RUSSIAN-CHINESE ECONOMIC COOPERATION: KEY CHALLENGES AND OPPORTUNITIES

Research article
Issue: № 8 (15), 2013
Published:
2013/09/08
PDF

Андреев П.С.

Аспирант, Иркутский государственный университет путей сообщения

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Аннотация

В статье проводится комплексный анализ современного состояния российско-китайских экономических отношений, включая определение перспективных направлений стратегического сотрудничества в условиях усиления роли геоэкономических процессов.

Ключевые слова: экономическое сотрудничество, Россия, Китай, SWOT-анализ, двусторонние отношения.

Andreev P.S.

PhD student, Irkutsk State Transport University

RUSSIAN-CHINESE ECONOMIC COOPERATION: KEY CHALLENGES AND OPPORTUNITIES

Abstract

The article analyzes the current state of Russian-Chinese economic relations, including the determination of perspective areas of strategic cooperation influenced by geo-economic processes.

Keywords: economic cooperation, Russia, China, SWOT-analysis, the bilateral relations.

Россия играет особую роль во внешнеэкономической стратегии Китая. Действительно, РФ и КНР – две крупнейшие державы мира, по размерам территории и численности населения соответственно, постоянные члены Совета безопасности ООН, ближайшие страны-соседи с переходными экономиками, каждая из которых, однако, в условиях глобализации не является самодостаточной, имеет те или иные ресурсные ограничители экономического роста. В совокупности же оба государства располагают взаимодополняющими геоэкономическими потенциалами и факторами хозяйствования, что послужило важнейшей предпосылкой их относительно быстрого политического и экономического сближения на рубеже XX-XXI вв.

В последние годы между Россией и Китаем заключено большое количество соглашений, которые способствовали активизации двустороннего сотрудничества. Экономическая составляющая стала ключевой во всем комплексе российско-китайских отношений, которые на современном этапе характеризуются диверсификацией видов экономических связей, их активным взаимодействием и взаимопроникновением.

В настоящее время проявляется беспрецедентное усиление внимания бизнес-сообществ двух стран к развитию отношений по различным направлениям. Деловые круги заново дают оценку растущим возможностям рынков России и Китая. Однако для текущей модели экономической кооперации двух государств характерен определенный дисбаланс в развитии торговых, инвестиционных отношений, во взаимодействии в научно-технической сфере. Используемые механизмы экономического сотрудничества не только не отвечают долгосрочным интересам обоих государств, не позволяя эффективно использовать их потенциалы, но и ведут к угрозам в области геоэкономической безопасности.

Основной формой действующей модели экономических отношений двух стран, является торговая кооперация, динамика и масштабы которой определяются уровнем развития экспортоориентированного производства, внутренним спросом и наличием конкуренции на мировом рынке. РФ и КНР являются перспективными торговыми партнерами, но экономика России, всё же, в большей степени зависит от китайского импорта, занимающего с 2008 г. первое место среди всех стран-импортеров.

При положительной динамике товарооборота между странами, который за последние десять лет увеличился в 3,5 раза [1], взаимная торговля характеризуется низкоэффективной товарно-видовой структурой, в которой большую часть экспорта из РФ в КНР составляют сырьевые ресурсы, а порядка 50% импорта – машинно-техническая продукция.

Если шесть лет назад Россия стабильно имела положительное сальдо в торговле с Китаем, достигавшееся благодаря масштабным продажам вооружений, энергоносителей и прочих товаров, то впоследствии ситуация начала меняться. Сейчас сальдо в пользу России поддерживается только за счет экспорта сырья, в основном нефти и леса [2].

Товарная структура приграничных районов несколько отличается от структуры общего товарооборота между РФ и КНР: в российском приграничном экспорте большую часть занимают лесоматериалы, а в импорте лидируют текстильные изделия, одежда и обувь, продовольственные товары. Сдерживающими факторами здесь также являются узкий ассортимент вывозимых из России товаров, проблемы неорганизованной торговли, несоответствующая требованиям инфраструктура и отсутствие должного контроля качества товаров и услуг.

Взаимная торговля услугами, являясь новым элементом экономик обеих стран,  остается на достаточно низком уровне. Доля Китая во внешней торговле услугами России составляет около 2% [3]. Например, в области международных грузоперевозок существуют такие ограничители как высокие транспортные ставки, длительные сроки транспортировки, неудовлетворительное качество обслуживания, неразвитая нефтегазовая транспортная инфраструктура, кража или порча грузов.

Большой потенциал для взаимной торговли заложен в секторе туристских услуг – в 2012 г. в выездном туризме из России КНР заняла третье место (1,328 млн. чел.) [4]. Однако по данным Забайкальской таможни до 90% российских туристов, пересекающих границу через данный таможенный пункт, на самом деле туристами не являются. 20% – это челноки, которые везут товар для себя, а 70% едущих в Китай являются помощниками этих челноков, т.н. «помогайками» [5].

Неблагоприятные природно-климатические условия, удаленность от центра, сложная социально-экономическая обстановка в приграничных регионах России стимулируют отток трудовых ресурсов. Отсутствие рабочих мест вынуждает жителей покидать регионы, снижая их конкурентоспособность. На предприятиях Дальнего Востока и Восточной Сибири становится востребована китайская рабочая сила, стоимость которой значительно ниже при большей производительности труда.

В связи с этим значительно увеличиваются миграционные потоки. Одним из факторов являются количественные диспропорции между населением в восточной части России (менее 30 млн. чел.) и соседним китайским, в провинции Хэйлунцзян (120 млн. чел.). Численность населения в Приморском крае составляет около 2 млн., в близлежащем регионе Китая больше 70 млн. [6]. Китайская рабочая сила привлекается в строительство, торговлю, в сферу общественного питания, рыболовства. Большая часть граждан КНР, проникающих на территорию РФ под предлогом туристических поездок, намерено остаются в стране заниматься коммерческой деятельностью.

Объемы взаимных инвестиций РФ и КНР составляют меньше одного процента от общего объема капиталовложений за рубеж и характеризуются отрицательным для России сальдо. По данным национального бюро статистики КНР в 2012 г. сумма капиталовложений в российские объекты выросла на 118%. Крупными инвестиционными проектами на территории России являются жилой комплекс «Балтийская жемчужина» (Санкт-Петербург), торговый комплекс «Гринвуд» (Москва), стекольный завод в Калуге, а также несколько объектов в рамках программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока, Восточной Сибири и Северо-Востока КНР до 2018 г. Для увеличения притока китайских инвестиций, прежде всего, в области обрабатывающей промышленности и высоких технологий Российским фондом прямых инвестиций и Китайской инвестиционной корпорацией в 2012 г. был создан Российско-китайский инвестиционный фонд. Эффективность деятельности данного фонда на практике пока не подтверждена.

Анализ различных подходов специалистов и ученых, а также проведенное исследование состояния российско-китайских связей в различных сферах позволили выделить несколько перспективных областей двустороннего взаимодействия, таких как: внешняя торговля, в т.ч. приграничная, межбанковское взаимодействие, система взаиморасчетов, инновационно-технологическая и инвестиционная сферы, инфраструктура.

Для разработки новой модели российско-китайского экономического сотрудничества был проведен SWOT-анализ. (таблица 1). Проанализировав и сопоставив показатели данного анализа, определено несколько возможных стратегий развития экономических отношений (таблица 2).

На сегодняшний день из всех рассмотренных вариантов наиболее целесообразно использовать стратегию WO1 (стратегия дифференциации - концентрация усилий в нескольких приоритетных направлениях). Ставка на энергетическое сотрудничество в нефтегазовой области, атомной и электро- энергетики, увеличение объемов и расширение сфер инвестиционного взаимодействия может способствовать укреплению кооперационных промышленно-производственных связей, а также устранению диспропорций капиталовложений, как в видовой, так и в отраслевой структуре.

Внедрение описанной выше стратегии позволит сформировать новую модель двустороннего экономического сотрудничества, способного повысить конкурентоспособность экономик обеих стран, с помощью трансформации существующих сфер и форм отношений, обеспечивая при этом реализацию регионально-отраслевых интересов.

Таблица 1 – SWOT-анализ российско-китайских экономических отношений

Сильные стороны (Strengths) Слабые стороны (Weaknesses)

S1 - общая граница и отсутствие территориальных приграничных споров

S2 - сильные политические связи и общие цели, основанные на концепции многополярности и обеспечении стабильности в регионе

S3 - территориальная целостность обоих государств

S4 - энергетическое сотрудничество

S5 - развитое партнерство в военно-технической сфере

S6 - взаимодействие в рамках нескольких международных организаций

W1 - несоответствие масштабов кооперации уровню развития стран

W2 - наличие диспропорций в товарной структуре взаимной  торговли

W3 - низкий уровень инвестиционного взаимодействия, наличие диспропорций в видовой и отраслевой структуре капиталовложений

W4 - слабое развитие промышленно-производственных и кооперационных связей

W5 - проблемы нелегальной торговли и контрабанды

W6 - низкое качество китайских товаров

W7 - наличие импортных барьеров для некоторых российских товаров

Возможности (Opportunities) Угрозы (Threats)

O1 - оптимизация структуры внешнеторговых отношений

O2 - развитие приграничного сотрудничества и совместное освоение Дальнего Востока РФ и приграничных провинций КНР

O3 - развитие межбанковского взаимодействия и совершенствование системы взаимных расчетов

O4 - укрепление энергетического сотрудничества в области атомной и электро- энергетики

O5 - расширение сфер взаимных инвестиций

O6 - развитие производственной кооперации в области машиностроения, авиационной и автомобильной промышленности, переработки рыбы и морских биоресурсов, леса и пр.

O7 - совместные инновации научных разработок

O8 - привлечение компаний из КНР для работы в российском строительном и аграрном секторах

O9 - строительство необходимой инфраструктуры для совместных проектов

T1 -  усиление зависимости России от китайского товарного импорта, а также экономической зависимости ДВ РФ от КНР

T2 - конфликт интересов в энергетической сфере в регионах Центральной Азии, Латинской Америки, Африки и др.

T3 - конкуренция России и Китая на традиционных товарно-сырьевых рынках

T4 - ослабление российско-китайского партнерства в военно-технической сфере и потеря конкурентных позиций российского ВПК на рынке Китая вследствие снятия Европейским союзом эмбарго на экспорт вооружений в КНР

T5 - сокращение экспорта энергоресурсов в КНР в результате использования энергосберегающих технологий, а также замедления темпов роста Китая

T6 - нелегальная трудовая миграция граждан КНР

T7 - резкое сокращение промышленного производства как следствие государственной поддержки китайского экспорта

Таблица 2 – Матрица SWOT-анализа

  Сильные стороны (Strengths) Слабые стороны (Weaknesses)
Возможности (Opportunities) стратегии вида SO стратегии вида WO
SO1: S1, S6 ­- O5, О6, O7 – стратегия роста (благодаря широким возможностям для развития двусторонних экономических отношений). При наличии надежных политических связей, взаимодействии в рамках ШОС и АТЭС возможно увеличение объемов инвестиционного сотрудничества за счет развития производственной кооперации (в машиностроении, авиационной и автомобильной промышленности, переработке морских биоресурсов, леса и пр.) и совместного внедрения в производство технических разработок. SO2: S5 - О6 – стратегия фокусирования. При поддержке территориальной целостности обоих государств и наличии общей границы возможна концентрация на развитии приграничного и межрегионального сотрудничества, совместном освоении Дальнего Востока РФ и северо-восточной части КНР. WO1: W3, W4 - O4, O5, O6 – стратегия дифференциации (концентрация усилий в нескольких приоритетных направлениях). Ставка на  энергетическое сотрудничество в нефтегазовой области, атомной и электро- энергетике, увеличение объемов и расширение сфер инвестиционного взаимодействия может способствовать укреплению кооперационных промышленно-производственных связей, а также устранению диспропорций капиталовложений, как в видовой, так и в отраслевой структуре. WO2: W2 - O1, O2 – стратегия развития. Посредством        оптимизации структуры двусторонней торговли а также развития межрегионального сотрудничества возможно уменьшение диспропорций в российско-китайской торговле.
Угрозы (Threats) стратегии вида ST стратегии вида WT
ST1: S2, S4, S6 - T3 стратегия кооперации (объединение усилий с партнерами для ликвидации конкуренции). За счет стратегического партнерства в энергетической сфере, надежных политических связей и взаимодействия в рамках международных организаций возможна ликвидация конкуренции с КНР на товарно-сырьевых рынках, традиционных для РФ. WT1: W5 - T1 – Наступательная стратегия. Снижение уровня неорганизованной торговли и контрабанды и открытие собственных производств аналогичной продукции может способствовать ликвидации зависимости России от китайского товарного импорта, а также экономической зависимости регионов ДВ от КНР.

Для перехода на новую модель взаимодействия усилия обоих государств необходимо направить на ликвидацию существующих внешнеторговых барьеров, использование национальных валют при взаимных расчетах, совершенствование законодательства в области приграничной торговли, улучшение транспортной инфраструктуры, создание экономических зон и совместных логистических центров, а также на борьбу с контрафактной продукцией.

Особое внимание следует уделить развитию научно-технического сотрудничества как наиболее перспективной и эффективной области двустороннего взаимодействия РФ и КНР. Несмотря на высокий научно-инновационный потенциал, имеющиеся организационно-правовые предпосылки и общие потребности экономик двух стран, современное сотрудничество в области международного технологического обмена находится на довольно низком уровне. Так, доля Китая в российском импорте технологий из-за рубежа в 2012 г. составила всего 0,01% против 0,5% в 2010 г. [7]. При этом на КНР приходится 5,5% экспорта технологий из РФ. По сравнению с 2010 г. этот показатель увеличился почти в 1,5 раза.

Для развития сотрудничества в научно-технологической сфере необходимо расширять области взаимодействия и повышать взаимную информированность о новейших разработках. Причем участниками двусторонних отношений должны быть не только правительственные структуры и государственные научно-исследовательские институты, но и, что самое важное, малые и средние предприятия, которые и в России, и в Китае по программным документам становятся движущей силой инновационных процессов.

Основной упор в области инновационного и научно-технологического сотрудничества необходимо сделать на следующие сферы: производственно-технологическую, экспертно-консалтинговую, финансовую, информационную, кадровую и сбытовую. Степень эффективности взаимодействия в данных сферах зависит от правильности выбора наиболее прогрессивных научных идей и инновационно-технических разработок, а также определения оптимальных механизмов их реализации. Для обеспечения этого процесса должны быть разработаны и внедрены в практику единые стандарты представления, отбора и экспертизы наукоемких и высокотехнологичных проектов.

Одной из эффективных и перспективных форм взаимовыгодного сотрудничества, привлечения инвестиций, дальнейшего развития экономического и научного потенциала страны могут стать особые экономические зоны (ОЭЗ), вклад которых в развитие двусторонних отношений пока остается незначительным, хотя и характеризуется положительной динамикой. Сейчас на территории России создано 24 ОЭЗ четырех типов [8] – 4 технико-внедренческих, 4 промышленно-производственных, 13 туристско-рекреационных, 3 портовых.

В перспективе взаимные интересы РФ и КНР должны быть направлены на оптимизацию товарно-видовой структуры, повышению доли продукции с высокой добавленной стоимостью (переработанная древесина, рыбопродукция). Оптимизация товарно-видовой структуры двусторонней торговли возможна за счет повышения удельного веса машинотехнической и высокотехнологичной продукции. Такой продукцией может стать оборудование в области энергетики, добычи полезных ископаемых, специализированные транспортные средства, авиатехника. Для диверсификации российско-китайской торговли необходимо использовать новые товарные группы, например продукцию сельского хозяйства РФ, а также укреплять связь и взаимодействие в сфере услуг – туристских, транспортных, образовательных.

 

Литература

  1. Товарооборот между Россией и Китаем в 2006-12 гг. / ФТС России. URL: http://ecpol.ru/media/files/kitai_tab1.pdf (дата обращения: 22.06.2013).
  2. Российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество / Сайт торгового представительства РФ в КНР. URL: http://www.russchinatrade.ru/assets/files/ru-ru-cn-coop/ru_ch_tradepdf (дата обращения: 22.06.2013).
  3. Внешняя торговля Российской Федерации услугами. // ЦБ РФ - Статистический сборник. – М., 2012.
  4. Выездной турпоток из России вырос в 2012 г. на 6%. / Интерфакс-Туризм. 04.03.2013. URL: http://www.interfax.ru/tourism/tourisminf.asp ?id=293620&sec=1466 (дата обращения: 22.06.2013).
  5. Таможня за цивилизованный туризм / Федеральная таможенная служба. URL: http://stu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article &id=1740 (дата обращения: 22.06.2013).
  6. Социально-экономическое развитие Приморского края / Федеральный портал ProTown. URL: http://www.protown.ru/information/hide/7751.html (дата обращения: 22.06.2013).
  7. Яшина Г.А. Россия и Китай: конкуренция за инвестиции // Капитал Страны - журнал об инвестициях в России. – 2012.
  8. Барановская Н. Продлить на 20 лет. Особые экономические зоны должны действовать вдвое дольше, чем сейчас // Российская Бизнес-газета: Государственно-частное партнерство. – 2012, №793 (11).

References