PROBLEM OF REGULATING NORMATIVE, PERSONAL AND MORAL DEVELOPMENT OF A MODERN STUDENT IN ACADEMIC ETHICS AND ACADEMIC ETIQUETTE
ПРОБЛЕМА РЕГУЛЯЦИИ НОРМАТИВНО-ЛИЧНОСТНОГО И МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА В ПРОСТРАНСТВЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЭТИКИ И АКАДЕМИЧЕСКОГО ЭТИКЕТА
Научная статья
Бессонова Т.И.*
ORCID: 0000-0001-9531-3138,
Севастопольский государственный университет, г. Севастополь, Россия;
* Корреспондирующий автор (tibessonova[at]mail.ru)
АннотацияВ статье изложены результаты анализа научных источников и практик университетов мира, дающих представления об этических регуляторах нормативно-личностной и морально-нравственной структуры современного студента. Выделены структурные компоненты морального сознания и нравственной регуляции. Исследованы положения студенческих этических кодексов как моральных регуляторов социального взросления студенчества.
Ключевые слова: нормативно-личностное развитие, моральное сознание, морально-нравственная деятельность, нравственные поступки, нравственный идеал.
PROBLEM OF REGULATING NORMATIVE, PERSONAL AND MORAL DEVELOPMENT OF A MODERN STUDENT IN ACADEMIC ETHICS AND ACADEMIC ETIQUETTE
Research article
Bessonova T.I.*
ORCID: 0000-0001-9531-3138,
Sevastopol State University, Sevastopol
* Corresponding author (tibessonova[at]mail.ru)
AbstractThe article presents the results of the analysis of scientific sources and best practices of universities around the world giving an idea of the ethical regulators of the normative, personal and moral characteristics of a modern student. The paper highlights structural components of moral consciousness and moral regulation. Provisions of the ethical code of students that serves as a moral regulator of the social adulting of students are studied.
Keywords: normative and personal development, moral consciousness, moral activity, moral actions, moral ideal.
ВведениеПроблема личностного развития и воспитания нравственной культуры студенческой молодежи имеет ярко выраженную актуальность и значимость. В обществе постоянно возникает необходимость поиска механизмов стабилизации и ухода от новых негативных социальных явлений в студенческой жизни: виртуального ханжества и хамства, инклюзивного академического невежества и невоспитанности, студенческого насилия «буллинга», академического провокационного сексуального поведения «харассмента», распространяющейся неряшливости в одежде «grunge style», грубости и вульгарности в общении и поведении, росте нецензурного словоупотребления [4], [7]. Социальная ответственность большинства молодых людей за свои поступки в академической среде всё-таки преобладает. Однако, есть некоторая критическая середина выраженности уровня моральной самооценки, устойчивости нравственных убеждений, нравственных представлений и понятий, нравственно-критического отношения к проявлению негативных черт своего поколения. Академическое сообщество чаще всего, как и общество, реагирует, но не предотвращает.
Цель исследования
Структура морали многоярусна и многопланова, она представляет разнообразие внешних и внутренних вариантов с учётом особенностей как массового сознания, так и индивидуального, а также личностной структуры каждого человека. Нравственность всегда персональна: она свободна и неуправляема. Однако, принятые академическим сообществом моральные регуляторы – кодексы поведения – определяют внешние ориентиры и в дальнейшем оказывают влияние на личность человека. Постараемся обобщить в данной статье некоторые результаты теоретического анализа научных работ и современных этических практик, характеризующих особенности развития личности студента в условиях регулируемого академического социума.
Методы и основные результаты исследования
Методы исследования первого этапа: теоретический анализ научных работ, определяющих системное знание о современной морали и нравственности человека, о нравственном идеале, сложившемся в нашей культуре, о психологическом механизме, объясняющем исполнение этических норм и предписаний; изучение, обобщение и анализ зарубежных и отечественных документов студенческих этических кодексов с целью выбора эффективных практик.
Проблема морали и нравственности студенческой молодёжи актуализирована временем. «В 90-е гг. ХХ в. в России сформировался идеал свободной в своём самоопределении и развитии личности, «освобождённой» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом» [6, п.1]. Эти вопросы отзываются эхом равнодушия и неопределённости и в наше время. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2014г.) сформулирована высшая цель образования (пока в системе общего среднего образования) – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в национальных традициях российского народа [6, п.1]. Одной из важнейших исторических нравственных личностных характеристик гражданина России считается патриотизм и гуманность.
По итогам ряда теоретических исследований нами сделаны следующие обобщения. Так, например, в работах Л.И. Анцыферовой [1, С.108-123], Л.М. Архангельского [2, С.124-156], А.И. Титаренко [8, С.156-187], В.Д. Шадрикова [10, С.264-274] нравственный идеал человека российской национальной культуры (на основе анализа большого количества философской, культурологической, психологической и педагогической литературы XIX-XXI вв.) рассмотрен на уровне следующей личностной модели: уважительное отношение к другим людям; миролюбие в конфликтных ситуациях; дружелюбие; отзывчивость; заботливое отношение; сопереживание, сочувствие; скромность; бескорыстие; добродушие, доброта; коллективизм как единение на основе отношений ответственной зависимости; открытость; свободолюбие; великодушие; милосердие; совестливость; чувство личного достоинства.
Определяя научные истоки и доминанты для обозначения содержательных характеристик нормативно-личностной структуры студенческой молодёжи в аспектах нравственного развития, нами выделены подходы, рассматривающие нравственность человека как комплексное личностное образование, формирующееся исторически и охватывающее различные сферы психики: осознание, усвоение и реализация общественных моральных норм, законов, правил; моральные переживания, выражающиеся в поведении и отношении к другим людям; система регуляции жизнедеятельности как ценностно-смысловые образования с аффективным, когнитивным, конативным, рефлексивным и другими компонентами. В работах А.А. Гусейнова и его последователей обосновано: «Различные подходы раскрывают различные ее стороны: а) биологический – изучает предпосылки нравственности на уровне отдельного организма и на уровне популяции; б) психологический – рассматривает психологические механизмы, обеспечивающие исполнение нравственных норм; в) социологический – выясняет общественные условия, в которых складываются нравы, и роль морали для поддержания устойчивости общества; г) нормативный – формулирует мораль как систему обязанностей, предписаний, идеалов; д) личностный – видит те же идеальные представления в личностном преломления, в качестве факта индивидуального сознания; е) философский – человека» [5, С.47].
Отечественная психология в рамках деятельностного подхода соединяет общественное и личное как суть нравственного отношения к действительности и нравственных отношений между людьми (Б. Г. Ананьева, Л. Н. Антилогова, Л. И. Анциферова, Б. С. Братусь, JI. C. Выготский, Н. Н. Мокроусов, Т. М. Титаренко, В. Д. Шадриков и др.). При изучении нравственности сложилась научная традиция во главу угла ставить нравственное сознание, рассматриваемое как сложное и многогранное социальное явление. По мнению Л. С. Выготского, «...с точки зрения социальной психологии на мораль приходится смотреть как на известную форму социального поведения, вырабатываемую и устанавливаемую в интересах господствующего класса, разную для разных классов» [3, С. 205], при этом «…моральное поведение есть поведение, воспитываемое таким же точно образом через социальную среду, как и всякое другое» [3, С. 207]. С. Флоренская утверждает и доказывает, что «только на уровне духовного «Я» можно обрести основание и опору для преодоления жизненных трагедий и разочарований» [9, С.184].
Интересным направлением нашего исследования было изучение этической практики 65 университетов разных регионов мира, а также историю вопроса в России. Первыми предпринявшие попытку разработать и представить широкой научной общественности указанные кодексы были Высшая школа экономики г. Москвы (Кодекс академической этики, 2009), Институт педагогики и психологии Марийского государственного университета (2010), Санкт-Петербургский университет (2010), Московский государственный университет (2010). Интересен зарубежный опыт на примере студенческих Кодексов поведения Гарвардского университета (2011), Кодекса этического поведения Кембриджского и Оксфордского университетов (2012) и других [11], [12], [13]. Для нашего анализа в силу ограниченности объёма статьи нами сделаны ссылки на опыт 3 ведущих университетов и выделены 3 их направления, представляющие интерес для академической практики и морально-нравственного развития студентов: принципы, информационное наполнение и поведение участников учебно-воспитательного процесса, зафиксированное в студенческих кодексах академической этики. Значимыми для всех студенческих кодексов являются рекомендации антикоррупционной направленности и необходимости воздерживаться от высказываний дискриминационного характера по признакам возраста, пола, имущественного и других положений, а также политических и религиозных предпочтений. Все университеты используют разные виды информации по степени её прозрачности и доступности. Это вопрос актуализируется по причине персональных данных и сведений служебной деятельности. Гарвардский университет в студенческом Кодексе академической этики с 2012 года требуют обеспечивать конфиденциальность личных достижений студентов, профессиональной исследовательской деятельности и доступа к ней. В целом положения исследовательской этики занимают 2/3 рекомендаций, включая рекомендации о минимизации возможного вреда в процессе исследования, о максимальной пользе от исследования, честности исследовательских процедур. В этических правилах для студентов чётко прописаны запреты на все формы нечестного и нетолерантного поведения и все виды препятствования преподаванию и учению. В практике Оксфордского университета с 2016 года академическая нечестность и антиплагиат рассматриваются в отдельном студенческом кодексе, что определяет актуальность этого направления для научного мира.
В части поведения студенческие кодексы Кембриджского и Оксфордского университетов предусматривают уважительное и доверительное отношение между всеми участниками учебно-воспитательного процесса. Критические замечания допустимы в вопросах оценивания деятельности и недопустимы по поводу личных качеств, особенно студентов. В целом, информационно-коммуникативная сторона современной академической этики данных университетов включает в себя психологические феномены (чувства, установки т.д.), проявляющиеся в поведении. Это определяет приоритеты корректности, терпимости к обычаям и традициям представителей разных народов. Значимыми стали рекомендации преподавателям исключить пренебрежительный тон, угрозы и незаслуженные обвинения. Сегодня в академической среде Кембриджского и Оксфордского университетов побеждают традиции дресс-кода, предложенные в университетах Великобритании ещё в 1862 году (принцип «узнаваемого академического патриотизма»). Приветствуется шерстяная и джинсовая одежда, которая должна быть строгой и элегантной без экстравагантности, ярких изображений животных и людей, исключающей прозрачные ткани, надписи и т.д. Дистанционное обучение определило появление отдельных хартий и кодексов. Интересный опыт представляют Этические кодексы дистанционного обучения французского университета Пантеон-Сорбонна и американского Гарвардского университета.
Итак, для российских университетов Кодексы академической этики стали реальностью, но в целом инструменты этического регулирования академической среды в нашей стране находятся в стадии осмысления и формирования. Теоретические исследования показали, что в студенческом возрасте личность все больше ориентируется на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретенных знаний и своего, пусть не очень большого, жизненного опыта. Знания об окружающем мире и нормах морали объединяются в сознании студента в единую картину мира, который благодаря виртуальной коммуникации стал открытым для изучения и осмысления передового опыта. Эти два направления исследования стали значимыми для разработки Кодекса академической этики Севастопольского государственного университета, а участие большой команды студентов в данном исследовании делает эту работу осмысленной и открытой.
Благодарности Особая благодарность кураторскому корпусу и студенческому активу Севастопольского государственного университета. | Acknowledgement Special thanks to the curatorial corps and student assets of Sevastopol state University. |
Конфликт интересов Не указан. | Conflict of Interest None declared. |
Список литературы / References
- Анцыферова Л.М. К психологии личности как развивающейся системы / Л.М. Анцыферова. – СПб.: Питер, 2010. – 234 с.
- Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности / Л.М. Архангельский. – СПб.: Питер, 2010. – 320 с.
- Выготский Л.С. История развития высших психических функций / Л.С. Выготский. – М. : Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2010. – 512 с.
- Бессонова Т.И. Инновационные образовательные технологии формирования познавательно-социальной активности студентов / Т.И. Бессонова // Гуманитарно-педагогическое образование. – 2015. – Т.1. – №1. – С. 39–47.
- Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности / А.А. Гусейнов. – М. : Издательство Московского университета, 2014. – 385 с.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2014г.) / М.: Просвещение, 2018. – 17 с. [Электронный ресурс] URL: base.garant.ru/23704270/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 10.2019)
- Пелевина Т.В. Нравственность и профессионализм как ценностные ориентиры молодых людей в новом веке / Т.В. Пелевина // Социология и общество. Тезисы докладов Первого Российского Социологического Конгресса. – СПб. : Питер, 2000. – С.456-461.
- Титаренко А.И. Моральная регуляция личности / А.И. Титаренко. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2014. – 385 с.
- Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии: Наука о душе / Т.А. Флоренская. – М. : Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2014. – 208 с.
- Шадриков В.Д. Психологическое описание нормального человека (идеологические, теоретические и методологические проблемы) / В.Д. Шадриков // Психология. Вестник Высшей школы экономики. – Том 5. – № 2. – 2008. – С. 3.–24.
- Harvard Honor Code. URL: https://honor.fas.harvard.edu/honor-code (дата обращения: 10.10.2019).
- Research Integrity. The University of Cambridge. [Электронный ресурс] URL: https://www.research-integrity.admin.cam.ac.uk/research-ethics/ethical-review (дата обращения: 20.11.2019).
- University Conduct Regulations. University of Oxford. [Электронный ресурс] URL: https://www.ox.ac.uk/students/academic/conduct?wssl=1 (дата обращения: 20.12.2019).
Список литературы на английском языке / References in English
- Antsyferova L.M. K psikhologii lichnosti kak razvivayushcheisya sistemy [To the Psychology of Personality as a Developing System] / L.M. Antsyferova. – St. Petersburg: Piter, 2010. – 234 p. [In Russian]
- Arkhangelsky L.M. Sotsialno-eticheskie problemy teorii lichnosti [Socio-Ethical Problems of Personality Theory] / L.M. Arkhangelsky. – St. Petersburg: Piter, 2010. – 320 p. [In Russian]
- Vygotsky L.S. Istoriya razvitiya vysshikh psikhicheskikh funktsii [History of Higher Mental Functions Development] / L.S. Vygotsky. – M.: Smysl Publishing House, Eksmo Publishing House, 2010. – 512 p. [In Russian]
- Bessonova T.I. Innovatsionnye obrazovatelnye tekhnologii formirovaniya poznavatelno-sotsialnoi aktivnosti studentov [Innovative Educational Technologies for the Formation of Cognitive and Social Activity of Students] / T.I. Bessonova // Gumanitarnoye i Pedagogicheskoye Obrazovaniye [Humanitarian and Pedagogical Education]. – 2015. – V.1. – No.1. – P. 39–47. [In Russian]
- Guseynov A.A. Sotsialnaya priroda nravstvennosti [Social Nature of Morality] / A.A. Guseynov. – M.: Publishing House of Moscow University, 2014. – 385 p. [In Russian]
- Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii (2014g.) [Concept of Spiritual and Moral Development and Upbringing of the Personality of a Citizen in Russia (2014)] / M.: Prosveshcheniye, 2018. – 17 p. [Electronic resource] URL; garant.ru/23704270/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (Accessed: 10.10.2019). [In Russian]
- Pelevina T.V. Nravstvennost i professionalizm kak tsennostnye orientiry molodykh lyudei v novom veke [Morality and Professionalism as Value Guidelines for Young People in the New Century] / T.V. Pelevina // Sotsiologiya I Sociology and Society. Abstracts of the First Russian Sociological Congress. - St. Petersburg: Piter, 2000. -- P.456-461. [In Russian]
- Titarenko A.I. Moralnaya regulyatsiya lichnosti [Moral Regulation of Personality] / A.I. Titarenko. - M.: Publishing House of Mosc. University, 2014. – 385 p. [In Russian]
- Florenskaya T.A. Dialog v prakticheskoi psikhologii: Nauka o dushe [Dialogue in Practical Psychology: Science of the Soul] / T.A. Florenskaya. – M.: Humanitarian Publishing Centre VLADOS, 2014. – 208 p. [In Russian]
- Shadrikov V.D. Psikhologicheskoe opisanie normalnogo cheloveka (ideologicheskie, teoreticheskie i metodologicheskie problemy) [Psychological Description of a Normal Person (ideological, theoretical and methodological problems)] / V.D. Shadrikov // Psikhologiya. Vestnik Visshey Shkoly Ekonomiki [Psychology. Bulletin of the Higher School of Economics]. – Volume 5. – No. 2. – 2008. – P. 3. – 24. [In Russian]
- Harvard Honor Code. URL: https://honor.fas.harvard.edu/honor-code (Accessed: 10.10.2019).
- Research Integrity. The University of Cambridge. [Electronic resource] URL: https://www.research-integrity.admin.cam.ac.uk/research-ethics/ethical-review (access date: 20.11.2019).
- University Conduct Regulations. University of Oxford. [Electronic resource] URL: https://www.ox.ac.uk/students/academic/conduct?wssl=1 (Accessed: 20.12.2019).