах, словах и поступках.

Следует ясно сознавать, что пустые понятия имеют место лишь в мышлении, то есть имеют лишь идеальное бытие. Нельзя смешивать и отождествлять мысль и действительность. Идеальное нельзя принимать буквально как руководство к действию, ибо «мир становится таким, каким мы его воображаем. Воображение никогда не остается безнаказанным и безрезультатным» [6].

Понятия «нулевого класса» – необходимый элемент мышления, инструмент познания, способ ориентации человека в мире. Порождение разума человека, необходимое для его существования, функционирования, развития и совершенствования. При этом важно помнить, что умение оперировать понятиями нулевого класса – показатель не только культуры логического мышления, но и психического здоровья личности.

Список литературы / References

  1. Б. Рассел Введение в математическую философию. – М.: Гнозис, 1996. – С. 31.
  2. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто (Опыт феноменологической онтологии). – М.: АСТ, 2009. – С. 150.
  3. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. – М.: Республика, 1994. – С. 66.
  4. Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). – М.: Междунар. отношения, 1990. – С. 28.
  5. Кант И. Сочинения в шести томах. – М.: Мысль, 1964. – Т. 3. – С. 502.
  6. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. – М.: Республика, 1994. – С. 62.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Rassel Vvedenie v matematicheskuju filosofiju [Introduction to mathematical philosophy]. – M.: Gnozis, 1996. – P. 31. [in Russian]
  2. Sartr Zh.-P. Bytie i nichto (Opyt fenomenologicheskoj ontologii) [Life and nothing (Experience of phenomenological ontology)]. – M.: AST, 2009. – P. 150. [in Russian]
  3. Vysheslavcev B.P. Jetika preobrazhennogo Jerosa [Ethics of the changed Eros] – M.: Respublika, 1994. – P. 66. [in Russian]
  4. Berdjaev N.A. Samopoznanie (opyt filosofskoj avtobiografii) [Self-knowledge (experience of the philosophical autobiography]. – M.: Mezhdunar. otnoshenija, 1990. – P. 28. [in Russian]
  5. Kant I. Sochinenija v shesti tomah [Compositions in six volumes]. – M.: Mysl', 1964. – T. 3. – P. [in Russian]
  6. Vysheslavcev B.P. Jetika preobrazhennogo Jerosa [Ethics of the changed Eros]. – M.: Respublika, 1994. – P. 62. [in Russian]