THE FEATURES OF THE LEFT AND RIGHT HEMISPHERE OF RURAL AND URBAN CHILDREN
Фотекова Т.А.
Доктор психологических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им.Н.Ф.Катанова»
Публикация подготовлена при поддержке фонда РГНФ, грант № 14-06-00293
ОСОБЕННОСТЬ ЛЕВО- И ПРАВОПОЛУШАРНЫХ ФУНКЦИЙ У СЕЛЬСКИХ И ГОРОДСКИХ ДЕТЕЙ
Аннотация
В статье рассматриваются результаты нейропсихологического обследования 70 второклассников, живущих в селе, 70 детей того же возраста, проживающих в городе. Выявлено, что городские условия проживания стимулируют развитие функции левого полушария мозга, у сельских младших школьников, напротив, лучше сформированы правополушарные функции.
Ключевые слова: высшие психические функции, социокультурные факторы, лево- и правополушарные функции
Fotekova T.A.
Doctor of Psychology, Associate Professor, FSBEI HPE “N.F. Katanov Khakass State University”
THE FEATURES OF THE LEFT AND RIGHT HEMISPHERE OF RURAL AND URBAN CHILDREN
Abstract
The total neuropsychological study has been conducted among 70 second-class pupils living in the country, 70 children of the same age living in the town. The results indicate that the type of settlement influences the formation of higher mental functions. In the city more successful left-brain functions, in the village - right hemisphere
Keywords: higher mental functions, socio-cultural factors, left and right hemisphere functions
Функциональная асимметрия является одним из основных принципов мозговой деятельности и проявляется в различных психических функциях. Мозг – это парный орган, при этом каждое полушарие имеет свой язык, свои способы переработки информации и знаковые системы. А.В.Семенович так характеризует когнитивные стратегии, обусловленные функциональной специализацией полушарий: «Одна из них – правополушарная – в качестве точки отсчета (и критериев оценки полученного результата) использует внутренние, невербализуемые, чувственные соматогностические состояния. Другая – левополушарная – социокультурные, то есть из вне приобретенные и усвоенные, вербализованные…» [6, с.30]. Особенности преобладания лево- или правополушарных стратегий связаны с профилем латеральной организации, который является важной характеристикой индивидуальности человека и синдромообразующей особенностью мозга.
Функциональная специфика мозговых структур и специализация полушарий с одной стороны генотипически обусловлена, с другой стороны формируются прижизненно [7]. Развитие полушарий происходит неравномерно. Считается, что к моменту рождения правое полушарие развито в большей степени, чем левое, и на ранних этапах онтогенеза оно продолжает опережать левое, и сохраняет ведущие позиции. Обсуждая механизмы лежащие в основе этого явления, Н.Г. Манелис указывает на связь правого полушария с диэнцефальными структурами, отвечающими за вегетативную регуляцию и гомеостаз, которые являются жизненно важными, следовательно, приоритетными задачами постнатального развития. Активность гипоталамо-диэнцефальных структур стимулирует развитие связанного с ними правого полушария [4]. Таким образом, существует тенденция развития справа на лево, однако «…в отношении каждой конкретной функции на определенных этапах онтогенеза становление идет от доминантного по ней полушария к субдоминантному». [4, с. 24.].
Поскольку процесс функциональной специализации полушарий протяжен во времени и завершается, вероятно, лишь к окончанию подросткового возраста, на него должны влиять обучение, условия жизни и развития, т.е. различные социокультурные факторы. Одним из таких факторов может выступать городской или сельский тип поселения. В.М.Поляков изучал сельских и городских детей в рамках скринингового популяционного исследования, где основное внимание уделялось латеральным признакам асимметрии мозга. Было выявлено накопление праволатеральных признаков, указывающих на ведущую роль левого полушария, у городских детей и амбилатеральности у сельских. Эта особенность закономерно сочеталась с большей успешностью слухоречевых функций у детей, живущих в городе, дети из села лучше справлялись со зрительной информацией [5].
В нашем исследовании анализируются результаты нейропсихологического изучения 140 второклассников, 70 их которых проживают в сельских районах Республики Хакасия и 70 - в г. Абакане.
Были использованы методы, разработанные А. Р. Лурией [3] и адаптированные в лаборатории нейропсихологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова под руководством Т. В. Ахутиной [2]. Обработка данных осуществлялась с применением пакета программ IBM SPSS Statistics 20. Применялся t-критерий Стьюдента.
Среди параметров выполнения нейропсихологических проб можно выделить такие, которые свидетельствуют о качестве переработки информации преимущественно по лево- или правополушарному типу [1,2]. К «левополушарным» были отнесены показатели праксиса позы пальцев правой руки, орального праксиса, грамматического и лексического оформления текста, понимания названий предметов и действий, близких по звучанию и значению, понимания пассивных логико-грамматических конструкции, объема кратковременной и долговременной слухоречевой памяти. В качестве штрафных оценок учитывались общий показатель «левосторонних» ошибок в пробах на зрительно-пространственную память («обтаивания» фигур, «улучшение» гаштальта, упрощения фигур), количество звуковых замен и замен слов по семантическому сходству при запоминании, число вербально-перцептивных ошибок в пробах на зрительный гнозис.
Состояние правополушарных функций оценивалось на основе показателей праксиса позы пальцев левой руки, оценок копирования стола, опознания недорисованных изображений, объема непроизвольной слухоречевой и зрительно-пространственной памяти. Принимались во внимание также штрафные параметры: количество перцептивно близких, перцептивно далеких ошибок и ошибок фрагментарности в пробах на зрительный гнозис; количество случаев выхода за границы изображения при работе с кубиками Коса; количество координатных ошибок при копировании стола; общий показатель «правосторонних» ошибок в пробах на зрительно-пространственную память (комплексные искажения фигур, «разложение» гештальта, дизметрии); количество искажений слов в пробах на слухоречевую память.
Анализ полученных данных подтверждает наличие выраженных различий между сельскими и городскими детьми по уровню сформированности функций левого полушария мозга (таблица 1)
Таблица 1 - Показатели состояния преимущественно левополушарных функций
Все выявленные различия указывают на то, что в городских условиях левополушарные функции развиваются гораздо успешнее. Из таблицы видно, что все показатели имеют отношение к речи. Это актуализация глаголов и названий растений, объем кратковременной и долговременной слухоречевой памяти и избирательность следов данной модальности, а также способность к формированию связного высказывания и такие параметры импрессивной речи, как понимание фонетически и семантически близких слов, вербальное мышление, способность к четкому установлению связи между зрительным образом и его наименованием, выстраивание послоговой программы при произношении сложных слов. Очевидно, что все эти способности, точнее навыки, формируются в процессе обучения и зависят от социокультурной среды, в которой происходит развитие ребенка. Можно предположить, что речевое окружение ребенка, проживающего в городе, более богато и разнообразно в лексическом и синтаксическом отношении. Вербальным аспектам в обучении городских детей отводится больше места и придается больше значения, чем это делается в селе.
Различия в состоянии правополушарных функций не столь абсолютны и однозначны, но все-таки позволяют говорить о преимуществе сельских школьников (Таблица 2).
Таблица 2 - Показатели состояния преимущественно правополушарных функций
Сельские дети лучше ориентируются в пространстве собственного тела, у них в большей степени сформировано целостное «гештальтное» восприятие, они успешнее копируют трехмерный объект, реже неверно ориентируют рисунок в пространстве листа и не соблюдают строку, лучше опознают недорисованные изображения, имеют больший объем зрительно-пространственной памяти, реже допускают ошибки, обусловленные дефицитом переработки информации по правополушарному типу и по типу зеркальности при воспроизведении невербализуемых фигур. При этом дети из села чаще искажают слова, допускают грубые перцептивно далекие ошибки в пробах на зрительное восприятие, хуже, чем городские дети, понимают логико-грамматические конструкции, передающие взаимное расположение предметов в пространстве. Это как будто противоречит нашим выводам о том, что функции правого полушария мозга у сельских детей сформированы лучше, чем у городских. Но, почти все неуспешные показатели, хотя и являются правополушарными, так или иначе связаны с речью, которая у сельских детей выступает как дефицитарная функция.
Так как правое полушарие в онтогенезе развивается раньше, а созревание левополушарных функций требует больше времени и более явно зависит от обучения, можно сделать вывод о темповых различиях в формировании высших психических функций у сельских и городских детей. Дети, живущие в городе, опережают сельских сверстников, так как более информированы и лучше обучены.
Наше исследование подтверждает, что тип поселения оказывает выраженное влияние на состояние лево- и правополушарных функций младших школьников.
Сельские условия проживания замедляют формирование левополушарных функций. Городские дети по уровню развития левополушарных функций значительно превосходят сельских сверстников, но по степени сформированности правополушарных отстают от них.
Литература
- Ахутина Т.В., Меликян З.А., Зрительно-пространственная память у младших школьников в норме и с задержкой психического развития // Методы нейропсихологической диагностики / Под ред. Е.Ю. Балашовой, М.С. Ковязиной. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК». – 2009. – С.288-300.
- Ахутина Т.В. Полонская Н.Н., Пылаева Н.М., Максименко М.Ю. Методики нейропсихологического исследования детей // Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Под ред. Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. М.: Секачев. - 2012. - С.11-33
- Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. 3-е изд. М.: Академический проект, 2000. – 512 с.
- Манелис Н.Г. Нейропсихологические закономерности нормального развития // Школа здоровья. – 1999. – Т.6.- № 1. – С.8-24
- Поляков В.М. Нейропсихология в скрининговых исследованиях детских популяций / В.М. Поляков //Доклады второй международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А.Р. Лурия / Под ред. Т.В. Ахутиной, Ж.М. Глозман. – М.: «Смысл», 2003. С. 198-206.
- Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М.: Генезис, 2005. – 319 с.
- Хомская Е.Д. Об асимметрии блоков мозга // Нейропсихология сегодня / Под ред. Е.Д. Хомской. М.: Изд-во Моск. ун-та, - – С. 14-27
References
- Ahutina T.V., Melikjan Z.A., Zritel'no-prostranstvennaja pamjat' u mladshih shkol'nikov v norme i s zaderzhkoj psihicheskogo razvitija // Metody nejropsihologicheskoj diagnostiki / Pod red. E.Ju. Balashovoj, M.S.Kovjazinoj. – M.: Izd-vo Moskovskogo psihologo-social'nogo instituta; Voronezh: Izd-vo NPO «MODJeK». – 2009. – S.288-300.
- Ahutina T.V. Polonskaja N.N., Pylaeva N.M., Maksimenko M.Ju. Metodiki nejropsihologicheskogo issledovanija detej // Nejropsihologicheskaja diagnostika, obsledovanie pis'ma i chtenija mladshih shkol'nikov / Pod red. T.V.Ahutinoj, O.B. Inshakovoj. M.: Sekachev. - 2012. - S.11-33
- Lurija R. Vysshie korkovye funkcii cheloveka i ih narushenija pri lokal'nyh porazhenijah mozga. 3-e izd. M.: Akademicheskij proekt, 2000. – 512 s.
- Manelis N.G. Nejropsihologicheskie zakonomernosti normal'nogo razvitija // Shkola zdorov'ja. – 1999. – T.6.- № 1. – S.8-24
- Poljakov V.M. Nejropsihologija v skriningovyh issledovanijah detskih populjacij / V.M. Poljakov //Doklady vtoroj mezhdunarodnoj konferencii, posvjashhennoj 100-letiju so dnja rozhdenija A.R.Lurija / Pod red. T.V. Ahutinoj, Zh.M. Glozman. – M.: «Smysl», 2003. 198-206.
- Semenovich A.V. Vvedenie v nejropsihologiju detskogo vozrasta. M.: Genezis, 2005. – 319 s.
- Homskaja E.D. Ob asimmetrii blokov mozga // Nejropsihologija segodnja / Pod red. E.D.Homskoj. M.: Izd-vo Mosk.un-ta, - – S. 14-27