SOME ASPECTS OF IRREGULAR WORKING HOURS

Research article
Issue: № 7 (38), 2015
Published:
2015/08/15
PDF

Васильев В.С.

Магистрант кафедры гражданского процесса юридического факультета Санкт-Петербургского государственного Университета

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ НЕНОРМИРОВАННОГО РАБОЧЕГО ДНЯ

Аннотация

В статье рассмотрено – пределы хозяйственной власти работодателя в сфере использования ненормированного рабочего дня, способы обеспечения баланса интересов работников и работодателя при установлении ненормированного рабочего дня при существующем законодательном регулировании, предложения по изменению законодательства в сфере регулирования ненормированного рабочего дня.

Ключевые слова: ненормированный рабочий день, эпизодичность, сменная работа.

Vasiliev V.S.

Undergraduate Student, St. Petersburg state University, Faculty of Law.

SOME ASPECTS OF IRREGULAR WORKING HOURS

Abstract

The article considers the limits of the economic power of the employer in the use of irregular working hours, how to balance the interests of workers and employers in establishing irregular working hours under the existing legal regulation, proposals to change the law in the regulation of irregular working hours .

Keywords: irregular working hours, episodic, shift work.

В настоящее время возникают проблемы с применением ст.101 ТК РФ, регулирующей ненормированный рабочий день.

В соответствии со ст.97 ТК РФ выделяются две разновидности работы за пределами установленной продолжительности рабочего времени: сверхурочная работа и работа на условиях ненормированного рабочего дня, которые отличаются по последствиям.

При привлечении к сверхурочной работе установлен (ст.152 ТК РФ) повышенный размер оплаты труда, за каждый час такой работы. В свою очередь применительно к ненормированному рабочему дню установлено правило о дополнительном отпуске (ст.119 ТК РФ) – не менее трех календарных дней. Разница последствий в том, что в случае с ненормированным рабочим днём не устанавливается зависимость компенсационного механизма от количества привлечения за пределами установленной продолжительности рабочего времени.

При этом нет правового обоснования для установления компенсации,  прямо коррелирующей с объёмом затраченного рабочего времени (при сверхурочной работе), и компенсации,  прямо не коррелирующей с объёмом затраченного рабочего времени (при ненормированном рабочем дне).

Различия между привлечением к сверхурочной работе и привлечением к работе в условиях ненормированного рабочего дня заключается в возможности работодателя формально при «необходимости», а фактически без каких-либо ограничений, поскольку «необходимость» категория оценочная, установить режим ненормированного рабочего дня. После этого  единственным ограничением для привлечения к работе в условиях ненормированного рабочего дня будет критерий «эпизодичности». И в этом смысле данное различие не только не оправдывает введение различных компенсационных механизмов (коррелирующий и не коррелирующий), но даже более того, ставит вопрос об адекватности существующего  возмещения негативных последствий привлечения к работе в условиях ненормированного рабочего дня.

Существует два способа устранения указанного негативного аспекта. Первый способ – ограничение свободы работодателя. Второй способ – предоставление работнику гарантий.

Для решения данной проблемы, предлагаю обратиться к толкованию ст.101 ТК РФ,  в которой используется термин «эпизодичность», однако содержание эпизодичности в законе напрямую не установлено.

Во-первых,  следует выяснить, в рамках какого периода необходимо искать эпизодичность.

Ненормированный рабочий день является режимом работы, который должен быть предусмотрен режимом рабочего времени, а соответственно на него распространяет действие ст.100 ТК РФ. Данная статья использует в качестве временного отрезка рабочую неделю, а, следовательно, можно сделать предположение, что эпизодичность в ст.101 ТК РФ должна трактоваться применительно к рабочей неделе. Такой вывод сделан на основании того, что элементы режима рабочего времени должны быть последовательно связаны друг с другом и не должны использовать разные временные категории.

Во-вторых, необходимо поставить вопрос о  содержании термина  эпизодичность, который можно раскрыть, воспользовавшись сходными категориями, которые определяют количество и порядок использования определяемого этим термином явления.

Часто в законодательстве и судебной практике используется термин «постоянно», что означает привлечение ежедневно. Также используется термин «систематически», что означает привлечение с определенной периодичностью, регулярно, однако не ежедневно.

Система это совокупность каких-либо элементов, связанных между собой и рассматриваемых как единое целое. Однако законодательное применение термина «систематичность» подразумевает в данном случае не качественную характеристику – наличие определенной связи между элементами, а лишь количественную. Таким образом, для создания системы нужно, как минимум, два элемента, поскольку «целое» явление уже представляет собой систему, если имеет, как минимум две составляющих части.

Кроме того «эпизодичность» предполагает наличие эпизода, момента, то есть единичного случая.

Таким образом, проводя грань между эпизодическим и систематическим привлечением, следует прийти к выводу, что эпизодическое привлечение не должно быть больше, чем один день в рабочей неделе.

В-третьих, существует  проблема продолжительности непрерывной работы в условиях ненормированного рабочего дня, так как ст.101 ТК РФ не устанавливает максимальную продолжительность непрерывной работы в условиях ненормированного рабочего дня, однако она должна быть установлена, поскольку иное решение позволяет безгранично привлекать работника к работе.

Для решения этой проблемы, предлагаю использовать толкование ст.103 ТК РФ, регулирующей режим сменной работы, который предполагает, что производственный процесс превышает допустимые нормы ежедневной работы. На основании этого можно сделать вывод, что существует некий допустимый максимальный уровень ежедневной продолжительности работы, для всех работников.

В соответствии с Разъяснением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦПС от 7 мая 1987 №14/14-38 «Многосменным считается такой режим работы, когда на предприятии или в его подразделениях работа организована в две и более смены». Следовательно, для сменной работы нужно минимум две смены в сутки, а значит, максимальная продолжительность одной смены в сутки будет равна 12-ти часам в сутки. В свою очередь работа в две смены подряд запрещена. Как следствие, 12 часов в сутки это и есть предельно допустимая продолжительность ежедневной работы, которая должна применяться также и к ненормированному рабочему дню.

В-четвертых, необходимо определить содержание «эпизодичности» в более крупном промежутке времени.  Таким промежутком времени должен стать год, поскольку  ст.119  ТК РФ устанавливает именно ежегодный дополнительный отпуск работникам с ненормированным рабочим днём, который является компенсационным для работников.

Особенность данного отпуска состоит  в том, что основание отпуска – носит характер явления, которое зависит от воли работодателя. И в этом смысле отпуск по ст.119 ТК РФ не учитывает возможность увеличения нагрузки на работника.

Таким образом, эпизодичным должно признаваться такое привлечение к работе за пределами установленной продолжительности рабочего времени, которое будет компенсироваться предполагаемыми рабочими часами в предоставляемые дни дополнительного ежегодного отпуска.

Так, например, если работодатель устанавливает 3 дня дополнительного ежегодного отпуска, в каждый из которых, в случае, если бы они были для работника рабочим временем, он бы работал в соответствии с установленной продолжительностью рабочего дня, например, 8 часов ежедневно, то есть в сумме 24 часа. Это значит, что работодатель для соблюдения критерия эпизодичности может привлекать работника только 24 часа в год. Если же он работника не привлекает эти 24 часа в год, то для работника отпуск это компенсация за риск такого привлечения.

Указанное толкование достаточно сложное и напрямую не проистекает из регулирования ст.101 ТК РФ, поэтому в законодательство следует внести изменения,  которые будут создавать определенные критерии эпизодичности привлечения, а также зависимости компенсационного механизма от количественной составляющей  такого привлечения. Предложенное толкование и предлагаемые изменения позволят предотвратить злоупотребления работодателей, связанные с безграничным привлечением работника в условиях ненормированного рабочего дня.

Литература

  1. Курс российского трудового права: в 3-х томах / Под общ. ред. Маврина С.П., т.3 – СПб., 1996. 654 с.
  2. Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс трудового права., - М., 2004. 608 с.
  3. Таль Л.С. Трудовой договор: Цивилистическое исследование, Часть 1, Общие учения. Ярославль, 1913, 422 с.
  4. Головина С.Ю. Понятийный аппарат трудового права: [монография], - Екатеринбург,1997. 180 с.
  5. Советское трудовое право /Авт. кол.: В. М. Догадов, Ф. М. Левиант, Я. И. Давидович и др. ; Под ред. А. С. Пашков, - Л.,1966. 375 с.
  6. Скобелкин, В. Н. Трудовые правоотношения. -М,1999. -372 с.

References

  1. Kurs rossijskogo trudovogo prava: v 3-x tomax / Pod obshh. red. Mavrina S.P., t.3 – SPb., 1996. 654 s.
  2. Lushnikov A.M., Lushnikova M.V. Kurs trudovogo prava., - M., 2004. 608 s.
  3. Tal' L.S. Trudovoj dogovor: Civilisticheskoe issledovanie, Chast' 1, Obshhie ucheniya. Yaroslavl', 1913, 422 s.
  4. Golovina S.Yu. Ponyatijny'j apparat trudovogo prava: [monografiya], - Ekaterinburg,1997. 180 s.
  5. Sovetskoe trudovoe pravo /Avt. kol.: V. M. Dogadov, F. M. Leviant, Ya. I. Davidovich i dr. ; Pod red. A. S. Pashkov, -L.,1966. 375 s.
  6. Skobelkin, V. N. Trudovy'e pravootnosheniya. -M,1999. -372 s.