URBAN PLANNING IN POST-CONFLICT AREAS. SCHOOL'S DEVELOPMENT PERSPECTIVE

Research article
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.50.072
Issue: № 8 (50), 2016
Published:
2016/08/18
PDF

Гольтяева Е.О.

ORCID:  0000-0002-4464-1761, Аспирант, Московский Архитектурный институт (Госудаственная академия)

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПОСТКОНФЛИКТНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАПРАВЛЕНИЯ

Аннотация

Несмотря на отсутствие глобальных войн или природных катаклизмов планетарного масштаба, современный мир продолжает оставаться уязвимым к кризисам различной природы – конфликтам локального и регионального масштаба, стихийным бедствиям, техногенным катастрофам. В статье рассматривается проблема градостроительного планирования на территориях, переживших вооруженный конфликт. Восстановление может быть значительно оптимизировано благодаря разработке градостроительных стратегий, учитывающих особенности региона, а также подготовке специалистов в области посткризисного планирования. 

Ключевые слова: градостроительное планирование, постконфликтное восстановление, стратегическое планирование.

Goltiaeva E. O.

 Postgraduate student, Moscow Architectural Institute (State Academy)

URBAN PLANNING IN POST-CONFLICT AREAS. SCHOOL'S DEVELOPMENT PERSPECTIVE

Abstract

Inspite of there is no global wars or natural disaster on a planetary scale, the modern world remains vulnerable to crises of different natures - conflicts of local and regional scale, natural disasters, anthropogenic disasters. The article considers city planning in post-war zones problems. Rehabilitation of territory could be optimized owing to urban strategies development and specialists in post-crisis planning sector.

Keywords: city planning, post-conflict reconstruction, strategy planning.

Современный мир становится все более уязвимым и нестабильным, причиной тому являются  и экономические кризисы, и различные социальные конфликты локального и регионального масштаба, и стихийные бедствия, и техногенные катастрофы. Неудивительно, что вопросам посткризисного восстановления и снижения уязвимости уделяется возрастающее внимание на международном уровне, поскольку эти установки отвечают основным целям и принципам Организации Объединенных Наций и направлены на поддержание мира и безопасности, обеспечение устойчивого развития и уважение прав человека.

Очевидно, что вопросы восстановления, в первую очередь, связаны с созданием благоприятной среды обитания для жизни населения. Прежде всего, это касается городов – мест, где плотность населения существенно выше, где концентрируются как проблемы и вызовы, так и ресурсы для их разрешения. С учетом того, что 2007 год стал поворотным моментом в истории - больше половины населения планеты теперь живет в городах, – а также продолжающейся урбанизацией [1] можно уверенно говорить о том, что важность комплекса вопросов, связанных с городской средой, будет лишь возрастать с течением времени.

Проблематика посткризисного восстановления и устойчивого развития многогранна и разнообразна. В статье фокус обращен именно на восстановление городов, переживших вооруженный конфликт. Тому есть несколько причин.

Во-первых, конфликт в отличие от стихийного бедствия или техногенной катастрофы имеет устойчивое социально-политическое измерение. Если стихийные бедствия или крупные аварии часто становятся объединительным фактором, провоцируют мобилизацию ресурсов населения и сами по себе, как правило, являются толчком к ускоренному развитию и восстановлению, то конфликты лишь добавляют проблем в процессе восстановления. Вопрос создания городской среды, которая обеспечивала бы определенную степень устойчивости в контексте конфликта, практически не изучен.

Во-вторых, конфликты, как правило, более продолжительны по времени, из-за чего постепенно меняется, как социально-политический ландшафт, так и уклад жизни населения, происходит разрыв прежних социальных и культурных связей и установление новых. Возврат к нормальной жизни также сложнее, чем в случае с бедствиями. Это важно иметь в виду при планировании восстановительной деятельности. Кроме того, постконфликтное восстановление территорий является своеобразным «испытательным полигоном» для развития, преобразования градостроительных систем и продвижения новых планировочных решений.

Изложенное позволяет говорить, что в большинстве случаев работа в сфере постконфликтного восстановления сложнее и многограннее, чем восстановление после бедствий. Созданную в рамках постконфликтного урегулирования удачную модель, как следствие, будет проще адаптировать к работе по минимизации последствий природной или техногенной катастрофы, чем наоборот. Вместе с тем очевидно присутствуют «общие точки»: и те, и другие явления сопровождаются разрушением окружающей среды, систем жизнеобеспечения и инфраструктуры, экономики, социальных объектов и памятников культурного наследия.

По данным Международного института стратегических исследований, в настоящее время в мире в 8 странах идут вооруженные конфликты высокой интенсивности, в 20 странах – средней интенсивности. В 12 регионах обстановка считается нестабильной. За последние 25 лет случилось более 40 крупных вооруженных столкновений, которые повлекли за собой не только человеческие жертвы, но и вынужденное перемещение миллионов жителей. По данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, в настоящее время в мире насчитывается более 60 млн. вынужденно перемещенных лиц, из которых более 20 млн. составляют беженцы[2]. Возрастающие потоки беженцев представляют собой новый вызов для многих стран и регионов. Пример тому – ситуация с массовой миграцией в Европу в 2014-2015 гг.

Для того чтобы преодолеть миграционный кризис, необходимо не только создавать условия для возвращения мигрантов на родину, но и обеспечивать устойчивое развитие территорий происхождения мигрантов, тем самым «закрепляя» население в местах первоначального проживания. Одним из способов достичь этого является грамотное постконфликтное восстановление, в первую очередь, городов.

Система градостроительного планирования играет важную роль в постконфликтном восстановлении, хотя это часто недооценивается или вообще не принимается во внимание. Разрешение градостроительных вопросов влияет на решение более широких проблем развития, таких как предоставление базовых услуг, безопасность, занятость населения, социальная сегрегация, вопросы климата и защиты окружающей среды. Пренебрежение же этими проблемами чревато опасными последствиями – ухудшением уровня жизни, ростом социальной напряженности и протестных настроений. Функции градостроительного планирования многозначны: контроль, урегулирование, мобилизация, улучшение, обеспечение и формирование общей перспективы развития населенных пунктов [3]. Все это важно в контекст восстановления, поскольку позволяет предупредить возникновение новых конфликтов и «с нуля» создать устойчивую систему, которую отличала бы низкая уязвимость к отрицательным внешним воздействиям.

Однако, несмотря на очевидную актуальность, эта проблематика пока не получила достаточной теоретической и концептуальной проработки. В науке довольно подробно представлены примеры и данные восстановления территорий после войн и конфликтов XX века. Вместе с тем в большинстве исследований содержится лишь данные по ущербам, нанесенным территориям, отчеты о ликвидации их последствий и достаточно размытые, фрагментарные и несистематизированные рекомендации. Исследования указывают как сильные стороны и успешные решения в области реконструкции городской среды, так и недочеты и ошибки. Вместе с тем, они, как правило, носят узкопрофильный характер и затрагивают лишь ограниченную сферу общественной жизни – например, делается обзор восстановления инфраструктуры, но не затрагивается вопрос экологической безопасности.

Значительный опыт в данной области накоплен международными организациями, такими как UN-Habitat, UNDP, UNEP и др.

Существует обширный объем исторической литературы по восстановлению городов после Второй Мировой войны и ранее[4]. Но поскольку в мире происходят быстрые политические, демографические, климатические изменения -  методы планирования, которые применялись полвека назад, уже не так актуальны.

В современной отечественной и зарубежной науке проблематика градостроительного планирования на постконфликтных территориях практически не рассматривается отдельно. Как правило, ее вопросы затрагиваются в общем контексте миростроительства, и социально-экономических аспектах восстановления территорий.

Ряд ученых исследует процесс постконфликтного восстановления в отдельных городах[5].

Хотя указанные выше авторы достаточно подробно разрабатывали отдельные вопросы постконфликтного градостроительного планирования, нет общих трудов, где бы все это комплексно рассматривалось и проводилось сравнение подходов в разных странах и на базе сравнительного анализа был построен ряд рекомендательных принципов.

Следует признать, что тема постконфликтного градостроительства нуждается в дополнительной разработке, концептуальном развитии, терминологическом уточнении, особенно на фоне интенсивной урбанизации и ведущихся в мире войн, влекущих разрушение инфраструктуры.

В свете мировых событий тема постконфликтного восстановления территорий становится все более актуальной и востребованной. С каждым годом проводится все больше симпозиумов и конференций, с целью привлечения внимания к проблеме. Встает вопрос - кто занимается  проблемой постконфликтного градостроительного планирования и как подготовить квалифицированных специалистов в данной области. Специализация — это то, что дают в вузе: некоторые предметные знания, которыми нужно владеть, и способ получения знаний. Высшие учебные заведения почти не дают того, что требуется для профессиональной работы. Профессионализм требует компетенций: отвечать за целостность городского развития; включаться в процессы многопредметной и многопрофессиональной деятельности, самоопределения, постановки целей, самоорганизации; употреблять полученные знания в контексте деятельности и ситуации; использовать полученное образование в деятельности [6].

Планировщик должен быть человеком широкого кругозора и владеть знаниями из самых различных областей науки. Также он должен уметь анализировать, сопоставлять факты, строить гипотезы и доказывать их справедливость. Необходимо понимать все проблемы развития города в их взаимосвязях, сложностях, и это приводит нас к выводу, что в современном мире планировщики начинают заниматься не только профессиональной, но и политической деятельностью.

При подготовке планировщиков в ВУЗах обычно делается упор на образование в сфере планово - прогнозного планирования. Основа постконфликтного восстановления – радикальное планирование. В зависимости от ситуации необходимо скорейшее принятие решений, формирования стратегии и проекта. Для работы с послевоенными проектами необходим дополнительный набор знаний и навыков. Поэтому необходимо формировать спецкурсы и привлекать в образовательный процесс специалистов из смежных дисциплин.

Заключение. На международной арене Россия все более активно участвует в качестве ведущего игрока программ урегулирования конфликтов и постконфликтного восстановления. Поскольку страна перешла в разряд динамичных доноров и все более активно участвует в программах оказания технической помощи и содействия развивающимся странам проведения мероприятий по постконфликтному восстановлению, предложенная статья подчеркивает важность задач по наращиванию потенциала и развитию направления.

Литература

  1. UN-Habitat. Planning sustainable cities: global report on human settlements 2009. London: Earthscan.
  2. Эл. ресурс: http://www.unhcr.org/figures-at-a-glance.html
  3. Моисеев Ю.М. Предпосылки реконфигурации системы градостроительного планирования. AMIT 2 (23) 2013 C. 2
  4. Например: Nash Gerald D.Planning for the Postwar City: The Urban West in World War II. Taylor N. Urban planning theory since 1945.
  5. Например: Würzt F. Zerstörung und Wiederaufbau von Beirut. Zürich 2006..Martín-Díaz J. Urban restructuring in post-war contexts: the Sarajevo case
  6. Глазычев В.Л. Профессия, как один из общественных институтов. Эл. ресурс http://www.glazychev.ru/publications/doklady/2011-09-19_professia_kak_obsh_institute.htm

References

  1. UN-Habitat. Planning sustainable cities: global report on human settlements 2009. London: Earthscan.
  2. http://www.unhcr.org/figures-at-a-glance.html
  3. Moiseev Y.M. Predposylki reconfiguratsii sistemy gradostroitelnogo planirovaniya. AMIT 2 (23) 2013 p. 2
  4. Nash Gerald D.Planning for the Postwar City: The Urban West in World War II. Taylor N. Urban planning theory since 1945.
  5. Würzt F. Zerstörung und Wiederaufbau von Beirut. Zürich 2006.Martín-Díaz J. Urban restructuring in post-war contexts: the Sarajevo case
  6. Glazychev V.L. Professiya kak odin iz obshchectvennich institutov. http://www.glazychev.ru/publications/doklady/2011-09-19_professia_kak_obsh_institute.htm