АРХЕТИПЫ ЗЕРКАЛА И ВОДЫ КАК СИМВОЛЫ ЛОЖНОГО ПОЗНАНИЯ В ЛИРИКЕ ВЯЧ. ИВАНОВА

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2018.71.035
Выпуск: № 5 (71), 2018
Опубликована:
2018/05/19
PDF

Чистоткина Е.С.

ORCID: 0000-0002-2157-1828, Преподаватель,

Волжский филиал Волгоградского государственного университета, Волжский, Россия

АРХЕТИПЫ ЗЕРКАЛА И ВОДЫ КАК СИМВОЛЫ ЛОЖНОГО ПОЗНАНИЯ В ЛИРИКЕ ВЯЧ. ИВАНОВА

Аннотация

Рассмотрены архетипы зеркала и воды в лирике Вяч. Иванова. Доказано, что автор воспринимает их знания иллюзорными и не полными. Возможность не только отражать, но и отображать свое миропонимание искажает данную ими картину бытия и делает их знания ложными. Проанализировано звуковое и художественное оформление текстов, которое подчеркивает ложность и зыбкость знания, полученного из зеркальной или водной поверхности. Сделан вывод о том, что символом истинного познания и самопознания в лирике Вяч. Иванова выступают горы.

Ключевые слова: архетип, вода, дионисийство, зеркало.

Chistotkina E.S.

ORCID: 0000-0002-2157-1828, Lecturer,

Volzhsky branch of Volgograd State University, Volzhsky, Russia

ARCHETYPES OF MIRROR AND WATER AS SYMBOLS OF FALSE KNOWLEDGE IN V. IVANOV’S LYRICS

Abstract

The archetypes of a mirror and water in the V. Ivanov’s lyrics are considered in the paper. It is proved that the author perceives their knowledge as illusory and incomplete. The ability not only to reflect but also to show one's worldview distorts the picture of being they have given and makes their knowledge false. The sound and artistic design of texts are analyzed, which emphasizes the falsity and fragility of knowledge obtained from a mirror or water surface. The conclusion is made that the symbol of true knowledge and self-knowledge in V. Ivanov’s lyrics is the mountain.

Keywords: archetype, water, dionysia, mirror.

В культурософских размышлениях Иванова важную роль играет  концепция самопознания. Автор утверждает, что путь познания самого себя – это путь дионисийский, путь сложных исканий души человеческой. Но путь этот необходимо пройти, поскольку самопознание «залог полного существования и проявление настоящего, т. е. христианского гуманизма» [3, C. 54]. В концепции мыслителя познание самого себя путь «глубокого метафизического прозрения основ жизни» [4]. В лирике автора представлены символы познания, однако не все они даруют истинное знание.

Архетипическим символом ложного познания в лирике Иванова выступает зеркало, которое содержит в себе отражение мира реального, преображенное и, более того, искаженное в его недрах. Зеркало привлекает способностью отражать не только единичного человека, но и весь мир, который его окружает. Таким образом, человек видит в зеркале взаимодействие Я и Не-Я, единичной личности и мирового целого. Подобная оценка свойств зеркала корнями своими уходит в дионисийство, которое пыталось уравновесить индивидуальное и сверхличное. Согласно дионисийской концепции Иванова, индивидуализм должен быть растворен в мировом космическом порядке, так же как отражение человека в зеркале растворяется в окружающем бытие:

… зеркало, в чьем омуте бездонном

Мерцают ангелы, улыбчиво-нежны,

Лучем безгласных тайн, в затворе, огражденном

Зубцами горных льдов и сумрачной сосны! [7, С. 344]

Зеркало становится выразителем душевных исканий и чаяний человека. Но проблемой становится то, что отражая мечты, зеркало показывает их пустоту и не ведет к их исполнению. Зеркало отражает предметы и человеческую душу «по закону зеркальности ... извращая отражаемый образ ... разлагая его целостность на отдельные атомы света» [9]. Все, что отражает зеркало, зыбко и ложно. Это мир возможного, но не сущего. В отражение и «закваска» может превратиться в «хлеб», но этот хлеб станет смертельным ядом для души, не познавшей истины космического бытия.

Не случайно возникает и «зеркало Диониса»: согласно мифу именно при помощи зеркала титаны отвлекли внимание Диониса и растерзали его. «Этот сюжет, - считает О.А. Чулкова, - был истолкован как демиургическое действие, самопожертвование божества при творении космоса» [10], но одновременно это является примером того, как опасно растворять себя в зеркале.

Зеркало вбирает жизненную силу человека, но неверно полагать, что оно, преобразовав и обогатив душу новыми знаниями, воссоздаст единый образ и откроет ему завесу тайны. Зеркало лишь вбирает в себя мир, наполняется им, но не отдает ничего, поскольку перманентная его характеристика – пустота. За зеркальной поверхностью нет глубины, все, чем обладает зеркало – мир им отражаемый. Все, что оказывается во мраке зеркала, тонет, не обретя смысла:

Что полночь в твой сумрак уронит,

В бездонности тонет зеркальной [5, С. 4]

Человек, стремящийся с помощью зеркала, обрести свой внутренний мир, познать себя, идет путем догадок: не желая приложить усилий для самопознания, он оказывается в плену фальшивых иллюзий, которые искажают его представления  о мироустройстве и приводят к бунту, зреющему в его душе. Как древние эллины, взбунтовавшиеся против неразгаданного ими мироустройства, он восклицает:

Что жребий лучший — не родиться [6, С. 603]

Этот бунт подобен бунту индивидуалистическому, а значит неправому. Это отход от пути, ведущего к вселенскому единству и соборности, которую Иванов мыслит главной целью человеческого существования. Человек не постигает глубин бытия, а лишь поверхностно наблюдает за развитием внешнего течения времени. Индивидуальное остается неизменным, человек оказывается не способным познать в себе божественное начало и категорию сверхличного.

Иванов считает, что человек для обретения сакральных знаний о себе и вселенной должен приложить максимум усилий и пройти длинный путь самопознания, сходный пути дионисийского нисхождения и восхождения.

Очнувшись от зеркального марева, лирический герой Иванова отправляется на поиски правой истины. Дороги его ведут к бурным водам океанов и рек.

Вода становится вторым препятствием на пути к истинному познанию мира. С одной стороны вода знаменует собой бездну, глубину. Отсюда частотность изображения водного тезауруса в лирике Иванова в образ океана или моря, т. е. огромного пространства. Т.В. Мирзаева отмечает, что: «океан символизирует свободную, вольнолюбивую основу жизни … море семантически взаимосвязано с простором и раздольем, выступающими в указанных примерах синонимами. Таким образом, самые крупные водоемы в ивановской поэзии задают устойчивую семантическую характеристику воды как безграничного свободолюбивого начала бытия или живой свободолюбивой стихии» [8]. Недра океанов таят в себе частицу космической бездны, неслучайно в островном культе Дионис был сопричастен морской стихии, поскольку стремился раствориться в бездонном хаосе, чтобы восстать обновленным и обогащенным новым знанием.

Вода наделяется Ивановым языческой разрушительной силой, силой хаоса и бездны, силы, бунтующей против уравнительного закона. Чтобы явственнее передать непокорность и буйство водной стихии Иванов использует рычащие и бурлящие звонкие согласные [б] и [р]. Подобный яростный бунт сродни варварскому языческому буйству, отсюда обилие мифологических персонажей и стилизованных под архаику эпитетов: «бурнокудрявые» [6, с. 526], «непрозренный» [6, С. 536].

Мятежные воды океана манят человека, не менее чем тихая глубина озер и ручьев. В отличие от беснующихся водных пространств океана, малые водоемы Иванов рисует в моменты затишья. В их гладкой поверхности, вновь как в зеркале, отражаются мечты о гармонии терзаемой муками двойственного существования души, поэтому не случайно автор уподобляет водную поверхность зеркальной:

Так ясных вод разверзлося зерцало… [6, С. 661]

или

В тихих заводях зеркальных оглянуться! [6, С. 554]

Вода обладает способностью отражения, так же как и гладь зеркала, но если последнее скрывает пустоту и мрак  в своих недрах, то вода предстает живой субстанцией, скрывающей в своей глубине космическую бездну макрокосма. Водный поток манит шепотом вод, в которых человеку слышатся отзвуки тайн бытия. Воды, хранящие историческую память, становятся способными поведать человеку о мире:

«Сойди ты в дебрь, где черная вода;

Брось плод в струи, — и узришь невредимый,

Что отразит прозрачная среда...» [6, С. 663]

Однако, водная стихия трансцендентно передает чуждые ей события, вплетая в свои потоки чужую историю, так же как зеркало отражает в себе первозданные тайны, искажает их рябью вод. На пути к познанию вода становится новым обманным маревом для человека, не дающего ему прочные знания, а лишь приоткрывающая завесу над тайной космического хаоса.

Обессиленный и не постигший глубины до конца, человек оказывается выброшенным к горному подножию. Горы и водный поток представляют собой антиномию, «гора является олицетворением покоя, вечности, существования, в то время как вода изображает элемент движения,» [1, С. 219]. Кроме того, гора представляет собой вертикальный элемент, стремящийся к небу, и тем самым «способствует поиску судьбы и определению жизненного смысла» [2]. Следовательно, именно гора становится символом дионисийского пути постижения истины, пути обретения знаний о себе и о Боге в себе.

Список литературы / References

  1. Bobilewicz-Brys Grazyna. Живопись мастеров итальянского Возрождения в творчестве Вячеслава Иванова / Grazyna Bobilewicz-Brys // Cahiers du monde russe: Russie, Empire russe, Union sovietique, Etats independants – 1994 - Vol. 35 № 1-2 – С. 209-223
  2. Жукоцкая З.Р. Гармония и экстаз, или аполлонийско-дионисийские мелодии русского символиста [Электронный ресурс] / З.Р. Жукоцкая // Сайт центра современной философии и культуры им. В.А.Штоффа – URL: http://sofik-rgi.narod.ru/avtori/konferencia/jukockaya.htm (дата обращения: 27.10.2009).
  3. Дудек А. На пути к «внутреннему человеку»: концепция самопознания в творчестве Вячеслава Иванова / А. Дудек // Вячеслав Иванов. Исследования и материалы. Вып. 1. Ответственные редакторы К.Ю. Лаппо-Данилевский, А.Б. Шишкин. - СПб.: Издательство Пушкинского Дома, 2010. – С. 53-65
  4. Евлампиев И.И. Лейбниц и персоналистская традиция русской философии [Электронный ресурс] / И.И. Евлампиева // Сайт Философская антропология – URL: http://anthropology.rchgi.spb.ru/leibnic/leibnitz_ihtm (дата обращения: 17.04.2011).
  5. Иванов В.И. Прозрачность. Вторая книга лирики / В.И. Иванов – М.: «Скорпион», 1904. – 171с.
  6. Иванов В.И. Собрание сочинений под ред. Д.В. Иванова и О. Дешарт в 4 т. Том 1. / В.И. Иванов – Брюссель, 1979. – 872с.
  7. Иванов В.И. Собрание сочинений под ред. Д.В. Иванова и О. Дешарт в 4 т. Том 3. / В.И. Иванов – Брюссель, 1979. – 896 с.
  8. Мирзаева Т.В. Парадигматическое моделирование водного тезауруса в поэзии Вячеслава Иванова [Электронный ресурс] / Т.В. Мирзаева // Электронное научное издание «Актуальные инновационные исследования: наука и практика» - URL: http://actualresearch.ru/nn/2009_1/Article/philology/mirzaeva.htm (дата обращения: 10.11.2009).
  9. Сабо Б. Мифологема семени в трагедии Прометей Вяч. Иванова [Электронный ресурс] / Б. Сабо // Сайт UNIVERSITY OF TORONTO – URL: http://www.utoronto.ca/tsq/22/saboshtml (дата обращения: 17.04.2011).
  10. Чулкова О.А. «Живые зеркала». Мифология и метафизика отраженного образа [Электронный ресурс] / О.А. Чулкова // Альманах «AKAΔHMEIA». Материалы и исследования по истории платонизма. Выпуск 3 – СПб., 2000 – URL: http://platoakademeia.ru/index.php/ru/academeia/item/39-academeia_3_10 (дата обращения: 19.03.2018).

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Bobilewicz-Brys Grazyna. Zhivopis' masterov ital'yanskogo Vozrozhdeniya v tvorchestve Vyacheslava Ivanova [Painting of Italian Renaissance Masters in Vyacheslav Ivanov's Creativity] / Grazyna Bobilewicz-Brys // Cahiers du monde russe: Russie, Empire russe, Union sovietique, Etats independants – 1994 – Vol. 35 No. 1-2 – P. 209-223
  2. Zhukockaja Z.R. Garmoniya i ekstaz, ili apolloniysko-dionisiysky melodii russkogo simvolista [Harmony and Ecstasy, or Apollonian-Dionysian Melodies of Russian Symbolist] [Electronic resource] / Z.R. Zhukockaja // The website of the center of modern philosophy and culture of V.A. Shtoff – URL: http://sofik-rgi.narod.ru/avtori/konferencia/jukockaya.htm (accessed: 27.10.2009).
  3. Dudek A. Na puti k «vnutrennemu cheloveku»: kontseptsiya samopoznaniya v tvorchestve Vyacheslava Ivanova [On Way to "Internal Person": Concept of Self-knowledge in V. Ivanov's Creativity] / A. Dudek // Vjacheslav Ivanov. Researches and materials. Is. 1. Editor-in-chiefs K.Yu. Lappo-Danilevsky, A.B. Shishkin. - SPb.: Izdatel'stvo Pushkinskogo Doma, 2010. – P. 53-65
  4. Evlampiev I.I. Leybnits i personalistskaya traditsiya russkoy filosofii [Leibniz and Personalistic Tradition of Russian Philosophy] [Electronic resource] / I.I. Evlampieva // Website Philosophical anthropology – URL: http://anthropology.rchgi.spb.ru/leibnic/leibnitz_i1.htm (accessed: 17.04.2011).
  5. Ivanov V.I. Prozrachnost'. Vtoraya kniga liriki [Transparency. Second Book of Lyrics] / V.I. Ivanov – M.: «Skorpion», 1904. – 171 p.
  6. Ivanov V.I. Sobraniye Sochineniy pod red. D.V. Ivanova i O. Deshart v 4 t. Tom 1. [Collected Works Edited by D.V. Ivanov and O. Deshart in 4 v. Vol. 1] / V.I. Ivanov – Brjussel', 1979. – 872 p.
  7. Ivanov V.I. Sobraniye sochineniy pod red. D.V. Ivanova i O. Deshart v 4 t. Tom 3. [Collected Works Edited by D.V. Ivanov and O. Deshart in 4 v. Vol. 3] / V.I. Ivanov – Brjussel', 1979. – 896 p.
  8. Mirzaeva T.V. Paradigmaticheskoye modelirovaniye vodnogo tezaurusa v poezii Vyacheslava Ivanova [Paradigmatic Modeling of Water Thesaurus in V. Ivanov's Poetry [Electronic resource] / T.V. Mirzaeva // Electronic scientific publication «Relevant innovative researches: science and practice» URL: http://actualresearch.ru/nn/2009_1/Article/philology/mirzaeva.htm (accessed: 10.11.2009).
  9. Sabo B. Mifologema semeni v tragedii Prometey V. Ivanova [Seed Mytheme in Tragedy Prometheus of V. Ivanov] [Electronic resource] / B. Sabo // Website UNIVERSITY OF TORONTO – URL: http://www.utoronto.ca/tsq/22/sabo22.shtml (accessed: 17.04.2011).
  10. Chulkova O.A. «Zhivyye zerkala». Mifologiya i metafizika otrazhennogo obraza [«Live mirrors». Mythology and Metaphysics of Reflected Image] [Electronic resource] / O.A. Chulkova // Almanac "AKAΔHMEIA". Materials and researches on platonizm’s history. Release 3 – SPb., 2000 – URL: http://platoakademeia.ru/index.php/ru/academeia/item/39-academeia_3_10 (accessed: 19.03.2018).