THE QUESTION OF RECOVERY LOOKING FOR INCENTIVES INVESTMENT DEMAND RUSSIA IN ECONOMY

Research article
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.50.146
Issue: № 8 (50), 2016
Published:
2016/08/18
PDF

Ивушкина Е.Б. 1, Кушнир И.Б.2

1Доктор философских наук, профессор, 2Кандидат экономических наук, доцент, Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского государственного технического университета

К ВОПРОСУ О ПОИСКЕ СТИМУЛОВ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО СПРОСА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

Аннотация

Вызовы стагнации – рецессии – стагфляции требуют для России активных мер по поиску ключевых факторов развития импортозамещения и восстановления инвестиционного спроса в российской экономике. Например, такого как туризм, который, начиная с постсоветского «открытия границ», активно развивался преимущественно как выездной. Высокая инфляция и снижение реальных денежных доходов населения повернули вспять туристский поток. В статье предлагаются меры по посредством развития наметившейся тенденции к увеличению мультипликативного эффекта в экономике от туристского потока внутри страны, который в сложившихся кризисных условиях находится перед вызовом перманентного сокращения платежеспособного потребительского спроса.

Ключевые слова: экономический рост, импортозамещение, инвестиционный спрос,туризм.

Ivushkina E.B.1, Kushnir I.B.2

1PhD in Philosophy, Professor, 2PhD in Economic, Associate Professor, Institute of Entrepreneurship and Service sector (branch) of the Don State Technical University

THE QUESTION OF RECOVERY LOOKING FOR INCENTIVES INVESTMENT DEMAND RUSSIA IN ECONOMY

Annotation

Calls stagnation - a recession - stagflation demand for Russia's active measures to find the key factors in the development of import substitution and recovery in investment demand in the Russian economy. For example, such as tourism, which, since the post-Soviet "open borders", actively developed mainly as an exit. High inflation and the decline in real money incomes reversed tourist flow. The article proposes measures through the development trend is towards an increase in the multiplier effect in the economy of the tourist flow in the country, which is a permanent challenge to the reduction in effective consumer demand in the current crisis conditions.

Keywords: economic growth, import substitution, investment demand, tourism.

Экономика России в 2014 г. столкнулась с сочетанием трех кризисов (структурного, циклического и санкционного), выходом из «идеального шторма» должен стать принятый Правительством РФ набор антикризисных мер, где среди предлагаемых семи основных направлений действий, наиболее приоритетным выступает поддержка импортозамещения. Для успешной политики импортрозамещения важен не столько объем произведенной продукции, сколько место страны в мировом производстве. Импортозамещение не должно идти по пути «реверсивного инжиниринга», постигающего заново технологию производства уже существующей продукции, а по пути построения отечественными компаниями собственных цепочек добавленной стоимости. По мнению экспертов Центра развития ВШЭ [1], по-прежнему перспективно стимулирование частного внутреннего инвестиционного спроса в направлении сырьевых экспортоориентированных секторов экономики.

Но самым важным «сырьем» XXI века выступают знания. По мнению Ч. Хенди [2] экономика знаний позволила обрести реальность политическим взглядам К. Маркса – овладение рабочими капиталом. Это утверждение верно, поскольку в экономике знаний действительные факторы производства – не машины, а знания, которые размещены в голове работника, а не на банковских счетах или в виде оборудования. Рабочие завладели основными средствами производства в форме капитала, который «является источником будущих заработков, или будущего удовлетворения, или того и другого вместе. Он человеческий, потому что является составной частью человека [3]. В тоже время инвестирование в человеческий капитал не является гарантией экономического роста. Как отмечает Соболева И.В. [4], многочисленные исследования так и не выявили «значимых корреляций экономического роста и человеческого капитала ни во времени, ни в межстрановом разрезе». И связано это с тем, что денежные инвестиции в профессиональные качества индивида никак не связаны с его максимальной продуктивностью и возможностью самореализации.

Здесь очевидно речь должна идти скорее о человеческом потенциале [5], предстающем собой важнейшую характеристику качества институциональной среды и реальных экономических условий для реализации возможностей человеческого капитала, выступающим источником дохода, как для своего носителя, так и для экономического роста.

В сложившихся экономических условиях современной России нельзя сбрасывать со счетов риски, создающие угрозы для сохранения и реализации человеческого потенциала - это резко снизившиеся реальные доходы индивидов, когда совокупные доходы домохозяйств не обеспечивают простого воспроизводства рабочей силы.

Негативная динамика современных кризисных условий привела большинство россиян к изменению структуры потребительского поведения в сторону более дешевых товаров и отказа от так называемых «необязательных» услуг, ярко демонстрируемом на примере туристских услуг. Тем не менее, резкое ограничение, в числе прочих, возможностей полноценного отдыха, досуга, в конечном счете, приводит к сокращению факторов первого порядка [6], которые первично воздействуют на формирование человеческого потенциала. Ведь из-за высоких темпов жизни, растет утомляемость индивидов, тратится человеческий потенциал. Происходит трансформация представления индивидов о путешествиях, поскольку туризм из предмета роскоши превращается в рядовую потребность потребителя в восстановлении его человеческого потенциала [7].

Туризм позволяет восстановить не только затраченные силы организма (физические и психо-эмоциональные), но обогатиться дополнительно возвышенными потребностями духовного роста посредством получения дополнительных знаний об историко-культурных, национальных, географических, климатических и других особенностей мест его пребывания. На примере брендов мы знаем, что эмоциональные взаимоотношения – намного более прочная основа для завоевания продолжительной приверженности, чем различные материальные блага. Это может стать неценовым механизмом выработки приверженности индивидов и стремления стать стейкхолдерами процесса совершенствования и развития данной территории (региона), удовлетворяя, тем самым, так называемые потребности «высокого порядка» – в самоутверждении, самоуважении и социальной принадлежности и как, следствие, – способствуя повышению благосостояния всей страны.

Следует отметить, внутренний туризм выступает стратегическим мультипликатором экономического развития [8], поскольку стимулирует рост разнообразных смежных отраслей, прежде всего, в региональной экономике, поскольку с увеличением туристского потока возрастают потребности в смежных видах экономической деятельности:

- транспортной инфраструктуры, охватывающей как состояние дорог, так и перевозки;

- строительной отрасли (сооружение средств туристского размещения),

- агропромышленного комплекса;

- информационно-телекоммуникационных систем, в том числе, Интернет-маркетинга, онлайн-бронирования, средств связи и т.д.;

- оптовой и розничной торговли, с целью обслуживания туристов;

- энергетических и коммунальных систем в связи с необходимостью качественного и бесперебойного обеспечения энергией и услугами.

Несмотря на наличие существенного инвестиционного мультипликатора, туристская отрасль в России, начиная с постсоветского «открытия границ», активно развивалась преимущественно за счет высоких темпов выездного туризма/

Зародившаяся в конце 2014 года тенденция снижения реальных располагаемых доходов спровоцировало спад турпотока из России. Но если в других отраслях экономики спад импорта обусловлен сжатием внутреннего спроса, а не политикой импортозамещения, то туристская отрасль демонстрирует рост внутреннего рынка в 30% [9]. Эластичность спроса на туруслуги в период кризиса обеспечивает стойкость отрасли – спрос перераспределяется в сторону более дешевых видов туризма.

Наметившаяся тенденция к увеличению туристского потока внутри страны находится перед вызовом перманентного сокращения платежеспособного потребительского спроса. Финансовые трудности, вызванные падением на 5% за первое полугодие 2016 г. реальных доходов населения при нулевом росте реальной заработной платы [10], заставили основную массу россиян провести отпуск дома, на даче или садовом участке. И если выбор дачного отдыха еще можно назвать осознанным выбором экотуриста, то и отпуск, проведенный дома, так же должен отвечать, согласно иерархии П. Пирса [11], базовым рекреационным потребностям индивидов – расслаблению и возбуждению. Перечисленным выше требованиям отвечают, распространенные в западных странах и набирающие популярность в России, туры выходного дня.

Барьером же в их развитии может стать низкий уровень информированности, необходимой для организации самостоятельной туристской поездки. Вот почему для удержания выросшего в кризисных условиях туристского потока, как инвестиционного ресурс для развития экономики региона, необходимо создание региональной туристской геоинформационной системы, для предоставления географической и туристической информации о туристско-рекреационном пространстве и поддержки индивидов в принятии решения о локации мест отдыха.

Литература

  1. Комментарии о государстве и бизнесе //Институт «Центр развития» НИУ ВШЭ. - № 97. - 7-22 июля 2015 г. - С.15
  2. Handy C. The Sixth Need of Business // Focus – Zurich Insurance, 1997
  3. Маркс К. Введение // Экономические рукописи 1857-1858 годов. Ч. 1. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. /2-е изд. - Т. 46. - С.18
  4. Соболева И.В. Парадоксы измерения человеческого капитала. Научный доклад. – М.: Институт экономики РАН, 2009. – 50 с.
  5. Генисаретский О.И., Носов Н.А., Юдин Б.Г. Концепция человеческого потенциала: основные положения. В кн.: Человеческий потенциал: опыт комплексного подхода / РАН. Ин-т человека; Под ред. Фролова И.Т. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. - С. 14.
  6. Сахаровский С.Н. Институциональные факторы формирования человеческого потенциала // JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) - Том 4, - № 2. - 2012. - С. 83-92
  7. Коваленко В.В. Туризм как один из факторов развития человеческого потенциала // Credo new. - 2013.- № 3. - С. 35.
  8. Муратова Л.И. Туризм как стратегический мультипликатор экономического развития // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. № 2 (38). С. 88. [Электронный ресурс] URL: http://uecs.ru/uecs-38-382012/item/1042-2012-02-16-08-41-18 (дата обращения 207.2016).
  9. За прошлый год выросло количество и внутренних туристов, и туроператоров по России // RATA-news. 2015. №3732. Электронный ресурс] URL: http://www.ratanews.ru/news/newsstm (дата обращения 21.07.2016).
  10. Информация о социально-экономическом положении России. Январь-Июнь 2016. Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2016/info/oper-06-2016.pdf (дата обращения 207.2016).
  11. Pearce P. Tourism development. New York: Longman, 1981. 112 p.

References

  1. Comments on the state and business // Institute "Development Center" Higher School of Economics. - Number 97. - 7-22 July 2015 - P.15
  2. Handy C. The Sixth Need of Business // Focus - Zurich Insurance, 1997
  3. Marx Introduction // Economic Manuscripts 1857-1858 period. Part 1. // K. Marx and F. Engels. / 2nd ed. - T. 46. - P.18
  4. Soboleva IV Paradoxes of measuring human capital. Scientific report. - M .: Institute of Economics, Russian Academy of Sciences, 2009. - 50 p.
  5. Genisaretsky OI, Nosov NA Yudin BG The concept of human potential: the main provisions. In the book .: The human potential: the experience of an integrated approach / RAS. Institute of Human; Ed. Frolov IT - M .: Editorial URSS, 1999. - S. 14.
  6. Sakharov SN Institutional factors of human // JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Institutional Research Magazine) - Volume 4, - № 2. - 2012. - S. 83-92
  7. VV Kovalenko Tourism as a factor in human development // Credo new. - 2013.- № 3. - S. 35.
  8. Muratova LI Tourism as a strategic economic development multiplier // Management of economic systems: electronic scientific journal. 2012. № 2 (38). S. 88. [Electronic resource] URL: http://uecs.ru/uecs-38-382012/item/1042-2012-02-16-08-41-18 (reference date 21/07/2016).
  9. Over the past year increased the number and domestic tourists, and tour operators in Russia // RATA-news. 2015. №3732. Electronic resource] URL: http://www.ratanews.ru/news/news_5022015_1.stm (reference date 21/07/2016).
  10. Information on the socio-economic situation in Russia. January-June 2016. Electronic resource] URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2016/info/oper-06-2016.pdf (reference date 21/07/2016).
  11. Pearce P. Tourism development. New York: Longman, 1981. 112 p.