THE INTRADIOCESE LIFE IN THE EPARCHIES OF KUIBYSHEV AND ULYANOVSK ACCORDING OF THE REPORTS PERIOD OF THE 1959 AD

Research article
Issue: № 7 (14), 2013
Published:
08.08.2013
PDF

Подмарицын А.Г.

Кандидат исторических наук, Самарский государственный университет

ВНУТРИЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ КУЙБЫШЕВСКО-СЫЗРАНСКОЙ И УЛЬНОВСКО-МЕЛЕКЕССКОЙ ЕПАРХИЙ ПО ОТЧЕТАМ 1959 ГОДА

Аннотация

Впервые публикуемые сведения отчетов за 1959г. двух епархий Средне-Волжского региона – Куйбышевско-Сызранской и Ульяновско-Мелекесской позволяют сравнительно проанализировать характерные явления внутрицерковной жизни.

Ключевые слова: епархии Русской Православной Церкви, ежегодные епархиальные отчеты, Средне-Волжский регион.

Podmaritsyn A.G.

Ph. D. in History, Samara State University

THE INTRADIOCESE LIFE IN THE EPARCHIES OF KUIBYSHEV AND ULYANOVSK ACCORDING OF THE REPORTS PERIOD OF THE 1959 AD

Abstract

The article reviews the annual reports of two eparchies of the Russian Orthodox Church (the dioceses of Kuibyshev and Ulyanovsk) and contains many characteristics of the clerics, the temples and church’s intralife of Middle Volga in the 1959. The information of these Reports is published for first time.

Keywords: eparchies of the Russian Orthodox Church, annual eparchy’s reports, Middle Volga region.

Ежегодные отчеты о состоянии епархий Русской Православной Церкви (РПЦ) советского периода практически не используются в качестве исторических источников. Специальных исследований по отчетам указанного времени не существует. Ежегодный отчет епархиального архиерея Патриарху во второй половине 1950-х гг. стал обязательной и основной формой отчетности по управлению вверенной епархией. Условно отчеты делились на две части. В первой части давалась характеристика епархии по топографии, структурном разделении на благочиния, кратко характеризовалось духовенство, местные богослужебные особенности. При наличии свечной мастерской показывались основные характеристики производства и реализации. Вторая часть в виде таблиц содержала финансовые показатели (приход, доход, разновидности и остатки средств и др.). В начале следующего года отчеты высылались в Москву. В данной статье использованы копии отчетов о состоянии Куйбышевско-Сызранской и Ульяновско-Мелекесской епархий в 1959г., отложившихся в фондах Самарского епархиального архива. В них на региональном уровне рассматриваются проблемы внутрицерковной жизни рубежа 1950-60-х гг.

Когда самому архиерею составить отчет не представлялось возможным (по причине болезни или смерти), то отчет составлялся либо назначенным временноуправляющим епархией епископом, либо епархиальным советом, специально созданным для управления таковой епархией.

Епископ Митрофан (Гутовский), управлявший Куйбышевской и Сызранской епархией, скончался 12 сентября 1959г. Патриарх Алексий I поручил совершить погребение почившего архиепископу Саратовскому и Сталинградскому Палладию (Шерстенникову). На него также было возложено временное управление вдовствующей кафедрой. Следует отметить, что в конце мая 1959г. Куйбышевскому преосвященному было поручено управление Ульяновской епархией. По требованию Совета по делам РПЦ при СМ СССР архиепископ Ульяновский и Мелекесский Иоанн (Братолюбов) был отправлен на покой, а епархию присоединили к соседней Куйбышевской на правах благочиния. Сложилась парадоксальная ситуация – на протяжении более 1300 км течения Волги православные епархии подчинялись одному архиерею. Понятно, что эффективность управления на такой колоссальной площади стремилась к нулю, чего и добивались советские чиновники.

Архиепископ Палладий, исходя из пунктов 26 и 27 «Положения об управлении РПЦ 1945г.»[2, с. 351-352] воспользовался своим правом и «для удобства управления Куйбышевской и Ульяновской епархиями создал в г. Куйбышеве Епархиальный Совет в составе протоиереев – И. Фомичева (председатель), М. Гресюка и протодиакона В. Каленика»[1, л. 5]. «…Заседания Совета происходили по мере надобности. Епархиальный Совет подготавливал решения по разным текущим вопросам епархиальной жизни Куйбышевской и Ульяновской епархий и представлял их на утверждение Его Высокопреосвященства, также следил за проведением в жизнь всех распоряжений Епархиального архиерея»[1, л. 10]. Кроме того, в Куйбышеве продолжала действовать епархиальная канцелярия во главе с секретарем А.А. Савиным, административным порядком разрешавшая текущие вопросы.

Политика преосвященного Палладия в отношении управляемых присоединенных епархий основывалась на принципе минимализации. Она включала в себя ограничение требоисправлений вне стен храма (исповедь и причастие, в редких случаях – соборование [1, л. 3]); запрет несовершеннолетним прислуживать в качестве иподиаконов и алтарников, в том числе и детям служившего там же духовенства; исключение непосредственно из служб церковного звона; запрещение платить подоходный налог за обслуживающий церковный персонал и иные советские специальные налоговые обложения духовенства и церковных рабочих.

Состояние Куйбышевской и Сызранской епархии в 1959г. обозревалось следующим образом.

Территория епархии совпадала с границами Куйбышевской области. Среди верующих были лица русской (большинство), мордовской, чувашской, татарской и украинской национальностей. Епархия состояла из 19 приходов (4 городских и 15 сельских), разделенных на 2 благочиния [1, л. 1]. Случаев закрытия храмов не было, поступали ходатайства об открытии новых [1, л. 1]. В храмах имелись новые антиминсы, освященные владыкой Митрофаном. Церковная утварь, предметы ризничего и церковного обихода имелись в храмах в достаточном количестве. Богослужения совершались: в городских церквах – ежедневно, а в сельских – по субботам, воскресным и праздничным дням. Колокольный звон до конца 1959г. производился в 17 приходах епархии [1, л. 2-3]. Крестные ходы совершались исключительно внутри церковной ограды вокруг храма: в Великую субботу, на Пасхальной седмице и в престольные праздники [1, л. 3].

Посещаемость церквей была на уровне 1958г. Среди посетителей преобладали люди старшего возраста. В городских храмах наблюдалось стабильно большая посещаемость, вне связи с сезонами года; в сельских храмах в зимнее и межсезонное время посещаемость уменьшалась из-за плохих дорог и удаленности большинства сельских церквей от райцентров и больших поселений [1, л. 2].

Отмечалось, что «Освящений домов, молебнов и парастасов на дому в сельских приходах совершено больше, чем в городских. В некоторых сельских приходах погребение умерших совершалось при участии (сопровождении) священников» [1, л. 2-3]. Говоря о различиях в требоисправлениях в городе и на селе, современники отмечали преобладание в первых таинств исповеди и причастия (как в храме, так и на дому у больных). Крещение совершалось в основном над младенцами, бывали случаи крещения взрослых. Сравнительно велико было число венчаний [1, л. 2]. Клир епархии характеризовался следующим образом: протоиереев 17, иереев 20, протодиаконов 4, диаконов 6. Большинство священнослужителей было преклонного возраста. Заштатного духовенства числилось: протоиереев 9, иереев 8, иеромонахов 1, протодиаконов 1 [1, л. 3].

1959г. был ознаменован для епархии двумя событиями. Первое – присоединение Ульяновской епархии; второе – проведение по рекомендации уполномоченного стандартного (аналогичного приводившимся в советских учреждениях и предприятиях под партийной эгидой собраниям) собрания духовенства и старост г. Куйбышева и благочинных 2-х епархий, посвященное решениям сессии Всемирного совета мира в Стокгольме от 13 мая 1959г. [1, л. 4]. На собрании был составлен призыв ко всем верующим обоих епархий активнее участвовать в общенародной борьбе за мир. «В июле месяце от Куйбышевской епархии было внесено пожертвование в фонд Мира - 200.000- рублей, за что от Советского Комитета Защиты была получена благодарность» [1, л. 6].

Ежемесячно всеми приходами в епархию представлялись финансовый и товарно-материальный отчеты, и ежеквартально поступали отчеты ревизионных комиссий [1, л. 6]. В отдельном разделе рассматривалась деятельность епархиальной свечной мастерской. В 1959г. выработка продукции составила 29,7 т., реализация – 22,2 т., отпускная цена составила 200 рублей за кг (в масштабах цен 1947 г.). Свечи реализовывались приходам Куйбышевской, Ульяновской, Уфимской и частично Саратовской епархий. Часть сырья (воск, вощина) получались из Уфимской и Саратовской епархий [1, л. 7]. Епархиальная распределительная база «…реализовала утварь и предметы церковного обихода, только получаемые из Московской епархиальной мастерской» [1, л. 7]. Кроме того, реализовывались высылаемые Московской Патриархией (МП) издания: Новые Заветы, Библии первого советского издания 1956г., молитвенники. Через базу распространялась периодика: «Богослужебные указания на 1959 год», церковные календари журнального формата и настенные, «Журнал Московской Патриархии».

Приход церковных сумм по Куйбышевской епархии в 1959г. вместе с остатком средств по всем церквам составил 13.926.198-63. Общая сумма расходов составила 12.399.475-91. Расходная часть включала: нужды храмов 10.066.100-84, взносы в епархиальное управление (в том числе на пенсионный фонд и издания) 2.333.375-07 [1, л. 8].

Бюджет Куйбышевского епархиального управления полностью покрывался взносами от приходов и составил: приход с остатком за предыдущий год 3.439.696-79, расход 2.180.639-14, остаток на 1 января 1960г. – 1.259.057-65. Расходными статьями были взносы в МП 525.000-00, взносы за издания 30.452-50, выдача пенсий и пособий 208.553-34, выдача средств на ремонт сельских церквей 483.098-00, расходы на нужды самого управления 933.535-30 [1, л. 8-9].

В 1959г. по епархии было затрачено на капитальные и текущие ремонты церквей и церковных строений – 1.974.727-00. На ремонт сельских церквей было выделено из средств епархиального управления 258.098-00, из средств городских церквей 225.000-00 [1, л. 9].

Одновременно с отчетом по Куйбышевской епархии был составлен по подобному формуляру и отчет по Ульяновско-Мелекесской епархии за 1959г. Территория епархии охватывала тогдашнюю Ульяновскую область, среди жителей были представлены русские, мордва, чуваши и татары.

Приходов в епархии было 17, из них 3 городских. В июле 1959г. был закрыт Казанский (Патриарший) собор в г. Ульяновске, действовавший в 1941 – 1944 гг. как храм-резиденция Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). Его святыни, имущество, денежные средства были переведены в Неопалимовскую церковь [1, л. 1а]. Богослужения в городских храмах совершались ежедневно, а в сельских – по субботам, в воскресные и праздничные дни. «Посещаемость верующими храмов в 1959г. по сравнению с 1958г. в 8 приходах увеличилась, в 1 уменьшилась в остальных приходах на одинаковом уровне. Посещали приходы в основном люди старшего возраста» [1, л. 2а]. Утварью и предметами обихода храмы были обеспечены сполна. Существовала потребность в иерейских служебниках и часословах [1, л. 2а].

До октября 1959г. Ульяновская епархия разделялась на два благочиннических округа, затем было создано одно Ульяновское благочиние [1, л. 2а]. После присоединения в конце мая Ульяновской епархии к Куйбышевской, все канцелярские и финансовые дела бывшего Ульяновского епархиального управления были переведены в Куйбышев. Финансовые дела Ульяновской епархии велись отдельно от Куйбышевской [1, л. 1а].

Отправленный на покой архиепископ Иоанн (Братолюбов) проживал в церковном доме, занимая там две комнаты. Пенсия в 1200 рублей в месяц ему выплачивалась Куйбышевским епархиальным управлением. При необходимости ему предоставлялся церковный автотранспорт [1, л. 2а].

Духовенство Ульяновской епархии характеризовалось следующими цифрами: протоиереев – 6, иереев – 21, 1 протодиакон и 7 диаконов. Отмечалось, что «Большинство священнослужителей имеет или начальное или домашнее образование. Культурный уровень его низкий» [1, л. 3а]. Духовенство 15 приходов состояло на зарплате (окладе) и 2-х приходов на доходе. Практически все духовенство жило в церковных домах [1, л. 3а].

Отчетность до присоединения епархии представляла собой месячные отчеты, предоставлявшиеся приходами благочинным. После присоединения были введены формы, аналогичные бывшим в Куйбышевской епархии – месячные финансовые и товарно-материальный отчеты, и ежеквартальные отчеты ревизионных комиссий. Приход за 1959г. (с остатком от предыдущего) составил 7.572.274-76, расход 4.596.137-21, при остатке на 1 января 1960г. в сумме 2.976.137-55 [1, л. 4а-5а]. Бюджет Ульяновского епархиального управления выражался в цифрах: приход с остатком 3.778.434-37, расход 1.793.487-37, остаток 1.984.447-00 [1, л. 5а]. На текущие ремонты в приходах было израсходовано в 1959г. 283.523-47 [1, л. 5а].

Ульяновская епархия внесла в советский «фонд мира» 200.000 рублей. В церквах, по настоянию уполномоченного, были зачитаны документы Стокгольмского совещания сторонников мира. Специальных проповедей на эту тему не произносилось [1, л. 4а].

Оба отчета были подписаны председателем Куйбышевского епархиального совета протоиереем И. Фомичевым 3 февраля 1960г. [1, л. 10, 5а об.].

Таким образом, данные отчетов позволяют сравнить аналогичные показатели и выявить специфику бытования соседних епархий при непрерывно меняющихся внешних и внутренних обстоятельствах. Несмотря на начавшиеся широкие ограничения со стороны властей, архиереи и духовенство продолжали ремонт церковных зданий и их благоустройство. В отчетах отразилась начавшаяся кампания по закрытию храмов и сокращению числа епархий. Во вновь образованный советский «фонд мира» от обеих епархий впервые были внесены значительные суммы. За стандартными советскими идеологическими транспарантами (оглашение документов Стокгольмского совещания сторонников мира в церквах) скрывалось паразитирование советской партократии на человеческих чаяниях и надеждах не только верующих, но и всех советских людей вообще.

Впервые публикуемые данные ежегодных отчетов двух соседних епархий позволяют выявить характерные тенденции в бытовании религиозных объединений в советском обществе конца 1950 –60-х гг. на региональном уровне.

References