N. I. SPRYGINA, THE FIRST PENZA ARCHAEOLOGIST

Research article
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.97.7.062
Issue: № 7 (97), 2020
Published:
2020/07/17
PDF

ПЕРВЫЙ ПЕНЗЕНСКИЙ АРХЕОЛОГ Н. И. СПРЫГИНА

Научная статья

Ставицкий В.В.1, *, Морозов С.Д.2, Лебедева Л.В.3

1 ORCID: 0000-0002-5957-3781;

2 ORCID: 0000-0003-4585-4715;

3 ORCID: 0000-0002-0641-6600;

1 Пензенский государственный университет, Пенза, Россия;

2 Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, Пенза, Россия;

3 Пензенский государственный технологический университет, Пенза, Россия

* Корреспондирующий автор (stawiczky.v[at]yandex.ru)

Аннотация

Статья посвящена 120-летнему юбилею первого пензенского профессионального археолога Н.И. Спрыгиной, которая с 1919 по 1930 гг. проработала в Пензенском краеведческом музее заведующим отделом археологии и этнографии. Не имея специальной археологической подготовки, она активно занималась самообразованием. Поддерживала контакты с ведущими археологами того времени А.А. Спицыным, О.А. Кривцовой-Граковой, Б.С. Жуковым и др. По её приглашению они принимали участие в изучении археологических памятников Пензенского края. Н.И. Спрыгина проводила и самостоятельные исследования в Пензенской губернии. Она раскопала Пензенские стоянки, Чернозерский могильники XIV в., проводила большую работу по выявлению новых памятников археологии, по итогам которой ею была подготовлена археологическая карта Пензенской области.

Ключевые слова: Спрыгина Н.И., археология, историография, Пензенский край, Краеведческий музей, археологические раскопки, археологическая карта.

N. I. SPRYGINA, THE FIRST PENZA ARCHAEOLOGIST

Research article

Stavitskii V. V.1,*, Morozov S. D.2, Lebedeva L. V.3

1 ORCID: 0000-0002-5957-3781;

2 ORCID: 0000-0003-4585-4715;

3 ORCID: 0000-0002-0641-6600;

1 Penza State University, Penza, Russia;

2 Penza State University of Engineering and Architecture, Penza, Russia;

3 Penza State Technological University, Penza, Russia

* Correspondent author (stawiczky.v[at]yandex.ru)

Abstract

The article is dedicated to the 120th anniversary of the first professional archaeologist in Penza, N. I. Sprygina, who worked at Penza Local Museum as the Head of Archaeological and Ethnographic Department from 1919 till 1930. While having no specialist training in archaeology, she actively engaged in self-education. She kept in touch with the leading archaeologists of her time: A.A. Spitsyn, O.A. Krivtsova-Grakova, B.S. Zhukov, and others. At her invitation, they took part in the examination of Penza Region's archaeological artefacts. N. I. Sprygina also conducted her own researches in Penza Governorate. She excavated Penza man sites, Chernozersk burial ground dated back to the 14th century, she took on the task of finding out about new archaeological artefacts which resulted in her making the archaeological map of Penza Oblast.

Keywords: Sprygina N. I., archaeology, historiography, Penza Region, local museum, archaeological excavation, archaeological map.

В этом году исполняется 120 лет со дня рождения первого профессионального пензенского археолога Нонны Ивановны Спрыгиной, юбилею которого о посвящается наша статья. Долгое время она находилась в тени своего более именитого мужа, археологическая деятельность Ноны Ивановны до сих пор не являлась предметом отдельного исследования. Её музейная и краеведческая деятельность наиболее полно была охарактеризована в очерке Н.П. Зобниной, опубликованным к 50-летию Пензенского краеведческого музея и в статье Л.В. Лебедевой, посвященной семье Спрыгиных [4]. Её краеведческая работа также освещалась исследователями в ряде изданий справочного характера. В них в основном изложена информация, заимствованная из очерка Н.П. Зобниной [9]. При написании нашей статьи использованы архивные материалы из фондов Пензенского краеведческого музея и Института истории материальной культуры РАН [1]; [2], кроме того, проанализированы научные публикации Н.И. Спрыгиной [6]; [7].

Н. И. Спрыгина родилась 3 марта 1880 г. в Одессе, в семье надворного советника И. В. Цилли. В следующем году их семья переехала в Пензу, где отец поступил на службу в Пензенскую контрольную палату. У Ноны Ивановны с детства была большая способность к живописи и рисованию, поэтому после окончания гимназии она поступила в Пензенское художественное училище, учебу в котором не завершила. В училище она связала свою судьбу с профессором И.И. Спрыгиным, за которого вышла замуж в январе 1899 г. Работала она первоначально в народной читальне, параллельно преподавая в Воскресной школе для рабочих [9, C. 56-57].

С момента создания в 1905 г. в губернском городе Пензенского общества любителей естествознания (ПОЛЕ) Н. И. Спрыгина стала его активным участником. В этом она следовала примеру своего мужа, известного геоботаника. Вместе с ним она занималась изучением растительности Пензенской губернии и была ему первой помощницей в выполнении большой технической работы: составление гербария, препарировке зоологических коллекций, переписке его научных работ [3, C. 38]. В период Первой мировой войны Н. И. Спрыгина принимало активное участие в работе с беженцами из западных губерний России, нуждающихся в организации быта и трудоустройства. Много времени она уделяла вопросам своего самообразования в области философии, искусства, русской и зарубежной литературы [9, C. 56-57].

Начало археологической деятельности Ноны Ивановны относится к февралю 1919 года, когда её приняли на работу в Пензенский краеведческий музей, где она принимала участие в создание нового отдела «Человек», состоявшего из разделов: антропологии, археологии и этнографии. В первую очередь Совет Общества решил открыть экспозицию «Археология», которая «может явиться в результате безвозмездных трудов членов ПОЛЕ, тогда как организация отдела этнографии потребует денежных средств для приобретения экспонатов» [7, C.3].

В 1922 г. стараниями Н.И. Спрыгиной в музее был открыт подотдел археологии. В его основу был положены сборы со стоянок близ г. Пензы и экспонаты, полученные от частных лиц, а также из собраний Ученой архивной комиссии и Художественного музея. По представлениям Н. И. Спрыгиной, перед отделом Доисторической археологии стояли две цели: научная и культурно-просветительская. Археологическая экспозиция должна была знакомить посетителей музея с доисторическим периодом жизни человечества, давая понятие о нём во всём объёме предмета, хотя бы при помощи таблиц и муляжей. Приступая к реализации научных целей, Нона Ивановна организовала регулярные сборы подъемного материала с Пензенских стоянок, а также занялась систематизацией их коллекций. К 1921 г. в каталог музея было занесено уже 2200 экспонатов, а до открытия музея их было всего 326. В декабре 1921 г. Н.И. Спрыгина посетила Москву с целью сличения собранных находок с материалами Исторического Музея и для знакомства с необходимой литературой [4].

В 1923 году по итогам проведенных исследований Пензенских стоянок она подготовила выпуск брошюры. Ею было высказано предположение, что собранные материалы в основном относятся к концу бронзового века и началу железного, при сохранении в качестве пережитка каменной индустрии и неолитического орнамента на керамике. Кроме того, был поставлен вопрос о существовании не одного, а двух смежных поселений [6, с.3].

Не имея специального образования и должного опыта в проведении исследований, Н.И. Спрыгина в целом правильно интерпретировала полученные материалы. Большую часть коллекции составляли материалы срубной культуры, а за сохранение неолитических пережитков в орнаменте её были приняты фрагменты неолитических сосудов, число которых значительно уступало находкам эпохи бронзы [9, C.4].

Исследования Пензенских стоянок были продолжены Н.И. Спрыгиной в 1928-1929 гг., когда велось строительство дороги в Ахуны, которая затрагивала их территорию. Комитетом по борьбе с безработицей на раскопки было выделено 589 рублей, еще 50 рублей на следующий год выделило Пензенское окружное общество краеведения [1, Ф.2, №172].

На отпущенные средства экспедицией в общей сложности было вскрыто 300 кв. м. Для проведения исследований Н. И. Спрыгиной были привлечены геолог и почвовед. Эти раскопки стали наиболее важными археологическими исследованиями в её карьере. В их результате был получен обширный материал по неолиту. По итогам работ был подготовлен подробный отчет, но результаты изысканий не были опубликованы.

Н.И Спрыгина также занималась выявлением новых археологических памятников в крае. С этой целью она рассылала специальные анкеты, которые включали в себя вопросы об имеющихся в округе курганах, городищах, могильниках, селищах и т. д.  Кроме того, она лично проводила опросы. В её дневниковых записях содержится множество сведений, полученных от крестьян губернии. По итогам этой работы её были составлены подробные картотеки археологических памятников, которые впоследствии были положены в основу археологической карты Пензенской области [2, № 12949/29].

Н.И. Спрыгиной проводилась большая организационная деятельность по привлечению к исследованиям в Пензенском крае ведущих специалистов. Она принимала активное участие в краеведческих совещаниях и съездах, окончила Музейные курсы при Главнауке, где преподавателями археологии были профессора Московского университета. Нона Ивановна вела широкую информационную и консультативную переписку с ведущими археологами своего времени: О. Н. Бадером, П. Д. Степановым, А. А. Спицыным, А. А. Кротковым. Все это позволило привлечь внимание видных археологов к Пензенскому краю. По её просьбе А.А. Спицыным был написан обзор археологических древностей Пензенской губернии [5]. В 1926 г. О. А. Кривцовой-Граковой были организованы раскопки поселений срубной культуры в окрестностях с. Степной Мокшан. В 1927 г. Антропологической комплексной экспедицией под руководством Б. С. Жукова были произведены раскопки в окрестностях с. Наровчат. Были исследованы Старосотенский могильник XIV в., а также многослойные стоянки Озименки I и II. Саратовским археологом А.А. Кротковым были проведены исследования средневекового г. Мохши. В этих работах принимала участие и экспедиция Пензенского музея [2, №207].

Кроме того, Н.И. Спрыгина проводила самостоятельные раскопки. В 1928 г. её были организованы исследования в Мокшанском районе мордовского могильника XIV в. у с. Чернозерье (вскрыто 14 погребений), в 1930 г. было изучено три погребения древнемордовского могильника III в. на берегу протоки р. Свинуха близ Пензы. С 1924 по1947 гг. она работала над археологической картой Пензенской области, составив к ней пояснительную записку объёмом 200 стр. [9].

Таким образом, Н.И. Спрыгина оказала большое влияние на становление пензенской археологии. При её непосредственном участие был создан отдел археологии в Пензенском краеведческом музее, положено началу накоплению и систематизации археологических экспонатов. Её впервые на высоком профессиональном уровне были организованы исследования археологических памятников в регионе, к участию в которых были привлечены ведущие советские археологии. Вклад Н.И Спрыгиной в изучение археологии Пензенского края мог бы быть значительно большим, если бы не поиск врагов, охвативший страну в конце 1920-х гг. В 1930 г. из музея были уволены все те, кто серьёзно занимался исследовательской работой. По решению Окружной рабоче-крестьянской инспекции была отстранена от работы и заведующая отделом археологии и этнографии Н. И. Спрыгина, как не имеющая ни исторической, ни филологической подготовки, идеологически чуждая современным требованиям в области научных знаний и общественной жизни, занимающаяся «бесплодными, с современной точки зрения, изысканиями» [4]. Несправедливое вольнение Н.И. Спрыгиной, по сути, прервало развитие пензенской археологии на два десятка лет. Нона Ивановна не оставила после себя учеников, и последователей и приехавшему в 1949 г. М.Р. Полесских пришлось все начинать заново.

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.

Список литературы / References

  1. Архив Института истории материальной культуры.
  2. Архив Пензенского краеведческого музея.
  3. Зобнина Н.П. Краевед Н.И. Спрыгина / Н.П. Зобнина // Юбилейный сборник. – Пенза, 1958.
  4. Лебедева Л.В. Семья Спрыгиных в Пензенском краеведении / Л.В. Лебедева // Материалы Седьмых Всероссийских краеведческих чтений. М., 2013.
  5. Спицын А.А. Древности Пензенской губернии / А.А. Спицын. – Пенза, 1925.
  6. Спрыгина Н.И. Стоянка первобытного человека в долине р. Суры близ Пензы / Н.И. Спрыгина. – Пенза, 1923.
  7. Спрыгина Н.И. Одежда мордвы-мокши Краснослободского и Беднодемьяновского уездов Пензенской губернии / Н.И. Спрыгина. – Пенза, 1928.
  8. Ставицкий В.В. Каменный век Примокшанья и Верхнего Посурья / В.В. Ставицкий. –Пенза, 1999.
  9. Тюстин А.В. След в науке / А.В. Тюстин. – Пенза, 2005.

Список литературы на английском языке / Referencesin English

  1. Arkhiv Instituta istorii materialnoy kultury [Archive of the Institute of the History of Material Culture].
  2. Arkhiv Penzenskogo krayevedcheskogo muzeya [Archive of the Penza Museum of Local Lore].
  3. Zobnina N.P. Krayeved N.I. Sprygina [Local historian N.I. Sprygina] / N.P. Zobnina // Yubileyny sbornik [Anniversary collection]. Penza, 1958. [in Russian]
  4. Lebedeva L.V. Semya Spryginykh v Penzenskom krayevedenii [Sprygin family in Penza local history] / L.V. Lebedeva // Materialy Sedmykh Vserossyskikh krayevedcheskikh chteny [Materials of the Seventh All-Russian Local History Readings]. M., 2013. [in Russian]
  5. Spitsyn A.A. Drevnosti Penzenskoy gubernii [Antiquities of the Penza province] / A.A. Spitsyn. Penza, 1925. [in Russian]
  6. Sprygina N.I. Stoyanka pervobytnogo cheloveka v doline r. Sury bliz Penzy [The parking of primitive man in the valley of the river. Suras near Penza.] / N.I. Sprygina. Penza, 1923. [in Russian]
  7. Sprygina N.I. Odezhda mordvy-mokshi Krasnoslobodskogo i Bednodemyanovskogo uyezdov Penzenskoy gubernii [Clothing of Mordovian-Moksha of the Krasnoslobodsky and Podenodemyanovsky counties of the Penza province] / N.I. Sprygina. Penza, 1928. [in Russian]
  8. Stavitsky V.V. Kamenny vek Primokshanya i Verkhnego Posurya Stone Age of Primokshan and Upper Posuria] / V.V. Stavitsky. Penza, 1999. [in Russian]
  9. Tyustin A.V. Sled v nauke [Trace in science] / A.V. Tyustin. Penza, 2005. [in Russian]