ЖАНР «СТОРИТЕЛЛИНГ» В СОВРЕМЕННЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И ТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИКАЦИЙ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.66.161
Выпуск: № 12 (66), 2017
Опубликована:
2017/12/18
PDF

Автаева Н.О.1, Болдина К.А.2

1ORCID: 0000-0003-1090-5375, кандидат политических наук,

2ORCID: 0000-0003-4841-1581, кандидат политических наук,

1,2Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского

ЖАНР «СТОРИТЕЛЛИНГ» В СОВРЕМЕННЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И ТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИКАЦИЙ

Аннотация

Систематизированы основные определения жанра «сторителлинг», обоснована необходимость включения жанра в систему жанров современной журналистики. Наряду с этим выявлены основные функциональные характеристики жанра «сторителлинг», в том числе реализация жанром функции форума или канала социального участия. На примере анализа региональных (Нижегородских) СМИ установлены композиционные составляющие материалов, написанных в данном жанре, а также тематические особенности «повествований» в региональной журналистике.

Ключевые слова: сторителлинг, функция форума или канала социального участия, нарратив, региональные СМИ, жанровая специфика.

Avtaeva N.O.1, Boldina K.A.2

1ORCID: 0000-0003-1090-5375, PhD in Political Science,

2ORCID: 0000-0003-4841-1581, PhD in Political Science,

1,2Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod

“STORYTELLING” IN MODERN REGIONAL MEDIA: FUNCTIONAL AND THEMATIC FEATURES OF PUBLICATIONS

Abstract

Basic definitions of the genre of “storytelling” are systematized; the necessity of including this genre in the system of genres of modern journalism is grounded. Along with this, the main functional characteristics of the genre of “storytelling” are revealed including the implementation of the genre of a forum or a channel of social participation. On the example of the analysis of regional (Nizhny Novgorod) media, compositional components of the materials written in this genre are established, as well as thematic features of “narratives” in regional journalism.

Keywords: storytelling, function of a forum or a channel of social participation, narrative, regional media, genre specificity.

Постепенный переход журналистики в цифровое поле пока не изменил кардинальным образом ее структуру: виртуальные страницы, так же как и печатные, продолжают наполняться новостными, аналитическими и художественно-публицистическими материалами. Новость, обзор и история имеют стабильный спрос массовой аудитории. Единственное, что меняется, так это форма подачи материалов: стираются границы чистых жанров – заметки, комментария, отчета, статьи; тексты все больше отличаются жанровым синкретизмом. Художественная публицистика, представленная ранее в таких формах, как зарисовка, очерк, авторские заметки, семейные истории, мемуары, вбирает в себя все признаки отдельных жанров и укрепляет свое нарративное ядро. Сегодня формат истории в медиасфере все чаще называют сторителлингом. Цель данной статьи заключается в том, чтобы систематизировать основные определения жанра «сторителлинг» и выявить его основные функциональные характеристики.

Стоит отметить, что повествование и рассказывание историй всегда составляло ядро большинства журналистских текстов. Как отмечает В.С. Варакин, журналистику в целом можно назвать социальной системой сторителлинга. Она рассказывает истории об обществе, основываясь на том, что общество рассказало ей. Именно так, через журналистские истории, репрезентируемые в средствах массовой информации, воссоздается и осмысливается социальная действительность. Именно так общество понимает себя [1]. С одной стороны, очевидно, что новость есть нарратив, а освещение текущих событий представляет собой процесс создания и рассказывания историй, формирующих общие для всех знания, которые помогают публике устанавливать друг с другом специфические связи, в конечном итоге ведущие к поиску общих смыслов, самоидентификации и определению своего места в мире [2]. Но с другой стороны, справедливо и то, что нарративный журналистский текст имеет сугубо личностное – авторское – наполнение. А стало быть, как подчеркивает О.Р. Самарцев, производит его не новостная журналистика, а публицистическая [3]. И именно публицистические тексты мы со всей уверенностью можем назвать полноценными историями, включающими не только фактическую базу, но и авторские оценки. Журналистское повествование или рассказывание истории было и остается в текстах, посвященных, к примеру, путешествиям, семейным очеркам, биографиям, отчетам о событиях.

С позиции О.Р. Самарцева, профессора Ульяновского государственного университета, сторителлинг – это особый генеральный жанр или стиль «письма», называемый западными исследователями «features writing». В отличие от стиля или жанра «перевернутая пирамида», называемого «news writing», он необходим не для приведения фактов, а для раскрытия драматических событий общественной жизни [3].

В свою очередь О.В. Тодорова определяет «сторителлинг» уже не как жанр или стиль, а как особый формат коммуникации, а также «естественный и гибкий способ взаимодействия с аудиторией», предусматривающий «познавательный акт с эффектами вовлечения и развлечения». Главной отличительной чертой современной сторителлинга О.В. Тодорова называет то, что к рациональной составляющей в таком повествовании добавляются эмоции, и это многократно увеличивает запоминаемость полученной информации, становится частью опыта слушателя. У аудитории включается воображение и мысленно слушатель переносится в описываемую ситуацию, сопереживает, вступает в интерактивное взаимодействие [4].

Для другого российского исследователя Н.Ф. Пономарева абсолютным синонимом «сторителлинга» является термин «нарратив», который он раскрывает следующим образом: «нарратив – это семиотическая интерпретация расставленных в причинно-временной последовательности реальных или выдуманных происшествий с участием разумных и чувствующих субъектов, смысл действий которых определяется его целостной конфигурацией и единым значением. Истории порождают более яркие и устойчивые представления в памяти, <…> поскольку соответствуют человеческой склонности организовывать информацию в нарративной форме» [5]. Из данного определения уже становится ясно, почему сторителлинг столь активно проникает в сферы, где необходимо максимально возможное влияние на аудиторию, а именно в связи с общественностью, брендинг и маркетинг.

Определения сторителлинга в настоящий момент выстраиваются исследователями вокруг слов «повествование» и «нарратив». Одни называют сторителлинг жанром, другие – методом коммуникации с аудиторией. Второй вариант справедлив в том случае, когда сторителлинг рассматривается в рамках деятельности в сфере связей с общественностью.

Важно обосновать и функциональную специфику жанра «сторителлинг», поскольку наряду с традиционными функциями – информационной, коммуникативной, развлекательной [6] – материалы, написанные в данном жанре, можно рассматривать как реализацию функции канала социального участия, или социального форума [7]. Большинство авторов «повествований» размещают результаты своей деятельности в различных Интернет-ресурсах, что позволяет впоследствии стать материалу площадкой для организации обсуждений, многостороннего обмена мнениями.

В то же время исследователи выделяют основные характеристики, какими должен обладать текст в жанре сторителлинг, чтобы на него обратила внимания и восприняла должным образом аудитория. А.Н. Назайкин особо отмечает, что историям следует быть правдивыми, реалистичными. Выдуманные, фантастичные рассказы не привлекают внимания и не вызывают воодушевления. Для создания доверительной атмосферы стоит называть имена, фамилии, должности, города, компании, давать различные конкретные детали. Так же очень важная детализация, так как подробности придают истории уникальность и позволяют аудитории глубже погрузиться в конкретный контекст [8], [9].

Размышляя о жанре сторителлинга, также необходимо уточнить, что в последнее время все чаще отмечаются попытки соединить новостной и публицистический текст под началом единой истории. Заметным примером в данном направлении является нижегородский проект NN-stories.ru, который существует с 2015 года. Согласно официальной статистике, приведенной на сайте проекта, за два года было выпущено более 600 статей, написанных более, чем 50 авторами [10], и это как начинающие журналисты, проходящие стажировку, так и эксперты различных областей.

NN-stories.ru позиционирует себя как медиа, посвященное историям города Нижнего Новгорода. На момент написания данной статьи ресурс включал пять постоянных рубрик: аналитика (обзорные статьи с приведением кратких интервью героев темы; статьи с изложением опыта героя преодоления некоторой ситуации, к примеру, обучения в столичном вузе), вдохновение (отчеты с культурных событий города; обзоры путешествий, фестивалей, книг и кинолент), интервью (стандартные интервью вопросно-ответной формы с участием заметных горожан самых различных сфер деятельности), лонгриды (истории из жизни авторов статей в жанре сторителлинг; статьи, посвященные коммерческим организациям), и рубрика «город» (новости, истории об интересных местах города, описание туристических маршрутов). Данные рубрики определяют тематическую специфику обозначенного медиаресурса, а значит, и тематику материалов, написанных в жанре сторителлинг. Примечательно, что каждое превью статьи вместо стандартной кнопки «далее» имеет кнопку с названием «продолжение истории», что позволяет сделать вывод об ориентации медиаресурса на сторителлинговую подачу информации.

Композиционно материалы, написанные в жанре сторителлинг, не похожи друг на друга, они могут включать эпизоды, изображающие диалоги, размышления автора, описания условий и обстоятельств жизни социума, исторические справки и статистику. Систематизируя композиционные особенности материалов NN-stories.ru, необходимо отметить, что большинство повествований строится по классической схеме: завязка-кульминация-развязка, но обязательным композиционным элементом является наличие героя, вокруг которого выстраивается повествование («Магическая константа или кризис среднего возраста», «Иностранцы в городе Н: Лусиано Кирога»), этим героем может выступать и сам автор («Sinii zabor: альтернативный символ Нижнего Новгорода», «171 из 100: История заботливого автобуса» и мн. др.). Автор часто вмешивается в ход описываемых событий, что позволяет ему комментировать информацию, проводить различные аналогии.

Технологии сторителлинга дают возможность активизировать интерес аудитории к контенту медиаресурса, организовать диалог вокруг актуальной, злободневной темы, которую всесторонне раскрыл автор тиражируемого материала. Повествовательное, публицистическое начало жанра сторителлинг позволяет объединить тех, кто устал от некомментируемой, фактологической информации и ценит креатив в подаче журналистского материала, авторский взгляд на окружающую действительность.

Список литературы / References

  1. Варакин В.С. Сторителлинг как инструмент информационного моделирования социальной действительности // Социальная миссия журналистики: реалии и прогнозы: мат-лы межвуз. науч.-практ. конф. / сост., отв. ред. О.В. Третьякова. Архангельск, 2014. С. 92–99.
  2. Алгави Л.О., Аль-Ханаки Д.А-Н. Линейный и нелинейный нарратив в новостной журналистике // Горизонты мировой журналистики: история и современность: сборник научных статей / отв. ред. Е.В. Мартыненко. Москва: РУДН, 2015. С. 12–18.
  3. Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста: очерки теории и практики: Учеб. пособие. М.: Академический проект, 2009. С. 290–293, С. 292.
  4. Тодорова О.В. Сторителлинг как инновационный PR-инструмент // Современные проблемы науки и образования. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=22285947. (дата обращения 10.03.2017).
  5. Пономарев Н.Ф. Сторителлинг и риторика в публичном дискурсе // Филология в XXI веке: методы, проблемы, идеи: материалы II Всерос. (с междунар. участием) науч. конф., Пермь, 15 апреля 2014 г. / Отв. ред. Н.В. Соловьева, И.И. Русинова; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. Пермь, 2014. С. 151–157.
  6. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М.: Аспект Пресс, 2011. 351 с.
  7. Фомичева И.Д. Социология СМИ / И.Д. Фомичева. М.: Аспект Пресс, 2007. 335 с.
  8. Назайкин А.Н. Типы и правила сторителлинга для копирайтинга // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nazaykin.ru/lekcii/copywriting/storytelling/tipy_i_pravila.htm (от 12.10.17).
  9. Яненко Я. Сторителлинг в современных СМИ: коммуникационный и социализационный аспекты / под общ. ред. Т. Н. Дасаевой // Материалы VI Международной научно-практической конференции «Международная журналистика-2017: идея интеграции интеграций и медиа». Издательство: Белорусский государственный университет (Минск). – 2017. – С. 377–383.
  10. Курганова Т. NNStories – проект о городе, который #работает // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nn-stories.ru/2017/01/30/nnstories/ (дата обращения 10.10.2017).

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Varakin V.S. Storytelling kak instrument informacionnogo modelirovaniya socialnoy deistvitelnosti [Storytelling as a tool of information modelling of social reality] // Socialnaya missiya jurnalistiki: realii i prognozi: mat-li mezhvuz. nauch.-prakt. konf. [Social mission of journalism: reality and prospects: materials of interuniversity scientifically-practical conference] / sost., otv. red. O.V. Tretiakova. Archangelsk, 2014. С. 92–99. [in Russian]
  2. Algavi L.O., Al-Hanaki D.А-N. Lineiniy i nelineiniy narrativ v novostnoy jurnalistike [Linear and non-linear narrative in news reporting] // Gorizonti mirovoy jurnalistiki: istoria i sovremennost: sbornik nauchnih statei [Horizons in world journalism: history and modernity: collection of scientific articles] / otv. red. Е.V. Martinenko. M.: RUDN, 2015. С. 12–18. [in Russian]
  3. Samarcev О.R. Тvorcheskaya deyatelnost jurnalista: ocherki teorii i praktiki: Ucheb. posobie. [Creative activity of the journalist: essays on theory and practice] М., 2009. С. 290–293, С. 292. [in Russian]
  4. Todorova О.V. Storytelling kak inovacionniy PR-instrument [Storytelling as an innovative PR-tool] // Sovremennie problemi nauki i obrazovania. [Modern problems of science and education] [Electronic resource] – Mode of access: http://elibrary.ru/item.asp?id=22285947 (10.03.2017). [in Russian]
  5. Ponomarev N.Ph. Storytelling i ritorika v publichnom diskurse [Storytelling and rhetoric in public discourse] // Philologia v XXI veke: metodi, problemi, idei: materiali II Vseros. (s mejdunarod. uchastiem) nauch. konf. [Philology in the XXI century: methods, problems, ideas: proceedings of the second vseros] / otv. red. N.V. Solovjova, I.I. Rusinova; Perm, 2014. С. 151–157. [in Russian]
  6. Prohorov E.P. Vvedenie v teoriu zhurnalistiki [Introduction to the theory of journalism]. M., 2011. 351 c. [in Russian]
  7. Fomicheva I.D. Sociologia SMI [Sociology of the media]. M., 2007. – 335 c. [in Russian]
  8. Nazajkin А.N. Tipi i pravila storytellinga dla коpirajtinga [Types and rules of storytelling for copywriting] // [Electronic resource]. Mode of access: http://www.nazaykin.ru/lekcii/copywriting/storytelling/tipy_i_pravila.htm (12.10.17). [in Russian]
  9. Janenko J. Storytelling v sovremennich SMI: kommunilacionniy i socializacionniy aspecti [Storytelling in modern media: communication and socialization aspects] / pod оbch. red. Т.N. Dasaevoy // Materiali VI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy коnferencii «Mejdunarodnaya jurnalistika-2017: ideya integracii integracij i media». [Materials of VI International scientific-practical conference "international journalism-2017: the idea of integration of integrations, and media.] Minsk. – 2017. – С. 377–383. [in Russian]
  10. Kurganova T. NNStories – proect o gorode, kotoryi #rabotaet [NNStories – project about a city that #works] // [Electronic resource]. Mode of access: http://nn-stories.ru/2017/01/30/nnstories/ (10.10.2017). [in Russian]