RUSSIAN-CHINESE ECONOMIC COOPERATION: KEY CHALLENGES AND OPPORTUNITIES
Андреев П.С.
Аспирант, Иркутский государственный университет путей сообщения
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Аннотация
В статье проводится комплексный анализ современного состояния российско-китайских экономических отношений, включая определение перспективных направлений стратегического сотрудничества в условиях усиления роли геоэкономических процессов.
Ключевые слова: экономическое сотрудничество, Россия, Китай, SWOT-анализ, двусторонние отношения.
Andreev P.S.
PhD student, Irkutsk State Transport University
RUSSIAN-CHINESE ECONOMIC COOPERATION: KEY CHALLENGES AND OPPORTUNITIES
Abstract
The article analyzes the current state of Russian-Chinese economic relations, including the determination of perspective areas of strategic cooperation influenced by geo-economic processes.
Keywords: economic cooperation, Russia, China, SWOT-analysis, the bilateral relations.
Россия играет особую роль во внешнеэкономической стратегии Китая. Действительно, РФ и КНР – две крупнейшие державы мира, по размерам территории и численности населения соответственно, постоянные члены Совета безопасности ООН, ближайшие страны-соседи с переходными экономиками, каждая из которых, однако, в условиях глобализации не является самодостаточной, имеет те или иные ресурсные ограничители экономического роста. В совокупности же оба государства располагают взаимодополняющими геоэкономическими потенциалами и факторами хозяйствования, что послужило важнейшей предпосылкой их относительно быстрого политического и экономического сближения на рубеже XX-XXI вв.
В последние годы между Россией и Китаем заключено большое количество соглашений, которые способствовали активизации двустороннего сотрудничества. Экономическая составляющая стала ключевой во всем комплексе российско-китайских отношений, которые на современном этапе характеризуются диверсификацией видов экономических связей, их активным взаимодействием и взаимопроникновением.
В настоящее время проявляется беспрецедентное усиление внимания бизнес-сообществ двух стран к развитию отношений по различным направлениям. Деловые круги заново дают оценку растущим возможностям рынков России и Китая. Однако для текущей модели экономической кооперации двух государств характерен определенный дисбаланс в развитии торговых, инвестиционных отношений, во взаимодействии в научно-технической сфере. Используемые механизмы экономического сотрудничества не только не отвечают долгосрочным интересам обоих государств, не позволяя эффективно использовать их потенциалы, но и ведут к угрозам в области геоэкономической безопасности.
Основной формой действующей модели экономических отношений двух стран, является торговая кооперация, динамика и масштабы которой определяются уровнем развития экспортоориентированного производства, внутренним спросом и наличием конкуренции на мировом рынке. РФ и КНР являются перспективными торговыми партнерами, но экономика России, всё же, в большей степени зависит от китайского импорта, занимающего с 2008 г. первое место среди всех стран-импортеров.
При положительной динамике товарооборота между странами, который за последние десять лет увеличился в 3,5 раза [1], взаимная торговля характеризуется низкоэффективной товарно-видовой структурой, в которой большую часть экспорта из РФ в КНР составляют сырьевые ресурсы, а порядка 50% импорта – машинно-техническая продукция.
Если шесть лет назад Россия стабильно имела положительное сальдо в торговле с Китаем, достигавшееся благодаря масштабным продажам вооружений, энергоносителей и прочих товаров, то впоследствии ситуация начала меняться. Сейчас сальдо в пользу России поддерживается только за счет экспорта сырья, в основном нефти и леса [2].
Товарная структура приграничных районов несколько отличается от структуры общего товарооборота между РФ и КНР: в российском приграничном экспорте большую часть занимают лесоматериалы, а в импорте лидируют текстильные изделия, одежда и обувь, продовольственные товары. Сдерживающими факторами здесь также являются узкий ассортимент вывозимых из России товаров, проблемы неорганизованной торговли, несоответствующая требованиям инфраструктура и отсутствие должного контроля качества товаров и услуг.
Взаимная торговля услугами, являясь новым элементом экономик обеих стран, остается на достаточно низком уровне. Доля Китая во внешней торговле услугами России составляет около 2% [3]. Например, в области международных грузоперевозок существуют такие ограничители как высокие транспортные ставки, длительные сроки транспортировки, неудовлетворительное качество обслуживания, неразвитая нефтегазовая транспортная инфраструктура, кража или порча грузов.
Большой потенциал для взаимной торговли заложен в секторе туристских услуг – в 2012 г. в выездном туризме из России КНР заняла третье место (1,328 млн. чел.) [4]. Однако по данным Забайкальской таможни до 90% российских туристов, пересекающих границу через данный таможенный пункт, на самом деле туристами не являются. 20% – это челноки, которые везут товар для себя, а 70% едущих в Китай являются помощниками этих челноков, т.н. «помогайками» [5].
Неблагоприятные природно-климатические условия, удаленность от центра, сложная социально-экономическая обстановка в приграничных регионах России стимулируют отток трудовых ресурсов. Отсутствие рабочих мест вынуждает жителей покидать регионы, снижая их конкурентоспособность. На предприятиях Дальнего Востока и Восточной Сибири становится востребована китайская рабочая сила, стоимость которой значительно ниже при большей производительности труда.
В связи с этим значительно увеличиваются миграционные потоки. Одним из факторов являются количественные диспропорции между населением в восточной части России (менее 30 млн. чел.) и соседним китайским, в провинции Хэйлунцзян (120 млн. чел.). Численность населения в Приморском крае составляет около 2 млн., в близлежащем регионе Китая больше 70 млн. [6]. Китайская рабочая сила привлекается в строительство, торговлю, в сферу общественного питания, рыболовства. Большая часть граждан КНР, проникающих на территорию РФ под предлогом туристических поездок, намерено остаются в стране заниматься коммерческой деятельностью.
Объемы взаимных инвестиций РФ и КНР составляют меньше одного процента от общего объема капиталовложений за рубеж и характеризуются отрицательным для России сальдо. По данным национального бюро статистики КНР в 2012 г. сумма капиталовложений в российские объекты выросла на 118%. Крупными инвестиционными проектами на территории России являются жилой комплекс «Балтийская жемчужина» (Санкт-Петербург), торговый комплекс «Гринвуд» (Москва), стекольный завод в Калуге, а также несколько объектов в рамках программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока, Восточной Сибири и Северо-Востока КНР до 2018 г. Для увеличения притока китайских инвестиций, прежде всего, в области обрабатывающей промышленности и высоких технологий Российским фондом прямых инвестиций и Китайской инвестиционной корпорацией в 2012 г. был создан Российско-китайский инвестиционный фонд. Эффективность деятельности данного фонда на практике пока не подтверждена.
Анализ различных подходов специалистов и ученых, а также проведенное исследование состояния российско-китайских связей в различных сферах позволили выделить несколько перспективных областей двустороннего взаимодействия, таких как: внешняя торговля, в т.ч. приграничная, межбанковское взаимодействие, система взаиморасчетов, инновационно-технологическая и инвестиционная сферы, инфраструктура.
Для разработки новой модели российско-китайского экономического сотрудничества был проведен SWOT-анализ. (таблица 1). Проанализировав и сопоставив показатели данного анализа, определено несколько возможных стратегий развития экономических отношений (таблица 2).
На сегодняшний день из всех рассмотренных вариантов наиболее целесообразно использовать стратегию WO1 (стратегия дифференциации - концентрация усилий в нескольких приоритетных направлениях). Ставка на энергетическое сотрудничество в нефтегазовой области, атомной и электро- энергетики, увеличение объемов и расширение сфер инвестиционного взаимодействия может способствовать укреплению кооперационных промышленно-производственных связей, а также устранению диспропорций капиталовложений, как в видовой, так и в отраслевой структуре.
Внедрение описанной выше стратегии позволит сформировать новую модель двустороннего экономического сотрудничества, способного повысить конкурентоспособность экономик обеих стран, с помощью трансформации существующих сфер и форм отношений, обеспечивая при этом реализацию регионально-отраслевых интересов.
Таблица 1 – SWOT-анализ российско-китайских экономических отношений
Сильные стороны (Strengths) | Слабые стороны (Weaknesses) |
S1 - общая граница и отсутствие территориальных приграничных споров S2 - сильные политические связи и общие цели, основанные на концепции многополярности и обеспечении стабильности в регионе S3 - территориальная целостность обоих государств S4 - энергетическое сотрудничество S5 - развитое партнерство в военно-технической сфере S6 - взаимодействие в рамках нескольких международных организаций |
W1 - несоответствие масштабов кооперации уровню развития стран W2 - наличие диспропорций в товарной структуре взаимной торговли W3 - низкий уровень инвестиционного взаимодействия, наличие диспропорций в видовой и отраслевой структуре капиталовложений W4 - слабое развитие промышленно-производственных и кооперационных связей W5 - проблемы нелегальной торговли и контрабанды W6 - низкое качество китайских товаров W7 - наличие импортных барьеров для некоторых российских товаров |
Возможности (Opportunities) | Угрозы (Threats) |
O1 - оптимизация структуры внешнеторговых отношений O2 - развитие приграничного сотрудничества и совместное освоение Дальнего Востока РФ и приграничных провинций КНР O3 - развитие межбанковского взаимодействия и совершенствование системы взаимных расчетов O4 - укрепление энергетического сотрудничества в области атомной и электро- энергетики O5 - расширение сфер взаимных инвестиций O6 - развитие производственной кооперации в области машиностроения, авиационной и автомобильной промышленности, переработки рыбы и морских биоресурсов, леса и пр. O7 - совместные инновации научных разработок O8 - привлечение компаний из КНР для работы в российском строительном и аграрном секторах O9 - строительство необходимой инфраструктуры для совместных проектов |
T1 - усиление зависимости России от китайского товарного импорта, а также экономической зависимости ДВ РФ от КНР T2 - конфликт интересов в энергетической сфере в регионах Центральной Азии, Латинской Америки, Африки и др. T3 - конкуренция России и Китая на традиционных товарно-сырьевых рынках T4 - ослабление российско-китайского партнерства в военно-технической сфере и потеря конкурентных позиций российского ВПК на рынке Китая вследствие снятия Европейским союзом эмбарго на экспорт вооружений в КНР T5 - сокращение экспорта энергоресурсов в КНР в результате использования энергосберегающих технологий, а также замедления темпов роста Китая T6 - нелегальная трудовая миграция граждан КНР T7 - резкое сокращение промышленного производства как следствие государственной поддержки китайского экспорта |
Таблица 2 – Матрица SWOT-анализа
Сильные стороны (Strengths) | Слабые стороны (Weaknesses) | |
Возможности (Opportunities) | стратегии вида SO | стратегии вида WO |
SO1: S1, S6 - O5, О6, O7 – стратегия роста (благодаря широким возможностям для развития двусторонних экономических отношений). При наличии надежных политических связей, взаимодействии в рамках ШОС и АТЭС возможно увеличение объемов инвестиционного сотрудничества за счет развития производственной кооперации (в машиностроении, авиационной и автомобильной промышленности, переработке морских биоресурсов, леса и пр.) и совместного внедрения в производство технических разработок. SO2: S5 - О6 – стратегия фокусирования. При поддержке территориальной целостности обоих государств и наличии общей границы возможна концентрация на развитии приграничного и межрегионального сотрудничества, совместном освоении Дальнего Востока РФ и северо-восточной части КНР. | WO1: W3, W4 - O4, O5, O6 – стратегия дифференциации (концентрация усилий в нескольких приоритетных направлениях). Ставка на энергетическое сотрудничество в нефтегазовой области, атомной и электро- энергетике, увеличение объемов и расширение сфер инвестиционного взаимодействия может способствовать укреплению кооперационных промышленно-производственных связей, а также устранению диспропорций капиталовложений, как в видовой, так и в отраслевой структуре. WO2: W2 - O1, O2 – стратегия развития. Посредством оптимизации структуры двусторонней торговли а также развития межрегионального сотрудничества возможно уменьшение диспропорций в российско-китайской торговле. | |
Угрозы (Threats) | стратегии вида ST | стратегии вида WT |
ST1: S2, S4, S6 - T3 стратегия кооперации (объединение усилий с партнерами для ликвидации конкуренции). За счет стратегического партнерства в энергетической сфере, надежных политических связей и взаимодействия в рамках международных организаций возможна ликвидация конкуренции с КНР на товарно-сырьевых рынках, традиционных для РФ. | WT1: W5 - T1 – Наступательная стратегия. Снижение уровня неорганизованной торговли и контрабанды и открытие собственных производств аналогичной продукции может способствовать ликвидации зависимости России от китайского товарного импорта, а также экономической зависимости регионов ДВ от КНР. |
Для перехода на новую модель взаимодействия усилия обоих государств необходимо направить на ликвидацию существующих внешнеторговых барьеров, использование национальных валют при взаимных расчетах, совершенствование законодательства в области приграничной торговли, улучшение транспортной инфраструктуры, создание экономических зон и совместных логистических центров, а также на борьбу с контрафактной продукцией.
Особое внимание следует уделить развитию научно-технического сотрудничества как наиболее перспективной и эффективной области двустороннего взаимодействия РФ и КНР. Несмотря на высокий научно-инновационный потенциал, имеющиеся организационно-правовые предпосылки и общие потребности экономик двух стран, современное сотрудничество в области международного технологического обмена находится на довольно низком уровне. Так, доля Китая в российском импорте технологий из-за рубежа в 2012 г. составила всего 0,01% против 0,5% в 2010 г. [7]. При этом на КНР приходится 5,5% экспорта технологий из РФ. По сравнению с 2010 г. этот показатель увеличился почти в 1,5 раза.
Для развития сотрудничества в научно-технологической сфере необходимо расширять области взаимодействия и повышать взаимную информированность о новейших разработках. Причем участниками двусторонних отношений должны быть не только правительственные структуры и государственные научно-исследовательские институты, но и, что самое важное, малые и средние предприятия, которые и в России, и в Китае по программным документам становятся движущей силой инновационных процессов.
Основной упор в области инновационного и научно-технологического сотрудничества необходимо сделать на следующие сферы: производственно-технологическую, экспертно-консалтинговую, финансовую, информационную, кадровую и сбытовую. Степень эффективности взаимодействия в данных сферах зависит от правильности выбора наиболее прогрессивных научных идей и инновационно-технических разработок, а также определения оптимальных механизмов их реализации. Для обеспечения этого процесса должны быть разработаны и внедрены в практику единые стандарты представления, отбора и экспертизы наукоемких и высокотехнологичных проектов.
Одной из эффективных и перспективных форм взаимовыгодного сотрудничества, привлечения инвестиций, дальнейшего развития экономического и научного потенциала страны могут стать особые экономические зоны (ОЭЗ), вклад которых в развитие двусторонних отношений пока остается незначительным, хотя и характеризуется положительной динамикой. Сейчас на территории России создано 24 ОЭЗ четырех типов [8] – 4 технико-внедренческих, 4 промышленно-производственных, 13 туристско-рекреационных, 3 портовых.
В перспективе взаимные интересы РФ и КНР должны быть направлены на оптимизацию товарно-видовой структуры, повышению доли продукции с высокой добавленной стоимостью (переработанная древесина, рыбопродукция). Оптимизация товарно-видовой структуры двусторонней торговли возможна за счет повышения удельного веса машинотехнической и высокотехнологичной продукции. Такой продукцией может стать оборудование в области энергетики, добычи полезных ископаемых, специализированные транспортные средства, авиатехника. Для диверсификации российско-китайской торговли необходимо использовать новые товарные группы, например продукцию сельского хозяйства РФ, а также укреплять связь и взаимодействие в сфере услуг – туристских, транспортных, образовательных.
Литература
- Товарооборот между Россией и Китаем в 2006-12 гг. / ФТС России. URL: http://ecpol.ru/media/files/kitai_tab1.pdf (дата обращения: 22.06.2013).
- Российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество / Сайт торгового представительства РФ в КНР. URL: http://www.russchinatrade.ru/assets/files/ru-ru-cn-coop/ru_ch_tradepdf (дата обращения: 22.06.2013).
- Внешняя торговля Российской Федерации услугами. // ЦБ РФ - Статистический сборник. – М., 2012.
- Выездной турпоток из России вырос в 2012 г. на 6%. / Интерфакс-Туризм. 04.03.2013. URL: http://www.interfax.ru/tourism/tourisminf.asp ?id=293620&sec=1466 (дата обращения: 22.06.2013).
- Таможня за цивилизованный туризм / Федеральная таможенная служба. URL: http://stu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article &id=1740 (дата обращения: 22.06.2013).
- Социально-экономическое развитие Приморского края / Федеральный портал ProTown. URL: http://www.protown.ru/information/hide/7751.html (дата обращения: 22.06.2013).
- Яшина Г.А. Россия и Китай: конкуренция за инвестиции // Капитал Страны - журнал об инвестициях в России. – 2012.
- Барановская Н. Продлить на 20 лет. Особые экономические зоны должны действовать вдвое дольше, чем сейчас // Российская Бизнес-газета: Государственно-частное партнерство. – 2012, №793 (11).