РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ В ИНТЕРВЬЮ (НА МАТЕРИАЛЕ ИНТЕРВЬЮ С М. АРГЕРИХ)

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.53.087
Выпуск: № 11 (53), 2016
Опубликована:
2016/11/18
PDF

Мамонова Ю.В.

ORCID: 0000-0001-5614-3930, Кандидат филологических наук, ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет»

Работа подготовлена при поддержке  РГНФ, грант № 15-04-00455.

РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ В ИНТЕРВЬЮ (НА МАТЕРИАЛЕ ИНТЕРВЬЮ С М. АРГЕРИХ)

Аннотация

В работе, которая выполнена в русле прагмалингвистики, анализируется мотивационный уровень языковой личности, и основной фокус внимания направлен на исследование стратегии самопрезентации в ходе коммуникативного взаимодействия. На материале интервью с Мартой Аргерих выявлены коммуникативные тактики, которые реализуют стратегию самопрезентации в ее музыкальном дискурсе, а именно тактика отождествления с классической музыкой, тактика сомнения и тактика восхваления классической музыки и музыкантов.

Ключевые слова: дискурс, стратегия самопрезентации, коммуникативные тактики, языковая личность.

Mamonova Y.V.

ORCID: 0000-0001-5614-3930, PhD in Phylology, Chelyabinsk State University

The research is supported by the grant of the Russian Foundation for Humanities 15-04-00455

REALIZATION OF STRATEGY OF SELF-PRESENTATION IN INTERVIEWS

Abstract

The research is done from the pragmalinguistic perspective. The motivational level of the linguistic personality is analyzed. The main focus is given to the study of the strategy of self-presentation. Using the interviews with Martha Argerich, a prominent pianist, communicative tactics which help realize the strategy of self-presentation in the music discourse, are identified. These tactics include a tactics of identification with the world of music, a tactics of dubiety, a tactics of glorification.

Keywords: discourse, strategy of self-presentation, communicative tactics, linguistic personality.

Когнитивно-дискурсивные исследования в современной лингвистике в значительной степени направлены на изучение языковых явлений, которые раскрывают картину мира как отдельного человека, так и различных групп. Исследования, проводимые в рамках изучения языковой личности, выделяют различные элементы в ее структуре. Следуя концепции Ю.Н. Караулова [1], в модели языковой личности мы выделяем три уровня – вербально-семантический, лингво-когнитивный, мотивационный. Что касается Мотивационный уровень представляется наиболее абстрактным и многогранным, единицами его являются коммуникативно-деятельностные потребности человека. Потребности человека вообще оказываются неисчислимыми, но несомненно, что потребность в речевом общении является одной из ведущей в деятельности человека. В процессе коммуникативного взаимодействия реализуется лингвокреативная деятельность человека. 

Одним из основных намерений человека в ходе коммуникативного взаимодействия является желание произвести впечатление на собеседников. В интервью, как одном из видов коммуникации, интервьюируемый участвует в информационном обмене с интервьюером, но, в действительности, информация предоставляется третьему участнику – аудитории. Каковы бы ни были цели интервьюируемого, в интервью как и в любом виде речевой коммуникации он реализует стратегию самопрезентации. Как указывает О.С. Иссерс, стратегия самопрезентации реализуется практически в любом речевом действии [2, 73].

Под стратегией в данной работе понимается совокупность речевых действий, направленных на решение общей коммуникативной задачи говорящего, а речевой тактикой считается одно или несколько действий, способствующих реализации стратегии [2, 109]. По мнению О.Н. Быковой, «самопрезентация – это эмоциональная самоподача оратора, косвенная демонстрация психических качеств его личности для формирования определенного впечатления о нем самом и о его целях» [3, 50]. На наш взгляд, именно эта стратегия является ведущей в анализируемом материале.

Для анализа нами были взяты интервью, данные одной из наиболее известных пианисток, Мартой Аргерих. Выбор интервью с данной пианисткой для анализа обусловлен, прежде всего, нашим интересом к музыкальному дискурсу в целом. Под «музыкальным дискурсом» мы понимаем «любое вербальное событие, инициатором которого выступает музыкант-профессионал: композитор, режиссер, исполнитель» [4, 35]. Кроме этого, интерес представляет и гендерный аспект исследования. В музыкальном дискурсе доминируют мужчины, и среди известных пианистов достаточно редко встречаются женщины. Марта Аргерих является одной из немногих женщин-пианисток, которые завоевали мировое имя. В одном из интервью она замечает, что женщины-пианистки оказываются незаслуженно забыты, когда речь заходит о великих музыкантах 20 века. Поэтому, на наш взгляд, важно изучить средства, используемые М. Аргерих в ходе интервьюирования, которые, возможно, выделяют ее среди профессионалов. В качестве цели интервью, которые дает пианистка, мы выделяем пропаганду классической музыки и музыкантов.

Одним из наиболее важных вопросов, интересующих журналистов, читателей и слушателей, является вопрос об источнике вдохновения, которое движет музыкантом во время исполнения. Для Марты Аргерих таким вдохновением являются композиторы. «My god was Beethoven when I was a little girl. I used to put in every score ‘The god of music – Beethoven’. Bach was the father, but god was Beethoven» [5]. В других интервью Марта добавляет: «he (Beethoven) is my God. He speaks completely directly» [6], «with Beethoven, I understand him more than I do others» [7]. Следует сказать, что музыка для М. Аргерих персонифицируется, она готова к коммуникации с ней, как и все композиторы. Пианистка играет Равеля, потому что с ним весело, фотография Листа дает ей душевный подъем, музыка и культура разговаривают с ней: «Some music speaks to me, French culture speaks to me. I like it, I think it likes me» [6]. «I try to get inspired. Once I was to play the [Tchaikovsky] B flat minor Concerto, I remember, and there was a picture of Liszt on the wall. And from that, yes, I got inspiration. Just by looking at his picture» [6].

В то же время, рояль, как инструмент, представляется ей антимузыкальным («antimusical»). Этот инструмент не дает свободу музыканту, к нему нужно постоянно приспосабливаться, и пианистка прибегает к метафоре гор, описывая игру как преодоление, когда не удается синхронизация музыканта с роялем: «Playing the piano in the evening it was as if there were little mountains in the bass which I had to get over» [5].

При описании композиторов, которые вдохновляют пианистку, а также пианистов, которые преподавали ей, М. Аргерих использует тактику восхваления, восхищения, отзываясь о них уважительно и возвышенно: «God», «father», «inspired», «beautiful and lyrical», «vital», «touching», «fantastic». Произведения, которые играют талантливые музыканты, очаровывают: «wonderful artists whose piano music enthralls the listener» [8].

Пианистка говорит, что не играет некоторые произведения, которые нравятся более всего, возможно, чтобы не разрушить чары, которые дают ей вдохновение: «its wise not to touch what you really love?».

М. Аргерих предстает в интервью чрезвычайно тонкой и ранимой, она достаточно часто прибегает к тактике сомнения. Она кажется не всегда уверенной в своих действиях и чувствах, в ее речи используется ментальные глаголы «I think», «I dont know..», «I always doubt». В одном из интервью она даже говорит, что не совсем считает себя творческой личностью, и не имеет конкретного Я-образа «I dont even have an image of myself» [6]. Для пианистки типичны вопросы с отрицанием, которые она задает собеседнику, ожидая подтверждения сказанному: «Don't you think?», «Isn't that beautiful!?», «Isn't that terrible?», «Isn't that funny?», «You see?», «Fantastic, is it not?».

В современной лингвистической литературе отсутствует четкая классификация тактик, с помощью которых реализуется стратегия самопрезентации в речевой деятельности. В зависимости от анализируемого дискурса выделяют следующие тактики: отождествления, дистанцирования, создания позитивного образа [9]; солидаризации, оппозиционирования [10]. Е.А. Ковригина различает в стратегии самопрезентации прямые тактики, а именно, самопродвижения, заискивания, самозатруднения, и непрямые тактики, в частности, снятия ответственности, наслаждения отраженной славой, вредительства и уклонения от ответа [11].

В проанализированном материале помимо тактики восхваления и сомнения мы можем выделить тактику отождествления, к которой прибегает в процессе коммуникативного взаимодействия М. Аргерих. Так, лексические единицы «score», «tempo», «theme», «rhythm», «sheet music», «sight read», а также обилие прецедентных имен и текстов, связанных с классической музыкой, указывают на профессиональную принадлежность говорящей.

Таким образом, в процессе коммуникативной деятельности в ходе интервью М. Аргерих реализует стратегию самопрезентации, опираясь на тактики отождествления себя с миром классической музыки, сомнения, а также восхваления композиторов и музыкантов с мировым именем. Пианистка успешно предстает перед слушателем и читателем талантливым и профессиональным музыкантом.

Список литературы / References

  1. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Караулов. – М.: Издательство ЛКИ, 2010. —264 с.
  2. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи / О.С. Иссерс. – М.: Издательство ЛКИ, 2008. – 288 с.
  3. Быкова О.Н. Опыт классификации приемов речевого манипулирования в текстах СМИ / О.Н. Быкова. // Речевое общение: Вестник Российской риторической ассоциации. – Красноярск, 2000. – Вып. 1(9). – 132 с.
  4. Быканова М.С. Языковая личность музыканта в этнокультурном аспекте (на материале дискурсных манифестаций А.Н. Скрябина и К. Дебюсси): дисс….канд. фил. наук: 10.02.19: защищена 13.05.14 : утв. 10.11.14/ Мария Сергеевна Быканова. – Белгород, 2014. – 195 с.
  5. Интервью с М. Аргерих [Электронный ресурс] – URL: http://www.gramophone.co.uk/editorial/martha-argerich-speaks-to-stephen-kovacevich-gramophone-november-2008-with-jeremy-nicholas (дата обращения: 23.08.2016).
  6. Интервью с М. Аргерих [Электронный ресурс] – URL: https://www.ft.com/content/9370c7e4-a31f-11e0-a9a4-00144feabdc0 (дата обращения: 14.09.2016).
  7. Интервью с М. Аргерих [Электронный ресурс] – URL: http://andrys.com/revista.html (дата обращения: 14.09.2016).
  8. Интервью с М. Аргерих [Электронный ресурс] – URL: http://www.hipic.jp/eng/news/interview/2015/12/martha-argerich-jury.php (дата обращения: 14.09.2016).
  9. Заикина Ю.А. Речевые средства реализации стратегии самопрезентации в современных политических текстах / Ю.А. Заикина. // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 9: Исследования молодых ученых. – 2011. – №. 9. – С. 10-12.
  10. Паршина, О.Н. Приемы реализации стратегии самопрезентации в речи административно-политической элиты / О.Н. Паршина // Проблемы речевой коммуникации. – Вып.4. – Саратов: Изд-во Сарат.ун-та, 2004. – С. 25–34.
  11. Ковригина Е. А. Реализации стратегии самопрезентации интервьюируемым (на материале американского интернет-интервью) /Е.А. Ковригина. // Вестник Бурятского государственного университета. – 2009. – №. 11. – P. 43-46.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Karaulov Ju.N. Russkij jazyk i jazykovaja lichnost' [The Rusian language and the linguistic personality] / Ju.N. Karaulov. – M.: Izdatel'stvo LKI, 2010. —264 p. [in Russian]
  2. Issers O.S. Kommunikativnye strategii i taktiki russkoj rechi [Communicative strategies and tactics in the Russian speech] / O.S. Issers. – M.: Izdatel'stvo LKI, 2008. —288 p. [in Russian]
  3. Bykova O.N. Opyt klassifikacii priemov rechevogo manipulirovanija v tekstah SMI [On classification of the methods of speech manipulation in mass media] / O.N. Bykova.// Rechevoe obshhenie: Vestnik Rossijskoj ritoricheskoj associacii [Verbal Discussion: Bulletin of the Russian rhetorical association] / Krasnojar. gos. un-t; Pod red. A.P. Skovorodnikova. Vyp. 1(9). Krasnojarsk, 2000. – 132 p. [in Russian]
  4. Bykanova M.S. Jazykovaja lichnost' muzykanta v jetnokul'turnom aspekte (na materiale diskursnyh manifestacij A.N. Skrjabina i K. Debjussi) [The linguistic personality of a musician: etno-cultural aspect]: dis. … of PhD in Phylology : 10.02.19: defense of the thesis 13.05.14 : approved 10.11.14/ Marija Sergeevna Bykanova. – Belgorod, 2014. – 195 p. [in Russian]
  5. Interview with M. Argerich [Electronic resource] – URL: http://www.gramophone.co.uk/editorial/martha-argerich-speaks-to-stephen-kovacevich-gramophone-november-2008-with-jeremy-nicholas (accessed: 23.08.2016). [in English]
  6. Interview with M. Argerich [Electronic resource] – URL: https://www.ft.com/content/9370c7e4-a31f-11e0-a9a4-00144feabdc0 (accessed: 14.09.2016). [in English]
  7. Interview with M. Argerich [Electronic resource] – URL: http://andrys.com/revista.html (accessed: 14.09.2016). [in English]
  8. Interview with M. Argerich [Electronic resource] – URL: http://www.hipic.jp/eng/news/interview/2015/12/martha-argerich-jury.php (accessed: 14.09.2016). [in English]
  9. Zaikina Ju.A. Rechevye sredstva realizacii strategii samoprezentacii v sovremennyh politicheskih tekstah [Verbal means of realization of the strategy of self-presentation in political texts] / Ju.A. Zaikina. // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 9: Issledovanija molodyh uchenyh [Bulletin of Volgograd State University. Series 9. The young scientists research]. – 2011. – №. 9. – P. 10-12. [in Russian]
  10. Parshina, O.N. Priemy realizacii strategii samoprezentacii v rechi administrativno-politicheskoj jelity [Means of realization of the strategy of self-presentation in the speeches of administrative and political elite] / O.N. Parshina // Problemy rechevoj kommunikacii. – Vyp.4 [The problems of speech communication. – Issue 4]. – Saratov: Izd-vo Sarat.un-ta,. – 2004. – P. 25–34. [in Russian]
  11. Kovrigina E. A. Realizacii strategii samoprezentacii interv'juiruemym (na materiale amerikanskogo internet-interv'ju) [Self-presentation strategy of an interviewee] /E.A. Kovrigina. // Vestnik Burjatskogo gosudarstvennogo universiteta[The Bulletin of the Buryat State University]. – 2009. – №. 11. – P. 43-46. [in Russian]