ДИСКУРС-АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.53.207
Выпуск: № 11 (53), 2016
Опубликована:
2016/11/18
PDF

Шушарина Г.А.

Кандидат филологических наук, Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет,

ДИСКУРС-АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Аннотация

Статья посвящена обоснованию изучения региональной идентичности в свете когнитивно-дискурсивной научной парадигмы. Региональная идентичность рассматривается как уникальный конструкт, выстраиваемый обществом дискурсивно. Для исследования дискурса привлекается дискурс-анализ, который является целостным комплексом приёмов исследования, что обеспечивает получение различного знания об изучаемом явлении и даёт более широкое понимание проблемы. В качестве фактора, определившего выбор материала исследования, явилось учение о кризисе идентичности, согласно которому идентичность проявляется только в момент переживания индивидом определённых кризисных иди конфликтных состояний. В настоящее время таким кризисом для Комсомольска-на-Амуре является массовой отток населения из города.

Ключевые слова: когнитивно-дискурсивный подход, региональная идентичность, оценка, средства вербализации и маркирования.

Shusharina G.A.

1PhD in Philology, Komsomolsk-on-Amur State Technical University

DISCOURSE ANALYSES OF REGIONAL IDENTITY

Abstract

The article deals with the analysis of regional identity in the light of the cognitive-discursive scientific paradigm. Regional identity is seen as a unique construction built in public discourse. To investigate the discourse the author of the article involves discourse analysis. Discourse analysis is a set of holistic methods of research that provides knowledge about various social phenomenon and gives a broader understanding of the problem. The author of the article uses the doctrine of the identity crisis as a factor determining the choice of research empirical data. According to the doctrine, identity manifests itself only when an individual experiences certain crisis. For Komsomolsk-on-Amur a mass exodus from the city is rather dangerous.

Keywords: discursive approach, regional identity, evaluation, ways of labeling and expressing.

Постановка проблемы изучения идентичности в лингвистике тесным образом связана с рассмотрением современных научных парадигм, представленных в языке. В настоящее время одним из наиболее распространенных методологических подходов можно считать когнитивно-дискурсивный подход.

При изучении явления с дискурсивных позиций внимание должно уделяться его участию в актах общения людей и его роли в осуществлении происходящей при этом дискурсивной деятельности, включая порождение текстов разного типа. Е.С. Кубрякова считает необходимым объединить дихотомию когниции – коммуникации с помощью единой для обоих полюсов функции. «Таким общим представляется нам единая для когниции и коммуникации ориентирующая, или миросозидающая, функция языка» [1, С. 68].

По мнению известного лингвиста, ориентирующая функция проявляется в способности языка обеспечивать ориентацию человека в предметном мире и в области сознания. В информационный век ориентирующая (миросозидающая) функция становится едва ли не самой главной составляющей в формировании психики, интеллекта человека, развитии языковой личности. Через язык или с помощью языка человек знакомится с самой разнообразной информацией о мире. Для настоящего исследования это особенно важно. С развитием когнитивно-дискурсивного подхода становится очевидным, что продвижение информации сопряжено с оцениванием, т.е. ценностно-определено.

«Оценочность и ценностные характеристики осознаются в настоящее время как фундаментальные характеристики универсума бытия человека и общества» [2, С. 4]. Оценочное измерение картины мира определяется жизненным миром человека и общества, которые находятся в постоянном поиске своей идентичности.

О ценностной природе идентичности упоминают многие исследователи, в частности Ш. Тейлор, Л.Б. Шнейдер, Ст. Гурин и другие: «в идентичности преобладает ценностная составляющая. Человек отождествляет себя с другими людьми в контексте каких-либо идей, религии, языка» [3].

В современной лингвистике все более утверждается представление о речемыслительной деятельности человека как способе оценивания опыта в определённых ситуациях жизненного мира и его материализации через «дискурсивные / текстовые образования в их воздействующем качестве социальных практик через процессы формулирования значимых смыслов» [2, С. 9].

Начиная с 1970 года термин «дискурс» активно используется в отечественной и зарубежной науке, включая лингвистику. В результате суть понятия стала размытой и диффузной. Обзорных работ по дискурсу достаточно много. В нашей статье мы кратко остановимся на обзоре критического дискурс-анализа.

По мнению Р. Водак, критический дискурс-анализ концентрируется на изучении аутентичной повседневной коммуникации в институциональной, медиа, политической и других сферах, при этом учитывает не только письменную, но и устную коммуникацию. Институциональный, ситуациональный и социальный контексты формируют и влияют на дискурс, однако, это влияние взаимно [4].

Цель критического дискурс-анализа состоит в том, чтобы пролить свет на лингвистико-дискурсивное измерение социальных, культурных феноменов и современных процессов изменений [5]. В связи с этим, особенно важным представляется нам положение о необходимости изучения дискурса в междисциплинарном свете.

При описании региональной идентичности мы руководствовались несколькими постулатами.

Во-первых, идентичность – это не данность, но некий конструкт, выстраиваемый обществом дискурсивно [6]. Во-вторых, региональная идентичность является подтипом коллективной идентичности. Далее, мы считаем, что региональная идентичность состоит из комплекса схожих пониманий идентичности среди ее носителей, которые они формируют через социализацию, а именно образование, политику, медиаресурсы, спорт и другие дискурсивные практики [7].

Настоящая статья посвящена конструированию региональной идентичности г. Комсомольска-на-Амуре. Выбор города можно обосновать тем, что Комсомольску-на-Амуре трудно выстраивать свою идентичность, т.к. на первый взгляд кажется, что для этого нет культурно-исторических предпосылок.

Опираясь на суждения Л. Филлипс и М.В. Йоргенсен о том, что дискурс является «особым способом общения и понимания окружающего мира», и способы понимания и репрезентации мира имеют «исторически и культурно-обусловленную специфику» [5, С. 18], считаем необходимым обозначить основные этапы в становлении региональной идентичности города Комсомольска-на-Амуре. Подобный исторический экскурс способствует пониманию континуального характера региональной идентичности для языковой личности – носителя региональной идентичности и для регионального лингвокультурного сообщества в целом, при котором сохраняются символы культуры и истории предшествующих моментов развития общества; предлагаются и осваиваются новые способы самоидентификации в коммуникации, в номинативных процессах

Город не является столицей средневековых русских государств, как Новгород или Смоленск. Доля уроженцев города не высока по сравнению с центральными регионами России, поскольку город строился силами всего бывшего Советского Союза, и остались в нем жить представители разных краев и областей не только России, но и советских республик. На укорененность влияет и активный отток населения города в более развитые экономические территории России и страны мира.

Тем не менее, региональная идентичность города Комсомольска-на-Амуре, на наш взгляд, начала формироваться в новой стадии в момент высадки первостроителей на берегах Амура возле села Пермское в 1932 году, когда было принято решение о строительстве нового города, который стал бы форпостом на восточных рубежах Советского Союза.

Однако первоначально формирование идентичности началось в девятнадцатом веке в связи с активной миграцией русских крестьян из уездов в регион в 1855 году. В результате на территории современного города Комсомольска-на-Амуре появилось село Пермское, основанное переселенцами Пермской губернии. Кроме того, в селе проживали поселенцы из Орловской, Тамбовской и Вятской губерний. Вначале, в соответствии с положением о переселенцах, русские селились отдельно от местного населения. По материалам переписи населения 1897 года у нанайцев не было ни одного поселка, в котором жили русские. Но это не мешало тесному общению народов. Взаимоотношения коренных жителей Приамурья и русских были многообразны. Так, они сбывали переселенцам продукцию своих промыслов. На первых порах русские поселенцы учились у нанайцев способам добычи и разделывания рыбы, т.к. рыболовство было одним из основных занятий коренного населения. К началу XX века традиционная система жизнеобеспечения нанайцев значительно трансформировалась под воздействием русских, в результате чего изменяется жизненный мир нанайцев: нанайские семьи стали заниматься животноводством, земледелием, строительством.

История изучения российских регионов претерпевала разные периоды. По мнению И.И. Руцинской, о целенаправленном описании российской территории, отдельных ее локусов можно говорить применительно к Новому времени, когда началось изучение и картографирование страны. Во второй половине XIX века начался период активных краеведческих изысканий. Позже в советскую эпоху в условиях жесткой централизации страны вопросы  региональной специфики и территориального своеобразия не поднимались. «Коренной перелом в исследованиях российских регионов произошел в 90-е годах XX века. Сформировалось новое направление в науке – регионоведение» [8].

В качестве материала исследования могут быть использованы сообщения жителей города в сообщениях на местных форумах. В качестве фактора, определяющего выбор материала исследования, является учение о кризисе идентичности, согласно которому идентичность проявляется только в момент переживания индивидом определённых кризисных иди конфликтных состояний. В настоящее время таким кризисом для Комсомольска-на-Амуре является массовой отток населения из города. В своих сообщениях авторы стараются подчеркнуть уникальность города, его отличительные особенности, которые могут повлиять на формирование чувства «малой родины», городской идентичности.

Следует также упоминать тот факт, что коммуникативное пространство в сети Интернет характеризуется диссоциативной анонимностью и невидимостью коммуникантов, минимизацией реального авторитета общающихся. Это значительно облегчает вступление в социальную интеракцию за счет эффекта «раскрепощения» [9].

Дискурс-анализ является целостным комплексом приёмов исследования, что обеспечивает получение различного знания об изучаемом явлении и даёт более широкое понимание проблемы.

Субъект (в данном случае это коллективный субъект – город Комсомольск-на-Амуре) приобретает свою региональную идентичность посредством репрезентации в дискурсе. Авторы сообщений указывают на определенные особенности города, формирующие его уникальность, отличность от других городов России. В результате анализ вербальных средств выражения региональной идентичности определил структуру региональной идентичности с такими составными частями, как историческая уникальность, промышленная уникальность, ландшафтная уникальность города. Кроме того, по мнению жителей Комсомольска-на-Амуре, провинциальный статус города является его отличительной особенностью, входящей в структуру региональной идентичности.

Изучение языковых знаков в конкретном эмпирическом материале позволяет выявить как дискурс формирует идентичность. Вербальные средства выражения региональной идентичности способствуют ее генерированию и конструированию.

Список литературы / References

  1. Кубрякова Е. С. В поисках сущности языка: Когнитивные исследования / Е. С. Кубрякова. – М. : Знак, 2012. – 208 с.
  2. Серебренникова Е. Ф. Этносемиометрия как способ лингвистического аксиологического анализа / Е. Ф. Серебренникова // Лингвистика и аксиология: этносемиоиметрия ценностных смыслов: коллективная монография. – М. : ТЕЗАУРУС, 2011. – С. 4–9.
  3. Гурин С. Идентичность [Электронный ресурс] / С. Гурин. – URL: http:// www. topos. ru/article/6727 (дата обращения : 29.09.2015).
  4. Водак Р. Язык. Дискурс. Политика / Р. Водак. – ВГПГУ : Волгоград: Перемена, 1997. – 139 с..
  5. Йоргенсен Марианне В., Филипс Луиза Дж. Дискурс-анализ. Теория и метод / Марианне В. Йоргенсен, Дж. Луиза Йоргенсен. – Изд-во «Гуманитарный Центр», 2008. – 352 с.
  6. Wodak R., Cillia R. de, Reisigl M. The discursive construction of national identity / R. Wodak, R. de. Cillia, M. Reisigl. – Edinburgh University Press, 2009. –  269 p.
  7. Bucholtz M., Hall K. Identity and interaction: a sociocultural linguistic approach. [Электронный ресурс] / M. Bucholtz, K. Hall. – URL : dis.sagepub.com (дата обращения : 18.10.2015)
  8. Руцинская И. И. Образы регионов в культурном пространстве России второй половины XIX – начала XX в. : дис. … д. культурологии / И. И. Руцинская. – Москва, 2012.
  9. Школовая М. С. Лингвистические и семиотические аспекты конструирования идентичности в электронной коммуникации: дис. … канд. филол. наук / М. С. Школовая. – Тверь, 2005. – 174 с.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Kubryakova Ye. S. V poiskakh sutschnosti yazika : Kognitivniye issledovaniya [In search of language essence: cognitive research] / Ye. S. Kubryakova. – M. : Sign, 2012. – 208 p. [in Russian]
  2. Serebrennikova Ye. F. Etnosemiometria kak sposob lingvisticheskogo aksiologicheskogo analiza [Ethnosemiometria as the way of linguistic and axiological analysis] / Ye. F. Serebrennikova // Linguistika i aksiologia: Etnosemiometria tsennostnykh smyslov. – M. : Thesaurus, 2011. – P. 4–9. [in Russian]
  3. Gurin Identichnost' [Identity] [Electronic resource] / S. Gurin. – URL: http:// www. topos. ru/article/6727. [in Russian]
  4. Wodak R. Yazik. Diskurs. Politika [Language. Discourse. Politics] / R. Wodak. – VSPHU : Volgograd : Peremena, 1997. – 139 P. [in Russian]
  5. Jorgensen Marianne V. Diskurs-analiz. Teoria i metod [Discourse analysis as theory and method] / Marianne V. Jorgensen – Humanitarian Centre, 2008. – 352 p. [in Russian]
  6. Wodak R. The discursive construction of national identity / R. Wodak. – Edinburgh University Press, 2009. – 269 P. [in English]
  7. Bucholtz , Hall K. Identity and interaction: a sociocultural linguistic approach [Electronic resource] / M. Bucholtz, K. Hall. URL: http: // dis.sagepub.com. [in English]
  8. Rutsinskaya I. I. Obrazi regionov v kulturnom prostranstve Rossii vtoroi polovini XIX – nachala XX v.: Dissertatsiya na soiskaniye uchenoy stepeni k.k.n. [The images of regions in Russian cultural space of the second half of the XIX – beginning of the XX cent: D. thesis.] / I. I. Rutsinskaya. - Moscow, 2012. [in Russian]
  9. Shkolovaya M. S. Lingvisticheskiye i semioticheskiye aspekty konsrtruirovania identichnosti v elektronnoi kommunikatsii: Dissertatsiya na soiskaniye uchenoy stepeni k.f.n. [Linguistic and semiotic aspects of constructing identity in electronic communication: Ph.D. thesis] / M. S. Shkolovaya. – Tver, 2005. – 174 p. [in Russian]