НЕКОТОРЫЕ ДРЕВНИЕ ЭТНОТОПОНИМЫ МАНГИСТАУСКОГО РЕГИОНА

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2018.72.6.044
Выпуск: № 6 (72), 2018
Опубликована:
2018/06/18
PDF

НЕКОТОРЫЕ ДРЕВНИЕ ЭТНОТОПОНИМЫ МАНГИСТАУСКОГО РЕГИОНА

Научная статья

Кожанулы М.*

ORCID: 0000-0002-9935-0750,

Национальной университет обороны имени Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы, Астана, Казахстан

* Корреспондирующий автор (m_kozhanuly[at]mail.ru)

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема некоторых древних этнотопонимов Мангистауского региона, которую автор освещает как «культурный код нации». Целью работы является анализ изучения казахских этнонимов через древние этнотопонимы названного региона. Основное внимание в работе акцентируется на взглядах отечественных и зарубежных ученых на древние этнотопонимы региона, использовании методов исторического и лингвистического анализа, предлагается продолжить их изучение в отношении к «культурному коду нации». Работа носит междисциплинарный характер, написана на стыке «история-география-языкознание» и имеет значение для толкования древних этнотопонимов. Автор стремится проследить процесс анализа историко-лингвистического аспекта региональных этнотопонимов с целью формирования патриотического духа современной молодежи; значительное внимание уделено вопросу «нового казахстанского патриотизма».

Ключевые слова: этноним, казахский этноним, канлы, алан, национальный код, новый казахстанский патриотизм.

SOME ANCIENT ETHNOTONICS OF MANGISTAUS REGION

Research article

Kozhanuly M.*

ORCID: 0000-0002-9935-0750,

National Defense University named after the First President of the Republic of Kazakhstan – Elbasy, Astana, Kazakhstan

* Corresponding author (m_kozhanuly[at]mail.ru)

Abstract

This Research article presents the problem of some ancient ethnotoponyms of the Mangistau region, which the author describes as a "cultural code of the nation." The aim of the work is to analyze the study of Kazakh ethnonyms through the ancient ethnotoponyms of the named region. The main attention in the work is focused on the views of domestic and foreign scientists on the ancient ethnotoponyms of the region, the use of methods of historical and linguistic analysis, it is proposed to continue their study about the "cultural code of the nation." The work is interdisciplinary in character, written at the junction of "history-geography-linguistics" and is important for the interpretation of ancient ethnotoponyms. The author seeks to follow the process of analyzing the historical and linguistic aspect of regional ethnotoponyms in order to form the patriotic spirit of modern youth; considerable attention is paid to the issue of "new Kazakhstani patriotism".

Keywords: ethnonym, Kazakh ethnonym, kanly, alan, national code, new Kazakhstan patriotism.

В программной статье «Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к Обществу Всеобщего Труда» [1] Лидер Нации Н.А.Назарбаев предложил, в целях патриотического воспитания, ввести в учебные программы средних, технических, профессиональных, а также высших учебных заведений обязательные учебные курсы «Краеведение». В другой статье «Ориентиры на будущее: духовная модернизация», опубликованной 12 апреля этого года [2], в продолжение своей мысли Глава государства предложил новым поколениям модель независимого Казахского государства, в которой сохранен национальный код, с учетом национальных особенностей казахского народа, посредством реализации программы «Родная земля». В связи с этим, Лидер Нации Н.А.Назарбаев высказал следующую мысль: «Необходимо вести запись исторических сведений о каждом регионе, об этнонимах каждого аула, населенного пункта, о названиях гор, рек, о местных ритуалах и традициях... Все эти сведения, в конечном счете, являются отражением нашего исторического сознания. Именно они являются историей народа, если о них своевременно вести записи, они навсегда останутся в исторической памяти народа, всех поколений» [3, С. 278].

Региональные этнотопонимы играют важную роль в деле воспитания нового казахстанского патриотизма, при установлении в сознании новых поколений молодежи чувств уважения к национальным традициям народа, любви к родной земле.

Так при изучении историографии, отечественные и иностранные исследователи, Ш.Валиханов, М.Тынышпаев, А.Маргулан, С.Аманжолов, Т.Джанузаков, А.Левшин, Г.Потанин, В.В.Радлов, А.Харузин, Н.Аристов, В.В.Бартольд и др. в своих трудах подробно изложили свои мысли и суждения о происхождении этнонимов племен, родов казахского народа, связывая их с историей, этногенезом. Учитывая, что эти сведения сведены воедино в многотомной «Истории Казахстана» [4], мы решили их не дублировать.

В исследуемом Мангистауском регионе широко распространены такие этнотопонимы, как «канлы», «алан».

Ученый этнолог мирового масштаба Л.Н.Гумилев о племенах Канлы писал следующее: «Канлы – эпигоны древнего племени Кангюй, а кипчаки – западная ветвь племен этноса динлин с внешностью, похожей на европейских этносов, обитавших до н.э. на землях Минусинской низменности. ... владели землями древних кангюев, с тех пор эти земли назывались Дешт-и-Кипчак, т.е. Кипчакские степи» [5, С. 100].

По этим строкам можно понять, что следы племен Канлы, на некоторое время затерявшиеся после распада Тюркского каганата, в Мангистауском регионе проявились в этнотопониме - Қаңға (др. укрепление, крепость, позднее - ферма ср. век, прежде - Ералиевский район, ныне район Каракия).

Как известно из истории, в древности на Мангистауских землях обитали хорезмийцы. Начиная с ІҮ века до н.э. и до І века н.э. хорезмийцев называли Кангюйями.

По утверждению известного археолога С.П.Толстова, на пути от Форта Шевченко до поселка Таушық  этнотопоним Қаңға (др. укрепление, крепость) связан с одноименным древним государством, эта крепость была построена на границе государства Хорезмийцев [6, С. 30]. А о племени кангюй (қаңлы) в «Истории Казахстана» отмечается следующее: «В ІІІ в. до н.э. - ІІІ в. до н.э. ... В Семиречье и на Южном Казахстане особенно важны усуньское  общество и объединение племен средней Сырдарьи, известное под названием Кангюй (Канлы)» [4, С. 284].

Вышеприведенное мнение имеет под основу, так как в период их господствовали в данном регионе племена кангюй (канлы) завоевали земли соседних племен, в том числе Хорезмийцев, а также племен Каспийского побережья, тем самым оставили в народной памяти свои этнотопонимы. Однако, до сих пор не имеется единого толкования по гипотезе происхождения этнотопонима Канлы (Кангюй). В связи с этим, необходимо провести общий обзор мнений и суждений известных ученых в данной области науки.

Согласно сведениям академика В.В.Бартольд [7, С. 176], во ІІ веке до н.э. на территории современного Казахстана обитали племена Усуней и Канлы, а Л.В.Баженов [8, С. 133, 166] племена Канлы связывает с племенами Кангюй, часто упоминаемых в Китайской летописи, а также с этнотопонимом «Канка», упоминаемом в древнем эпосе индусов «Махабхарата», предположительно написанном в V-IV веках до н.э. или в І веке н.э., вместе с тем академик А.Х. Маргулан [9, С. 62-63] утверждает, что племена Канлы являются, наряду с племенами саков, гуннов, усуней, одним из древнейших племен, обитавших на территории современного Казахстана, а также одними из основателей государственных структур на териитории Казахстана. По его мнению, в Южном Казахстане (в регионе Шыршык, Арыс, Бадам) до сих пор сохранились легенды об этих племенах. Например, исторический эпос «Енсегей», воспетый жырау Казангапом, одно из таких свидетельств.

А.Х. Маргулан, анализируя содержание эпоса, обращает внимание на слово «Қаңқа», «Қаңқалы», его значение «КАРЕТА» на древнетюркском языке. (В древние времена, в связи с внезапной смертью правителя, племя находится в растерянности, не зная кого выбрать вместо него. И тогда мать Дубуна, предложила выбрать того, чья стрела из лука, окажется наиболее меткой): «Пригласите моего сына участвовать, он самый меткий стрілок», и дает конкретный знак - свое кольцо. Отказывавшийся вначале Дубун, увидев этот знак, ставит свое условие: «Предоставьте мне персональную карету». И тогда специально для него сделали карету, названную «Қаңқа», «Қаңқалы». «Хан происходит из племени Канлы, у этого племени свой ритуал выбора хана», «если не можете выбрать хана, выберите из племени Канлы», «мы тоже забирались в карету вместе с ханом» и тому подобные поговорки сохранились из той епохи, утверждает А.Х.Маргулан.

Большинство исследователей этимологию слова қаңғлы/қаңлы связывают с древним государственным образованием Кангюй или Кангха, существовавщем в III-I веках до н.э. в среднем течении Сырдарьи и в предгоръях гор Каратау, упоминаемых в Китайских летописях и источниках Авесты. Доктор исторических наук, руководитель археологической экспедиции ученый А.Н.Подушкин, во время проведения археологических раскопок в 2001 году, обнаружил 2 кирпича той древней эпохи в останках древнего городища Култобе на реке Арыс Южно-Казахстанской области. Хотя надписи не были полностью расшифрованы, тем не менее он утверждает, что эти надписи относятся к эпохе Қаңлы (кангю, канцзю). Данной точки зрения придерживается ученый тюрколог Н.Базылхан, научный редактор книги «Тюркские источники по Истории Казахстана» [10, С. 16-17].

Археолог К.А.Акышев утверждает: «В ІІІ веке до н.э. вслед за сакским племенным союзом, на этой территори было образовано государственное образование Қаңлы (Кангюй/Кангха). По исследованиям археологов Казахстана в І веке до н.э. в состав государственного образования Қаңлы (Кангюй/Кангха) входила нижняя часть Отырарского массива, а центром государственного образования являлся Отырар» [11, С. 181], а другой ученый С.Г.Кляшторный утверждает, что термин кангюй как этнотопоним появился в начале ҮІІІ века в древних рунических надписях древнетюркской письменности в форме Кангю-Тарбан или Кангю-Тарман [12, С. 55]. А также по истории известно, что в ІІІ веке до н.э. и в ІІІ веке н.э. на территории Семиречья, в Южном Казахстане были государственные образования усуней, на среднем течении Сырдарьи существовали племенные союзы кангюй, к тому же они были вынуждены заключить союз с гуннами, чтобы избежать постоянных нашествий со стороны племенных союзов усуней.

Глубже всех исследовавший этнотопонимику канлы ученый С.Г.Кляшторный утверждает: «В начале VIII в. оазисы средней Сыр-Дарьи, именовавшейся тогда «рекой Канга», входили в единую политическую конфедерацию, объединенную под названием Кангу (~Канг) общим сюзеренитетом полукочевых печенежских племен» [12, С. 63].

Основываясь на утверждениях ученых С.П.Толстова, С.Г.Кляшторного о племенах қаңлы (кангюй), топонимист Казахстана А.Абдрахманов пишет следующее: «Данный тезис подтверждается и с лингвистической точки зрения. Первоначальные формы этнотопонима «қаңға, қанқа қанқ, қаңғар» в связи с добавлением в последствии суффикса «оғлы» приобрел нынешнюю форму «Қаңлы». Корни этих слов по существу, происходили от названия династий ханов, правивших в те времена: в II-I веках до н.э. и в І веке н.э.» [13, С. 115]. Академик А.Т.Кайдаров [14, С. 34-47] проведя общий обзор вариантов происхождения этнотопонима «қаңғлы/қаңлы» в трудах зарубежных и отечественных ученых, с историко-лингвистической точки зрения приходит к выводу о правильности названия по варианту Канга.

Основываясь на суждениях академика тюрколога А.Т.Кайдарова по происхождению этнотопонимики термина «Канлы», а также на результаты археологических раскопок, в том числе опираясь на приведенные факты из исторических источников по истории Казахской ССР, мы приходим к выводу о тесной связи данного этнотопонима с названием государственного образования Кангюй.

Согласно мнению ученых, занимавшихся данной проблематикой, можно сделать вывод о том, что на територии Мангистауского региона, наряду с племенами канлы, обитали с ҮІІ века до н.э. до І века н.э. иранские древние племена (скифы, гунны, огузы, сарматы, аланы, роксаланы и т.д.). Например, этнотопоним крепость Аланкала (останки древней крепости, Мангистауский район) также об этом свидетельствует.

По историческим сведениям, во ІІ веке н.э. некоторая часть аланов вместе с гуннами проследовали в Европу, некоторая часть осталась жить на территории Мангистау, Устюртского плато до ХІ века, а основная часть передвинулась на Северный Кавказ и образовали основу осетинского народа.

В Истории Казахстана про ареал обитания аланов написано следующее: «Принято считать, что основными землями аланов были области на севере и северо-востоке от Аральского моря. Со времени эти племена проникли на Северный Кавказ, в Крым и даже Причерноморье. Возможно, столь широкое распространение объясняется тем, что аланы, как пишут римские историки, покорили ряд соседних народов и дали им свое имя. …Современники характеризуют их как людей высокого роста, весьма воинственных и поклоняющихся мечу» [4, С. 292], а Л.Н.Гумилев в своем труде «Поиск вымышленного царства», пишет следующее: «...Хубилай, чтобы покорить Южно Китайскую империю, принял в ряды своей армии кипчаков и аланов» [5, С. 218]. Однако, А.П.Чулошников о происхождении племен сарматов и аланов пишет совершенно по-иному: «…По последним сведениям Римских историков Страбона и Аммиана Марцеллина (от II века до Х века н.э.), массагеты и скифы имеют теперь иные названия: сарматы и аланы, по мнению авторов, эти новые племена по сути эпигоны древних массагетов» [15, С.275-276].

Следовательно, Сумбе-Темир-Алан, находящийся ближе к Утес бекету горы Маната, расположенный в 60 км от Огланды Коныр-Алан, останки древней крепости Алан кала, расположенные недалеко от нынешнего Форта-Шевченко на древнем караванном пути Хиуа-Манкыстау, судя по всему, наследие тех древних народов.

Мангистауский исследователь С. Кондыбай указывает на то, что в ветви Жанабай рода Сиргели Старшего жуза, имеется подрод Алан, а также в роде салор у туркменов имеется подрод Алан [16, С. 75].

Рассмотрев гипотезы отечественных и зарубежных ученых касательно происхождения этнонима Алан, представляющих три варианта, считаем, что:

- во-первых: в слове алан звук «а» постепенно поменялся на звуки о~у~ұ, таким образом, слово алан от первоначальной формы алан постепенно поменялся на произношения олан < улан < ұлан, а здесь, алан < ұлан (мальчик) приобрело иное значение смысла;

- во-вторых, ала + н, здесь слово ала на древнетюркском, а также монгольских языках использовалось в смысловом значении «великий, большой, много, гора»;

- в-третьих первоначальный корень данного слова ал использовалось в смысловом значении «костер, гореть», «красный», «краснеть», а суффикс «ан» имел смысловые значения «страна, племя», если рассмотреть именно в таком порядке их значения, этноним Алан мог иметь смысловое значение «красная страна».

Наше мнение: у этнонима Алан, постепенно вытеснились первоначальные смысловые значения «красная страна», «житель гор», и оно со временем приобрело иное значение: в данном случае слово алан превратилось в «открытая местность», «равнина». Таким образом, в этнотопониме Алаңқала, в его втором компоненте слово «қала» на древнетюркском языке имел значение «курган, крепость», учитывая данный фактор, смысловое значение этнонима Алан следует рассматривать как «курган или крепость, где обитало племя Алан».

В заключении хотелось бы отметить, что вышеприведенные этнотопонимы не только являются этнонимами, отголосок которых отражен в древней истории нашего народа. Каждая частица родной земли, каждый камень и каждая капелька воды в ее водоемах являются кодом национальной культуры, а древнейшие этнотопонимы в регионах, помимо выполнения своих функциональных значений, являются полноценными носителями информации из глубин древнейших эпох, сохранивших в себе ключи к сокрытым сведениям о жизни народов и этносов, требующими найти их зашифрованные самой природой тайные коды.

Определение этих кодов, по существу, приведет к открытию еще неизведанных нами тайн в скрижалях истории независимого Казахстана, да и в других смежных отраслях наук.

Этнонимы казахского народа, ставшие национальным кодом, служат общественным потребностям, следовательно, не могут остаться в стороне от происходящих в обществе преобразований. Разделяя мысли Лидера Нации Н.А.Назарбаева, считаем, что казахские этнонимы необходимо ввести в обязательные учебные курсы «Краеведение», а также в программы «Родная земля», поскольку их основная миссия состоит в обосновании национальной идеологии «Мәңгілік ел (Вечная страна)».

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.

Список литературы / References

  1. Назарбаев Н.А. Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к Обществу Всеобщего Труда [Электронный ресурс] URL: http://www.inform.kz/kz/nursultan-nazarbaev-kazakstannyn-aleumettik-zhangyrtyluy-zhalpyga-ortak-enbek-kogamyna-karay-20-kadam_a2478341 (дата обращения: 24.04.2018).
  2. Назарбаев Н.А. Ориентиры на будущее: духовная модернизация [Электронный ресурс] URL: http:// www. akorda.kz/kz/ events/ akorda_ news/press _conferences/ memleket-basshysynyn-bolashakka-bagdar-ruhani-zhangyru-atty-makalasy12 сәуір 2017 (дата обращения: 24.04.2018).
  3. Назарбаев Н.А. В потоке истории – А., 2003.
  4. История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). В пяти томах. т.1. – Алма-Ата: «Наука» КазССР., 1977. - 479 с.
  5. Гумилев Л.Н. Поиск вымышленного царства / Пер. Жумабаев А., Бейсенов П.-А.,1992. – 448 с.
  6. Шалабаев С. Мангистау. - А.,1973. – 30 с.
  7. Бартольд В.В. История культурной жизни Туркестана // Сочинения. т.2. часть 1. М.,1963, - 1020 с.
  8. Баженов Л.В. Древние авторы о Средней Азии. Ташкент,1940ю – 133 с.
  9. Маргулан А.Х. Древние эпические сказания. - А.,1985ю – С. 62-63.
  10. Тюркские источники по истории Казахстана. т. 2. -А., 2005, – С 16-17.
  11. Акишев К.А. Древний Отрар. (Топография, стратиграфия, перспекты). А-Ата.,1972. – 181 с.
  12. Кляшторный С.Г. Кангюйская этно-топонимика в орхонских текстах // Советская этнография. – № 3. – 1951ю – С.54-63.
  13. Абдрахманов А. Некоторые проблемы топонимики Казахстана. Канд. дисс.- Рукопис // Биб-ка Национальной Академии КазССР. - А., 1954, 115 с.
  14. Кайдаров А.Т. К историко-лингвистической характеристике этнонима канглы/қаңлы. В сб.: Тюркская ономастика. А-Ата.,1984, С.34-47.
  15. Чулошников А.П. Очерки по истории казак-киргизского народа в святи с общини историческими судьбами других тюркских племен.- Оренбург.,1924, ч.1. – С.275-276.
  16. Лезина И.Н. Словарь тюркских родоплеменных названий / Лезина И.Н., Суперанская А.В. – М.: 1994, ч.1-2. –466 с.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Nazarbayev N.A. Sotsial'naya modernizatsiya Kazakhstana: 20 shagov k Obshchestvu Vseobshchego Truda [Social Modernization of Kazakhstan: 20 Steps to Society of General Labor [Electronic resource] URL: http://www.inform.kz/kz/nursultan-nazarbaev-kazakstannyn-aleumettik-zhangyrtyluy-zhalpyga-ortak-enbek-kogamyna-karay-20-kadam_a2478341 (accessed: 24.04.2018). [In Kazakh]
  2. Nazarbayev N.A. Oriyentiry na budushcheye: dukhovnaya modernizatsiya [Landmarks for Future: Spiritual Modernization] / [Electronic resource] URL: http:www. akorda.kz/kz/ events / akorda_ news / press _conferences / memleket-basshysynyn-bolashakka-bagdar-ruhani-zhangyru-atty-makalasy12 сәуір 2017 (accessed: 24.04.2018). [In Kazakh].
  3. Nazarbayev N.A. V potoke istorii [In Flow of History] – A., 2003 [In Kazakh].
  4. Istoriya Kazakhstana (s drevneyshikh vremen do nashikh dney). V pyati tomakh. t.1. [History of Kazakhstan (from Ancient Times to Present Days). In five Volumes. Vol.1.] – Alma-Ata: "Science" of the Kazakh SSR., 1977.- 479 p. [in Russian]
  5. Gumilev L.N. Poisk vymyshlennogo tsarstva [Search for Fictional Kingdom / Trans. By Zhumabaev A., Beisenov P. , 1992. – 448 p. [In Kazakh].
  6. Shalabaev S. et al. Mangistau. - A., 1973. - 30 b. [In Kazakh].
  7. Bartold V.V. Istoriya kul'turnoy zhizni Turkestana [History of Cultural Life of Turkestan] .// Works. t.2. Part 1. M., 1963, -1020 p.
  8. Bazhenov L.V. Drevniye avtory o Sredney Azii. [Ancient Authors about Central Asia] Tashkent, 1940, p.133, 166. [in Russian]
  9. Margulan A.H. Drevniye epicheskiye skazaniya [Ancient Epic Tales]. - A., 1985, p. 62-63 [in Kazakh]
  10. Tyurkskiye istochniki po istorii Kazakhstana. t. 2. [Türkic Sources on History of Kazakhstan. t. 2.] – , 2005, p. 16-17 [in Kazakh]
  11. Akishev K.A. Drevniy Otrar. (Topografiya, stratigrafiya, perspekty). [Ancient Otrar. (Topography, stratigraphy, prospects)]. A-Ata., 1972. p.181. [in Russian]
  12. Klyashtorny S.G. Kangyuyskaya etno-toponimika v orkhonskikh tekstakh [Kangyu Ethno-Toponymy in Orkhon Texts] // Soviet ethnography. No. 3. 1951, p.54-63 //https://www.booksite. en / etnogr / 1951.htm. [in Russian]
  13. Abdrakhmanov A. Nekotoryye problemy toponimiki Kazakhstana. [Some Problems of Toponymy in Kazakhstan]. PhD thesis // Bib of the National Academy of KazSSR. - A., 1954, 115-b. [in Kazakh]
  14. Kaidarov A.T. K istoriko-lingvisticheskoy kharakteristike etnonima kangly [To Historical and Linguistic Characterization of Kangla Ethnonym] / қаңлы. collection: Turkic onomastics. A-Ata., 1984, p. 34-47. [in Russian]
  15. Chuloshnikov A.P. Ocherki po istorii kazak-kirgizskogo naroda v svyati s obshchini istoricheskimi sud'bami drugikh tyurkskikh plemen [Essays on History of Cossack Kirghiz People in Communion with Historical Destinies of Other Turkic Tribes. – Orenburg., 1924, – p.275-276. [in Russian]
  16. Lezina I.N., Supernanskaya A.V. Slovar' tyurkskikh rodoplemennykh nazvaniy [Dictionary of Turkic Tribal Names] - M.: 1994, p.1-2. – p.466. [in Russian]