СМЕННЫЙ ТРУД КАК ФАКТОР КАНЦЕРОГЕННОГО РИСКА

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.53.006
Выпуск: № 11 (53), 2016
Опубликована:
2016/11/18
PDF

Бухтияров И.В.1,  Рубцов М.Ю.2

1Доктор медицинских наук, профессор,  2 Кандидат биологических наук,  ФГБНУ «Научно-исследовательский институт медицины труда»

СМЕННЫЙ ТРУД  КАК  ФАКТОР КАНЦЕРОГЕННОГО  РИСКА 

Аннотация

На основании анализа современных публикаций кратко представлены  отдельные аспекты роли  сменной работы и связанного с ней десинхроноза в повышении риска развития злокачественных новообразовании. В 2010 году Международное агентство по исследованию рака осуществило анализ выполненных до этого времени исследований и показало, что сменный труд является фактором риска (по категории «2А»), в первую очередь, рака молочной железы у женщин (работников здравоохранения). В более поздних исследованиях показана вероятность развития злокачественных новообразований иных локализаций не только у работников здравоохранения, но и других профессиональных групп и связь их с частотой и длительностью работ в ночные смены.

Ключевые слова: сменный труд, канцерогенный риск.

Bukhtiyarov I.V.1,  Rubtsov M.Yu.2

1MD, professor,  2PhD in Biology, FSBSI “Research Institute of Occupational Health”

 SHIFT WORK AS CARCINOGENIC RISK  FACTOR

Abstract

On the basis of modern publications brief discussed the main aspects of shift work significance and associated DS in cancer risk elevation are presented. International Agency for Research on Cancer 2010 carried out the analyses of scientific publications done before and has shown that shift work is probable occupational cancer risk factor (“2A”) primarily,  breast cancer in women (nurses). Later studies have shown the probability of association between rotating shift work and increased mortality from any other cancer and another occupations  as well as connection with frequency and duration of night shift work.

Keywords:  shift work, carcinogenic risk.

Существует несколько типов сменной  работы, описываемых в  соответствии с ее основными характеристиками: постоянная или переменная, непрерывная (все дни недели) или прерывистая (перерыв на выходные или на воскресенье), с ночной или без ночной работы. Соответственно, различаются продолжительность сменного цикла, длительность смен, число  меняющихся рабочих/бригад, время начала и окончания работы, скорость и направление (по часовой стрелке или против часовой стрелки) сменности, число и положение дней отдыха и регулярность/нерегулярность смен.

В 2010 г. Международное агентство по исследованию рака (МАИР) обобщило данные ряда публикаций, в которых сообщалось о роли сменной работы и связанного с ней десинхроноза в повышении риска развития злокачественных новообразований, в первую очередь, рака молочной железы у женщин (работников здравоохранения).  Вредное влияние ночной работы на биологические функции и общественную жизнь было признано некоторыми регулирующими органами, как на национальном, так и на международном уровнях: Международная организация труда, Европейский Союз, Федеральное управление гражданской авиации США и др. [5].

В анализе МАИР выводы были сделаны на основании данных восьми исследований, выполненных в различных географических регионах, по оценке взаимосвязи между раком молочной железы и  сменной работой, включающей работу в ночное время. В шести из этих восьми исследований, в том числе в двух проспективных когортных исследованиях, в которых объектом являлись медсестры, было четко показано наличие умеренно повышенного риска рака молочной железы у стажированных сотрудников, которые работали в ночные смены, вне зависимости от ротации смен. В большинстве исследований повышенный риск выявлен после учета возможных мешающих факторов. В двух исследованиях из восьми, в одном из которых имелись важные погрешности в дизайне, не была установлена связь между сменной работой и раком молочной железы. Возможно это было связано со сравнительно ограниченным размером выборки (в наибольшей степени сосредоточенной  на единственной профессии, т. е. медсестрах), некотором числе мешающих неизвестных факторов риска, и непоследовательной и неточной оценкой сменной работы, что возможно, исказило результаты в сторону снижения вероятности.

В монографии МАИР обращено внимание на возможный канцерогенный риск для еще одной профессиональной группы со сменным режимом работы - кабинного экипажа авиационного персонала, у которого также имеются циркадные нарушения из-за пересечения часовых поясов. Заболеваемость раком молочной железы была изучена в восьми когортах женщин-стюардесс: во всех, за исключением одной, был выявлен повышенный риск рака молочной железы, который возрастал с увеличением стажа работы. Однако эти исследования включали некоторые мешающие факторы в установлении  дозо-эффективных  взаимосвязей: потенциальную роль сопутствующих  факторов производственной среды и возможный  мешающий вклад во влияние на репродуктивную функцию космического излучения [5].

В  целом, по данным МАИР 2010 г., сменная работа,  приводящая к  циркадным нарушениям, вероятно канцерогенна для человека (Группа 2А).

Как оценили специалисты Исследовательского центра рака имени Фреда Хатчинсона, у женщин, работающих в ночную смену, риск появления рака груди выше на 60% по сравнению с теми, кто ночью спит. Вынужденное бодрствование по ночам снижает синтез «гормона сна» мелатонина. Это вещество обладает противоопухолевой активностью, при этом без него в организме повышается синтез половых гормонов, что увеличивает риск развития рака молочной железы.

Для мужчин работа в ночную смену менее вредна, но рискуют и они. По данным Киотского университета в Японии, для сильного пола опаснее даже не систематическое отсутствие сна ночью, а плавающий график с частыми ночными дежурствами. Такой режим повышает вероятность некоторых видов рака простаты в три раза по сравнению с теми, кто работает и спит по стандартному графику.  Тем не менее, согласно данным МАИР [5], не было выявлено увеличения риска развития  у мужчин рака предстательной железы, толстой кишки и эндометрия. Этот анализ выполнялся в связи с тем, что в самых ранних исследованиях  у пилотов авиакомпаний было выявлено существенное повышение заболеваемости раком предстательной железы по сравнению с национальными эталонными уровнями, однако   эти исследования включали ряд мешающих факторов.

В связи с вышеизложенным, определенный интерес представляет анализ данных исследований по оценке вероятности канцерогенного риска при сменной работе, опубликованных после 2010 г.

По данным Бюллетеня Всемирной организации здравоохранения  [1], «Есть больше доказательств того, что фактором появления рака молочной железы является сменная работа, связанная с нарушением суточного режима, а не химические вещества». Как  уже указывалось выше, сменная работа, связанная с нарушением нормальной периодичности сна, в настоящее время классифицируется как «канцероген МАИР 2А»,  то есть, возможно, является канцерогеном для людей. В пользу этого заключения свидетельствуют и недавно опубликованные исследования, которые дополнительно подтверждают такую причинно-следственную связь. Другими словами: «Учитывая широкое распространение сменной работы в современных обществах, она может быть важным фактором риска на демографическом уровне».

Так по  данным анализа уровней и причин смертности в Великобритании  Ю. Таккала отмечает [8], что сменная работа является причиной около 2000 смертей от рака, что занимает вторе место после асбестоза.

Дополнительный мета-анализ ранее опубликованных данных по увеличению риска рака молочной железы, которые были положены в основу  заключения МАИР, выполненный в Финляндии (12 исследований) и в Гонконге (10 исследований: 3 - когортных и 7 методом случай-контроль), выполненных с элиминацией мешающих факторов и исключением имевшихся ранее методических ошибок, показал, что объединенный относительный риск (ОР) рака при работе в течение 5 и более лет в ночную смену составил 1,05 (95%ДИ:0,87–1,28).   По данным четырех исследований накопленный стаж работы в ночную смену имел положительную связь с риском рака молочной железы (ОР=1,13 при 500 ночных сменах; 95% ДИ:1,07–1,21;), а по данным  трех исследований отчетливая связь частоты ночных смен с риском рака молочной железы не обнаруживалась (ОР=1,01 при работе по 3 смены в месяц; 95%ДИ:0,99–1,03) [10].

С целью получения новой информации о связи между стажем работы с ночными сменами и раком молочной железы у женщин на базе данных Шведского регистра близнецов (13656 женщин, 3404 из которых работали ночью) с последующим привлечением Шведского канцер-регистра (463 случая за 12 лет) было выполнено когортное исследование, в котором, однако не были определены профессиональные группы. Регрессионный анализ    показал, что ОР рака молочной железы  был равен 1,68 (95% ДИ:0,98 – 2,88) для группы со стажем ночной работы >20 лет. При контролируемом возрасте до 60 лет при тех же сроках профессиональной экспозиции >20 лет ОР=1,77 (95% ДИ:1,03 – 3,04). При меньшем профессиональном стаже статистически значимый эффект отсутствовал. Авторы делают вывод о том, что  полученные результаты подтверждают ранее накопленные данные о том, что ночная работа связана с увеличением риска развития рака молочной железы у женщин, но только при относительно длительной экспозиции [2].

В исследовании, выполненном в Канаде, взаимосвязь между ночной работой и раком молочной железы оценивали методом  случай-контроль (1134 случая рака и 1179 контроль, рандомизированных по возрасту), в Ванкувере, Британской Колумбии и Кингстоне, Онтарио.  Примерно треть  из групп и «случаев», и «контролей»  работали в ночную смену.   При стаже  0-14  или 15-29 лет связь не была обнаружена, в то время как она была очевидной для стажа ≥30 лет (ОР=2,21, 95% ДИ: 1,14 – 4,31). Такая связь при длительной работе в ночную смену является уверенной для альтернативных определений пролонгированной сменной работы, с аналогичными результатами для медицинских и немедицинских работников. Это послужило авторам основанием для вывода о том, что длительная   работа в ночную смену в различных профессиях связана с повышением риска развития рака молочной железы, и полученные данные  не ограничивается  медсестрами, как  это указывается в большинстве предыдущих исследований [3].

В США для оценки канцерогенного риска труда с изменяющимся режимом сменной работы в сравнении с дневным характером труда в целях профилактики и ранней диагностики злокачественных новообразований разной локализации (груди, шейки матки и толстой кишки) у женщин, работающих в различных отраслях экономики было проведено скрининговое исследование. С достоверностью (р<0,05) выявлена большая частота рака груди (34% против 23%) и колоректального рака (55% против 48%). Авторами отмечено, что данный тип анализа позволяет в 2 раза повысить выявляемость онкологических заболеваний в 2 отраслях ("производство" и "гостиничный сервис/общепит")  и по трем специальностям ("приготовление  пищи/обслуживание", "личная  гигиена и услуги" и "продукция") (р<0,05) [9].

Методом случай-контроль (795 - случаев и 849 - контроль)  в 7 регионах Испании с целью оценка риска рака молочной железы у женщин в связи с работой в ночную смену при личном анкетировании оценивали профессиографические характеристики, в т.ч. характер сменной работы, профмаршрут, факторы, касающиеся образа жизни и репродуктивного здоровья. Из 1644 женщин 30 никогда не работали непрерывно, а 101 - со сменяющимся характером ночной сменной работы в течение не менее, чем 1год. После элиминации мешающих факторов было установлено, что постоянная работа ночью приводила к статистически недостоверному увеличению риска рака молочной железы (OR=1,36 (95% ДИ: 0,62 – 2,97) в сравнении с работавшими в дневные смены, а при изменяющемся характере сменной работы ОР составил 1,17 (95%ДИ:0,71–1,92). У женщин, работавших при постоянных или изменяющихся ночных сменах не менее 10 лет ОР рака молочной железы составил 1,43, (95% ДИ:0,79 – 2,57) [7].

В исследовании  риска рака молочной железы у норвежских медсестер, получивших образование до 1985 г., по данным канцер-регистра, методом случай-контроль: 699 (74%) случаи (диагноз 1990-2007 г.г.) и 895 (65%) - контроль, - были опрошены для установления причинно-следственной связи заболевания со сменной работой. Не было установлено увеличения риска рака молочной железы при работе в ночную смену до 3 раз в месяц и незначительное увеличение - при стаже боле 30 лет (Отношение шансов (ОШ)=1,1), а при наличии ночных смен - при стаже более 12 лет  ОШ=1,3. С увеличением числа ночных смен  до 5 и более  подряд риск возрастал до 1,6. Было выявлено статистически достоверное увеличение риска рака молочной железы при стаже работы более ≥ 5 лет и при числе ночных смен подряд ≥ 6 (ОШ=1,8, 95% ДИ:1,1 - 2,8) [6].

В Дании для  оценки риска рака молочной железы после ночной сменной работы было выполнено национальное исследование методом случай-контроль на группе 18 551 женщин-военнослужащих с датой рождения 1929-1968 г.г. Выявлено 218 случаев рака молочной железы (1990-2003) и отобрано 899 соответствующих по возрасту контролей из когорты заболеваемостей.  Авторами отмечен повышенный ОР=1,4 (95% ДИ:0,9 -2,1) среди женщин,  служивших в ночную смену, по сравнению  с таковыми  без ночных смен. ОР для рака молочной железы имел тенденцию возрастать при увеличении числа лет службы в ночную смену (р=0,03) и с суммарным числом смен (р=0,02), с отсутствием риска  при менее, чем 3 ночные смены в неделю. ОР для группы с самой высокой долей суммарного воздействия составил 2,3 (95% ДИ:1,2 - 4,6). Наиболее выраженное влияние работы в ночную смену на риск развития рака молочной железы наблюдалось у женщин с утренним хронотипом предпочтения и интенсивной службой с ночными сменами (ОР=3,9; 95% ДИ:1,6 – 9,5). Результаты указывают на то, что частая работа в ночную смену увеличивает риск рака молочной железы и предполагает более высокий риск при большей длительности напряженных ночных смен [4].

Таким образом, анализ современных публикаций по оценке канцерогенного риска сменного режима труда, выполненного в разных странах указывает на расширение числа профессиональных групп женщин, у которых с возрастанием стажа сменного труда увеличивается вероятность возникновения рака молочной железы и других злокачественных новообразований, в частности, риска смерти и от рака легких. Об этом свидетельствуют данные нового исследования, опубликованного в американском журнале профилактической медицины. Так женщины, которые работали в режиме ротации ночных смен 15 и более лет имели на 25% более высокий риск развития рака легких. Не было найдено связи между ротируемым режимом сменной работы и ростом смертности от рака любой другой локализации.

При этом особую озабоченность вызывает факт, что в отечественной научной литературе отсутствуют  данные исследований о потенциальной канцерогенной опасности сменного труда. Проведение такого рода исследований  способствовало бы разработке мер ранней  диагностики рака на рабочих местах и профилактики развития онкологических заболеваний у работающих.

Список литературы / References

  1. Adams P. The breast cancer conundrum//Bulletin of the World Health Organization.- WHO. - Geneva. -  2013.- v. 91.-  no.9. - P.626-627.
  2. Åkerstedt T., Knutsson A., Narusyte J., Svedberg P., Kecklund G.,  Alexanderson  K. Night work and breast cancer in women: a Swedish cohort study // BMJ Open. 2015. – v. 5 (4).-  e008127.
  3. Grundy A., Richardson H., Burstyn I.,  Lohrisch C.,  SenGupta S. K., Lai A. S.,  Lee D.,  Spinelli J. J., Aronson K.J.  Increased risk of breast cancer associated with long-term shift work in Canada // Occup. Environ. Medicine.-  2013.- v.70.- no.12.- P.831-838.
  4. Hansen J., Lassen C.F. Nested case—control study of night shift work and breast cancer risk among women in the Danish military // Occup. Environ. Med.- 2012.- v.69.- issue 8.- P.551-556.
  5. IARC Monographs on the Evaluation of Carcinogenic Risks to Humans, Volume 98. Painting, Firefighting, and Shiftwork.- France.- Lion. 2010.- 818 p.
  6. Lie J.-A., Kjuus H., Zienolddiny Sh.,  Haugen A.,  Stevens R., Kjærheim K. Night work and breast cancer risk among Norwegian nurses //Occup Environ Med.-  2011.- v.68.- Suppl.1.- A17
  7. Papantoniou K., Castaño-Vinyals G., Gomez, B. P.   Altzibar J. M.,  Ardanaz E.,  Moreno V.,  Tardón A., Martin-Sanchez V., Pollán M., Kogevinas M.. Evaluation of breast cancer risk in relation to night shift work in a case-control study in a Spanish population //Occup. Environ. Med. – 2011.-  v.68. suppl.1. - A17-A18
  8. Takkala Yu. Eliminating occupational cancer in Europe and globally. Brussels. - ETUI.- 2015.-  25p.
  9. Tsai R.J.; Luckhaupt S.E., Sweeney M.H., Calvert G.M. Shift work and cancer screening: do females who work alternative shifts undergo recommended cancer screening?// American J. of Industrial Medicine. - 2014.-  v.57(3). – P.265-275.
  10. Wang F.W., Yu T. Night-shift work and risk of breast cancer: a meta-analysis//Occup. Environ. Med.- 2013.- v.70. – Suppl.1.- A120