ASSESSMENT OF TAX CAPACITY OF NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT

Research article
Issue: № 8 (15), 2013
Published:
2013/09/08
PDF

Рощупкина В.В.

Кандидат экономических наук, доцент, Северо-Кавказский федеральный университет

ОЦЕНКА НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Аннотация

В статье дается анализ методики расчета индекса налогового потенциала, выполняется оценка налогового потенциала Северо-Кавказского федерального округа, выдвигаются предложения по организации стратегического налогового планирования на межрегиональном и региональном уровне.

Ключевые слова: налоги, регион, налоговый потенциал.

Roschupkina V. V.

Candidate of Economic Sciences, associate professor, North Caucasian federal university

ASSESSMENT OF TAX CAPACITY OF NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT

Abstract

In article the analysis of a method of calculation of an index of tax potential is given, the assessment of tax capacity of North Caucasus federal district is carried out, offers on the organization of strategic tax planning at interregional and regional level move forward.

Keywords: taxes, region, tax potential.

Социально-экономическое развитие страны, региона во многом определяется возможностью эффективного использования налогового потенциала, существующей налоговой базой и уровнем налоговых поступлений в бюджетную систему и внебюджетные фонды. Рациональная система бюджетного налогового планирования в процессе обеспечения финансирования существующих потребностей территорий должна основываться на источниках и возможностях мобилизации доходов в бюджеты всех уровней, выявлении налогового потенциала.

Исследуя природу налогового потенциала, необходимо принять во внимание существенное замечание И.В. Горского [1] о возможности его рассмотрения в двух аспектах: в качестве «абстрактной финансовой категории, выражающей некую оптимальную сумму налоговых сборов (оптимальное налоговое бремя) в условиях какой-то идеальной для конкретного региона налоговой системы, и как элемент расчета финансовой основы межбюджетных отношений, всегда существующих в реальной системе налогов».

На наш взгляд, рассматривая налоговый потенциал как финансовую категорию с позиций экономики в целом, необходимо четко разграничить объект и источник налогообложения. Чаще всего их непонимание приводит к разногласиям в определениях налогового потенциала. Важным, на наш взгляд, является учет всех потенциальных возможностей объектов налогообложения.

Наряду с неоднозначностью и дискуссионностью подходов к определению налоговых доходов, сформулированных отечественными экономистами, спорной является и позиция западных ученых, в мировой практике налоговый потенциал определяется как «потенциальный бюджетный доход на душу населения, который может быть получен органами власти за определенный промежуток времени (обычно финансовый год) при применении единых на всей территории страны условий налогообложения» [3].

Особенности формирования налогового потенциала на современном этапе развития экономических отношений проявляются в содержании межбюджетных отношений, действующей системе налоговых инструментов, состоянии бюджетно-налогового законодательства. Действующее бюджетно-налоговое законодательство и сложившаяся система межбюджетных отношений в значительной мере ограничивают возможности территории при установлении показателей доходной базы регионального бюджета и предопределяют направленность бюджетно-налоговой политики.

Уровень бюджетной обеспеченности субъектов Федерации зависит от индекса налогового потенциала (ИНП), который налоговые возможности региона по отношению к среднероссийским. В частности, ИНП, непосредственно влияющий на уровень бюджетной обеспеченности региона, находится в практически прямой зависимости от уровня производства валового регионального продукта на душу населения.

В рамках исследования расчет индекса налогового потенциала производился по каждому налогу исходя из существенных характеристик для каждого из них и данных о фактических поступлениях за отчетные периоды; далее учитывался удельный вес каждого налога в общей структуре поступлений, по информации Минфина РФ об индексах, используемых для расчета необходимого объема финансовой помощи региону.

Значения индекса налогового потенциала представлены в таблице 1.

За исследуемый период индекс налогового потенциала по всем субъектам Северо-Кавказского федерального округа имел положительную тенденцию.

В период с 2004 по 2007 год наблюдалась положительная динамика – индекс по округу увеличился на 0,12 процентных пункта. В течение следующих пяти лет индекс налогового потенциала возрастал в среднем на 0,03 пункта в год. Однако, в сравнении со среднероссийским (0,95) региональный показатель индекса налогового потенциала в 2012 году по округу достаточно низок (0,60).

Дисбаланс между налоговым потенциалом и потенциалом бюджетных расходов вызывает потребность в существенной финансовой помощи из федерального бюджета.

Таблица 1 – Значения индекса налогового потенциала по субъектам Северо-Кавказского федерального округа в 2003-2012 гг.

Субъект федерации Период исследования
2003 год 2004 год 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Республика Дагестан 0,37 0,39 0,42 0,46 0,50 0,54 0,58 0,64 0,68 0,70
Республика Ингушетия 0,18 0,22 0,24 0,26 0,28 0,30 0,33 0,35 0,38 0,41
Кабардино-Балкарская Республика 0,28 0,31 0,34 0,37 0,40 0,43 0,48 0,51 0,55 0,60
Карачаево-Черкесская Республика 0,21 0,26 0,28 0,31 0,33 0,36 0,38 0,42 0,45 0,49
Республика Северная Осетия-Алания 0,30 0,33 0,36 0,40 0,42 0,45 0,47 0,49 0,50 0,55
Ставропольский край 0,57 0,60 0,63 0,68 0,72 0,75 0,80 0,83 0,85 0,85

* По данным Министерства финансов Российской Федерации без Чеченской республики  

Дотации из государственного бюджета поддерживают относительную социально-политическую стабильность в республиках. Бюджеты Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Карачаево-Черкесской Республики являются высоко дотационными. За последние 10 лет объем средств федерального бюджета, ежегодно выделяемых Правительством Российской Федерации для оказания финансовой поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, существенно увеличился.

Основными причинами низкого уровня значений индекса налогового потенциала, а, значит, и низкой бюджетно-налоговой обеспеченности субъектов СКФО являются:

- недостаточная эффективность региональной законодательной базы, регулирующей налоговые отношения;

- отсутствие обоснованной налоговой стратегии;

- более высокий удельный вес теневого и нелегального сегментов экономики, чем в России в целом, препятствующий развитию хозяйственной системы региона.

В настоящее время налоговый климат в субъектах СКФО, определяемый налоговым потенциалом и риском, является недостаточно привлекательным: ни один из субъектов по рейтингу индекса налогового потенциала не входит в группу регионов с высоким и средним потенциалом.

Из всех субъектов СКФО только Ставропольский край является регионом с пониженным индексом потенциала и умеренным риском. Остальные субъекты можно ранжировать таким образом:

- Республика Дагестан – регион с пониженным потенциалом и умеренным риском;

- Республика Северная Осетия-Алания – регион с незначительным индексом потенциала и высоким риском;

- Карачаево-Черкесская и Кабардино-Балкарская Республика – регионы с незначительным индексом потенциала и высоким риском;

- Республика Ингушетия – с низким уровнем индекса потенциала и  экстремальным риском.

В этих условиях органы власти в субъектах СКФО должны не только укреплять бюджетно-налоговую систему, но и всемерно содействовать развитию легитимной деловой активности хозяйствующих субъектов – налоговых агентов региона, совершенствовать и развивать действующее налоговое законодательство с учетом региональной специфики в рамках своей компетенции.

Особую значимость в контексте новаций бюджетно-налогового процесса и реализации налоговой стратегии на мезоуровне приобретают современные подходы к организации налогового планирования с целью снижения затрат за счет модернизации аналитической деятельности в направлении повышения ее результативности, наукоемкости и инновационности, включая формирование интегрированной системы информационного обеспечения, адекватной новым макро- и мезо- ориентирам экономи­ки и целевой направленности процесса планирования.

В настоящее время в России бюджетно-налоговая политика имеет в основном фискальную ориентацию – основу государственных решений, принимаемых в области налогообложения, составляет соблюдение фискальных интересов федерального центра и, в несколько меньшей степени, регионов. Подобная ориентация бюджетно-налоговой политики приводит к тому, что при разработке и принятии государственных решений в области налогообложения не уделяется должного внимания таким факторам, как оценка воздействия совокупности взимаемых налогов на экономическое положение хозяйствующих субъектов и перспективы их устойчивого развития, оценка возможной реакции налогоплательщиков на изменения, вводимые в бюджетно-налоговую систему, воздействие принимаемых решений на экономическое развитие как отдельных хозяйствующих субъектов, так и более сложных агрегатов – регионального хозяйственных комплексов и хозяйственного комплекса страны в целом.

Для создания условий экономического роста бюджетно-налоговая политика должна быть ориентирована не только на обеспечение доходами бюджетной системы, но и стимулировать активность налогоплательщиков, что, в свою очередь, предполагает благоприятные условия для развития налоговой базы. Чрезмерная фискальная ориентация бюджетно-налоговой политики ведет к подавлению частной предпринимательской активности, избыточному налоговому бремени и росту теневой экономики.

Видимым следствием этого являются часто встречаемые мнения по поводу низкой эффективности бюджетно-налоговой системы и чрезмерности налоговой нагрузки хозяйствующих субъектов. Невысокая лояльность хозяйствующих субъектов к бюджетно-налоговой системе, объективно обусловленная отсутствием учета их хозяйственных интересов при разработке системы государственных мероприятий в области налогообложения, приводит к большим объемам занижения налоговой базы, увеличению недоимок, необходимости ужесточения налогового контроля. Таким образом, можно утверждать, что недостаточная реализация регулирующей функции налогов приводит к снижению эффективности реализации остальных функций (прежде всего – фискальной функции) и, как следствие, к общему снижению результативности бюджетно-налоговой политики.

Формирование эффективной региональной бюджетно-налоговой политики, в какой бы форме она не осуществлялась, является одной из сложных и актуальных проблем экономики и ее развития в последующем. Исходя из вышеизложенного стратегическая цель региональной бюджетно-налоговой политики определена нами следующим образом: повышение уровня собственной бюджетно-налоговой обеспеченности консолидированного регионального бюджета, с достижением в будущем уровня полной самодостаточности (бездотационности) в условиях максимальной реализации налогового потенциала.

Стратегическими задачами региональной бюджетно-налоговой политики в свете указанной цели должны стать:

- расширение существующих и поиск новых возможностей повышения объемов налоговых доходов консолидированного регионального бюджета в условиях оптимальной налоговой нагрузки на налогоплательщиков;

- построение системы налоговых мер, направленных на стимулирование процесса реализации бюджетно-налоговых возможностей региональной экономики;

- увеличение налогового потенциала региона.

Тактические цели и задачи региональной бюджетно-налоговой политики являются: с одной стороны – обеспечивающими для достижения стратегических целей и задач; с другой стороны – отражением задач развития налогового потенциала региона в краткосрочном (текущем) периоде.

 

Литература

  1. Горобец Ю.А. Налоговый потенциал как основа прогнозирования налоговых поступлений // Региональная экономика: теория и практика. – 2009. – № 21 (114).
  2. Горский И.В. Налоговый потенциал в механизме межбюджетных отношений // Финансы. – 2009. – № 6.
  3. Зобова Е.П. Налоговая политика на 2012-2014 годы: основные направления // Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2011. –№4.
  4. Липина С.А. Стратегические приоритеты социально-экономического развития Республик Северного Кавказа: пути и методы их достижения. – М. : ЛКИ, 2010.

References